Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


И Он любит прекрасное»




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ророк сказал в хадисе: «Поистине,Аллах—
ППрекрасен, и Он любит прекрасное».Эти слова

распространяются и на красоту одежды96, о которой был задан вопрос в этом хадисе, и на красоту всякой вещи вообще.

 

А в другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах чист, и

 

Он любит чистоту» [Ат-Тирмизи,№2799].

 

И ещё один достоверный хадис: «Поистине,Аллах—

Благой, и Он не принимает ничего,кроме благого»  
[Муслим, № 1015].   «Поистине, Аллах  
А в «Сунан» приводится хадис:  

любит видеть следы милости Своей на своем рабе»[Ат-

Тирмизи, №2819].    
  Абу аль-Ахвас аль-Джушами передаёт от своего отца:
«Я пришёл к Пророку в поношенной одежде,

 

 

Абдуллах ибн Мас'уд передаёт,что Пророк сказал: «Не  
   
  войдёт в Рай человек, в сердце которого есть высокомерие  
  хотя бы весом с пылинку». Один человек воскликнул: «Но  
  ведь человеку хочется , чтобы его одежда и обувь были  
  красивыми!» Пророк сказал: «Поистине,Аллах прекрасен,и  
  Он любит прекрасное. А высокомерие — это отвержение  
  истины и презрительное отношение к людям»[Муслим,  
  №91].      




416 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

и он спросил: "Есть ли у тебя какое-либо имущество?" Я ответил: "Да" Он спросил: "А какое именно имущество утебя есть?" Я ответил: "Всяким имуществом наделил меняАллах, дав мне и верблюдов, и овец" Посланник Аллаха сказал: "Если Аллах даровал тебе имущество,пусть жена тебе будут видны следы Его милости и почтения"»

 

[Ахмад; Абу Дауд, № 4063; ат-Тирмизи, № 2006; ан-Насаи]. Всевышний Аллах любит, когда по Его рабу видно ту

милость, которую Он оказал ему . Это относится к той красоте, к тому прекрасному, которое Он любит, и это входит в благодарность [раба] за оказанную ему милость, и это внутренняя [сокрытая] красота, и Аллах желает, чтобы Его раба отличала внешняя красота[проявление милости] и красота внутренняя [благодарность за эту милость].

 

Поскольку Всевышний Аллах любит прекрасное,Он ниспослал Своим рабам одежду и украшения,которые

украшают их внешний вид,а также богобоязненность,

 

которая украшает их внутренне. Всевышний Аллах сказал:

 

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения.Однако богобоязненность — лучшее одеяние»(сура7 «Преграды»,

 

аят 26).

 

И Всевышний сказал об обитателях : Рая«Аллах

 

защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью. А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками»(сура76 «Человек»,аяты

11-12). Он сделал их лица красивыми,сделав их лица свежими и прекрасными, наполнив [их сердца] радостью и

одев шелками их тела.    
Всевышний Аллах любит красоту в словах,делах,
одежде и внешнем виде и ненавидит всё отвратительное,
будь то слова , дела, одежда и внешний вид . Ему не-

Познание Господа через прекрасное — познание избранных 417

 

навистно всё отвратительное и его приверженцы, Он

 

любит прекрасное и его приверженцев.

 

Однако две группы заблудились в этих двух темах.

 

Одна группа сказала,что всё, что Он сотворил,

 

прекрасно, и Он любит всё, что Он сотворил, и мы любим всё, что Он сотворил, и не испытываем ненависти ни к чему из того, что Он сотворил. Они сказали: тот, кто осознает, что всё существующее — от Него, считает всё это прекрасным:

 

Увидев всё сущее их глазами,

 

Я понял: всё, что в мире есть, прекрасно...

 

В качестве доказательства они приводят слова Всевышнего

 

«Который превосходно создал всё, что сотворил»(сура32

 

«Земной поклон», аят 7).

 

А также Его слова«Таково творение Аллаха, Который выполнил всё в совершенстве»(сура27

«Муравей», аят 88).

 

И Его слова«В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности»(сура67 «Власть»,аят

3).

