Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальные виды крестов 1 страница



2015-12-07 502 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Египетский (Антониевский). 9. Мальтийский.

2. Греческий. 10. Австрийский.

3. Латинский. 11. Богемский (чешский).

4. Бургундский. 12. Румынский.

5. Лотарингский. 13. Гельветический.

6. Иерусалимский. 14. Армянский.

7. Православный русский. 15. Кельтский.

8. Пизанский. 16. Нордический (солнечный)

Именные и религиозные кресты Иерархические кресты

1. Антониевский четырехчастный. 1. Патриарший.

2. Андреевский. 2. Папский.

3. Св. Георгия (Георгиевский).

4. Св. Олафа.

5. Марии-Терезии.

6. Леопольда. Орденские кресты

7. Рупперта. 1. Лилейный.

8. Св. Якова (Юнион Джек). 2. Клеверный.

9. Библейский (вилообразный). 3. Якорный.

Свастики

1. Древнеиндийская. 3. Фашистская (немецкая).

2. Античная (тетраскеле). 4. Финская (кресто-свастика).

 

 

Разновидностью креста является и свастика, которая произошла и отделилась от собственно изображения символа креста в глубокой древности как исключительно солнечный, магический знак.

В настоящее время (1989 г.) символ креста помимо религиозного, церковного применения используется как национальный знак в государственных флагах и гербах ряда государств.

Так, например, во флагах Скандинавских стран (Дании, Норвегии, Исландии, Финляндии, Швеции), а также Фарерских и Аландских островов и Великобритании используются так называемые национальные кресты народов этих государств, представляющие собой сочетание красного, желтого, белого и синего крестов (латинского или Андреевского) с белым, красным или синим полем, которое всегда должно быть контрастным по отношению к кресту (т. е. белый крест на красном поле, синий крест на белом поле, красный крест на белом поле и т.д.). Крест как символический знак в гербах государств применяется ныне сравнительно редко. Это либо древние государства, для которых крест является исторически традиционным символом (Греция, Португалия, Швейцария), либо государства полутеократические

в прошлом или где исторически сказывалось значительное религиозное влияние (Доминиканская Республика, Мальта), либо небольшие, недавно возникшие государства «третьего мира» (Гана, Бурунди, Ямайка, Тонга, Западное Самоа, Гренада).

Таким образом, всего 11 (одиннадцать) государств в современном мире используют крест как государственный гербовый символ, что свидетельствует об утрате этим знаком своих прежних абсолютно доминирующих позиций в государственной геральдике. Символическим знаком, заменившим крест у подавляющего числа государств, является в настоящее время пятиконечная звезда. Кроме того, крест используется как символический знак и общественными, и иными международными организациями (см. Красный крест, Синий крест).

Следует также отметить, что наличие символа креста в родовом гербе далеко не всегда следует трактовать как религиозный или церковный знак. В большинстве случаев, если такой крест не носит национальных признаков по своему цвету, он означает, что о происхождении того или иного гербовладельца (до получения им своего герба) ничего определенного не было известно, что его предки или его деяния в значительной степени легендарны, не документированы исторически. Использование же креста национального или именного вида в светском гербе говорит прежде всего о военных заслугах того или иного гербовладельца. Вне геральдики и государственной символики крест как вещественный знак употребляется лишь в качестве намогильного, церковного, богослужебного предмета. Вне этих пределов, то есть за рамками чисто религиозного использования, крест как символ означает неизвестность, безымянность, и уже тем самым его вульгарное употребление является бессмысленным. Недаром еще во времена поголовной неграмотности крест использовался как знак подписи неграмотного человека. Точно так же мы до сих пор порой бессознательно, автоматически «ставим крест» — перечеркиваем что-либо, чтобы указать на ликвидацию, на исчезновение, на прекращение того или иного дела, действия или процесса. Таким образом мы как бы совершаем магическое действие, означающее полное исчезновение того или иного объекта: ставим крест как знак уничтожения.

Вот почему носить крестик на шее поверх одежды, на виду, фактически означает неграмотное употребление этого знака (символа) с точки зрения культового сакрального (тайного) его смысла.

