Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы



2015-11-27 544 Обсуждений (0)
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы 0.00 из 5.00 0 оценок




О.Г.Зубарева

 

 

Семейное право

Учебно – методический комплекс

 

Ростов – на – Дону,

 

 

Северо - Кавказская академия государственной службы

 

Кафедра гражданского и предпринимательского права

 

 

Зубарева О.Г.

Семейное право. Учебно – методический комплекс.

Для студентов юридических институтов и факультетов по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация) (степень «бакалавр»). Может быть использован при подготовке юристов иного уровня.

 

Печатается по решению кафедры.
Протокол № от 2011 г.

 

Оглавление

Применяемые сокращения……………………………………………….4

Введение…………………………………………………………………...5

Рабочая программа………………………………………………………..6

Теоретическая часть………………………………………………………15

Практическая часть ………………………………………………………30

 

 

Применяемые сокращения

Арбитражный процессуальный кодекс

Российской Федерации АПК РФ

Бюллетень нормативных актов федеральных

органов исполнительной власти БНА

Вестник Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации ВВАС РФ

Высший Арбитражный Суд

Российской Федерации ВАС РФ

Государство и право ГиП

Гражданский кодекс Российской Федерации ГК РФ

Журнал российского права ЖРП

Земельный кодекс Российской Федерации ЗК РФ

Конституционный Суд Российской Федерации КС РФ

Налоговый кодекс Российской Федерации НК РФ

Постановление Правительства

Российской Федерации ПП РФ

Российская газета РГ

Российская юстиция РЮ

Северо-Кавказский юридический вестник СКЮВ

Собрание законодательства

Российской Федерации СЗ РФ

Федеральный закон ФЗ

Семейное и жилищное право СЖП

Введение

 

Учебно – методический комплекс разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и является частью основной программы бакалавриата Северо-Кавказской академии государственной службы. Содержание УМК ориентировано на реализацию компетентного подхода, предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Содержит цели и задачи дисциплины, обоснования места её в структуре образовательной программы, учебно - тематический план, теоретическую часть, практическую часть, самостоятельную неаудиторную работу студентов, учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины, научно – исследовательскую деятельность студентов под руководством преподавателей, содержащую темы курсовых и дипломных работ, вопросы для подготовки к зачету и экзамену, материально – техническое обеспечение дисциплины.

Учебно – методический комплекс разработан профессорами кафедры гражданского и предпринимательского права С.А. Зинченко, В.В. Ванин, Г.И. колесник, предназначена для студентов очной формы обучения Северо-Кавказской академии государственной службы по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Ключевые слова: «семейные отношения», «брак», «отношения родителей и детей», «формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

 

 

Рабочая программа

Цель учебной дисциплины определяется федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предполагает формирование у студентов системы компетенций, необходимых для освоения производных учебных дисциплин и осуществление профессиональной деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- формирование у студентов знаний о семейном праве как науке и учебной дисциплины, методах правового регулирования семейных отношений, месте законодательства о семейных отношениях в российской правовой системе; уяснения правовых механизмов взаимодействия семьи и государства, форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и правового регулирования отдельных их видов;

- формирование у студентов навыков, способностей и умений принимать полученные при освоении теоретической части знания и личные качества в процессе изучения других дисциплин и будущей профессиональной деятельности;

- сформировать у студентов способность к самообразованию, самостоятельному повышению профессионализма, собственной квалификации, в том числе посредством научной и педагогической деятельности.

 

В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен обладать компетенциями, изложенными в таблице №1.

 

Таблица №1

Компетенции, формируемые у студентов в процессе освоения учебной дисциплины «Семейное право»

 