 

Они считают знающим того, кто утверждает об абсолютности красоты и не видит среди существующего ничего отвратительного. Эти люди лишены ревности, проявляемой ради Аллаха, и они не ненавидят ради Аллаха, не враждуют ради Него, не осуждают достойное порицания, отказываются от усердия на Его пути (джихад) и не применяют установленные Им наказания. Они относят красивый внешний вид мужчин и женщин к той красоте, которую любит Аллах, и поклоняются Ему посредством своего нечестия! А некоторые из них в

своей чрезмерности доходят до утверждений о том,
что Аллах являет Себя в таком,
           

418 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

воплощаясь в нём! А если этот человек — сторонник теории единства бытия, он утверждает, что эти образы— проявления Истины [Аллаха], и называет их проявлениями красоты...

 

В противоположность им существует вторая группа. Они утверждают, что Всевышний Аллах осуждает красоту внешнего вида, нормальный рост и физическое совершенство вообще.

Так, Всевышний Аллах сказал о лицемерах: «Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя»(сура63

 

«Лицемеры», аят 4).

 

И Всевышний Аллах сказал: «Сколько же поколений

 

до них Мы погубили! Они превосходили их богатством

 

[или утварью] и внешностью» (сура 19 «Марьям», аят 74). Аль-Хасан сказал: «Это образы».

А в «Сахихе» Муслима приводится хадис Пророка :

 

«Поистине, Аллах не смотрит на ваш внешний вид и ваше богатство, но смотрит на ваши сердца и »дела

[Муслим, № 2564]. Они сказали: «Известно, что имеется в виду не просто взгляд, а взгляд, сопровождаемый любовью». Они также сказали: «И Он запретил нам носить шёлковую одежду и золото, и пользоваться золотой и серебряной посудой, а это относится к величайшим[проявлениям] красоты в этом мире».

 

И Всевышний Аллах сказал: «Не заглядывайся на то,

 

чем Мы наделили некоторых из них[неверующих], чтобы подвергнуть их этим искушению»(сура20 «Та Ха»,аят

131).

А в хадисе говорится: «Поношенностьот веры»

 

[Абу Дауд, № 4161; Ибн Маджа, № 4118]. И Аллах порицает излишествующих, а излишествовать можно в пище,питье, одежде...


Познание Господа через прекрасное — познание избранных 419

 

Дабы поставить точку в этом споре, следует сказать, что красота образа, одежды и внешнего вида бывает трёх видов: похвальная, порицаемая и ,та к которой неприменимы похвала и порицание.

 

Похвальная красота — это то, что совершается ради Аллаха и способствует покорности Аллаху, исполнению Его велений и ответу на Его призыв.Например, Пророк надевал красивую одежду, встречая прибывающие к нему делегации. То же самое можно сказать об украшении боевого

снаряжения, ношении шёлка во время битв и иных
проявлениях гордости. Всё это похвально, если содержит в

себе возвышение слова Аллаха и поддержку Его религии и приводит в бессильную ярость врага.

А порицаемо то, что делается ради мира этого,ради главенства, ради хвастовства и бахвальства и обретения мирских удовольствий. И это порицаемо, если это является целью раба и пределом его стремлений,ибо поистине у многих душ нет иных забот и стремлений.

 

Если же говорить о том, что не является ни похвальным, ни порицаемым, то это всё, что не связано с этими двумя стремлениями и не подходит под эти описания.

 

Таким образом, этот хадис содержит в себе две важные

основы. Первая из них— познание, вторая — поведение.
Известно, что Всевышний Аллах обладает красотой,

подобной которой не существует,и Ему поклоняются посредством красоты в словах, делах и нраве, которую Он

любит.          
Он любит, чтобы Его раб украшал язык свой
правдивостью, сердце — искренностью и любовью,
возвращением к покорности Ему после ослушания и упованием,
органы тела — покорностью [Ему], тело — показывая

420 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

дарованные Им милости в своей одежде, а также очищая его от нечистот, грязи и скверны, освобождая его от волос в тех местах, где их нежелательно оставлять, совершая обрезание и постригая ногти.

 

(Раб Аллаха должен] познавать Его через прекрасные качества и искать приближения к ,Немудемонстрируя прекрасные слова, дела и нрав. Таким образом, он познаёт Его через красоту, которая присуща Ему, и поклоняется Ему посредством прекрасного, которое является Его законом и Его религией.

 

Таким образом, хадис соединил в себе два правила: познание и поведение.


