Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 6 страница



2015-12-07 550 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




В советской геральдике геральдические фигуры (кроме каймы) совершенно не употребляются. Отчасти в ней используются не геральдические фигуры. Названия геральдических фигур чрезвычайно важно знать при блазонировании гербов, поскольку они должны именоваться геральдически правильно, термином, а не описательно.

В связи с тем, что геральдические фигуры все еще употребляются в государственных гербах не только старых монархических европейских, но и новых республиканских молодых (африканских, океанских) государств, знание их внешнего вида и наименований остается практически необходимым и в наши дни.

Сравните геральдические фигуры на гербах Монако, Чада, ЮАР, Уганды, Тринидада и Тобаго, Танзании, Сьерра-Леоне, Соломоновых Островов, Замбии, Филиппин, Малави, Нигерии, Лихтенштейна, Ганы, Гамбии, Габона, Фиджи, Бахрейна, Австралии.

26. ГИРЛЯНДА (итал. ghirlanda — украшение, украшающий венок). Понятие, возникшее сравнительно поздно, в эпоху Возрождения, вотличие от понятия «венок-корона». Поэтому гирлянды плелись не замкнутыми, а имели вид жгутов, которые с целью украшения прикреплялись к зданиям, повозкам, стенам (и другим объектам) горизонтально. Провисание таких гирлянд-украшений создало постепенно стойкое представление о гирлянде как «растительном занавесе», имеющем характерный выгнутый (овальный, полукруглый) вид. Такого типа гирлянды стали использоваться как украшения в книжной графике (заставки), так и для украшения трибун, надгробий и выполняться уже не натурально (в виде цветов, связок ветвей растений), а в «вечных материалах» — мраморе, граните, бронзе, чугуне. Такое распространение получили гирлянды в Западной Европе в эпоху классицизма и затем в период романтизма, в первой половине XIX века. В России понятие «гирлянда» не было известно до XVIII века, поэтому первоначально ее называли «кутасом», как в Московской Руси называли всякое украшение из кистей и бахромы, которые отчасти напоминали гирлянды, но изготовлялись всегда не из живых растений, а из конского волоса, пряжи и сусальной мишуры. Лишь со второй четверти XVIII века гирлянды как растительные украшения начинают постепенно отличать от кутасов, и вместе с тем намечаются различия и в их употреблении. В то время как кутасы остаются в разряде постоянных украшений карет, лошадей, погребальных повозок и катафалков, а также интерьеров парадных помещений как знаки роскоши и помпезности, гирлянды занимают более скромное, но и более достойное уважения место как эмблемы памяти в чью-либо честь. Поэтому гирлянды из ветвей лавра или дуба обрамляют то или иное центральное изображение на медалях, на надгробиях, на юбилейных значках и монетах, на монументах, посвященных не только отдельным людям, но и отдельным событиям.

Особенно усиливается почетное значение гирлянд после Октябрьской революции, что было связано с теми же причинами, которыми объяснялось усиление значения венков. Гирлянды из ветвей ели, дуба, красных маков, перевитые узкими красными лентами, часто в сопровождении изображений оружия, становятся своего рода эмблемами, выражающими понятия «массовый героизм», «воинская слава», и, главное, эмблемами, воздающими честь этим понятиям, призывающими к памяти о них.

В этом смысле — как «память о героическом событии», «память о героических делах народа» — гирлянды употребляются в советской эмблематике с 20—30-х годов.