Общекультурные компетенции
ОК №1.4 Осознание социальной значимости семьи - как основы развития и сохранения нации, гаранта духовного и материального благополучия граждан.
ОК №1.5 Способность заниматься правовой благотворительностью в отношении социально незащищенных лиц (малообеспеченных семей; многодетных; семей, имеющих детей инвалидов; детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей).
ОК №3.1 Способность четко определять объект своей профессиональной деятельности.
ОК №3.2 Способность к постановке четких целей своей научной и практической деятельности.
ОК №3.12 Способность выявлять и описывать взаимосвязи между различными государственно-правовыми и иными социальными явлениями.
ОК №3.14 Способность анализировать эффективность государственно-правовых явлений в современных условиях.
ОК №4.2 Способность четко выражать свои мысли с учетом формы речи, аудитории, адекватного выбора речевого поведения, правил межкультурной коммуникации.
ОК № 5 Обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОК №6.1 Готовность добровольно нести ответственность за правонарушения, в том числе и нарушения учебной дисциплины
ОК № 7 Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК №8.1 Способность выделять на разных этапах истории России государственно правовые явления, предпосылки их возникновения и развития.
ОК №8.4 Способность разностороннего объективного оценивания событий прошлого и современности с позиций диалектико-материалистической концепции.
ОК №8.10 Способность анализировать социально-значимые проблемы и историко-правовые процессы, происходившие и происходящие в нашей стране, а также делать обоснованные выводы, оценивать перспективность и необходимость использования историко-правового опыта.
ОК №9.1 Способность анализировать специфику взаимоотношений семьи и государства, их известную независимость друг от друга, установление пределов этой независимости и динамику взаимоотношений по целому ряду направлений жизнедеятельности семьи и государства.
ОК №9.2 Способность к обобщению и анализу факторов и процессов, влияющих на формирование современной государственной семейной политики.
ОК №9.3 Осознание ведущей роли благополучной личности, воспитанной в полноценной семье, ее влияния на формирование семейной политики и в целом демократических институтов и гражданского общества современной России.
ОК №9.4 Способность анализировать демографические проблемы и миграционные процессы, как факторы, влияющие на развитие современной семьи.
ОК № 10 Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ОК № 11 Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
ОК №12.1 Навыки пользования современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций как средствами управления информацией и постоянно их совершенствует.
ОК № 13 Владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке
ОК №14.2 Навыки самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции
ПК № 1.1.1 Навыки обоснования необходимости юридического регулирования общественных отношений.
ПК № 1.1.4 Навыки внесения изменений в нормативно-правовые акты и их отмены.
ПК № 1.1.5 Навыки систематизации действующего законодательства.
ПК № 1.3.1 Навыки осуществления мониторинга общественных отношений в гражданской, предпринимательской, трудовой, семейной, жилищной, гражданско-процессуальной и арбитражно-процессуальной сферах.
ПК № 1.3.2 Подготавливать нормативно-правовые акты в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных отношений. Участвовать в разработке коллективных договоров и соглашений.
ПК № 1.3.4 Проводить мониторинг действующего законодательства в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных отношений.
ПК № 1.3.6 Использует результаты социальных и демографических исследований последнего десятилетия, а также основные положения и методы исследований известных политологов в области семейной политики при решении профессиональных задач.
ПК № 2 Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК № 3 Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
ПК №4.3.1 Навыки принятия законных и обоснованных решений в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных споров.
ПК №5.1.1 Общие навыки поиска юридических норм.
ПК № 5.1.2 Общие навыки толкования юридических норм.
ПК № 5.1.4 Навыки квалификации юридически значимого поведения субъектов.
ПК № 5.3.1 Уметь анализировать гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное, жилищное законодательство, выявлять его специфику в качестве источника права, а также в аспекте его императивно-диспозитивного регулирования.
ПК № 5.3.2 Уметь толковать нормы права, правильно их применяя при подготовке конкретных материалов в ходе заключения договоров, опосредующих гражданские, предпринимательские, трудовые, жилищные, семейные отношения, оценке их исполнения, предъявления претензий и исков.
ПК № 5.3.4 Обобщать судебную практику по регулированию гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных правоотношений, вносить предложения правоприменителю.
ПК № 5.3.5 Готов и способен участвовать в правоприменительной деятельности при разрешении споров в гражданской, предпринимательской, трудовой, семейной, жилищной областях.
ПК № 5.3.6 Владение навыками определения причинно-следственных связей между различными социальными явлениями и правонарушениями в области гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных правоотношений.
ПК № 5.3.7 Владение международными стандартами деятельности субъектов в области гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных правоотношений, в области адвокатской деятельности.
ПК № 5.3.8 Способен анализировать специфику взаимоотношений семьи и государства, их известную независимость друг от друга, установление пределов этой независимости и динамику взаимоотношений по целому ряду направлений жизнедеятельности семьи и государства.
ПК № 5.3.9 Владение навыками поиска и использования судебной практики по гражданским, предпринимательским, трудовым, жилищным, семейным делам, в частности основных Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
ПК № 5.3.10 Уметь квалифицированно общаться с государственными и муниципальными служащими органов и работниками организаций призванных следить за соблюдением прав несовершеннолетних.
ПК № 5.3.11 Способен анализировать демографические проблемы и миграционные процессы, как факторы, влияющие на развитие современной семьи, современной государственной семейной политики.
ПК № 5.3.12 Владеть понятийным аппаратом гражданского, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, понимать значение терминов и положений нормативных правовых актов.
ПК № 5.3.13 Навыки межотраслевого взаимодействия. Уметь определить подведомственность и подсудность различных категорий дел в области гражданского, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного права. Способен верно определить - в какой суд следует обращаться с тем или иным исковым заявлением.
ПК № 5.3.31 Уметь толковать нормы права, правильно их применяя при подготовке конкретных материалов в ходе заключения алиментных соглашений, брачных договоров, соглашений об определении места жительства ребенка.
ПК № 5.3.60 Понимать модель правового регулирования брачных отношений, основания прекращения и признания недействительным брака.
ПК № 5.3.61 Способен отличать режимы супружеской собственности, механизмы перемещения имущества и возложения ответственности по долгам супругов в зависимости от избранного режима.
ПК № 5.3.62 Понимать различия в основаниях возникновения алиментных обязательств лиц 1 и 2 очереди.
ПК № 5.3.63 Понимать роль органов опеки и попечительства в механизме выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
ПК № 5.3.64 Понимать роль специального законодательства в создании системы норм, регулирующих правовой статус несовершеннолетнего.
ПК № 6.3.1 Уметь и владеть навыками правовой квалификации правовых явлений в гражданской, предпринимательской, трудовой, семейной, жилищной сфере в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности.
ПК № 6.3.3 Способен верно интерпретировать обстоятельства дела в области гражданско-правовой специализации, дать им оценку и юридическую квалификацию.
ПК № 7.3.1 Уметь составлять основные процессуальные документы, исходящие от участников гражданского, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного процесса: исковое заявление (заявление), ходатайство, жалобу.
ПК № 7.3.3 Уметь составлять основные процессуальные документы, исходящие от суда: решение, определение, протокол.
ПК № 8.1.2 Способность обосновывать, применяемые к участникам правоотношений, меры юридической ответственности.
ПК № 8.3.1 Навыки защиты гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных прав.
ПК № 8.3.2 Готовить документы для представительства в судах, государственных (муниципальных) органах для защиты гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных прав.
ПК № 10.2.1 Способность выявлять, предупреждать и давать соответствующую оценку правонарушениям в ходе защиты гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных прав, в том числе фактам коррупции.
ПК № 13 Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации
ПК № 14.1.1 Общие навыки экспертирования различных правовых актов и их проектов.
ПК №14.3.1 Уметь проводить правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов, опосредующих гражданские, предпринимательские, трудовые, семейные, жилищные отношения, в том числе подготавливаемых Законодательным собранием Ростовской области.
ПК № 16.3.4 Уметь давать профессиональные консультации по вопросам правового регулирования брачных отношений субъектов, режима супружеского имущества, установления происхождения детей, прав несовершеннолетних детей, прав и обязанностей родителей.
ПК № 16.3.5 Давать экспертные заключения по актам органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних. Уметь оценивать деятельность нотариусов на предмет соответствия действующему законодательству.
ПК № 17.2 Навыки проведения занятий в форме семинара. Способность формировать практические юридические навыки и умения студентов во время проведения семинарских занятий.
ПК № 17.4 Способность подготовить перечень контрольных вопросов, необходимых для проверки знаний студентов по теме занятия.
ПК № 17.5 Навыки подготовки тестов и тестирования студентов.
ПК № 17.6 Способность подготовить практическую задачу по теме занятия.
ПК № 18 Способен управлять самостоятельной работой обучающихся
ПК № 19 Способен эффективно осуществлять правовое воспитание

 

Коды компетенций и их наименование соответствуют компетенциям основной образовательной программы бакалавриата, утвержденной Учёным советом Северо-Кавказской академии государственной службы.

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Семейное право» является элементом компетентностно – ориентированного учебного плана и входит в его базовую часть, предусмотренную федеральным государственным образовательным стандартом. Она обязательна для изучения всеми студентами Северо-Кавказской академии государственной службы, осваивающими основную образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, любой формы обучения.

Период изучения дисциплины студентами, структура видов деятельности студентов и их трудоёмкость содержаться в таблице №2.

 

Вид формы обучения Период освоения дисциплины (семестр) Трудоемкость дисциплины и отдельных видов работ по ее освоению в зачетных единицах Итоговая аттестация по дисциплине
Общая Аудиторная работа студента, в том числе Самостоятельная работа студентов, в том числе
лекции практика курсовая иные виды
Очная     экзамен
Заочная              
Очно -заочная              
Заочная сокраще-нная              
Очная сокраще-нная              
               
               

Учебная дисциплина «Семейное право» осваивается студентами при параллельном изучении философии, теории государства и права, иностранный языка в сфере юриспруденции, экономики, профессиональной этики, безопасности жизнедеятельности, информационных технологий в юридической деятельности, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, гражданского права, предпринимательского права, а также соответствующих им дисциплин по выбору студентов.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы Аудиторная работа (в зачетных единицах) Самостоя-тельная работа
п/п Лек-ции Практические занятия Занятия в интерактивной форме (не менее 20% от объема аудиторной работы)
Модуль 1 (Общие положения)
Понятие семейного права. Структура и источники СП.        
Понятие, структура и виды семейных правоотношений. Осуществление и защита семейных прав.        
Модуль 2 (Особенная часть)
Понятие брака. Условия и порядок его заключения.        
Прекращения брака.        
Недействительность брака.        
Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов        
Договорной режим имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам.        
Установление происхождения детей.        
Права несовершеннолетних детей (понятие, виды, содержание).        
Права и обязанности родителей.        
Алиментные обязанности членов семьи.        
Соглашение об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов.        
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление.        
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья.        
Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.        
Итого:        
Курсовая работа  
Промежуточная аттестация (зачет)  
Итоговая аттестация по дисциплине (экзамен)  
                     

Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной программы «Семейное право» состоит из теоретической части, практической части, самостоятельной неаудиторной работы студентов, промежуточной аттестации, научно-исследовательской деятельности студентов под руководством преподавателей, темы курсовых и дипломных работ, итоговую аттестацию по дисциплине и иных видов работы, подлежащих выполнению студентами для достижения целей учебной дисциплины.

Все виды работ имеют логические связи, предполагающие определенную последовательность их освоения студентами, и объединены во внутридисциплинарные модули. Внутридисциплинарный модуль – это совокупность видов работы студентов, которые могут быть обособлены в относительно самостоятельную часть учебной дисциплины с целью решения конкретной задачи и подлежат системной оценке при промежуточной аттестации студентов.

 

Теоретическая часть

Теоретическая часть представляет собой циклы, последовательно читаемых лекций, предназначенных для формирования у студентов системы знаний, необходимой для будущей профессиональной деятельности и изучения других производных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Чтение лекций обеспечивается следующими учебными материалам: «Семейное право: курс лекций с презентационными (мультимедийными) материалами». О.Г.Зубарева, 2011г.

Модуль 1. (Общие положения).

 

Задача модуля – формирование у студента знаний о семейном праве как науке, отрасли права, учебной дисциплине, законодательстве; субъектах семейных отношений; понятии и роли семьи в современном обществе; источниках правового регулирования; осуществлении семейных прав и исполнении семейных обязанностей. Эти исходные общие положения являются основой для понимания и усвоения правовых форм отдельных видов предпринимательской деятельности, содержащихся в модуле 2.

 



2015-11-27 544 Обсуждений (0)
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (544)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)