Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 2 страница



2015-12-07 624 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




и знаки в целом, несомненно также реальная историческая категория. Но она очень древняя, а потому скрыта от наших глаз не только туманом тысячелетий, но и туманом мистики. У эмблем же этого нет. Их историческая конкретность почти всегда лежит, что называется, на поверхности. И поэтому узнать, когда были впервые введены английский лев, российский орел или иная эмблема, не составляет труда.

Итак, даже из краткого обзора читателю должно стать совершенно ясно, что отличия эмблемы от символа разительны и бросаются в глаза уже чисто визуально, так что путать эмблему с символом, мягко говоря, довольно странно, а по существу — просто безграмотно. Тем не менее можно насчитать сотни примеров того, как в нашей прессе, на радио и ТВ ежедневно сплошь и рядом путают и даже подменяют одно из этих понятий другим, называя эмблему символом, а символ — эмблемой, лишь бы не повторять один и тот же термин дважды на одной и той же странице! Этому недомыслию и невежеству необходимо положить конец и рассматривать подобную путаницу и подмену как свидетельство полной профессиональной (журналистской, редакторской) некомпетентности. Фактически получается так, что полностью пренебрегают различиями символов и эмблем, являющихся историческими антиподами абстрактного и конкретного, знаками духа, философии, с одной стороны, и изображениями конкретно-исторического факта — сдругой.

Восемьдесят лет назад, работая над трудом «Материализм и эмпириокритицизм» в период тяжелейшего политического разброда в рядах российского революционного движения, В. И. Ленин подчеркивал, что теоретическая чистота и на уровне отдельного политика, и на уровне целого политического движения значительно важнее чистоты политической линии, ибо неверность последней лучше видна многим, проверяется политической практикой, самими событиями, массами, и, следовательно, против этой неверности легче бороться, она так или иначе практически устранима. С теоретическими ошибками дело обстоит гораздо сложнее: во-первых, их не сразу замечают; во-вторых, их не все способны видеть, для этого нужны особые знания; в-третьих, они глубоко укореняются; в-четвертых, самое главное — они служат истоком, базой всех политических ошибок, и поэтому борьба против них во сто крат важнее и необходимее.

Символы и эмблемы принадлежат к азам теоретических понятий в области истории и теории развития общественного сознания, к азам идеологии и политики. И то, что эти азы были забыты или оставались в пренебрежении, мешало правильному пониманию и усвоению многих более сложных исторических и политических истин. Вот почему мы не только придаем такое значение информации о международных символах и эмблемах как элементу образованности наших международников, но и подчеркиваем, что необходимо сообщать эту информацию в теоретически чистом виде и бороться против вульгаризации этих понятий в средствах массовой информации.


СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ

1. АНТИАПАРТЕИДА эмблема. Антиапартеид — это прогрессивное общественное движение в ряде капиталистических стран Европы, ставящее своей задачей организацию широкого общественного мнения своих стран против политики апартеида в ЮАР и выдвигающее в качестве практических первоочередных задач оказание давления на парламент и правительство своих стран с целью побудить руководство страны, во-первых, прекратить торговлю с ЮАР, и в первую очередь торговлю оружием, наложить на это законодательный запрет, во-вторых, ввести разнообразные экономические санкции против расистского режима Претории и, в-третьих, разорвать дипломатические отношения с ЮАР, всячески содействовать политической изоляции расистов Южной Африки на международной арене. Движение против апартеида, как и всякое организованное общественное движение, имеет национальные комитеты в соответствующих странах, свои печатные органы и свою эмблему, свой официальный знак.

Самой распространенной эмблемой, наиболее точно отражающей смысл движения против апартеида, служит изображение, принятое в Скандинавских странах, Великобритании и странах Содружества. Оно представляет собой круг, разделенный изогнутой линией на две равные части (поля) — черную и белую (намек на строгую расовую сегрегацию, осуществляемую в ЮАР), причем на каждом из этих полей нанесено буквенное изображение — аббревиатура А, имеющая в белом поле черный цвет, а в черном — белый, то есть прямо противоположный цвету поля. Эта аббревиатура сокращенно обозначает наименование движения — антиапартеид, причем белый цвет буквенного изображения означает слово «анти», а черная буква А — «апартеид». Эмблема Движения против апартеида составлена, следовательно, из двух знаков — древнекитайского символа Ян-Инь и буквенного изображения двух букв А.