67. КРЫЛО, КРЫЛЬЯ — эмблема, принятая и в классической, и в советской эмблематике. С античных времен крыло (крылья, крылышки) — эмблема быстроты, скорости, один из атрибутов бога вестей и гонцов Гермеса (Меркурия). Из античной эмблематики крыло в этом же значении перешло и в эмблематику эпохи классицизма, а затем в современную.

Отсюда использование крыльев как олицетворения скорости во всех эмблемах, относящихся к транспорту, независимо от того, каков этот транспорт: железнодорожный, автомобильный или авиационный. Для различия видов транспорта крыльям придаются дополнительные атрибуты: колесо, пропеллер и др.

Крыло птичье, над которым горизонтально расположена летящая стрела, — эмблема скорости вообще, принятая в XVIII-XIX веках.

Крылья стилизованные с колесом между ними — эмблема железно дорожников.

Крылья стилизованные с двумя колесами — эмблема автотранспорта, появившегося вторым, после железнодорожного.

Крылья стилизованные с пропеллером между ними — эмблема авиации,

В старой, дореволюционной русской геральдике XVIII — XIX веков крылья применялись как эмблема покровительства, патронажа, благоволения, попечения. При этом для отличения их от эмблемы скорости в эмблеме покровительства отсутствовала стрела. Внимание обращалось и на цвет крыльев: черное, орлиное крыло — знак царского благоволения, белое — высшего (божественного) покровительства, золотое — государственного. В советской эмблематике крылья как эмблема государственных видов транспорта имеют (или должны иметь) серебряный или золотой цвет.

В то же время изображения крыла или крыльев, помещенные в родовых гербах XVIII — XIX веков изолированно, то есть без других эмблем в том же поле щита, являются эмблемой неутомимости, и крыло при этом дается натуральное, а не стилизованное.

68. КУВАЛДА — тяжелый молот. Попытки ввести его в советскую эмблематику как эмблему тяжелого труда наряду с молотом предпринимались в 1918—1921 годах такими художниками-эмблематистами, как С. В. Чехонин (герб Коминтерна) и В. Пуни (проект герба РСФСР). Но они были отвергнуты и правительственной комиссией, и практикой, поскольку кувалда не носит такого универсального характера, как молот, а имеет более узкий, следовательно, цеховой, чисто профессиональный диапазон применения и даже непереводима как термин на другие языки.

В составе сложной эмблемы Союза горнорабочих СССР кувалда сохранялась до 1934 года (см. рис.).

69. КУЛАК (см. Рабочая рука; Рука)

70. КУКУРУЗА (кукурузный початок, стебель кукурузы с плодом) — новая эмблема, неизвестная, неупотребительная в старой геральдике и получившая распространение только после второй

мировой войны. Ее значение то же, что и колоса для стран, где зерновое хозяйство базируется на разведении кукурузы. Впервые как эмблема была введена в герб Советской Молдавии в 1940 году, но фактически до 1944—1945 годов не употреблялась. Изображается, в отличие от колосьев пшеницы, не стилизованно-геральдически золотым цветом, а натурально. Введена как основная эмблема венка в герб Бенина, Кабо-Верде, Мозамбика. Изображается желтым (национальным для этих стран) цветом.

71. ЛАВР (лавровая ветвь, лавровый венок) — эмблема славы, Имеет античное происхождение. Согласно мифу, бог Солнца, зари и поэзии Аполлон преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в лавровый куст (по-гречески лавр называется «дафн»). В объятиях Аполлона оказалось, таким образом, деревце, ветвями которого он украсил свою голову и лиру.