Иногда гирлянды не только изображаются в нижней части той или иной мемориальной доски, медали или на постаменте памятника в виде скромного барельефа, рельефа, горельефа, но и занимают центральное место в самом памятнике. Это, так сказать, придает больший вес гирлянде как эмблеме, и к этому приему прибегают, разумеется, в исключительных случаях, чтобы подчеркнуть их важность. Так, памятник-аллегория Матери-Родины, установленный на Пискаревском кладбище в Ленинграде, где похоронено почти полмиллиона жителей этого города-героя, изображает женщину, держащую в руках гирлянду, что красноречиво символизирует вечную память Родины о своих сынах и дочерях, погибших в борьбе с фашизмом. Другой пример самостоятельного употребления гирлянды как знака памяти мы можем увидеть на станции Московского метро «Краснопресненская». Там, в подземном вестибюле, на стенах, выходящих на перрон, помещены массивные мраморные гирлянды-горельефы. Они без всяких надписей и пояснений говорят о том, что потомки прочно хранят память о героях революции 1905 года и декабрьских боев на Красной Пресне. Гирлянда, таким образом, не только является знаком памяти о ком-то, но и зовет каждого к памяти, побуждает вспомнить. То, что гирлянды могут создаваться из различных растений, каждое из которых имеет свое символическое значение, создает возможность с помощью гирлянд квалифицировать, в память именно какого события та или иная гирлянда применяется в том или ином монументе. Об этом может сказать цвет ленты и то, что гирлянды из лавров — в память славы, из ветвей дуба — в память доблести, из листьев чертополоха — в память сопротивления и т. д. Кроме того, гирляндам можно придавать дополнительные атрибуты — трубы, оружие, орудия труда и т. п. Еще более самостоятельное значение приобрела гирлянда в советской пионерской символике. Как известно, в пионерских дружинах сложилась добрая традиция возлагать в памятные дни гирлянды к монументам, обелискам, мемориальным доскам, устанавливать у этих памятников почетный караул.

Гирлянды в этих случаях символизируют память юных поколений о боевых подвигах отцов и дедов, играют роль знаков непреходящей верности боевым традициям нашей Родины, памяти молодых о том, что их жизнь была бы невозможной без

революционных подвигов их отцов, без революции, без борьбы с внешними и классовыми врагами Советской Отчизны.

Нельзя к разным по эпохе и содержанию памятникам возлагать одинаковые гирлянды, их надо строго дифференцировать.

Гирлянды возлагаются: в день гибели героя; в памятные дни, связанные с революционными событиями; в юбилейные дни, по священные подвигам советских воинов в годы гражданской и Великой Отечественной войн; в дни, отмечаемые в стране в честь выдающихся политических деятелей, героев труда. Уже этот перечень показывает, сколь различными по оформлению, по составу могут быть во всех этих случаях гирлянды, как они могут быть индивидуализированы, конкретизированы, приурочены к условиям именно каждого города, села.

Гирлянды могут быть, следовательно, из ветвей дуба, ели, колосьев, цветов (гвоздик, роз), клевера, хлопка и даже из репейника, чертополоха (особенно в гирляндах в честь партизан) и т.д. Важна не материальная ценность гирлянды, а ее глубокий символический смысл, тот почет, которым обставляется ее возложение.

Гирлянда возлагается в минуту молчания, полнейшей тишины, и это имеет огромный смысл: ведь гирлянда — эмблема памяти молодого поколения о заслугах предшествующих. И ей приличествует особая торжественность: склоняются знамена, отдается салют (знаком руки, ружейным или пушечным выстрелом — в зависимости от обстоятельств и значимости торжественной минуты). Салют, таким образом, один из атрибутов возложения гирлянд.

27. ГЛАСНЫЕ, или ГОВОРЯЩИЕ, ЭМБЛЕМЫ. Так назывались первоначально, еще в античное время и в раннее средневековье, всякие изображения, которые употреблялись для звуковой, фонетической передачи какого-нибудь имени человека, которое было либо одного корня с эмблемой, либо просто созвучно с названием животного или растения, даже если оно не повторяло его в точности. Так, вместо имени Каприолла рисовали козленка («капри» — по-латыни «коза»), вместо Порцелла — поросенка (порка — поросенок), вместо Розалии — розу. В эпоху почти всеобщей неграмотности, какой были средние века, говорящие эмблемы играли значительную информативную, служебную роль. Позднее «говорящими» стали называть такие эмблемы, которые выражали не идею, а употреблялись в прямом значении того, что они изображали.

Так, например, в родовых гербах, принадлежавших Барановым, изображали барана, Петуховым — петуха, Медведевым — медведя, Журавлевым — журавля и т. д., хотя эти животные как эмблемы имели свои иносказательные значения, которые в дан ном случае не принимались во внимание, поскольку эмблемы употреблялись как «говорящие».