Эмблема антиапартеида является отличным примером того, что современными и традиционными (лаконичными, Подлинно геральдическими) приемами вполне возможно создавать эмблематические изображения нынешних политических понятий, достигать их глубокой смысловой выразительности при сохранении графической строгости и простоты.

2. АНТИЯДЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ эмблемы. Наряду с эмблемой мирного атома после второй мировой войны возникли и общественно-политические эмблемы антиатомных (антиядерных) движений. Все они создавались на Западе на той или иной национальной или политической почве и потому имеют ряд различий в разных странах — единой антиатомной эмблемы для всего мира не существует.

Самой распространенной, а вернее, наиболее употребительной эмблемой антиядерных общественных движений в странах Западной Европы и Америки принято изображение «ядерного гриба», перечеркнутого двумя жирными узкими полосками, наподобие знака умножения или буквы «х». Иногда к этому изображению добавляются буквы, а точнее, краткое слово, означающее отрицание: «Нет!» (No! Non! Nein! Nej! и т. д.). Постепенно за последние 25—30 лет сложилось так, что полоскам, перечеркивающим атомный гриб, придается разный цвет, в зависимости от того, какое движение выступает против угрозы атомной войны и за прекращение ядерных испытаний. Красными полосами перечеркивают эту эмблему все левые организации (коммунисты, левые социалисты, социалисты, народные социалисты, социал-демократы); зелеными полосами пользуются организации «зеленых», выступающие против атомных взрывов с позиций защитников окружающей среды; желтыми — религиозные организации; черными пользуются беспартийные и представители ряда буржуазных пацифистских партий, если они участвуют в антиядерных движениях. Таким образом, когда на антивоенных митингах, манифестациях с участием разных политических движений демонстранты несут эту эмблему, перечеркнутую разными по цвету полосами, это наглядно выражает единство разных сил в антиядерном движении. Такие наглядные эмблемы имеют огромное политическое воздействие.

Другой распространенной антиядерной эмблемой (в основном лишь в германоязычных странах) является руна R, обозначаемая в руническом письме знаком . Ввели этот знак в международное употребление скандинавские сторонники антиядерного движения. И он был принят соответствующими движениями в Англии, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Австрии, Люксембурге, Нидерландах, во фламандских районах Бельгии и, конечно, на всем скандинавском Севере — в Гренландии, Фарерах, Исландии, Данин, Норвегии, Швеции и Финляндии.

Что же означает этот знак, этот символ и почему его связали с современным антиядерным движением?

Руна R и ее руническое обозначение (читается «ир») по своему смыслу означают отрицание «нет». В древних скандинавов этот знак означал первоначально слово "идегран" — ветку тиса, священного дерева скандинавов, которое способно жить свыше 2000 лет, растет крайне медленно, вечнозеленое, обладает чрезвычайно твердой древесиной. С древнейших времен ветки этого дерева использовались для похоронного венка на гроб или на могилу. Таким образом, в Скандинавии венок или ветка тиса означали эмблему похорон и одновременно эмблему смерти

(вариант — эмблема загробного бессмертия, памяти людей об усопшем).

