Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методы исследования в психологии и их методологическое обоснование




Психология как наука. Современная психология и ее место в системе наук.

Основные психологические явления мы можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других. Термин появился в 16 веке (психологические явления, обнаружение в результате самонаблюдения) → сфера в 18-19 веке расширилась → самостоятельная и экспериментальная область научных знаний.

Психология – научное исследование поведения и внутренних процессов и практическое применение получаемых знаний (Столяренко).

Предмет – психика человека и животных, включающая в себя многие сознательные явления (познавательные процессы, психические свойства и состояния личности, общение и поведение) и психические явления.

Психика –свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности (Маклаков).

Психические явления –факты внутреннего, субъективного опыта (Гиппенрейтер).

 

Психические явления
Психические процессы Психические состояния Психические свойства
Познавательные Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь Подъем Угнетенность Страх Бодрость Уныние и др. Направленность Темперамент Способности Характер Мастерство
Эмоциональные Возбуждение, радость, негодование, злость и др.    
Волевые Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.    

 



Было время, когда психологию определяли то, как естественную науку, то, как общественную, то, как смешанную, объяснительную и описательную, т. к. человек рассматривался и как личность и как индивид.

Гиппенрейтер – психология возникла на стыке естественных наук и философии, существует житейская и научная психология.

Столяренко – этапы становления психологии:

1. П. как наука о душе;

2. как наука о сознании (основной метод – самонаблюдение и описание фактов);

3. как наука о поведении (XX в. задача ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть – поведение, поступки человека);

4. как наука изучающая общественные закономерности, проявления и механизмы психики. (1879г. Вундт, 1885г. Бехтерев).

Задачи психологии:

a. научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

b. научиться управлять ими;

c. использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

d. быть теоретической основой практики психологической службы.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования ЦНС. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности.

Психология и история – развитие материальной и духовной культуры, история общества. В формировании высших психических функций решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы.

Человек – биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. Отсюда – связь с социологией.

Психология и педагогика – многие психические явления формируются в онтогенезе, в процессе его воспитания и образования.

Психология родственна с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия, о природе человеческого сознания и деятельности.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвлённость психологии на отдельные отрасли которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга. Хотя и сохраняет общий предмет исследования – факты, механизмы психики. Психология интегрирует все данные науки и в свою очередь влияет на них, становясь общественной моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а так же практическое применение приобретённых знаний.

 

Методы исследования в психологии и их методологическое обоснование

Основными методами получения фактов в психологии яв­ляются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение— метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратков­ременное наблюдение), лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится чле­ном исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (чтонаблюдать?);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необ­ходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других ме­тода — беседу и эксперимент.

Беседакак психологический метод предусматривает пря­мое или косвенное, устное или письменное получение от изу­чаемого сведений о его деятельности, в которых объективи­руются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологичес­кие анкеты. Анамнез (лат.по памяти) - сведения о про­шлом изучаемого, получаемые от него самого или - при объективном анамнезе — от хорошо знающих его лиц. Ин­тервью - вид беседы, при которой ставится задача полу­чить ответы опрашиваемого на определенные (обычно зара­нее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое — непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя бе­седа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, днев­никах, мемуарах человек анализирует, что он думал, чув­ствовал, переживал).

Однако главным методом психологи­ческого исследования является эксперимент — активное вме­шательство исследователя в деятельность испытуемого с це­лью создания условий, в которых выявляется психологичес­кий факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппара­тура, действия испытуемого определяются инструкцией, ис­пытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до кон­ца истинного смысла эксперимента может не знать. Экспери­мент многократно проводится с большим количеством испы­туемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психичес­ких явлений. Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого. Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Метод тестов- метод испытаний, установления опре­деленных психических качеств человека. Тест — кратко­временное, одинаковое для всех испытуемых задание, по ре­зультатам которого определяются наличие и уровень раз­вития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и вы­являть устойчивые психологические характеристики.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)