Особенно часто применялись говорящие эмблемы в гербах

городов. Так, например, известный немецкий город Магдебург имел в своем гербе девушку (магд) и крепость (бург), так что герб прямо «говорил» полное наименование города. Из русских городов такие, как Старица, Стародуб, Курган, Пятигорск, Рогачев, имели в своих гербах соответственно изображения старухи, старого, полузасохшего дуба, кургана, пяти горных пиков и бараньего рога, то есть обладали абсолютно говорящими эмблемами. Иногда же говорящие эмблемы в городских гербах хотя и не соответствовали напрямую имени города, но все же означали непосредственно то, что было на них изображено, а не идею, не иносказание. Так, например, сноп в городских гербах означал хлебную торговлю, а молот — кузнечное ремесло, в то время как в государственных гербах те же самые предметы представляли собой эмблемы определенных высоких или более широких и абстрактных идей: сноп выражал благосостояние, достаток, а молот — промышленность или рабочий класс.

Это обстоятельство позволило рассматривать говорящие эмблемы как своего рода эмблемы второго сорта, что отражало реальное соотношение в положении дворянства, монархии и городского бюргерства (буржуазии) в средневековой Европе. Во время буржуазных революций в Западной Европе резко усилилась тенденция отказа от говорящих эмблем, проявилось Стремление победившей буржуазии к созданию новых иносказательных идейных эмблем, к приданию старым говорящим эмблемам нового иносказательного значения. Наоборот, в периоды упадка буржуазной культуры вновь возобладала приземленная, бескрылая трактовка большинства эмблем как говорящих.

В период Великой Октябрьской революции и гражданской войны, в эпоху великого революционного подъема новые, социалистические, пролетарские эмблемы носили только высокое, идейное, иносказательное значение.

Социалистическая революция практически отказалась от говорящих эмблем, и все ремесленные эмблемы прошлого, так называемые цеховые или профессиональные, представлявшие собой изображения орудий труда, перестали использоваться как «говорящие», а многие из них превратились в высокие, иносказательные (см. Молот, Серп, Клещи, Наковальня, Коса, Сноп, Колос).

Чрезмерное употребление говорящих эмблем является, таким образом, своеобразным сигналом, извещающим о духовном не здоровье любого общества: об упадке его идейности, политической сознательности и духовной культуры.

28. ГОЛУБЬ — один из древнейших символов и эмблем человечества, имеющих разнообразное значение у разных народов, обусловленное историческими условиями, при которых произошло знакомство человека с этой птицей.

Из 400 видов голубей, которые встречаются во всем свете, большинство приходится на Австралию и Африку (около 300),

свыше 90 — на Азию и лишь 4 — на Европу. Отсюда ясно, что голубь — не европейская птица. Это подтверждает и история: древнейшие сведения о домашних голубях найдены в египетских настенных надписях за 3000 лет до н. э. В Египте и древнейших государствах Двуречья и Передней Азии голубь был рано одомашнен и сделался предметом культа и специального разведения для голубиной почты. Оттуда он проник в Древнюю Грецию: впервые голуби появились в Греции в 478 году до н. э. и были использованы позднее для связи между островами Эгейского моря, полисами самой Греции и особенно для передачи вестей о победителях на Олимпиадах, что и дало повод для изображения голубя с оливковой ветвью в клюве. Постепенно из древ неантичных государств дикий и почтовый голуби проникли и в остальную Европу, но уже в историческое время. Обожествление голубя у азиатских народов в эпоху эллинизма перешло и в раннее христианство, где два внешних обстоятельства — белый, ангельский цвет пера почтовых голубей и их способность не только улетать высоко в небо и далеко за пределы маленьких государств, но и возвращаться к своему хозяину — были истолкованы как «божественные» и дали повод для изображения голубя как эмблемы «святого духа».

В этом значении голубь и стал в основном трактоваться как эмблема в христианской Европе и позднее — в Америке.

