Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 9 страница




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

дождь слов Его, который взращивает там разные душистые растения и деревья,приносящие плоды, — разные виды покорности Ему, свидетельствование Его единственности, прославление Его, восхваление и признание Его святости. А в середине сада — дерево познания, которое «плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа»(сура14

 

«Ибрахим», аят 25). Эти плоды — любовь, возвращение к покорности после ослушания, страх, радость, наслаждение близостью к Нему. И Он даровал этому дереву то, что поит его — размышление над Его словами, понимание их и исполнение Его заветов. В этом доме Он повесил светильник,который

излучает свет познания Его, веры в Него и единобожия.
Свет этот исходит«от благословенного оливково-

Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 403

 

го дерева, которое не тянется ни на восток,ни на запад. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём»(сура24 «Свет»,аят35).Затем Он обнёс его стеной,мешающей входить туда разным напастям, тем, кто вершит скверное, и тем, кто может причинить вред саду.И вред, который они могут причинить,не достигает его. И Он поставил стражников из числа ангелов,которые охраняют его, когда он бодрствует и когда он спит . И Он поведал владельцу дома о том, кто живёт в нём, и тот постоянно следит за домом и заботится о нём, чтобы жильцу нравилось



 

жить в нём. Едва заметив в доме какое-нибудь самое незначительное нарушение, он стремится скорее устранить его, опасаясь, что жилец переедет из его дома в другое место. Прекрасный жилец и прекрасный дом!

Пречист Аллах, Господь миров! Как сильно отличается этот дом от дома , который пришёл в запустение и превратился в место обитания насекомых и разных других тварей, а также в место, куда сбрасывают гниль и нечистоты! Кто желает справить нужду и видит заброшенное строение, в котором никто не живёт и которое никто не охраняет, обнаруживает, что это подходящее место для оправления

нужды — тёмное, пропитанное скверными запахами,
пришедшее в запустение и наполненное нечистотами. Такое
место никого не привлекает и в нём не поселится никто,
кроме тех, для кого это место прекрасно подходит—

насекомых, червей и прочих ползающих тварей.

Шайтан восседает на ложе [которое в этом доме], а

на ложе постелен ковёр невежества,и в нём движутся
страсти. Справа и слева от него— страсти, следование
влечениям, и дверь в него открывается с поля оставления без
помощи, одиночества, привязанности к миру этому и

успокоенности в отношении него и равнодушия к миру вечному. На это поле проливается дождь из невежества, влечений, придавайия Аллаху сотоварищей и нововведе-


404 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

ний. И на нём вырастают разные виды колючек, колоквинт и деревья, приносящие плоды — ослушание и противоречия, состоящие из всего излишнего и ненужного, [скверных] забав и шуток, любовных стихов и опьяняющих напитков, которые подталкивают к совершению запретного и делают человека равнодушным к тому, что является выражением покорности Аллаху. В середине поля растёт дерево невежества и отказа [принимать истину]. И оно постоянно приносит плоды— нечестие, ослушание, пустые развлечения и отвлекающие

 

забавы, непристойности, следование за каждым ветром и каждой страстью. К плодам дерева этого относятся тревоги, скорбь, печали и боль. Однако они сокрыты, потому что душа занята своими развлечениями и забавами,а когда она очнётся от своего опьянения,то мигом появятся тревоги, скорбь, печаль, беспокойство и жалкая жизнь. Этому дереву даровано то, что поит его, — следование страстям, слишком далеко простирающиеся мечты и обольщение.После этого дом этот был просто оставлен как ,есть его мраком и полуразрушенными стенами, и к нему может подойти любой разрушитель, зверь или обладатель злых намерений, попасть туда может любая скверна.

 

Пречист Творец этого дома и того дома!

 

Кто ценит дом свой по достоинству и ценит живущего в нём, а также находящиеся в доме богатства, запасы и разные полезные инструменты, получит пользу от жизни своей и души своей. А тот, кто пребывает в неведении относительно всего этого, ничего не знает о собственной душе и не сможет сделать её счастливой.

А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь!


Раздел

 

Мудрые изречения и полезные наставления

 

 

Сахля ат-Тустари спросили: «Что, если человек ест одно блюдо в день?» Он ответил: «Еда правдивейших!» Его

 

спросили: «А что, если он ест два блюда в день ?» Он ответил: «Еда верующих». Его спросили: «А что, если он есть три блюда в день?» Он ответил: «Скажи его семье, пусть сделают для него кормушку!»

