Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология определения понятия цены



2015-12-06 654 Обсуждений (0)
Методология определения понятия цены 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Для настоящей работы базовым понятием является понятие цены. Поэтому представляется правильным исследование теоретических основ ценового регулирования хозяйственной деятельности начать именно с анализа данного понятия.

Термин «цена» является широко употребляемым, и его значение представляется очевидным и понятным. В справочной, а также в специальной экономической литературе даются определения этого понятия. Приведем некоторые из них.

«Цена — стоимость товара в деньгах, плата». «Цена — денежное выражение стоимости товара».

Согласно экономической теории, цена — денежное выражение стоимости единицы товара, проявление закона стоимости. Цена должна соответствовать величине общественно необходимых затрат труда, вложенных в производство товара, затрат, определяемых общественно необходимым рабочим временем на изготовление единицы товара».

Из справочной и экономической литературы определение цены было перенесено авторами в учебники по юриспруденции.

«Цена выступает в экономике как денежное выражение стоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг». «Цена является денежной формой стоимости произведенных товаров (продукции), выполненных работ, оказанных услуг, т. е. результатов предпринимательской деятельности. «Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара». «Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара (работ, услуг), произведенных в обществе, и олицетворяет основной элемент рыночного хозяйства. Иными словами, цена — та сумма денег, которая уплачивается покупателем продавцу при купле-продаже соответствующего товара».

Как мы видим, представителями различных специальностей даются сходные понятия цены. При этом обращает на себя внимание тот факт, что цена, как правило, определяется через стоимость товара. Поэтому логичным видится обращение к понятию стоимости. Анализ ряда определений позволяет вывести общее. Стоимость — овеществленный в товаре общественный труд товаропроизводителей, производственные издержки. Таким образом, «стоимостное» определение цены приводит нас к тому, что цена является денежным выражением труда товаропроизводителей. Следует сказать, что такое понимание цены относится к временам классической экономической теории и нашло отражение в теории трудовой стоимости, предложенной Давидом Рикардо (1772 — 1823) в «Началах политической экономии».

Со временем экономисты приблизились к пониманию того, что при формировании цен нельзя ограничиваться только затратами (труда, производственных фондов). Чтобы понять поведение потребителя, его интересы, принимаемые им решения, нужно точнее представить, чем он руководствуется, как выстраиваются его побудительные мотивы. Задачу выявить предпочтения потребителей путем соизмерения и сопоставления полезностей (потребительных стоимостей) поставили перед собой экономисты австрийской школы Карл Менгер и Евгений Бем-Баверк. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного индивидуума, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. Эти факторы не могут не оказывать воздействия на цену товара.

В рыночной экономике полезности распределяются согласно ценам.

Цена должна соответствовать предельной полезности товара (степени его важности и насыщенности им рынка). При повышении цен происходят сдвиги в структуре и иерархии полезностей, на практике — в структуре спроса и потребления.

Принцип «предельной полезности» послужил отправным пунктом для разработки концепции «предельных величин». Данная концепция предусматривает учет не только затрат, но и результатов (полезности) как в сфере обращения, так и в сфере производства. Эта концепция используется и в настоящее время при разработке как теории ценообразования, так и ценовой политики организаций. Таким образом, когда мы говорим о стоимости, денежным выражением которой является цена, мы должны учитывать не только общественно необходимые затраты труда, вложенные в производство данного товара, но и ценность, полезность товара, которая может быть выражена понятием "потребительская стоимость".

Следующим этапом в разработке понятия цены можно считать неоклассическую теорию, представителями которой были, в частности, Альфред Маршалл и Артур Пигу. А. Маршалл пошел по пути согласования двух теорий — трудовой и предельной стоимости. Он исходил из того, что Д. Рикардо и Е. Бем-Баверк сосредоточили свое внимание на различных сторонах процесса формирования цены. Неоклассикам удалось выработать «компромиссную» трактовку цены. Согласно данному подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается степенью ее полезности; цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства. Цены формируются в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами, как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Маршалл писал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц». Переключение внимания на анализ взаимосвязи спроса и предложения как исходных моментов ценообразования оказало существенное влияние на разработку последующих теорий ценообразования. Однако следует отметить, что неоклассическая теория является ведущим направлением в современной западной, прежде всего англо-американской, экономической науке.

Мы не ставим перед собой задачу проанализировать все теории ценообразования, имеющиеся в арсенале экономической науки, считая возможным ограничиться концептуальными. Думается, на их примере можно сделать вывод о неточности тех определений цены, которыми оперирует учебная и научная литература. Представление цены лишь как денежного выражения стоимости товара не позволяет достичь целостного понимания ее сущности. Опираясь на анализ ценовых теорий и практики свободного ценообразования, можно предложить следующее определение цены. Цена — денежное выражение стоимости товара, складывающееся на рынке на основе сочетания спроса и предложения.

На этом положении можно было бы поставить точку в рассмотрении вопроса о понятии цены. Однако до сих пор предметом нашего анализа являлось понятие свободной, рыночной цены, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения. Вместе с тем даже в странах с рыночными условиями хозяйствования государство осуществляет государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, работ, услуг. Деление цен на виды может быть осуществлено и по иным основаниям. Логика исследования подсказывает, что для выработки понятия цены необходимо провести анализ различных классификаций цен с тем, чтобы уяснить сущность цены каждого вида.



2015-12-06 654 Обсуждений (0)
Методология определения понятия цены 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология определения понятия цены

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)