Вплоть до конца второй мировой войны этот знак «ир-идегран» употреблялся в Скандинавии как национальный похоронный знак, его наносили на материю, обтягивающую гробы, или ставили рядом с могильными крестами, а то и вместо них. Когда же началось антиядерное движение, его сторонники в Скандинавии решили, что будет весьма уместно взять в качестве эмблемы именно знак «ир-идегран», так как он напоминает всем о неизбежности смерти от ядерного оружия и на языке рун означает «нет» (нет — ядерной бомбе!), а кроме того, имеет сходство с перевернутым вверх ногами «ядерным грибом», то есть означает его отрицание, низвержение. Все это в сумме как нельзя лучше способствовало тому, что этот единый для всех скандинавов знак стал вскоре знаком антиядерного движения в Северной Европе. Затем его восприняли другие страны, так сказать, древнегерманского корня — ФРГ, ГДР, Австрия и Нидерланды, а спустя некоторое время он получил признание как знак антиядерного движения и почти во всех англоязычных странах (кроме США) — в Великобритании, Канаде, Австралии и даже в далекой Новой Зеландии. На основе этого знака в 70—80-х годах появились некоторые осовремененные модификации, например эмблема датского движения против размещения ядерного оружия в Европе (см. плакат «Остановить атомные ракеты!»).

Знаком руны «ир-идегран» пользовались и английские женщины, окружавшие пикетами базу Гринэм-Коммон, подчеркивая тем самым направленность своего движения против размещения в Европе ядерного оружия.

Таким образом, этот древнескандинавский символ в наши дни приобрел международное значение и в ряде случаев послужил в споем первоначальном или в осовремененном обличье эмблемой ряда национальных организаций не только антиядерного движения, но и вообще антивоенного движения в Европе, организаций, выступающих за мир. Это, между прочим, наглядно говорит о том, что борьба за мир фактически превратилась на данном этапе исторического развития в борьбу против ядерного оружия.

При использовании одного и того же знака руны «ир-идегран» антиядерные или антивоенные движения в разных странах меняют Цвет самой руны (черный, белый, красный) и цвет фона, на который наносится этот символический знак (белый, черный, желтый, синий, красный), что дает возможность при сохранении антиядерными движениями в разных странах единой эмблемы в то же время различать разные отряды, разные национальные, политические или общественные организации, участвующие в этом поистине всемирном движении. По типу руны «ир-идегран» созданы и некоторые другие эмблемы антивоенного движения — они повторяют ее конструкцию, но при помощи реальных предметов (гвоздики, фигуры человека, атомной бомбы).

3. АРМАТЮРЫ, или «арматурки» (франц. armature — буквально «оснастка»; в русской терминологии — «гербики», «воинские

арматюры», «медные гербы»), — так назывались начиная XVIII века и на протяжении XIX и начала XX века изображения, помещаемые па различных предметах обмундирования (головных уборах, рукавах, воротниках, петлицах, пуговицах, поясных бляхах) или воинского снаряжения (лядунках, подсумках, офицерских планшетах, военных барабанах, ружейных прикладах), которые давали возможность определить государственную принадлежность, время существования, а иногда и род войск тех частей, которым присваивалась та или иная арматюра. Арматюры были, таким образом, некими предшественниками войсковых эмблем, с той только существенной разницей, что они присваивались не родам войск, а отдельным частям (батальонам, полкам) и соединениями (дивизиям, бригадам) и рассматривались исключительно как отличительные знаки той или иной части, их как бы «гербы» (отсюда и название арматюр в России — «гербики»). С геральдической точки зрения арматюры были как бы частицей воинского (полкового) боевого знамени и вследствие этого частично или полностью воспроизводили характерные для знамени своей части элементы, либо корону и герб государства (или монарха), либо орденские знаки (в честь получения данной частью соответствующих орденов), либо другие, полученные частью боевые отличия, имеющиеся на знамени (трубы, лавровый венок), либо, наконец, помер части, также имеющийся на полковом знамени. Некоторые части имели арматюры, воспроизводившие герб города, именем которого они назывались.

Гораздо реже в арматюрах содержались намеки на тот или иной род войск, к которому принадлежала данная часть, то есть основным эмблемам арматюр (орлу, короне) придавались те изображения, которые должны были служить войсковой эмблемой, — пушки, лопаты, секиры, топоры, гранаты, якоря, — но они занимали второстепенное место, располагались в низу арматюр (обычно в когтях у орла) и, главное, относились не к одному роду войск, а подчас к нескольким, так что лишались смысла как опознавательные войсковые эмблемы.

