Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 3 страница



2015-12-07 548 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




5. АТРИБУТЫ АЛЛЕГОРИЙ — изображения предметов и животных, которые традиционно придавались аллегориям с целью их быстрого и точного опознавания. Эта традиция ведет свое начало с античной и всякой другой мифологии, когда бога и богиням Олимпа, изображавшимся в основном как прекрасные мужчины и женщины, довольно слабо отличавшиеся друг от друга своими физическими данными (ростом, возрастом, внешностью), придавался для запоминания их имени и их сферы деятельности какой-нибудь характерный предмет: например, Гераклу — палица и львиная шкура, Диане — лук со стрелой и лань, Гермесу — крылышки на ногах и головном уборе и кадуцей в руках, Нептуну — рыба и трезубец, Афине — эгида и сова и т. д. Аналогичное положение было и в скандинавской мифологии, где Тор имел молот, Сиф — золотые волосы, Один — ворона. Это и были их атрибуты. Традиция была перенесена на так называемые аллегории — женские или мужские фигуры, изображавшие какое-либо свойство человека, его пороки и добродетели, ибо эти фигуры еще менее, чем мифологические боги, обладали индивидуальными чертами. В эпоху раннего средневековья аллегории были наглядным «учебным материалом» церкви для воспитания людей и потому играли огромную роль в искусстве и политике.

Еще греческий философ Платон определил четыре основные

добродетели: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Средневековые схоласты добавили к ним еще три: веру, надежду и любовь. Все эти семь основных добродетелей изображались в виде человеческих фигур (в основном молодой женщины) в длинных одеждах, но у каждой были свои атрибуты — одушевленные и неодушевленные. Так, мудрость имела два лица: старое и молодое, а у ног ее сидел дракон; мужество держало в руке жезл, а другой рукой ломало колонну надвое, у ног же его сидел лев. Умеренность изображалась с двумя небольшими кувшинчиками в руках, из одного очень экономно — капля по капле — капала вода, а другой сохранялся в неприкосновенности. У ног умеренности сидела собака, смотрящая в вылизанную до зеркального блеска тарелку, в которой она даже отражалась. Справедливость держала в одной руке меч, в другой — весы, а у ног ее стоял журавль на одной ноге, зажавший камень в поднятой ноге. Он олицетворял бдительность, настороженность. Вера держала в одной руке прямо на ладони, как жонглер, хрустальный кубок, который мог в любую минуту упасть, а в другой — крест. У ног ее сидела собака в спокойной, «достойной» позе, олицетворявшая верность. Надежда складывала руки в жесте мольбы и устремляла свой взор к солнцу, а у ног ее сидела птица Феникс на начинавшем гореть костре. Любовь одной рукой сыпала семена на землю, а другую прижимала к сердцу. У ног ее пеликан кормил собственной кровью птенцов. Поскольку христианство почти 2000 лет воспитывало свою паству на подобных «иллюстрациях», то в конце концов атрибуты добродетелей, пороков, а также других аллегорий (например, смерти — коса, череп, скелет; времени — старец с песочными часами) получили настолько широкую известность, что стали восприниматься как эмблемы определенных качеств и свойств уже совершенно самостоятельно, без аллегорических фигур и даже без обязательного сочетания животного и неодушевленного предмета, а каждый в отдельности. Вот почему, в конце концов, оказалось, что, например, эмблемой справедливости могут служить и меч, и весы, а эмблемой любви могут служить и сердце, и пеликан, кормящий птенцов, — и никакого противоречия в этом нет.

6. БАНЯ — символ очищения. Как символическое действие известна всем народам мира и употреблялась с древнейших времен в разных формах: в виде омовения рук и ног, погружения в реку, купания в проруби, обливания водой — и преобразована с возникновением христианства в обряд крещения. Ритуальная баня существовала у ряда северных народов: славян-новгородцев, англов, скандинавов, ирландцев и особенно у финнов, у последних ритуальная баня сохранилась до сих пор (баня-сауна для почетных гостей, общая баня для всей семьи, коллективная женско-мужская баня для всех родичей).