Так лавровая ветвь (или венок) стала наградой тому, кто достиг славы. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками, в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками. Однако в Древнем Риме лавровый венок стал высшим знаком славы, в том числе и военной, и императорской. Произошло это в силу разных обстоятельств. С одной стороны, вера греков и римлян в то, что лавр предохраняет от молнии, от внезапного поражения ударом вообще, содействовала тому, что лавровый венок стали носить императоры; с другой стороны, то, что Нерон был и поэтом, и музыкантом, и императором и ему обильно вручались лавровые венки, как бы сблизило понятия славы от искусства и славы вообще, славы власти. Поэтому уже в эпоху эллинизма лавр сделался символом славы вообще, а лавровый венок или лавровая ветвь — эмблемой славы. В средние века в классической геральдике лавр не употреблялся. Но после Французской революции 1789 года лавр стал популярнейшей эмблемой Франции: лавровые ветви были внесены в герб Французской Республики, в искусстве классицизма лавр получил распространение как главная эмблема славы, изображения лавра появились на портретах Наполеона и его маршалов, в надгробиях полководцев и государственных деятелей, лавр был признан как эмблема славы в одинаковой степени и во Франции, и в России, и в Англии, и в Латинской Америке. Как античная эмблема, не связанная идеологически ни с царизмом, ни с православием, лавровая ветвь и лавровый венок были введены и в советскую эмблематику после Октябрьской революции. Лавр стал у нас эмблемой славы как государственной, так и военной, спортивной и трудовой, хотя в первую очередь лавр все же является эмблемой славы на поприще науки, культуры и искусства.

Вот почему лавр как эмблема встречается обязательно на

всех наградах, и в первую очередь на наградах (медалях), полученных за успешное участие в конкурсах учеными, артистами, музыкантами, поэтами, писателями (которых поэтому и называют лауреатами, т. е. носителями, обладателями лавра), а также на большинстве орденов как знаков прижизненной славы. В то же время неоправданно помещение лаврового венка или ветви на знаках и значках меньшего достоинства — это снижает уровень эмблемы.

Лавровые ветви или венки входят также в государственные гербы ряда стран: Франции, Алжира, Сальвадора, Греции, Гватемалы, Израиля, Кубы, Мексики, Сан-Марино, Уругвая, Бразилии, Эфиопии.

Лавровая ветвь на орденах и медалях изображается только золотым цветом и очень редко серебряным (если вся медаль серебристого цвета).

В гербах лавровая ветвь изображается зеленым цветом на коричневом стебле с красными точками-кружочками плодов (семян). По этим плодам и отличают изображения лавра в гербах от оливы, ибо стилизованный овал их листьев почти одинаков.

72. ЛЕВ — эмблема гордости, мужества и храбрости. В государственных гербах коронованный лев — эмблема власти над подданными.

В гербах разных стран лев изображается с различными атрибутами, в основном с оружием — луком и стрелами, саблей, мечом, секирой, топором, алебардой, копьем и т. д. Геральдически основная форма — лев на задних лапах и в профиль — называется львом; лев или несколько львов (два или три), растянувшиеся горизонтально и в профиль, называются львятами, львенками, если они тонкие и худые; лев, идущий на четырех лапах, с головой, повернутой анфас, называется в геральдике леопардом; лев, стоящий на задних лапах, с головой, повернутой анфас, называется леопардным львом; лев, идущий на четырех лапах, но с головой в профиль называется львиным леопардом.

Части льва или леопарда — его лапы, голова, передняя половина туловища — могут употребляться в геральдике не для государства в целом, а для его отдельных частей (провинций) или учреждений (например, как эмблемы армий, корпусов, дивизий). Геральдически лев всегда изображается золотым (или в крайнем случае желтым цветом, в некоторых случаях серебряным, белым — обычно у республик) и тогда называется белым львом.

Само изображение льва дается во всех, странах (кроме Эфиопии) геральдически-условно, стилизованно, и геральдический лев может иметь один, два, три хвоста, что четко фиксирует национальный признак такой эмблемы. Иногда лев может быть красного или синего цвета, в исключительных случаях — черного.

В настоящее время геральдически правильный лев сохранился на гербах следующих государств: Бельгии, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Финляндии (золотой), Испании, Люксембурга

(красный), Дании (синие львята), Великобритании (золотые львята).

Из республиканских государств только Финляндия имеет своим гербом коронованного льва (с великогерцогской короной), которого сохраняет в память своей истории. Этот герб был присвоен стране с XVI века.