Однако древнеазиатское значение обоготворяемого голубя было совершенно иным. Это была «богиня-голубь» — символ любви и особенно брака, поскольку склонность голубей к одомашниванию, их необычайная способность плодиться были уже в глубокой древности подмечены людьми, и это послужило причиной того, что и в Азии, и в Африке у местных народов голубь рано стал эмблемой плотской любви, затем брака и семейного очага.

В этом случае голубя изображали с маленьким колечком (веночком) в клюве или двух голубей, обращенных друг к другу и держащих в своих клювах одно ожерелье. Подобные изображения были распространены и среди народов Среднего Востока — персов, бактрийцев и др.

В средние века, когда Восток практически оказался закрыт для европейцев, а идеологически христианство и ислам образовали два замкнутых мира, не допускавших никакого влияния друг на друга, эмблематическое значение голубя для Европы (как католической, так и православной) ограничивалось чисто религиозным содержанием — «святой дух», и фактически голубь как эмблема постепенно исчез, превратившись лишь в словесный образ «святого духа». На Востоке же голубь продолжал существовать как языческая эмблема плотской любви и в этом смысле также стал подвергаться гонению со стороны ислама и постепенно забываться.

Лишь ослабление религиозного влияния в Европе, особенно после буржуазных революций 1789, 1830 и 1848 годов, привело к возрождению античной традиции рассматривать голубя как

эмблему брака (особенно популярную в среде мелкой буржуазии — целующиеся голубки), а в начале XX века, после серии войн (испано-американской, японо-китайской, англо-бурской, русско-японской), и как эмблему мира (с оливковой ветвью в клюве). После первой мировой войны эта эмблема стала отождествляться с понятием «Версальский мир», то есть мир империалистический, несправедливый, и потому употреблялась иронически б карикатурах в прогрессивной европейской прессе, прежде всего в рабочей, коммунистической, как пошлая эмблема буржуазного пацифизма,

В период между двумя мировыми войнами в целях борьбы с эпидемиями и распространением различных болезней во многих странах, особенно в Восточной Европе, началась планомерная борьба с такими переносчиками заразы, как крысы, мыши, комары, клопы и голуби. В крупных городах — центрах много вековой культуры борьба с распространением голубей велась еще и в целях сохранения от порчи памятников архитектуры, и для поддержания нормального санитарного порядка. Борьба эта велась и в Советском Союзе, причем весьма успешно, так что к середине 30-х годов наши города абсолютно были очищены от голубей-сизарей. Одновременно велось регистрированное почтовое голубеводство вкружках Осоавиахима, которое полностью контролировалось в санитарном отношении.

Таким образом, голубь был лишен своего символического значения во всех смыслах, а как эмблема вообще был совершенно забыт, в том числе и русской церковью. Надо сказать, что церковники в прошлом испытывали определенные неудобства из-за невозможности примирить такие противоречивые понятия, как то, что голубь служит для церкви эмблемой святого духа, и то, что голубь практически является одной из самых грязных птиц, как вэтом легко может убедиться каждый. Уже в ранних комментариях к Библии встречается поэтому разъяснение святого Иеронима, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а «горлицу», животное чистое, не обитающее в нижних местах, а всегда гнездящееся на вершине самых высоких деревьев. Один из видных богословов — Тертуллиан уже в начале III века пытался включить в христианскую символику элементы языческой, заявив, что голубь с оливковой ветвью появился первым после потопа над Ноевым ковчегом, возвещая наступление мира.

Если санитарная пропаганда 20—40-х годов XX в. привела к физическому уничтожению голубей, то антирелигиозная пропаганда этого же периода лишила голубя религиозного ореола, ликвидировала всякую связь этой эмблемы с понятиями идеала и чистоты. Новые поколения, выросшие после второй мировой войны, вообще не только не знали этой эмблемы, но и не подозревали, что вокруг нее велась идеологическая борьба и что ее значение крайне разнообразно у разных народов и в разных частях света.

