Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура мотивационной сферы личности в трудах отечественных психологов (Рубинштейн, Ананьев, Платонов, Мерлин)



2015-12-06 970 Обсуждений (0)
Структура мотивационной сферы личности в трудах отечественных психологов (Рубинштейн, Ананьев, Платонов, Мерлин) 0.00 из 5.00 0 оценок




В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако все они в качестве ведущей характеристики выделяют направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «Динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили).

Чаще всего в научной литературе поднаправленностьюпонимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Чаще всего говорят, что мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.

Формы направленности личности - это:

1. Влечение (данный компонент в структуру добавляет только Рубинштейн) – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности. Учение о влечении разработал главным образом З.Фрейд, вписавший этим учением своеобразную главу в психологию. Фрейд различает две группы влечений: сексуальные и влечения «я», или самосохранения, а позже – влечения эроса и влечения смерти. У Фрейда влечение становится идущей из глубин организма самодовлеющей силой. Для Фрейда влечения – это основные стимулы человеческой деятельности, которая "подчиняется принципу наслаждения, т.е. автоматически регулируется ощущениями наслаждения, или удовольствия, или неудовольствия". Влечение необходимо требует удовлетворения. Однако непосредственное удовлетворение влечений не всегда возможно. Общество часто налагает на влечение запрет, подвергает его цензуре. Тогда влечение либо вытесняется в бессознательное, либо сублимируется; сексуальное влечение преобразуется и находит опосредованное удовлетворение в различных формах творческой человеческой деятельности. Вытесненные из сознания влечения проявляются в замаскированной символической форме во сне – в сновидениях, а наяву сначала наиболее безобидным образом в обмолвках, в описках, в ошибочных действиях и забывании. Когда такой реакции на неудовлетворенные, вытесненные влечения оказывается недостаточно, тогда неизбежно возникает невроз.

2. Установка – по определению Узнадзе Д.Н.:

· Установка – это целостное состояние субъекта, не сводимое к какому-либо одному его отдельному изолированному психическому содержанию.

· Установка – это динамическая характеристика психической жизни человека.

· Установка – это предрасположенность (предуготовленность) к определенным действиям или деятельности в данной конкретной ситуации, сейчас.

3.Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (Рубинштейн)

4. Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание имеет побуждающую силу, оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Осознается не только потребность, но и пути ее удовлетворения.

5. Стремление– возникает, если в структуру желания включается волевой компонент, поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

6. Интерес – специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. При удовлетворении интереса он не угасает, а вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес устойчив. Широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности. Интерес к тому или иному предмету – к науке, музыке, спорту – побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее.

7. Склонность – появляется, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основа склонности – интерес к определенному виду деятельности, либо стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.

8. Идеал– это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

Отношение к идеалу бывает двух типов:

А) Созерцательно-восторженное – человек восхищается идеалом, но ничего не предпринимает для того, чтобы на него походить.

Б) Страстно-действенное – человек применяет максимум усилий, чтобы хоть чем-то походить на свой идеал.

9. Убеждение – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

10. Мировоззрение человека - его система взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения. Т.е. мировоззрение – система нравственных принципов, взглядов, ценностей.

 
Платонов выделяет 5 основных качеств направленности личности:

  1. Уровень – общественная значимость направленности личности (на себя, на других, на задачу). Зависит от того, в какой мере цели деятельности личности соотносятся с общественными идеалами. Это качество направленности связано с нравственностью личности (с моральным обликом и идейностью).
  2. Широта – связана с разнообразием целей, которые ставит перед собой личность.
  3. Интенсивность – определяется степенью оформленности, осознанности и активности лежащих в ее основе побуждений (мотивов).
  4. Действенность – степень реализации целей направленности в практической деятельности.

Устойчивость – устойчивость во времени, степень сопротивляемости отвлекающим воздействиям. Связана с волевыми качествами личности.

Параметры мотивационной сферы:

1. Широта – качественное разнообразие мотивационных факторов – мотивов, потребностей, целей, т.е. разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности.

2. Гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

3. Иерархизированностьодни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще, другие – слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.



2015-12-06 970 Обсуждений (0)
Структура мотивационной сферы личности в трудах отечественных психологов (Рубинштейн, Ананьев, Платонов, Мерлин) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура мотивационной сферы личности в трудах отечественных психологов (Рубинштейн, Ананьев, Платонов, Мерлин)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (970)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)