Так, например, в 1812 году в русской армии была введена одна и та же эмблема — однопламенная граната — в арматюрах мушкетеров пехотных, полков (на киверах), у егерей и у армейских саперных частей, в то время как саперы, входившие в состав гвардии, имели арматюру, состоявшую из изображения орла с то- порами в когтях.

Граната (которую в то время называли «гренада») была установлена в целом ряде стран как арматюра гренадерских частей, но одновременно она была и у драгунских полков, с той только разницей, что у драгун она изображалась в состоянии покоя, а не во время взрыва (т. е. не с пламенем).

Во Франции, как и в России в XIX веке, пехота, кирасиры и драгуны имели в своих полковых арматюрах одну и ту же эмблему — гранату, в то время как другие кавалерийские части — егеря, гусары — отличались своими эмблемами, имея соответственно рог в узел.

Таким образом, арматюры как полковые знаки были теснее связаны с историей полка, местом, временем его образования, его наградами или принадлежностью к гвардии (царские вензеля), чем с родом войск, родом оружия, к которому принадлежал данный полк. Вот почему, хотя арматюры и послужили в какой-то степени прообразом войсковых эмблем, они тем не менее не только не являются ими, но могут и в наше время присутствовать наряду с войсковыми эмблемами. Так, например, воспроизведение изображения пятиконечной звезды на пуговицах мундиров солдат и офицеров или полного изображения государственного герба на кокардах является современными арматюрами и вовсе не исключает наличия наряду с ними и войсковых эмблем.

Арматюрой является и гвардейский нагрудный знак рядового, сержантского и офицерского состава, гвардейских частей Советской Армии, поскольку этот знак рассматривается как частица гвардейского знамени воинской части, связан с историей части, служит отличительным признаком личного состава гвардейских частей вообще, независимо от рода войск. Наконец, арматюрами следует считать знаки СВУ и НЕМУ, даваемые выпускникам суворовских и нахимовских военных училищ. Их нельзя приравнивать к прочим знакам, свидетельствующим об окончании военных учебных заведений, то есть к свидетельствам о степени и уровне образования. Суворовские и нахимовские значки означает нечто большее — они говорят о принадлежности их владельцев к определенной военной прослойке, имеющей свои традиции и остающейся верной этим традициям, независимо от места своей службы. Короче говоря, эти знаки служат не просто удостоверениями о среднем образовании, а скорее говорят о принадлежности к особой корпорации. А раз так, то такой воинский знак является по своему существу арматюрой. Это есть своего рода "гербик" всех, кто когда-то был суворовцем или нахимовцем.

Не случайно в правилах ношения орденов и других нагрудных знаков предусматривается, что «нагрудные знаки об окончании суворовского военного училища и нахимовского военно-морского училища носятся при всех формах одежды (т. е. постоянно) и размещаются на одном уровне со знаками об окончании высшего или среднего военно-учебных заведений, правее их» (т. е. на более почетном месте). Те же правила устанавливают, что 2при наличии увоеннослужащих нагрудных знаков об окончании двух или более высших военно-учебных заведений носится только один знак" (самого высшего, старшего по рангу учебного заведения); при наличии же знака об окончании высшего учебного заведения знак об окончании среднего военно-учебного заведения не носится. Из всего этого должно быть ясно, что знаки об окончании СВУ и НВМУ хотя и служат свидетельствами об образовании, но это не их основное назначение и функция: они в большей мере знаки определенной корпорации и, следовательно, должны быть причислены к арматорам, ношение которых неразрывно связано с ношением униформы.

Арматюры обладают еще одной важной чертой, свойственной

только им: на них (и нигде более) разрешено помещать государственный герб и его эмблемы не в присвоенном им цвете, а в металле, то есть одноцветные (обычно латунного «медного цвета», отсюда их бытовое наименование — «медные гербы»). Это право дано арматюрам как признание «тяжелого ратного труда армии», как признание и уважение тех особых, исключительных походных (военных) условий, в которых невозможно такое же точное исполнение принятых геральдических правил, как в мирное время.