После второй мировой войны в связи с обеспокоенностью

прогрессивных сил растущей напряженностью в Европе и созданием агрессивного блока НАТО (март 1949 г.) было решено созвать Всемирный конгресс мира в апреле 1949 года в Пари же. Его устроители обратились к всемирно известному художнику-антифашисту Пабло Пикассо с просьбой создать плакат-извещение об открытии конгресса и, если возможно, нарисовать запоминающуюся эмблему всего движения сторонников мира. Так появился знаменитый «Голубь мира» Пикассо — белый махровый почтовый голубь, постепенно завоевавший признание во всем мире.

В том, что Пикассо решил изобразить в виде эмблемы мира именно голубя, нет ничего удивительного, если учесть, что Пикассо, родившийся в Малаге, па самом католически непримиримом юге Испании, учился затем в Барселоне и Мадриде, а всю свою жизнь прожил во Франции, и потому символика «христианнейших» стран Европы была для него естественной, обычной. Кроме того, накануне созыва Первого конгресса сторонников мира Пикассо был во Вроцлаве (Польша), на Всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира в 1948 году, где, собственно, и было положено начало движению сторонников мира. В Польше Пикассо смог убедиться в огромном влиянии католической церкви как в самой Польше, так и в Венгрии, особенно в то время, то есть задолго до разоблачения кардинала Миндсенти, и отсюда сделать вывод, что христианская символика понятна массам и в Восточной Европе. Если учесть еще два обстоятельства: во-первых, страны Латинской Америки, составляя огромное большинство в Западном полушарии, были тесно связаны с католической культурой и ее символикой, и, во-вторых, презрительное и пренебрежительное отношение к голубям у североамериканцев, у янки, для которых образ голубя всегда был синонимом «слабака»*, — то можно легко понять, почему Пикассо почти инстинктивно прибег именно к этому образу, ре шил сделать голубя эмблемой Всемирного движения сторонников мира, имея в виду придать особую широту и популярность этому движению в первую очередь в странах капитала и далеко не в последнюю очередь уколоть этой эмблемой американский империализм, противопоставить ее американским ястребам.

Вместе с тем, как коммунист и человек, впитавший в себя классическую западную культуру, Пикассо постарался сделать так, чтобы его голубь — «голубь мира» все же отличался от христианского голубя — «святого духа». Сделать это наглядно и чет ко можно было только геральдическими средствами, а именно путем коренного изменения поворота эмблемы. Голубь Пикассо повернут в геральдически левую сторону, во-первых, в отличие от

* В США в первой половине XIX века существовали специальные недели истребления так называемых странствующих голубей, которые, как саранча, пролетали многомиллионными стаями над всеми штатами. Их истребляли сотнями тысяч ночью путем простого избиения шестами во время сна. Их мясом откармливали свиней.

обычного его поворота вправо, а во-вторых, с намеком на принадлежность этой эмблемы левым силам, силам прогресса. К сожалению, на это различие не всегда обращают внимание у нас и в некоторых восточных странах, где голубя мира зачастую изображают и с поворотом в геральдически правую сторону, что искажает смысл эмблемы, созданной Пикассо. В то же время западноевропейские организации мира, где хорошо понимают и сознают особое эмблематическое значение голубя мира как сов ременной, прогрессивной эмблемы, всегда подчеркивают, что этой эмблемой является не вообще «голубь», а «голубь Пикассо» и изображают его с поворотом в левую (геральдическую) сторону.

Помимо того что эмблема голубя используется ныне раз личными движениями, выступающими за мир, причем каждая страна или организация наделяет эту эмблему своими особыми атрибутами (см. рис.: голубь в кроссовках!), в настоящее время голубь с оливковой ветвью в клюве, то есть в своем традиционном значении эмблемы мира, а точнее — вестника мира, входит также в число государственных эмблем таких государств, как Гвинея, Фиджи, Тонга и Кипр, причем у Кипра это единственная (основная, главная) государственная гербовая эмблема. При этом нельзя не подчеркнуть, что даже у этой страны, где христианские традиции и идеология чрезвычайно сильны и где главой государства в момент получения ею независимости и создания своего герба было духовное лицо — архиепископ Макариос, — голубь, в несомненное уважение к международному движению за мир, изображен поворотом влево, то есть в его современной форме.