 

Раздел

 

Для раба Аллаха нет ничего полезнее правдивости по отношению к Господу во всех его делах, сопряжённой с искренностью его намерения

 

 

ет ничего полезнее для раба Аллаха, чем правдивость по  
Нотношению к Господу во всех его делах, сопряжённой с  
искренностью его стремления. То есть он должен быть  
правдивым в своей решимости и в своём деянии. Всевышний  
Аллах сказал: «Если же дело решено, то для них лучше  
быть верными Аллаху»(сура47 «Мухаммад»,аят21).  
Счастье его заключается в правдивости [серьёзности] его  
намерения и правдивости деяния.Правдивость намерения  
предполагает твёрдую решимость и серьёзность и отсутствие  
колебаний — это должно быть твёрдое намерение , к  
которому не должны примешиваться колебания и
           

промедление. Если правдивость намерения достигнута, тогда остаётся только добиться правдивости в деянии,то есть сделать всё возможное и приложить достаточно усилий[для его правильного осуществления], совершая его должным образом внешне и внутренне.Решительность намерения исключает слабость воли и стремления, а правдивость деяния исключает лень и расслабленность.

Тот, кто правдив по отношению к Аллаху во всех своих делах, получает от Аллаха больше, чем другие.


422 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

Эта правдивость неразрывно связана с искренностью и правильностью упования, и самые правдивые— это наиболее искренние, в том числе и в своём уповании.

 

Важное правило, касающееся предопределения

 

Господь, обладающий волей, повелел рабу, обладающему волей, и если Он оказывает ему содействие, то Он желает

от Себя помогать ему и внушать ему исполнять Его веления. Если же Он оставляет его без помощи, то предоставляет

 

его воле и его душе, и человек, как следствие, выбирает лишь то, чего желает его душа и его натура.Как человек, он не желает ничего, кроме этого. Поэтому Аллах порицает его в Своей Книге за это, и хвалит его только за то , что сверх

этого, то есть за , точто он является мусульманином,
верующим, терпеливым, вершащим благое, благодарным,
богобоязненным, благочестивым и так далее.Всё это
является своеобразным добавлением к его человеческой
натуре, и это — его благая воля. Однако одной только благой
воли недостаточно, необходимо нечто большее, некая
поддержка, а именно — содействие Всевышнего, подобно

тому, как одного только здоровья глаза недостаточно для того, чтобы видеть им, — требуется ещё и внешняя причина, в частности, свет, не связанный с самим глазом.


Раздел

 

К величайшим проявлениям несправедливости и невежества относится требование от людей возвеличивания и почтительности по отношению к себе, в то время как

в сердце требующего нет возвеличивания

и почтительности по отношению к Аллаху

 

величайшим проявлениям несправедливости и
Кневежества относится тот случай, когда ты требуешь от  

людей возвеличивания и почтительности по отношению к себе, в то время как в сердце твоём нет возвеличивания и почтительности по отношению к Аллаху:ты относишься к творению с таким почтением и трепетом,что не желаешь, чтобы они видели тебя в некоторых положениях,но ты не почитаешь Аллаха настолько, чтобы опасаться, что Он увидит тебя в этих положениях!

 

Всевышний Аллах сказал: «Почему вы не чтите

величия Аллаха?»(сура71 «Нух», аят 13). То есть не
относитесь к Нему так, как должны относиться к тому, кого
почитаете и возвеличиваете. То же слово встречается в
словах Всевышнего «почитали Его» (сура 48 «Победа», аят  

9). Аль-Хасан сказал: «Что с вами, почему не соблюдаете права Аллаха и не благодарите Его?!» Муджахид сказал: «Вы не обращаете внимания на величие Господа вашего».Ибн Зейд сказал: «Не считаете, что должны быть покорными Аллаху». Ибн 'Аббас сказал: «Не осознаёте Его истинного

величия».        
Все эти толкования вращаются вокруг одного
значения: вам следует возвеличивать Аллаха, осознавать
Его истинное величие, признавать Его единственность,

424 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

быть покорными Ему и благодарить Его . Покорность Всевышнему, воздержание от ослушания Его и стыдливость по отношению к Нему зависят от того,сколько почтения и возвеличивания по отношению к Нему в сердце человека.