В наши дни ритуальное торжественно-праздничное обливание как символический обряд очищения сохранилось полностью в

качестве массового и постоянного явления в Бирме (обливание на бирманский Новый год всех прохожих).

Другой пережиток этого символа — существование до сих по одного из старейших и высших орденов Европы — английского ордена Бани (основан в 1399 г., имеет три класса, темно красную орденскую ленту и девиз «Три, соединенные в одно» намек на Англию, Шотландию, Ирландию). Орден предполагает чистоту помыслов, полное очищение от недоверия, зависти подозрительности его носителя. Кавалеров ордена перед его вручением купали (ныне символически окропляют водой).

7. БАРАН — один из древнейших символических знаков (овен — первый знак Зодиака) и одна из распространеннейших во всем мире эмблем (в вариантах: агнец, золотое руно, голова барана, рога барана), значение которых в силу исторических причин весьма существенно различается у разных народов, а также зависит от конкретного вида изображаемой эмблемы (вся фигура животного, его руно, голова или одни рога).

В нашем современном бытовом понимании слово «баран» часто служит синонимом тупости или тупого упрямства, и мы бываем столь убеждены при этом, что такая трактовка чуть ли не международно принята, что порой попадаем впросак, применив этот синоним где-нибудь в другой стране.

Между тем даже в нашей стране отрицательное значение понятия «баранья голова» отмечалось этнографами и лингвиста ми в середине XIX века только на территории Центральной России (Великороссии) и Северо-Востока (Новгородской, Вологодской областей, Коми АССР), на Среднем Урале и в Зауралье (Западная Сибирь). Население указанного региона употребляло выражение «баранья голова» для определения ничтожности какой-либо вещи, поскольку голова барана ничего не имеет съедобного, а потому и не имеет никакой цены. Костлявость бараньей головы, ее толстые лобные кости и рога дали повод русскому населению указанного региона говорить о тупости, упрямстве барана. Однако в русских пословицах, в фольклоре это не отражено, поскольку подобные умозаключения весьма позднего происхождения, никак не ранее конца XIX и даже начала XX века.

В то же время на значительной территории нашей страны — в Татарии, Башкирии, Калмыкии, Казахстане, Киргизии, Южном Алтае, Туве, Бурятии — изображение бараньих рогов (так называемый «малый рог») в национальном орнаменте — почетный символ настойчивости, упорства в достижении цели. В Закавказье — в Грузии, Азербайджане и Армении — изображение барана (овна) — древнейший культовый символ — воплощение добра (как жертвенное животное), а также знак (эмблема) богатства (достатка), а иногда и символ рассвета, потому что когда Земля вступает в созвездие Овна 21 марта, то у жителей Северного

полушария начинается весна и этот день является днем весеннего равноденствия.

Начиная с античных времен в странах Западной и Южной Европы изображение золотого руна, то есть шкуры барана с головой, стало символом наивысшей ценности. Основанием для этого послужил миф о волшебном Золотом баране, на котором дети царя Фессалии и Беотии Аманта — мальчик Фрикс и девочка Гела бежали от злой мачехи Ино. Баран проплыл с ними по морю, причем Гела, сидевшая на спине барана сзади брата, утонула (и это место было названо Геллеспонтом, т. е. морем Гелы), а брат доплыл до сказочной земли Эи (отождествляемой с современной Колхидой), где царствовал сын Солнца Эот. За свое спасение Фрикс принес тело Золотого барана а жертву богу Фиксию — покровителю беглецов, а его шкуру с головой (т.е. руно) повесил в священной роще бога войны Арея, где ее неусыпно охранял дракон. Таким образом, уже в древности понятие «золотого руна» стало синонимом «недостижимого». Однако родственник Фрикса Ясон во главе 50 греческих героев (аргонавтов) на корабле «Арго» приплыл в Колхиду и с помощью дочери Эота Медеи хитростью усыпил и убил дракона, похитил золотое руно и привез его в Грецию.