Теми же историческими причинами объясняется и сохранение льва в качестве государственного герба социалистическими странами — Болгарией и Чехословакией. У обеих стран львы белые (мирные эмблемы гордости и мужества) и к тому же не имеют корон и разоружены, то есть их когти, язык, зубы не окрашены в какой-либо иной цвет. Болгарский белый лев — однохвостый, чешский — двухвостый, оба они являются эмблемами национального мужества этих двух славянских народов. Чехословацкая медаль «За храбрость» представляет собой голову льва с мечом, то есть эмблематическое изображение понятия «храбрость».

Среди государств Азии два — Индия и Шри-Ланка (оба республиканские) имеют своей главной государственной эмблемой львов. Однако эти львы — не геральдические.

У Индии — это историко-религиозный памятник, капитель колонны эпохи Ашоки в местечке Сарнат, находящемся в 6 км от Бенареса и являющемся одним из древнейших памятников буддизма, до сих пор служащим предметом поклонения миллионов индийцев. Эта капитель изображает трех соединенных в единое туловище стоящих львов. Одна львиная голова обращена к зрителю анфас, а две другие — в профиль. Индийский «лев», или «львы», или, как его чаще всего именуют, «сарнат», является эмблемой древности индийского государства и индусской культуры, но также и эмблемой его жизнеспособности и могущества.

У Шри-Ланки лев на гербе и флаге — львиный леопард — также древняя национальная эмблема ланкийцев, она выражает мужество и независимость народов этой страны, так что, в общем, очень близка по символическому смыслу к европейским геральдическим львам.

Что же касается африканских государств, сама природа которых дает им основание для выбора льва в качестве государственной эмблемы, то лишь Сьерра-Леоне, Сенегал и Малави используют ее в гербовом поле. У четвертого африканского государства, имеющего эмблемой льва, — Туниса — этот лев черный, что является беспрецедентным случаем в геральдике.

Большинство же стран Африки, особенно те, что встали на путь социалистической ориентации, отказались совершенно от эмблемы льва. Даже Эфиопия, у которой эмблема льва в гербе насчитывала чуть ли не тысячелетнюю давность, ныне поместила его как бэдж на маленьком девизном щитке, вне гербового поля, совершенно зоологически натуральным — без короны и креста, которыми он был наделен при негусе, с поворотом влево, в профиль, что придает современной эмблеме чрезвычайно целеустремленный вид, приобретающий ныне глубокий геральдический и политический смысл. Этот фигурный девиз читается: «Вперед, к новой, могущественной Эфиопии!». Этот пример показывает, что

в использовании образов старой геральдики страны социалистической ориентации открывают как бы новые возможности, когда они не просто отбрасывают старую эмблему, а, рассматривая ее как часть национальной истории, стараются придать ей такие новые черты, которые соответствуют современному историческому моменту. И для этого уместно бывает изменить и место расположения эмблемы, и ее атрибуты, то есть разрешить проблему ее дальнейшего существования чисто геральдическим путем. И это свидетельствует, разумеется, как об общей исторической, так и о геральдической культуре современной эфиопской элиты.

Этого эмблематического, геральдического такта явно не хватило таким государствам, как Бурунди и Заир, избравшим своей главной эмблемой голову льва, но повернутую анфас (следовательно, леопарда) и похожую без гривы на львицу. Как называть правильно такого зверя и каково его символическое значение, можно только догадываться. Но если у Бурунди облик главной гербовой эмблемы являет благодаря ее стилизации спокойствие и достоинство, то у Заира подчеркнута ярость, причем не только в облике, но и геральдически — вооружением эмблемы.

Еще пять африканских государств используют львов в качестве щитодержателей, и поэтому, строго говоря, нельзя считать, что они используют льва как государственную эмблему. Эти государства — Того, Чад, Марокко, Свазиленд, Гамбия. Из стран других частей света кроме Европы, Азии и Африки эмблему льва имеют в своих гербах Фиджи, Филиппины и Парагвай, у всех трех она не является основной. (У Парагвая, например, она расположена на тыльной стороне знамени.)