Наоборот, в гербах Фиджи и Тонга голубь повернут вправо, а у Мали и Руанды не только повернут вправо, но и изображен негеральдически (не в профиль) и без оливковой ветви, что свидетельствует о том, что два последних государства считают себя свободными от обязанности следовать каноническому (христианскому, по их мнению) исполнению этой эмблемы, учитывая то, что в Мали 60 % населения исповедует ислам, а католиков лишь 1 %, а в Руанде почти 80 % населения придерживается местных негритянских культов и лишь чуть более пятой части — христиане.

Таким образом, гербовые эмблемы, если их внимательно рассматривать и правильно «читать», могут давать основание для весьма разнообразной и точной информации о стране.

29. ГРАНАТ— плод гранатника, древневосточная эмблема жизни, известная финикийцам и от них распространившаяся по всему античному миру.

Гранат (по-финикийски — римон) был эмблемой бога Солнца, а отсюда и эмблемой жизни. Этот плод, который с уважением и почтением упоминается в древнейших религиозных книгах Востока, а также в Библии, позднее в греческих и латинских

переводах стали называть «яблоком», и это неправильное название перешло затем во все европейские языки, в том числе и в русский. Вот почему «яблоком» называют плод, который Парис присудил Афродите, плод, которым была в раю соблазнена Ева. «Яблоками» в скандинавской мифологии называют пищу богов, которая делала их бессмертными; наконец, «яблоком» называли императорскую, царскую и королевскую регалию — державу (шар с крестиком), которая символизировала власть монарха над жизнью своих подданных и давала право на обладание страной.

Во всех этих случаях имелся в виду плод граната, который в своей африканской, бескосточковой, форме был известен древ ним египтянам, а затем — коптам, родиной которого были Вавилония, Ассирия и Древняя Палестина и чудесные свойства которого, целебность всех частей этого растения — его корней, коры, листьев, кожуры, косточек и, наконец, самого сока — были известны и производили сильное впечатление на древних вавилонян и египтян.

Не удивительно, что это «божественное» дерево и его плод не только стали на ранней стадии развития человеческой культуры предметом поклонения, но и последующие поколения почти слепо и подчас преувеличенно приписывали гранату («яблоку») сверхъестественные свойства и потому копировали и его форму, и внешний вид для создания символов власти. Так, остатки цветка (шипок) на верхней стороне плода граната дали повод изображать короны со времен средневековья не в виде головного кольца или налобной повязки (диадема), или античного венка, как это было в глубокой древности, особенно на Востоке, а в виде зазубренной шапочки без верха, то есть в полном соответствии с «шипком» граната. Сам же плод дал, как уже говорилось, основание для создания такой регалии, как держава или, по ста рой русской терминологии, «яблоко державное».

В старой геральдике гранат изображается всегда золотым, но иногда бывает и так называемый «гранат треснувший», когда в центр окружности вписывается узкий эллипс, в котором видны красные зерна, причем их число и расположение геральдически установлено 1:2:3:3:2:1=12 (дюжина) — число, символизирующее (означающее) с глубокой древности совершенство.

В современной же геральдике, особенно в советской и вообще социалистической, гранат не употребляется именно в связи со всей предшествующей историей этой эмблемы. И это важно иметь в виду, чтобы ясно понимать, что и «безобидные» растительные эмблемы также могут иметь строго сословный, классовый, религиозный и потому идеологически неприемлемый характер, об условленный не их «растительным происхождением» и не их «растительной нейтральностью», а исключительно историей их применения, их традиционным значением в эмблематике и геральдике. Вот почему при создании новых эмблем никогда нельзя руководствоваться внешними соображениями (хищники — не

наши, растения — наши), а всегда необходимо знать и учитывать конкретное историческое значение и роль той или иной эмблемы. Кстати, именно на этом основании плод «безобидного» граната был исключен из проекта герба Советского Азербайджана в 1931 году.

30. ГРУША (грушевая ветка с плодом, плод груши) — эмблема, принятая в германской, польской и русской геральдике. Означала добропорядочную службу (по гражданско-административной линии), использовалась для знаков, отмечающих «мирные» заслуги чиновничества, а также в городских гербах, где соответствовала понятию плодородия.