Таким образом, одноцветное исполнение арматюр является важной уступкой геральдическим правилам, сознательным отступлением от них в пользу армии и потому рассматривается как исключительная привилегия вооруженных сил, которая помимо них предоставлена лишь монетному двору или государственному казначейству, имеющим право воспроизводить (выбивать) государственный герб на монетах и других денежных знаках в одноцветном исполнении. Отсюда ясно, что всякое изображение государственного герба и его эмблем без точного соблюдения их геральдических цветов где-либо, помимо арматюр или денежных знаков, является нарушением и потому должно пресекаться.

С другой стороны, всякое одноцветное изображение государственного герба и его основных эмблем, исполненное в металле (жести, латуни) и воспроизведенное на всякой форменной одежде государственных служащих, даже не являющихся военнослужащими (лесоохраны, таможенников), является арматюрой.

4. АТОМА символ — стилизованный символический знак атома. Используется на протяжении последних двух-трех десятилетий в качестве эмблемы науки, НТР и всего передового в науке и технике. Является в СССР и в ряде других стран официально признанной эмблемой научных и производственных учреждений и предприятий, связанных с атомной энергетикой и иным мирным использованием атомной энергии. Была впервые официально использована и изображена в Дании в 1955 году на медали в честь Нильса Бора (одного из «отцов» атомной науки). Эмблема атома входит составной частью в эмблему Всемирной федерации научных работников (ВФНР) и является центральной эмблемой флага МАГАТЭ. В СССР как эмблема применяется с конца 60-х годов. Как же она возникла? Почему получила именно такое изображение?

Как известно, атом — мельчайшая частица вещества, не видимая для глаза человека и оптических приборов. Ее фактически нельзя изобразить. Однако, как и другие понятия в точных науках — физике, химии, математике, атом уже с конца XIX века стали изображать условным знаком-символом — схематически, в виде жирной точки (ядра, протона), вокруг которой очерчивалась тонкая линия-окружность (орбита) со светлым кружочком на ней (электроном). Эта модель атома была предложена знаменитым английским физиком Э. Резерфордом и вплоть до 30-х годов XX в. была принята в физике и химии и использовалась в качестве иллюстративного материала в

учебниках, научно-популярных работах и в технической литературе. Символ Резерфорда оказался более наглядным, лаконичным и удобным для изображения, чем предложенные другими учеными — Дж. Томсоном и Н. Бором.

Однако после второй мировой войны и в связи с бурным развитием атомной физики и атомной техники и с углублением знаний о строении атомного ядра символ Резерфорда представлялся уже наивным, и в научной, учебной и технической литературе по атомной физике и энергетике более употребительным становится символ атома, предложенный немецким физиком Зоммерфельдом: две перекрещивающиеся эллиптические орбиты и в их центре — точка (ядро атома). Именно это изображение атома, именно этот его символ приобретает широкую известность, перейдя из специальной литературы с середины 50-х годов в научно-популярную, а затем и в общественно-политическую, попав на страницы газет и журналов, в политический плакат, а позднее и в художественную графику, живопись и даже в скульптуру.

Это изображение атома становится, таким образом, зримым, доходчивым символом современного научно-технического прогресса, эмблемой «мирного атома», в то время как олицетворением термоядерной войны и разрушения становится начиная с 50-х годов изображение «атомного гриба», то есть огненно-дымового облака грибовидной формы, появляющегося в первые мгновения после взрыва атомной или любой ядерной бомбы. Показательно, что эмблема «мирного атома» пришла из науки, прямым путем произошла из научного символа атома, в то время как эмблема атомного разрушения, атомной войны была создана на основе лишь немного стилизованной, но реальной фотографии атомного взрыва. Таким образом, в основе обеих этих эмблем лежат диаметрально противоположные истоки — абстрактный символ и реальная фотография. