Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика жанрового содержания аналитической журналистики: тема и идея аналитического материала



2015-11-27 1408 Обсуждений (0)
Специфика жанрового содержания аналитической журналистики: тема и идея аналитического материала 0.00 из 5.00 0 оценок




Чаcть I. Аналитическая журналистика как род журналистской деятельности.

Глава 1. Особенности и этапы публицистического анализа

Каждый журналистский текст, как, впрочем, и каждый текст вообще, реален в виде жанра. Под жанром понимается комплекс формально-содержательных компонентов, необходимых для передачи определенного содержания с определенной целью. В зависимости от того, что хочет сказать журналист и для чего происходит выбор той или другой жанровой формы. В отечественной теории журналистики традиционно выделяют три рода журналистских жанров: информационную журналистику, аналитическую и художественно-публицистическую.

В отечественной теории прессы преобладает представление о лидирующей позиции аналитических жанров. М.Шостак, например, утверждает, что жанры ответственной интерпретации (аналитические жанры), являются визитной карточкой издания, демонстрирующей его позицию.

Однако это общетеоретическое положение на практике может реализовываться по-разному. Отечественная журналистика постперестроечного периода находится в постоянном жанровом поиске. Конец 80-х – начало 90-х гг. прошли под знаком новостной журналистики, что было связано с провозглашением гласности и снятием железного занавеса. Сегодня исследователи говорят о росте интереса к периодике мнений: возникает необходимость осмысления случившихся перемен и дальнейших перспектив развития общества.

Однако было бы преждевременным говорить о преобладании аналитики в современной периодике. Современная отечественная журналистика характеризуется многообразием типов журналистских концепций.

 

Специфика жанрового содержания аналитической журналистики: тема и идея аналитического материала

В отличие от информационных жанров, где в качестве новости выступает сам факт или событие, в аналитической журналистике, в рамках которой будут рассмотрены жанры корреспонденции, статьи, обозрения, колонки и рецензии, новостью становятся идеи и мнения журналиста по поводу события или факта. Во главу угла становится не сам факт, а доказательное изложение концепции журналиста, связанное с ним.

И корреспонденция, и статья, и обзор, и колонка нацелены на изложение позиции журналиста. Нельзя сказать, что информационные, новостные жанры совершенно лишены оценочного содержания. Существует понятие скрытого комментария, которое определяет характер оценки в информационных жанрах. Сам выбор факта уже содержит оценочный момент: ему придается особое значение в ряду других социальных явлений.

В названных аналитических жанрах оценка факта всегда носит характер открытого комментария и становится целью высказывания. В отличие от попутного комментария информационных жанров аналитическая журналистика сосредоточена на доказательной и развернутой интерпретации, основанной на анализе явления.

Доказательность изложения зависит, во-первых, от того, насколько глубоко журналист проник в суть явления, а во-вторых, от убедительности развертывания своих рассуждений. Целью высказывания в аналитических жанрах становится не сообщение о событии, а убеждение в правомерности его оценки.

Для выявления содержательной специфики аналитических жанров воспользуемся формулой определения темы материала, предложенной Г.В.Лазутиной: тема – это конкретная реальная ситуация, рассмотренная в свете масштабной общественной проблемы.

Т=КРС/МОП

Первый компонент темы – это определенная социальная ситуация, т.е. совокупность взаимосвязанных между собой фактов. Ситуации различаются по величине, по времени и по характеру проблемы.

По величине ситуации бывают локальными, масштабными, глобальными.

Сравним несколько текстов. Тема статьи «Эля» - необходимость выработки органичного названия электронной почты, которая в свете общей американизации компьютерного языка представляется автору остро актуальной. Ошибкой было бы сформулировать тему как «американизация русского языка». Конкретная тема связана непосредственно с данной локальной ситуацией: отсутствие органичного названия для почты. Конечно, материал не был бы так актуален, если бы не соотносился с общей проблемой. Но соотношение в тексте предмета и проблемы должны быть адекватными. При этом принципиально важно понимание того, что социальная действительность – это сложная и многоуровневая совокупность, и каждая локальная ситуация является частью ситуации более общей и т.д.