Эмблема «золотого руна» уже в средние века послужила основой для создания одного из старейших и наиболее почетнейших европейских орденов «Золотого руна», установленного вначале в 1278 году в Бургундии и ставшего впоследствии, с 1429 года, высшим орденом в Австрии и Испании, просуществовавшим соответственно в этих странах до 1918 года и 1931 года.

«Золотое руно» было символом высшего геройства, и этим орденом награждались только коронованные особы и лица, принадлежавшие к древнему дворянству, о чем свидетельствовала и лента ордена «Золотого руна» — она была ярко-красного цвета, то есть регального. Характерен был и латинский девиз, начертанный на этом ордене: «Pretium laborum non vile!» («Цена труда — не малая!»).

Наряду с идущим со времен язычества почитанием «Золотого руна» в странах, где до нашего времени остается сильным влияние католической церкви, — в Португалии, Ирландии, Испании, Италии, Австрии, Польше — и особенно во всех странах Латинской Америки, изображение молодого барашка (агнца) до сих пор весьма почитается как эмблема невинности, непорочности, кротости и доброты, ибо рассматривается как одно из олицетворений Христа.

В Индии, Пакистане, Бангладеш изображение бараньей головы в наши дни служит распространенной эмблемой качества, она помещается на торговых марках товаров, отличающихся гарантированной высокой добротностью. Поэтому и в Юго-Восточной Азии на эту эмблему смотрят всегда с почтением и уважением, хотя и из других соображений, чем в Латинской Америке.

Даже в родовых гербах русского дворянства изображение идущего барана (с поднятой передней ногой) являлось всегда «говорящей» эмблемой соответствующей фамилии (Баранов, Баранский, Баранецкий, Барановский), а вовсе не символом тупости. Наконец, изображение белого барана в голубом поле щита является современной государственной эмблемой Фарерских остро- bob, автономной части Дании, и входит также в датский государственный герб.

Таким образом, встречая изображение барана (или его головы) в качестве эмблемы, следует всегда соотносить ее с определенной страной и эпохой и только после этого делать вывод о ее значении.

8. БЛАЗОНИРОВАНИЕ (франц. blason — родовой герб и нем. blasen — трубить, объявлять через герольда) — толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и других геральдичсских знаков, то есть, с одной стороны, их прочтение, расшифровка их значения, а с другой — их правильное описание, выдержанное в определенной строгой последовательности и с применением международно признанной геральдической терминологии.

Идеальным следует считать, если текст конституции страны содержит блазонное описание ее герба и флага, то есть такое, какое принято в геральдической международной науке.

Однако в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе, вместо блазонирования употребляется либо сокращенное, так называемое «общедоступное», описание государственных атрибутов (герба, флага) в тексте Конституции (Основного закона) страны, либо детализованное, подробное описание того же герба и флага в особом, специальном «Положении о гербе и флаге», носящем служебный характер и предназначенном для тех работников, которые отвечают за техническое состояние указанных государственных атрибутов, их цвет, размеры, соотношение сторон и расположение знаков, за правильное их увеличение или уменьшение для тех или иных целей. Оба текста ненаучны. Только блазонное описание верно. Оно кратко и точно сообщает все данные о гербе на международном едином уровне. Вот почему правильное блазонное описание гербов и флагов абсолютно гарантирует их правильное понимание во всем мире — и отсюда вполне адекватное их изображение, даже если блазонный текст передай по телеграфу или по радио, устно. В то же время самое скрупулезное, но не блазонное описание оставляет широкий простор для субъективного суждения и потому может вызвать различную интерпретацию, непонимание, а следовательно, и ошибку в изображении флага и герба при его воспроизведении но описанию.

При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру как на флаге, так и на гербе. О флаге и гербовом щите вначале говорят, каков он по форме (прямоугольный, треугольный, квадратный, круглый и т.д.), а затем каков он по членению —

рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально) или скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали).

При многоцветном флаге и при вертикальном расположении полос вначале называют цвет полосы у древка, а при горизонтальном их расположении перечисление начинают сверху вниз. После этого следует указание на, изображения, помещенные на флаге: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т.д.), затем то, что они собой представляют (герб, эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов.