Таким образом, несмотря на появление большого числа новых государств в Африке и Азии, которые могли бы включить эмблему льва в свои гербы, она остается в основном у тех стран, которые владели ею на протяжении многих столетий и для народов которых она связана тесно с понятиями национальной гордости и мужества, с борьбой за национальную независимость, Молодые же государства, наоборот, ищут для выражения своих идеалов новые современные символы и нередко, не находя ни их, ни своих исторических корней, вводят в свои гербы просто буквенные изображения. Это лишний раз показывает, что выбор и установление национальной эмблемы — крайне трудное и тонкое политическое и идеологическое предприятие.

73. ЛИКТОРСКИЙ ПУЧОК— перевязанный лентой пучок розог (ивовых прутьев одинакового сечения и длины), который ликторы (телохранители) римских царей, а также консулов, проконсулов провинций и преторов носили перед ними, расчищая дорогу в толпе и требуя тишины. У диктаторов было 24 ликтора, консулы и проконсулы имели по 12 ликторов, пропреторы и преторы по 6.

Ликторы и ликторские пучки были вещественными символами власти, которая тут же могла проявляться, приводиться в

исполнение. Вместе с розгами в ликторский пучок вплеталась также секира, причем в пределах Рима ликторские пучки носились без секиры, а в провинциях — и во время войны, в войсках — только с секирой. Когда консул или диктатор появлялись в сопровождении ликторов с пучками перед собравшимся народом, пучки опускались секирой вниз и в сторону от народа, в знак уважения его суверенитета. После победы к ликторскому пучку императора или консула подвязывался еще лавровый (или дубовый) венок или вплеталась лавровая ветвь, что являлось извещением народа о славном событии.

Таким образом, ликторский пучок служил в античные времена символом и атрибутом власти и порядка. В средние века этот символ был забыт, но после Французской революции 1789 года вместе с другими античными атрибутами не только был возрожден, но и приобрел значение главной эмблемы в республиканской и затем в императорской (наполеоновской) Франции. Вместо прежних королевских лилий и меча Св. Дени ликторский пучок занял центральное место в гербе Франции и сохранился на нем до Пятой республики, то есть до наших дней. Ныне к нему привешен и лаврово-дубовый венок в знак победы Франции во второй мировой войне.

После Великой Октябрьской социалистической революции в 1917-1922 годах ликторский пучок, как и другие эмблемы и лозунги Французской революции XVIII века, был использован некоторыми художниками в Советской России. Ему придавали значение эмблемы революционного порядка. Но введению ликторского пучка в число государственных эмблем СССР как эмблемы военной резко воспротивился В. И. Ленин. Тем не менее, хотя ликторский пучок не был включен в герб РСФСР по Конституции 1918 года, на обложке текста конституции художник Е. Е. Лансере нарисовал герб Советской России с двумя перекрещенными ликторскими пучками. И, несмотря на то что этот рисунок не соответствовал ни прежнему, ни последующим текстам конституции, он постоянно публикуется до сих пор (1989 г.) в большинстве книг по истории СССР без всяких комментариев.

В 1922 году после фашистского переворота в Италия и прихода к власти Муссолини ликторский пучок стал главной эмблемой итальянского фашизма и фашистского государства. В связи с этим употребление этой эмблемы в Советском Союзе наряду со свастикой было запрещено. Однако в целом ряде городов при оформлении празднеств, а также в орнаментальных украшениях и декорировании фасадов архитекторы продолжали самочинно употреблять ликторский пучок, так как он был очень удобен при оформлении колонн, чугунных решеток парков и садов, ворот и столбов оград. Так, даже у Кремлевской стены в Александровском саду, при въезде в него со стороны проезда Исторического музея, до сих пор сохранились ликторские пучки как воспоминание о том коротком историческом периоде, когда эта эмблема означала в нашей стране твердый революционный порядок.

В то же время использование этой эмблемы вне указанного периода совершенно не оправдано, напротив, ликторские пучки можно использовать при театральных постановках и в исторических картинах как характерный признак определенной эпохи.