Аль-Асвад ибн Салим сказал:«Два рак'ата, которые я совершаю ради Аллаха, дороже для меня, чем Рай со всем, что в нём». Ему сказали: «Это ошибка». Он же сказал: «Избавьте нас от ваших слов... Поистине Рай — довольство души моей, а два рак'ата— довольство Господа моего, а довольство Господа моего дороже для меня, чем довольство души моей!»

Знающий на земле — душистое растение из числа душистых растений Рая, и когда стремящийся [к Аллаху] вдыхает его аромат, он начинает тосковать по Раю.

Сердце любящего находится между величием объекта своей любви и красотой его.Видя Его величественность, оно испытывает благоговейный страх перед Ним и возвеличивает Его, а видя Его красоту, оно любит Его и скучает по Нему.


 

Польза

 

 

Кто знает Аллаха лучше всех

 

 

реди людей есть такие, которые знают Аллаха через
Сщедрость, милость и благодеяние. Есть и такие,
которые знают Его через прощение, терпимость и

снисходительность. Есть и такие, которые знают Его через хватку и мщение, а есть такие, которые знают Его через знание и мудрость. Есть и такие, которые знают Его через могущество и гордость, а есть такие, которые знают Его через милость, доброту и заботу. И среди них есть такие , которые знают Его через одолевание и владычество, и такие, которые знают Его через ответ на , мольбупомощь нуждающимся и удовлетворение потребностей.Но более обширное знание у того, кто познал Его через Его слова, ибо он знает Господа, Которому присущи все совершенные качества и величественные описания, не имеющего равных и подобных, свободного от пороков и недостатков,Ему

присуще каждое прекрасное имя и каждое описание,
указывающее на совершенство. Он вершит, что пожелает,
Он — над всякой вещью и со всякой вещью и может
всё. Он поддерживает в порядке всякую вещь , Он
повелевает и запрещает, произносит слова Свои, касающиеся
религии и Вселенной. Он больше всего и прекраснее

Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 407

 

всего, и Он — Самый милостивый, Самый могущественный, Самый мудрый.

 

Коран был ниспослан для того,чтобы Его рабы могли познать Его и путь, ведущий к Нему, и узнать о том, каким будет положение идущих к Нему после того , как они достигнут своей цели.


 

Польза

 

Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя

 

Кскрытым порокам, притом широко распространённым, относится тот случай, когда раб Аллаха пребывает во

 

благе, которое даровал ему Аллах и которое Он выбрал для него, а рабу оно надоедает, и он стремится перейти от этого блага к тому, что по невежеству своему считает лучшим для себя. А Господь его по милости Своей не выводит его из этого блага, снисходительно относясь к его невежеству и скверному выбору, А когда это благо начинает стеснять его и вызывать у него недовольство и он начинает роптать и оно сильно наскучивает ему, Аллах лишает его этого блага.И тогда, перейдя к тому, к чему стремился, он осознаёт разницу между своим прежним положением и настоящим, и начинает

беспокоиться и сожалеть об утраченном и стремиться
вернуться к тому, чего лишился. И если Аллах желает
Своему рабу блага и благоразумия, Он помогает ему увидеть
те блага и милости , которые Он дарует ему ,
                 

удовольствоваться ими и благодарить за них.И если душа его станет подталкивать его к переходу от этого блага к чему-то другому, он обращается за советом к Господу своему,не зная, в чём на самом деле благо для него,и осознавая свою неспособность выбрать лучшее. Он вручает себя Аллаху, прося Его выбрать для него наилучшее.


...Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя 409

 

Нет ничего более вредоносного для раба Аллаха,чем перестать ценить блага, которые даровал ему Аллах,и не благодарить Его за них и не радоваться им,а вместо этого проявлять недовольство, жаловаться на них и считать эти блага бедой притом, что на самом деле это одна из величайших милостей, оказанных ему Аллахом.

 

Большинство людей — враги милостей, которые дарует им Аллах, и не чувствуют, как Аллах дарует им эти милости. Они усердно отвергают их и отталкивают от себя,поступая невежественно и несправедливо. Сколько благ приходит к человеку, а он упорно отталкивает их от себя! И сколько их пришло к нему, тогда как он усердствовал в избавлении от

 

них и стремился к их исчезновению по причине своего невежества и несправедливости.