В статье «Нет мира в Зеленом мире» рассматривалась деятельность Гринпис в целом. По сравнению с предыдущим материалом данная статья воспроизводит более масштабную ситуацию: здесь задействовано большее количество фактов, охват действительности значительно шире. Тему можно определить так: анализируя деятельность Гринпис последнего времени, автор утверждает, что она подчинена экономическим интересам «благотворителей».

Ситуации различаются по времени: ситуации текущей действительности, ситуации вчерашнего дня и ситуации прошлого. Выбор того или иного типа ситуации напрямую связан с жанровым оформлением материала. Так корреспонденция рассматривает ситуации текущей действительности, а колонка апеллирует к уже случившемуся событию.

И, наконец, определяющим основанием для классификации ситуаций считается различие по проблеме. Выявление проблемы и ее раскрытие является метажанровым компонентом аналитических текстов (в отличие, например, от информационных жанров, где важнее описание самой ситуации).

В переводе с греческого проблема – это задача, т.е. противоречивая ситуация, требующая решения. Аналитик рассматривает ту или иную ситуацию на стадии обострения противоречий, заложенных в явлении социальной действительности, т.е. в стадии конфликта. Журналисту нужно выяснить позиции этих конфликтующих сторон, сформировать свое отношение – кто прав? – и убедительно донести свое мнение до читателя.

Проблемное видение ситуации позволяет журналисту разобраться в сути явления в целом. Журналист выявляет ведущее противоречие, тем самым вскрывая сущностные стороны явления. Поэтому конкретная ситуация становится интересна для многих, за ней читатель видит большую общественную проблему.

Другим важным содержательным элементом любого журналистского текста, связанным с его прагматикой (для чего написано?), является идея.

Идея – это главная мысль, вытекающая из целостного восприятия текста. Поскольку основной функцией журналистского творчества является функция социальная, главная мысль журналистского материала связана с обоснованием социальной значимости представленной новости. В аналитике идея определяется социальной значимостью, или полезностью, предложенного мнения о проблемной ситуации.

По коммуникативной направленности, которая задает основной характер идеи, аналитические материалы можно классифицировать следующим образом:

1. КРС дает новое знание о проблеме (А.Королев. Любимые монстры)

2. КРС показывает новый интересный опыт разрешения проблемы (М.Эпштейн.Эля)

3. КРС содержит новую проблему (И.Максаков. В Чечне началась третья война)

Однако идея складывается не только из формы раскрытия проблемной ситуации, а также способа оценивания. Журналист может предложить программу действий, может остановиться на подробной характеристике разных мнений и предложить читателям самим сделать выводы или описать разные варианты разрешения проблемы и т.д. По сравнению с советской аналитикой, которая основана была на жестких идеологических принципах, сегодня преобладает вариативность в способах подачи проблемных ситуаций. Основными девизами этой установки можно назвать следующие: делай выводы сам; действуй, как они, если позволяют условия; есть варианты решения проблемы; решение проблемы неизвестно: подключайся к поиску.

В статье «В Чечне началась третья война» автор избегает прямых оценок, намечает конфликт и призывает: «прими к сведению». А.Королев в статье «Любимые монстры» предлагает субъективную точку зрения: можешь принимать, можешь спорить. Статья «Нет мира в зеленом мире» представляет развернутый вариант оценки проблемы с общей критической установкой «не допускай подобного».

Итак, предмет изображения в аналитических жанрах – конкретная реальная ситуация в свете злободневной проблемы, идея– убеждение в социальной значимости проблемы. Теперь необходимо остановиться на характере способа познания действительности, к которому прибегает журналист-аналитик.

 



2015-11-27 1408 Обсуждений (0)
Специфика жанрового содержания аналитической журналистики: тема и идея аналитического материала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика жанрового содержания аналитической журналистики: тема и идея аналитического материала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)