Точно так же страны, в гербы которых ликторский пучок попал еще в начале XIX века как один из отголосков Великой Французской революции, естественно, оставляют его среди своих государственных эмблем и поныне. Такими странами кроме самой Франции являются, например, Куба и Эквадор.

На современном гербе Кубы ликторский пучок расположен геральдически чрезвычайно деликатно: он находится за гербом, лишен секиры и, кроме того, вместо секиры увенчан фригийской шапочкой с красной звездой.

Другое дело — герб Эквадора: на нем ликторский пучок не только изображен с секирой, но эта секира повернута острием вверх, что является вызывающим даже по античным канонам, когда ликторы обязаны были носить ликторские пучки лезвиями, повернутыми к земле. Такой знак на гербе Эквадора может только означать, что завоеванная им независимость досталась очень тяжело, кровавой борьбой и эквадорцы готовы в любую минуту продолжить ее, если им будет грозить изменение установленного у них порядка. (Эквадор был создан в результате ожесточенной борьбы не только за независимость от испанцев, но и в результате внутренней борьбы между перуанской и колумбийской ориентацией и теми, кто выступал за самостоятельный Эквадор, — в этом историческом факте и находит объяснение вызывающая геральдическая деталь.)

Наконец, четвертым из современных государств имеет в своем гербе ликторские пучки (два перекрещенных, с секирами) Камерун, что можно объяснить длительной связью этой страны с Францией и французским влиянием на ее правовые, общественные, социальные понятия и культуру.

Таким образом, дикторские пучки, возникшие как инсигнии в VI веке до н. э. в Древнем Риме, сохранились как эмблема власти, порядка и права в государственных гербах современных государств в Европе, Латинской Америке и в Африке и как знак, напоминающий народам этих стран об их революционной истории.

74. ЛИПА — дерево, имеющее во всех балтийских и славянских языках одинаковое название и значение — от слова «липнуть», из-за своего липкого сока. В германских языках липа также имеет одинаковое и общее для всех них название die Linde, lind от глагола lindra — смягчать; отсюда липа в германском и скандинавском фольклоре — синоним женственности, мягкости, нежности, податливости; линда — ленты для пеленания грудных детей, самые нежные и мягкие; женщина в Исландии называлась в средние века «липа скамьи». Все эти свойства липы были еще в древности поставлены в прямую связь с сердцевидным листом этого дерева, и поэтому липа рассматривалась в

Центральной и Северной Европе как женская противоположность дубу, дереву, олицетворявшему мужское начало — твердость, доблесть и несокрушимость.

У западных славян — лужицких сербов, чехов, моравов и словаков — липа издревле почиталась как дерево-родительница, дающее одежду и обувь, укрытие (из липы плелись рогожи, циновки, лапти, делались чаны, посуда).

В Саксонии, в нынешней восточной части Германии, которую занимали в древности славянские племена (нынешний Лейпциг — искаженное чешское Липско), липовые леса занимали огромные пространства. Липы на 120-м году достигают зрелости, в это время высота дерева доходит до 30 м, а его ствол в диаметре — до 2 — 2,5 м. У западных славян были известны деревья и в 800, и даже в 1000 лет. Такие могучие гиганты с пышной, густой темно-зеленой кроной представляли внушительное и красивое зрелище. Не удивительно, что в языческие времена они служили предметом культа, а позднее — условным местом сбора народных национальных собраний гонимых немцами чехов и словаков. Липовый значило сердечный, мягкий, теплый, нежный и стало олицетворением качеств, противоположных силе и насилию, а потому липа получила у западных славян и в новое время значение национального дерева, с которым связывали славянскую сердечность и доброжелательность.

В период подъема национального движения западных славян в середине XIX века была создана чешская патриотическая национальная организация, получившая название «Славянская липа». Она действовала во время буржуазной революции 1848— 1849 годов в Австро-Венгрии и издавала одноименную газету, имела филиалы в провинции, называвшиеся также местными «липами», и в 1849 году провела съезд всех «лип» Чехии, Моравии и Словакии, на котором было создано «Объединение славянских лип».

Двадцать лет спустя, в 1869 году, это же название дали своей организации и младочехи, боровшиеся за национальное равноправие народов Габсбургской империи.