Всевышний Аллах сказал: «Это произошло потому, что

 

Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах»(сура8

«Трофеи», аят 53).

 

И Всевышний Аллах сказал:«Поистине, Аллах не

 

меняет положения людей, пока они не изменят самих себя»(сура13 «Гром»,аят11).

Нет у милостей худшего врага, чем душа раба Аллаха. Человек помогает своему врагу против самого себя,и враг его разводит огонь среди дарованных человеку милостей.А тот раздувает этот огонь. Он сам позволяет ему развести этот огонь и сам раздувает его.А когда пламя разгорается, он

 

начинает звать на помощь из-за начавшегося пожара и начинает винить предопределение:

 

Обладатель несостоятельных мнений шансы свои упускает,

 

И каждый раз, лишаясь чего-то, судьбу во всём обвиняет...


Раздел

 

Познание Господа через прекрасное — познание избранных

 

К самым благородным видам познания относится познание Всевышнего Господа через Его красоту. Это познание —

 

удел избранных. Все познают Аллаха через какое-то из Его качеств, и наиболее полным является познание того,кто познал Его через Его совершенство,величественность и красоту. Пречист Он! Нет никого подобного Ему в Его качествах.

 

И даже если бы все творения были наикрасивейшими и одинаковыми в своей красоте, и ты бы сравнил их красоту, внешнюю и внутреннюю, с красотой Всевышнего Господа, то она не уподобилась бы и слабому огоньку но сравнению с солнечным диском.

 

Достаточно того, что красота Его такова, что если бы Он открыл завесы от Лика Своего , свет Его сжёг бы всё сущее, на что распространился бы взор Его95.

Достаточно сказать, что любая красота, внешняя и
внутренняя, в этом мире и в мире вечном является

следствием Его творения, так что можно сказать о Том, Кто является источником этой красоты?..

 

 

95 Об этом упоминается в хадисе,который приводит Муслим со слов Абу Мусы аль-Аш'ари.


Познание Господа через прекрасное — познание избранных 411

 

И достаточно сказать,что Ему принадлежит всё могущество, вся сила, вся щедрость, всё благодеяние, всё знание, вся милость и свет Лика Его озаряет тьму. Как сказал

Пророк в той мольбе, с которой он обращался к Аллаху в
Таифе: «Прибегаю к свету Лика Твоего,который

рассеивает мрак и при котором царит благополучие в этом мире и в мире вечном» [Ат-Табарани].

'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «У вашего Господа нет ночи и дня, свет небес и земли— от света Аика Его. Он, Всевышний, — свет небес и земли, и в Судный день, когда Он придёт, дабы вершить Суд, земля озарится светом Его» [Ат-Табарани].

 

К прекрасным именам Аллаха относится и имя -Аль Джамиль (Красивый, Прекрасный].

В достоверном хадисе говорится: «Поистине,Аллах—

Прекрасен, и Он любит прекрасное» [Муслим,№91].
Красоту Всевышнего можно разделить на четыре
категории: красота Сущности, красота качеств, красота
деяний и красота имён. Все Его имена прекрасны, и все Его
качества совершенны, и все Его действия — мудрость, благо,    
справедливость и милосердие. Если говорить о Его красоте и    
Его Сущности, то она непознаваема для всех,кроме Него    
Самого, и лишь Он знает, что это за красота. У творений есть    
лишь то, через что Его познают те из Его рабов, которых Он    
почтил. Эта красота оберегается от других и сокрыта завесой    
— плащом и изаром. Как сказал Его Посланник в одном    
из хадисов-кудси: «ГордостьМой плащ, а величие —    
Мой изар» [Ахмад;Абу Дауд,№4090;Ибн Мад-жа,№4174].    
Поскольку гордость — более величественное и  
обширное понятие, она заслуживает называться плащом.    
             

Поистине, Он, Всевышний — Большой, Возвышенный, и Он

— Высокий, Великий.


412 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

Ибн 'Аббас сказал: «Сущность закрыта качествами, а

 

качества — действиями, так что ты думаешь о красоте,
закрытой совершенными качествами и укрытой описаниями
величия и величественности?!»    
Отсюда можно понять некоторые аспекты красоты
Сущности. Раб Аллаха возвышается[в своём познании
Господа], переходя от познания действий к познанию
качеств, и от познания качеств к познанию Сущности.И

увидев красоту действий, он воспринимает её как указание на красоту качеств, а красоту качеств воспринимает как указание на красоту Сущности.