В советской и вообще современной геральдике не употребляется. Это еще один пример того, что советская социалистическая символика и эмблематика отказалась не только от «звериных» эмблем, но и от всех тех, которые были связаны с понятиями верности старому, дореволюционному порядку.

31. ДЕВИЗ — одна из составных, но вовсе не обязательных частей герба или знамени. Термин «девиз» происходит от латинского слова devidere, то есть «разделять», и означает «отдельное», «обособленное». Этим определяется место девиза в гербах по отношению ко всем другим его элементам. Девиз всегда располагается вне поля щита, на особом месте — девизной ленте или девизном щитке, представляющем собой часть, кусочек девизной ленты. В исключительных случаях девиз может быть расположен на девизной кайме (см. Геральдические фигуры) .

Девизы делятся на три группы по своей форме: 1) словесные девизы — самая обычная и распространенная форма; 2) фигурные девизы (бэджи, импресы) и 3) сочетание фигурного и словесного девизов, где один поясняет другой и оба неразрывно связаны смыслом, содержанием.

Словесным девизом может считаться такая мысль, которая в краткой, сжатой, лаконичной форме, в виде образного изречения, афоризма или символического призыва передает глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности тем или иным девизовладельцем: отдельным лицом, учреждением, партией, городом или государством. Современные государственные девизы молодых государств, наоборот, иногда подводят итог деятельности к моменту создания государства. Например, девизы Ямайки, Тринидада и Тобаго.

Вот примеры девизов разных категорий владельцев.

Личный девиз: «Обязан — значит, могу!» (А. В. Суворов).

Родовой девиз: «Честь дороже жизни» (как принцип поведения для всего рода).

Девиз организации: «Один — за всех, все — за одного!» (артельный девиз).

Девиз города: «Умрем, но не сдадимся!» (древний девиз Козельска).

Девиз партии: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Воинский девиз: «За нашу Советскую Родину!»

Девизы известны с античных времен, особенно латинские девизы — сентенции Древнего Рима, ставшие основой для девизов ряда европейских и других стран. В эпоху средних веков получил особое развитие такой вид девизов, как боевые кличи, которыми рыцари и полководцы-монархи сзывали своих бойцов под знамена. Многие из них превратились в династические и даже в государственные девизы, сохранившиеся и поныне.

Личные и родовые девизы получили развитие в Европе как элемент герба уже с XIII—XIV веков, но особенно сильно с XVIII века и в эпоху классицизма и после Французской революции XVIII века. К этому времени сложилось по край ней мере 12 групп девизов, каждая из которых обладала свои ми особыми признаками в зависимости от принадлежности де виза к определенной категории девизовлаельцев. Так, различают:

Личные девизы.

Родовые девизы.

Государственные девизы.

Девизы глав государств (последние делятся на постоянные и личные).

Девизы церковных иерархов.

Девизы монашеских орденов и монастырские девизы.

Девизы городов.

Областные девизы исторических провинций и утративших самостоятельность древних государств, а также девизы национальных автономий.

Боевые кличи.

Воинские девизы частей и соединений.

Орденские девизы и девизы на медалях.

Корпоративные девизы (цехов, профессиональных сою зов, обществ и т.п.).

Девизы 1, 2, 3, 9 и 12-й групп встречаются на гербах, а девизы 4-й и 10-й групп — на штандартах и воинских знаменах, девизы 11-й группы — на орденских знаках и медалях, де визы 5-й и 6-й групп существуют лишь в устной форме, а так же могут быть записаны в монастырских уставах, изображены на стенах или плащаницах. Девизы 8-й группы могут встречаться в гербовой, устной и письменной форме.

Помимо этих 12 групп существует еще одна группа так называемых негеральдических девизов, которые всегда существуют эпизодически и бывают начертаны в исключительных случаях на каких-либо сооружениях: зданиях парламентов, университетов, триумфальных арках, дворцах, виллах, надгробных памятниках, юбилейных обелисках и т. п.



2015-12-07 550 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)