Таким образом, длительная историческая традиция сделала липу национальным деревом чехословацкого народа, и этот исторический факт, естественно, нашел отражение в том, что липовый лист, ветвь липы с цветками или липовый венок стали знаками национального достоинства в Чехословакии. Вот почему на многих орденах и медалях ЧССР мы можем увидеть изображение листьев ляпы как одну из главных национальных эмблем. Не лавровый венок, не лавровая ветвь, а ветви липы больше говорят чувствам чехов и словаков, и поэтому именно они украшают самые почетные, самые важные ордена республики — орден Клемента Готвальда, орден «Славы Труду», орден Белого льва, орден Республики, орден Красной Звезды Труда и многие медали. Пышный, роскошный венок из сердцевидных листьев липы — основная эмблема, например, на чехословацкой воинской памятной медали.

Если кому-нибудь из читателей случится бывать в Москве в районе Брестских и Тверских-Ямских улиц, где расположены посольство и жилые дома чехословацкой колонии в нашей столице, то пусть он обратит внимание на чугунную решетку ограды этих зданий: всюду их венчает липовый лист — знак национального дерева западных славян.

75. ЛИРА — музыкальный струнный щипковый инструмент чрезвычайно древнего происхождения, имевший за свою долгую историю несколько модификаций. Звук, издаваемый лирой, — тихий, нежный, мелодичный, но не способный солировать, а лишь аккомпанировать, сопровождать, дополнять другие инструменты или речь, речитатив. Эти качества лиры послужили основанием видеть в ее изображении эмблему не только искусства, но и поэзии (лирика — от лиры), ибо музыкой лиры сопровождалось исполнение народных поэтических произведений в Древней Греции. Отсюда лира — эмблема и атрибут поэтов, а также всякого соединения искусства и поэзии, искусства и науки, символ широкой гуманитарной образованности. В первые годы после Октябрьской революции использовалась как эмблема просвещения.

Лира в XVIII—XIX веках была эмблемой в гербах выдающихся певцов, которых за их талант возводили в дворянство, в том числе и в России. Лира в XX веке — эмблема военных оркестров, военных музыкантов. Именно по этому последнему эмблематическому значению лиры о ней судят вообще, что, разумеется, неверно.

76. ЛОПАТАначиная со второй половины XIX века — эмблема тяжелого физического труда, эмблема землекопов, неквалифицированных рабочих, строителей. В христианской символике лопата, однако, была атрибутом могильщиков, и это ее значение мешало распространению этой эмблемы в Европе в новейшее время.

В дореволюционной русской геральдике лопата иногда использовалась в городских гербах и как иносказательная эмблема строительства, созидании, и как «говорящая», то есть указывающая на то, что город промышляет земляными работами или стоит рядом с искусственным земляным сооружением (каналом, карьером, насыпью, плотиной, котлованом). Так, например, в 1851 году Красноярску был присвоен герб, изображавший барса, держащего в лапах лопату и серп, — намек на то, что город пожинает плоды золотоискательства.

Лопата как эмблема чаще всего использовалась не отдельно, а в сочетании с другими эмблемами. Так, в сочетании с киркой лопата давала эмблему горной промышленности (рудокопства), в сочетании с молотком — градостроительства, в сочетании с кирпичной кладкой — восстановительных работ и т. д.

В июне 1918 года художник С. В. Чехонин внес лопату как атрибут крестьянки в проект народного герба РСФСР, причем

лопата перекрещивалась с кувалдой в руках рабочего (см. рис.). В дальнейшем в советской государственной геральдике лопата как эмблема не использовалась, если не считать плакатов 20-х годов, но в малой ведомственной эмблематике ее иногда употребляют. Так, например, она вместе с киркой образует эмблему саперов на значке «Отличный сапер». Видимо, потому, что к эмблеме лопаты у нас в стране обращаются крайне редко, ее большей частью изображают с эмблематической точки зрения неправильно — острием вверх, а не вниз, как это естественнее и в жизни и как это требуется геральдически.



2015-12-07 502 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальные виды крестов 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)