Отсюда можно сделать вывод о том,что Всевышнему надлежит вся хвала, и что никто из Его творений не способен счесть эту похвалу. Он — такой, как Он Сам Себя похвалил, и Он достоин того , чтобы поклоняться Ему просто за Его Сущность, и любить Его за Его Сущность, и благодарить Его за Его Сущность, и Всевышний любит Себя, хвалит Себя, прославляет Себя, и Его любовь к Себе , восхваление и прославление Себя и[свидетельствование ]о Своей единственности (таухид) истинная хвала, прославление, любовь и единобожие. Всевышний Аллах таков, как Он Сам Себя похвалил, и выше того, как восхваляют Его творения. И Всевышний любит не только Свою Сущность,но и Свои качества и действия. Все Его действия— прекрасны и любимы, хотя в том, чему Он позволяет осуществиться, есть

ненавистное Ему. В Его действиях нет ничего
заслуживающего отвращения или недовольства.И нет

ничего, что следует любить само по себе и восхвалять само по себе, кроме Него, Всевышнего. Если любовь к тому, что любят помимо Него, является следствием любви к Нему, то есть нечто любят ради Него, то эта любовь правильна, а в противном случае она ложная.Такова истинная сущность Божественности. Поистине, Истинный Бог —


Познание Господа через прекрасное — познание избранных 413

 

Тот, Кого любят ради Него Самого и хвалят ради Него

 

Самого. А что если добавить сюда Его благодеяние, милость,

 

терпимость, снисходительность, прощение, доброту и

 

милосердие?..

 

Раб Аллаха должен знать , что нет божества , кроме Аллаха, и любить Его и восхвалять Его ради Его Сущности и совершенства, и знать, что нет иного истинного благодетеля, одаривающего разными милостями, явными и тайными, кроме Него, и любить Его за Его благодеяние и милость и восхвалять Его за это, и любить Его и за то, и за другое.

 

И как нет никого подобного Ему , так и нет любви , подобной любви к Нему.

Любовь, сопряжённая со смирением, — это поклонение (‘убудиййа), ради которого и было сотворено всё сущее. Оно представляет собой предельную любовь с предельной покорностью, и это не приличествует никому,кроме Него, Всевышнего. И приравнивание кого-то к Нему в этом— это придавание Аллаху сотоварищей(ширк), которое Аллах не прощает, и Он не принимает деяния тех,кто придаёт Ему сотоварищей.

 

Восхваление Его содержит в себе две основы: сообщение о Его достойных хвалы и совершенных качествах, и любовь к

 

Нему за них. Кто сообщает о достоинствах кого-то и при этом не любит его, не является хвалящим, а кто любит его, но не сообщает о его достоинствах,тот также не является хвалящим до тех пор, пока не объединит эти два действия.

Всевышний Аллах восхваляет Себя Сам, и Он

восхваляет Себя устами восхваляющих Его из числа

 

ангелов, пророков, посланников и Его верующих рабов.

 

Таким образом, Он восхваляет Себя и так и так , ибо поистине, их восхваления Его— по Его воле, с Его позволения и по Его созданию , ибо поистине, Он — Тот,


414 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

Который делает восхваляющего восхваляющим, мусульманина — мусульманином, молящегося — молящимся и кающегося — кающимся. От Него исходят милости и к Нему они возвращаются . Они исходят с восхвалением Его и возвращаются с восхвалением Его, и Он

— Тот, Кто внушает рабу Своему покаяние и радуется этому покаянию великой радостью, хотя это происходит по Его милости и щедрости. И Он внушает рабу Своему покорность Ему и помогает ему в этом, а потом вознаграждает его за неё, хотя это происходит по Его милости и щедрости.

 

Всевышний Аллах абсолютно не нуждается ни в ком и ни в чём, тогда как всё сущее нуждается в Нём.Раб Аллаха нуждается в Нём сам по себе,в причинах и следствиях, потому что не бывает ничего, кроме как через Него, а то, что совершается не ради Него, не приносит пользы.


Раздел

 

Хадис «Поистине,АллахПрекрасен,




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.031 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7