Порядок блазонирования гербов принят следующий:

Для гербов республиканских государств, гербов провинций, областей, городов в немонархических государствах: Для государственных гербов монархических государств, для личных и родовых дворянских гербов и территориальных гербов в монархиях:
  1. Щит.   1. Щит.
2. Венок или заменяющее его обрамление щита. 2. Корона
3. Навершие щита (или герба). 3. Шлем. Нашлемник. Намет. Бурелет.
4. Щитодержатели. 4. Щитодержатели.
5. Девиз. 5. Мантия или сень.
6. Особые украшения. 6. Девиз.
  7. Особые украшения.

 

Если гербовый щит имеет два поля и более, то описание его идет так, что преимущество отдается правой стороне и верхней части щита, блазонирование начинается с них и идет последовательно — рядами, подобно тому как мы читаем строчки в книге. Если из четырех частей щита две тождественны, то называются порядковые номера каждой части, а описание их дается один раз, чтобы избежать повторений. Если в центре герба поверх трех-четырех или большего числа полей помещен средний щиток, то описание всего щита начинается с него при условии, что в среднем щитке помещены главные эмблемы (герб Панамы и герб Филиппин). Следует иметь а виду, что правую и левую стороны в геральдике принято определять от лица, несущего щит, то есть обратно зрителю. Благодаря точной терминологии и строгому порядку очередности описания блазонирование всегда кратко, лаконично, свободно от разных повторов и постоянных словесных указаний (после, затем, вначале, вверху, внизу и т. п.) и не может содержать никакой двусмысленной трактовки, как это бывает при описании обычными словами, хотя бы и самыми подробными, но не у всех одинаковыми.

Все правила блазонирования следует учитывать не только при чтении и расшифровке гербов, но и при их составлении, а потому надо избегать всяких «экстравагантностей» и «оригинальностей»,

а придерживаться их общепринятой структуры. Это, однако, не всегда выполняется и главным образом по причине геральдической неграмотности составителей гербов. Чаще всего это проявляется в городских гербах, создаваемых и утверждаемых на местах, в провинции. Иногда же существенные отклонения от правил герб о творчества наблюдаются и в государственных гербах, особенно у стран Азии, где существовал и существует свой мир символов и эмблем, зачастую весьма далекий от европейского, и, главное, где сложились свои представления о гербовой структуре. Так, например, государственный герб Непала не имеет щита, обладает смешанным радугоподобным цветом, состоит из таких элементов, которые не поддаются определению как геральдические фигуры, ибо фактически являют собой некие «картинки» (горы, текущая река, сельский храм-часовня под сенью дерева), выдержанные в естественном, а не в условном стиле. Да и сами эмблемы — вроде отпечатков ступней и диковинной птицы с хохолком — не совсем обычны и не имеют эквивалентного европейского геральдического термина. И все же, следуя правилам европейского блазонирования, можно прочитать даже такой необычный герб, выделив в нем главные эмблемы и отнеся остальные к категории «особых украшений», предусмотренной при блазонировании.

Еще более близким нам примером герба, вызывающего затруднения при блазонировании, следует назвать герб Киргизской ССР. Он имеет такие конфигурации щита, что к ним трудно применить блазонный термин. Кроме того, по сути дела, на гербе изображены два щита, и какой из них главный — затруднительно определить, ибо на верхнем даны второстепенные изображения, а на нижнем — главные эмблемы — серп и молот. Исходя из правил, надо начинать блазонировать с главных эмблем, но то, что они располагаются в гербе ниже других, то есть неправильно, нуждается в оговорке, без которой может возникнуть ошибка при расшифровке блазонного текста третьим лицом. Кроме того, любая оговорка является нарушением блазонирования, где все описание сведено к чрезвычайно лаконичному и вместе с тем точному фиксированию рисованного изображения. В том-то и состоит смысл блазонирования, что оно не должно нуждаться ни в каких пояснениях и при этом должно быть предельно адекватным геральдическому изображению и интернационально понятным. Но блазонирование, в свою очередь, возможно вести при правильном, геральдически грамотно составленном гербе.