 

Поэтому один из наших праведных предшественников сказал: «Пусть в сердце одного из вас будет столько возвеличивания и почтения по отношению к Аллаху,чтобы [оно заставило вас] вспоминать о Нём при упоминании о том, о чём обычно стыдятся упоминать, и произносить Его имя в подобных случаях. Например, ты говоришь: "Аллах сделал отвратительной собаку, свинью, нечистоты и так далее" Это относится к почитанию Аллаха».

 

К почитанию и возвеличиванию Аллаха относится также отказ от приравнивания к Нему чего-то из Его творений. Это касается слов — то есть ты не должен говорить: «Клянусь Аллахом и твоей жизнью!», «Нет у

меня никого, кроме Аллаха и тебя», «Как пожелает
Аллах и ты». И это касается любви,возвеличивания и
почитания. И это касается покорности : Емунельзя

подчиняться творению в его велениях и запретах так, как ты подчиняешься Аллаху, и больше, как поступают несправедливые и нечестивые люди.Это касается также страха и надежды: из тех, кто смотрит на человека[и видит его деяния], Он не должен быть самым незначительным для него, и он не должен пренебрегать Его правом и говорить: мол, мне всё простится. И он не должен оставлять для Него только излишки, предпочитая право творений Его праву. И пусть не получится так: Аллах и Его Посланник — в одной стороне, а люди — в другой, и он устремляется на ту сторону, где люди, а не на ту, где Аллах и Его Посланник. И он не должен, обращаясь к творению, отдавать ему сердце


Требование от людей возвеличивания — величайшая несправедливость

 

своё и разум свой, и при этом отдавать Аллаху в служении Ему лишь тело и язык, но не сердце и дух. И он не должен ставить желания души своей выше желания Господа своего.

 

Всё это свидетельствует об отсутствии возвеличивания и почитания Аллаха в сердце. Аллах не внушит сердцам людей почтения и трепета перед таким человеком,а напротив, заберёт из их сердец почтение и трепет перед ним. Если даже они будут почитать его из страха перед ним,то это будет почтение, обусловленное ненавистью, а не любовью и возвеличиванием.

 

К почитанию и возвеличиванию Аллаха относится и тот случай, когда человек стыдится, что Аллах, видя всё тайное в нём и то, что происходит в Его сознании,увидит там нечто достойное порицания.

К почитанию и возвеличиванию Аллаха относится и тот случай, когда человек, пребывая в одиночестве, стыдится перед Ним больше, чем перед самыми высокопоставленными

и важными людьми.

 

Имеется в виду, что если человек не чтит Аллаха и Его слова и то из знания и мудрости, что пришло к нему от Него, то как он может требовать от людей почтения и возвеличивания по отношению к себе?

 

Коран, знание и слова Посланника связиистины, замечания, предостережения и сдерживания, которые приходят к тебе. И седина — предостережение и сдерживание, и она словно стоит над тобой и будит тебя. И при этом то, что приходит к тебе, не становится для тебя назиданием, и то, что происходит с тобой, не становится для тебя наставлением. И вместе с тем ты требуешь от других почтения и возвеличивания! Ты

подобен тому, кого постигла беда, однако постигшее его
не стало для него назиданием и не отвратило[от его
повторения того, что стало причиной этой беды],и при

426 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

этом он требует от других, чтобы они извлекали назидание для себя из постигшей его беды и чтобы она стал сдерживающим фактором для них. Удары, наносимые ему, не оказывают на него никакого сдерживающего воздействия,

 

и при этом он желает, чтобы эти удары стали сдерживающим фактором для тех, кто смотрит на то, как ему наносят эти удары!

Тот, кто слышал повествования о примерном наказании

 

и аяты, посвященные кому-то другому, не подобен тому, кто видел собственными глазами, как подобное происходило с другими, а что говорить о том,кто испытал подобное на себе?! «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих»(сура41 «Разъяснены»,аят53).Его знамения воВселенной можно услышать, и они известны, и Его знамения

в человеке также очевидны.Просим у Аллаха защиты от того, чтобы Он оставил нас без помощи!

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, те, о которых

 

подтвердилось Слово Аллаха, не уверуют, пока их не постигнут мучительные страдания, какие бы знамения ни явились к ним»(сура10 «Юнус»,аяты96-97).

 

И Всевышний Аллах сказал:«Даже если бы Мы

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.034 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7