Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие личности и ее структуры в работах отечественных психологов




Одним из первых русских психологов, начала XX в. был Владимир Михайлович Бехтерев, который считал проблему личности одной из важнейших в психологии. Он, одним из немногих, в то время трактовал личность, как интегративное целое и был основателем так называемой рефлексологической теории. В. М. Бехтерев считал необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или «сочетаемым» рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека. Он фактически ввел в отечественную психологию понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность», считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи.

Большое значение для развития психологии личности имели труды и соратника В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского. Настаивая на единстве личности, он понимал его по аналогии с биологическим единством живых систем. В работе «Очерк науки о характерах» А. Ф. Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. В курсе лекций «Общая и экспериментальная психология» он высказал идею о двух сферах душевной деятельности – эндопсихической (внутренней) и экзопсихической (внешней). По его мнению, эндопсихическая сфера основана главным образом на врожденных качествах человека и определяет наклонности, способности, темперамент, характер и другие прирожденные свойства личности. Эндопсихика составляет, по мнению А. Ф. Лазурского, ядро человеческой личности, главную ее основу, отражаясь в значительной степени также и на экзопсихических ее проявлениях. Экзопсихическая сфера формируется в процессе жизни, в ее основе лежит система отношений человека с окружающим миром, с людьми, которая показывает, как человек относится к основным категориям окружающей действительности. Исходя из уровня развития разных эндо - и экзогенных факторов, А. Ф. Лазурский разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребенка.



В. Н. Мясищевым был предложен новый подход, названный психологией отношений. Основное положение психологии отношений заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психология отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Важнейшими видами отношений В. Н. Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Б.Г. Ананьев также выступал за целостный подход к проблемам личности. Он выделяет четыре уровня человеческой организации: «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность». По его мнению, индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens. Человек, как вид обладает определенными свойствами. Б. Г. Ананьев выделил первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие, как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституционные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Личность - это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности, по мнению Б. Г. Ананьева, наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, то есть свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. По мнению Б. Г. Ананьева, далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности. Вместе с тем, в эту структуру входят и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности. По мнению Б. Г. Ананьева, в структуру личности входят: темперамент, задатки и способности, мотивация (направленность), характер, воля, чувства.

Понятие «субъект деятельности», выделенное Б. Г. Ананьвым, занимает промежуточное значение между понятиями «индивид» и «личность». Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо. Главной чертой человека, как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание, по мнению Б. Г. Ананьева, - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Объединение этих трех уровней в единое целое, по мнению Б. Г. Ананьева, формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность. Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта. Б. Г. Ананьев считает, что все четыре основные структурные единицы человеческой организации тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

В 60-е гг. ХХ века перед психологами встал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. К. К. Платонов предложил концепцию, согласно которой, личность понимается как некая биосоциальная иерархическая структура. Он выделил в ней следующие подструктуры:

1. биологически обусловленная подструктура (сюда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2. психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувства и воли);

3. подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

4. подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности – убеждения).

Таким образом, общая структура личности интерпретировалась К. К. Платоновым как некая совокупность ее биологических и социальных обусловленностей. Представителями санкт-петербургской психологической школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роль социальных факторов. По их мнению, индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является личностью. Для этого индивиду надо стать личностью.

Эта позиция подвергалась критике со стороны отечественных психологов, прежде всего представителей московской психологической школы. В связи с этим интересна концепция А. Н. Леонтьева, названная им теория деятельности. Личность в теории деятельности – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития. К понятию «личность» А. Н. Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека – физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют природные свойства человека. Понятие «индивид», по мнению А. Н. Леонтьева, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. В отличие от других отечественных психологов, он считал, что индивидуальные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность, по его мнению, не есть обогащенные предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а оставляя лишь предпосылки и условия ее формирования. В теории А. Н. Леонтьева личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Главная идея заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». Формально в теории А. Н. Леонтьева нет перечня элементов структуры личности, по существу такая структура предполагается как структура характеристик, производных от характеристик деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений.

С. Л. Рубинштейн, разработал концепцию, получившую название философско-психологическая. Личность определяется им через триединство – что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер. Личность рассматривается им в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, другими людьми, жизнью как таковой. Личность целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, по мнению Л. С. Рубинштейна, но и как субъекта жизненного пути, личность самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.

Таким образом, представители московской психологической школы считают, что понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» не тождественны по содержанию. Личность рассматривается ими как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами, следовательно, по их мнению, социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида. Личность и ее характеристики сопоставляются ими с уровнем социального проявления качеств и свойств человека.

Личности и индивидуальность, по их мнению, образуют единство, но не тождество. Индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.

Вольф Соломонович Мерлин - теория интегральной индивидуальности. Из всех отечественных психологов, только он создал теорию личности в полном смысле этого слова.

Концепция личности В. С. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям.Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему.

Структура индивидуальности, 3 уровня:

Социальный: 1.соц. роль в группах 2. роль в истории.

Личностный: 1. психодинамический, 2.физиологический, 3. биохимический Биологический: 1.биохимический, 2. физиологический, 3. нейродинамический.

Основная проблема психологии личности, по мнению В. С. Мерлина, состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.

Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности. Ко второй группе индивидуальных, особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.) Во-вторых, индивидуальные черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т.п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов. Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств.

Несмотря на видимые разногласия, все отечественные психологи выделяют такие характеристики, как свойства личности:

1.Свойства личности характеризуют собой сознание человека в целом, а не какую-то отдельную его сторону. Свойства личности, в отличие от эмоциональных состояний относительно устойчивы и постоянны в течении длительного промежутка времени.

2.Свойства личности социально-значимы, социально-вредны, либо социально-вредны, но значимы одинаково.

3.В свойствах личности выражается отношение человека к действительности, которое имеет эмоциональную окраску и определенную направленность. Направленность – основное свойство личности.

4.В свойствах личности выражаются способы реализации отношений.

5.Свойства личности социально-типичны и одновременно индивидуально своеобразны.

6.Свойства личности не всегда ей присущи. Они проявляются лишь в типичных ситуациях.

Свойства личности представляют организацию сознания в целом, имеющую относительно-устойчивый постоянный характер, характеризующий человека, как субъекта общественно-значимой деятельности. Это социально-типичная и индивидуально-своеобразная характеристика сознания, выражающая систему человека к окружающей действительности и способы их реализации в типичных ситуациях.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1680)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)