9. БЛЯХА — ведомственный нагрудный знак, употребляемый в военных и военизированных организациях и предназначенный для ношения той частью личного состава (части, учреждения, организации), которая временно выполняет специальные обязанности по разному роду дежурств (патрульных, караульных, сторожевых, контрольных и т.п.). Бляха дается с целью отличения данных дежурящих от всех других (военнослужащих, милиционеров,

пограничников и т.п.), с целью усиления их престижа, указания на их особые временные полномочия и повышения их ответственности за исполнение служебного долга.

Бляхи даются военным комендантским патрулям, военным и ведомственным караулам, сторожевым нарядам пограничной службы, сотрудникам ГАИ и ВАИ во время несения ими дежурства. Бляхи не могут носить военнослужащие вне времени их дежурства, они не являются личными знаками, и потому нарушение этого правила является серьезным должностным проступком.

Бляха является заменой или дополнением к нарукавной повязке дежурного, она тесно связана с такой повязкой как своим происхождением, так и значением и назначением. Отсюда главный элемент па бляхе — надпись. Все остальные изображения носят подчиненное значение.

Именно этим бляха принципиально, резко отличается от всяких геральдических знаков, и поэтому ее нельзя путать с ними, а надо отделять от других видов разнообразных значков. Бляха — чисто служебный, причем временный знак, не только не связанный с определенным лицом, а, наоборот, особо подчеркивающий, что данное лицо, обладатель бляхи, является всего лишь временным уполномоченным и временным носителем власти от данной организации — в его поведении не должно быть ничего субъективного. Некоторые бляхи имеют номерной знак именно с целью идентификации дежурного и контроля за его действиями. От всех Других видов знаков бляхи отличаются также тем, что имеют особо крупные размеры (значительно больше других знаков, в том числе и орденов; размеры блях 80 х 60 мм, а орденов — 56—48 мм в среднем).

Надписи на бляхах четки, ярки, хорошо различимы и наносятся крупными литерами по красному фону ленты. Они не только аттрактивны, но и информативны: «Патруль», «Начальник караула», «Старший пограннаряда», «ГАИ», «ВАИ». Это ясно указывает на ведомственную принадлежность их владельцев и на характер исполняемого ими поручения.

Бляхи изготавливаются из металла (жести), покрываются эмалью и частично анодируются, причем изображения эмблем (анодированные) на них как бы «притушены», отодвинуты на второй план по сравнению с аттрактивной надписью.

10. БУКВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. На гербах и эмблемах, как правило, не допускаются никакие надписи, кроме девиза, торий, однако, располагается всегда вне щита, на особой девизной ленте, обычно значительно ниже щита и редко выше или вокруг него. То же самое правило — не иметь надписи — строго соблюдается в государственных флагах, что резко отличает их знамен, где девизы, лозунги, призывы или иные надписи являются не только допустимыми, но и характерными явлениями.

Правило это вполне логично и обоснованно: там, где роль символических знаков играют символы, фигуры, изображения долженствующие быть понятными для всех без перевода естественно, не должно быть места слову, фразе, то есть какому-либо разъяснению, ибо они как бы снижают, профанируют высокий символический смысл эмблем и в то же время ограничивают это разъяснение лишь тем кругом лиц, которым понятен тот или иной язык или которые грамотны, исключая тем самым всех остальных, то есть косвенно проявляя к ним неуважение или ставя их ниже других сограждан. Истинный государственный символ, являющийся отражением суверенитета всего народа не должен иметь и практически не имеет надписей.

Правда, как и всюду, даже в этой сфере дело не обходится без исключений, и такое исключение, хотя и единственное в мире, ныне существует. Это — государственный флаг Саудовской Аравии, который фактически является бывшим знаменем Ибн Сауда, монархическим штандартом первого короля Саудовской Аравии, родоначальника нынешней правящей династии, превращенным во флаг, то есть названным национальным флагом, но не переставшим от этого фактически сохранять все признаки знамени. Не только его полная одноцветность и занимающая все его зеленое поле надпись роднят его со знаменем, но и то, что он до сих пор, как и знамя, сшивается из двух разных полотнищ и имеет две стороны — лицевую и тыльную — и потому читается с каждой из сторон. Надпись, выведенная на нем, даже не девиз, а просто-напросто начальная фраза из Корана, широко известная даже тем, кто Коран и в глаза не видел; «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет — пророк его». Казалось бы, что в ней? Но, исполненная на государственном знамени, она приобретает особый смысл, подчеркивая теократические постулаты, лежащие в основе общественно-политического строя этого государства.

В то время как надписи на гербах и флагах являются не принятым и практически не признанным в геральдике явлением я существуют как уникумы, изображение на гербах, эмблемах и флагах отдельных букв (или цифр), не являющихся словом, а чаще всего означающих сокращенное название государства или год его основания, как законные исключения допускаются для внесения в само поле щита, или в полотнище флага, или, наконец, в девизный щиток. Такие буквы (или цифры) носят название буквенных изображений, и их употребление всегда должно быть мотивировано какими-нибудь вескими причинами исторического или геральдического порядка.

Так, например, буквенное изображение «РСФСР» было внесено в 1918 году как в первый герб, так и в первый флаг первой Советской республики, чтобы таким необычным, не употреблявшимся тогда в Европе путем сразу резко и наглядно отличить государственные атрибуты социалистического государства от всех прочих; этот же прием был использован позднее и в гербах союзных республик. После второй мировой войны

цифравые изображения были внесены в гербы Югославии, Албании и Болгарии, чтобы подчеркнуть значимость исторических событии, создавших по существу новые, демократические и социалистические государства на месте одноименных древних Балканских стран.

Как видим, буквенные (и цифровые) изображения становятся иногда сродни символу, ибо их смысл может быть уяснен лишь после расшифровки, либо он зафиксирован в Основном законе страны (Конституции) и является важным для понимания истории страны или ее государственного строя. Позднее, с образованием СССР, в 1923 году буквенное изображение было снято с Государственного флага Союза и заменено главными государственными эмблемами, поскольку они в совокупности с цветом флага ясно говорили о рабоче-крестьииском, социалистическом строе. Но на Государственном флаге РСФСР буквенное изображение сохранялось и по конституции 1924 года вплоть до 1937 года.

И в теории, и на практике символы и эмблемы остаются сильнее и значительнее буквенных изображений, и если последние все же употребляются, то только тогда, когда с их помощью вносится такое отличие, которого нельзя добиться иным путем. Так, например, единственным государством в мире, которое имеет в государственном флаге буквенное изображение — большую черного цвета латинскую букву R, является африканское государство Руанда. Что заставило эту страну прибегнуть к использованию буквенного изображения? Можно ли было поступить иначе? Судите сами. Национальными цветами руандийцев были красный, желтый, зеленый. Однако эти же цвета вмели и другие государства: Боливия, Гренада, Гвиана, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Сенегал, Сан-Томе и Принсипи, Камерун, Мали, Того, Кабо-Верде, Эфиопия. Все комбинации этих трех цветов, их горизонтальное и вертикальное расположение и различная последовательность их чередования были уже использованы другими странами. Можно было либо отказаться от сохранения этих Цветов для Руанды как национальных, введя какой-либо другой, или же принять какую-то резко бросающуюся в глаза эмблему в дополнение к этим цветам. Поскольку пятиконечные звезды (черная, зеленая, белая, желтая) были уже использованы другими странами, руандийское правительство, не обладая своим ярко выраженным символическим знаком или национальной эмблемой, остановилось на латинской букве R, взяв это буквенное изображение черного цвета как символ (знак) республики и страны,

В данных исторических условиях буквенное изображение дает возможность отличить флаг данной страны (Руанды) от флагов других стран.

Как показывают многочисленные примеры из истории геральдики, буквенные изображения всегда существуют как более или менее временное явление и впоследствии заменяются эмблемами или символами. Так, например, государственный флаг

Кувейта до 1961 года имел надпись на арабском языке «Кувейт», которая была непонятна для большинства стран в мире. Поэтому по мере роста международных связей Кувейта такой флаг пришлось изменить, сняв надпись и создав вместо нее оригинальный рисунок флага.

Несравненно более часто буквенные изображения встречаются в гербах и сохраняются прочнее, чем на флагах, хотя в целом и для гербов они сравнительно редки.

Разумеется, будучи геральдически «несовершенным» элементом, буквенные изображения занимают в гербах (уж если они встречаются) подчиненное место, чаще всего в низу герба, на особом девизном щитке. И лишь в редчайших случаях буквенные изображения становятся главной гербовой фигурой. Такой именно случай мы имеем в государственном гербе Того, где две латинские буквы RT (Республика Того) красного цвета в желтом поле щита составляют единственную «гербовую фигуру». Как видим, пример этот опять-таки относится к новообразованным после 1960 года молодым государствам Африки, где введение буквенного изображения в герб, помимо всяких иных причин, может рассматриваться и как своеобразный «вызов» европейским канонам, и как символический знак вступления этой страны на путь просвещения и образования.

Иное место занимают буквенные изображения на гербах союзных советских республик, для которых они являются характернейшим элементом. Все они, как правило, передают сокращенное название той или иной республики. Однако начертание этих сокращений не у всех республик строится по единому типу. Часть республиканских гербов имеет полностью сокращенное название, то есть истинное буквенное изображение [РСФСР, БССР, УзбССР, КССР, LTSR (Литва), РССМ (Молдавия), ТССР (Туркмения)], а ряд гербов союзных республик сохраняет смешанное (сокращенно-развернутое) или полностью развернутое название, что геральдически не является правильным для понятия «буквенное изображение», поскольку вместо отдельных букв изображаются целое слово или слова. Так, сочетание развернутого названия республики сбуквенным изображением имеют Украина, Эстония, Латвия, Киргизия, Таджикистан. Две республики — Армения и Азербайджан — имеют полную надпись своего официального названия на гербе, причем Армения — лишь на армянском языке, а Азербайджан — на двух языках: азербайджанском и русском.

Несколько слов следует сказать и о месте истинного буквенного изображения на гербах. Как и каждая гербовая фигура, буквенное изображение должно иметь свое более или менее определенное место. Однако на практике в силу того, что буквенные изображения всегда диктуются первоначально какими-то исключениями, их место на гербе чрезвычайно варьируется. Иногда буквенное изображение помещают прямо в поле щита, причем порой в его самой важной — верхней — части (в гербе РСФСР). Для данного герба это может быть и оправдано, ибо

герб РСФСР — особый герб, возникший ранее герба СССР и вначале принадлежавший всей стране, и потому все, что был" для чего характерно при создании, должно быть в неприкосновенности сохранено для потомства. На городских гербах буквенное изображение может находиться даже в центре герба или занимать весь центральный щит как главная эмблема. Но такое расположение встречается крайне редко, причем в основном на городских гербах ГДР, например городов Шварцхайде и Цяттау. У большинства гербов союзных советских республик буквенное изображение вообще вынесено за пределы поля гербового щита, что абсолютно правильно. Оно располагается в этих случаях либо на девизном щитке (Латвия, Литва, Молдавия, Белоруссия, Узбекистан), либо на девизной ленте — в ее нижней, центральной, части, на центральном перехвате ленты (Украина, Казахстан). Этот вид расположения следует считать геральдически более верным. У Армении буквенное изображение расположено по внешней кайме гербового щита, что также геральдически допустимо, тем более что в этом случае надпись вместе с девизом совершенно отделена от остальных эмблем и изображений и превращается в своеобразный орнамент знаков. Необычным и геральдически спорным является положение буквенного изображения в гербах Азербайджана (в центре верхней части девизной ленты) и Киргизии (на двух концах девизной ленты). Остается сказать еще о начертании буквенных изображений. Буквенное изображение не может быть выполнено любыми буквами. Как правило, его передают обязательно характерным национальным или стилизованным национальным шрифтом или же броским, четким геометрическим.



2015-12-07 548 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (548)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)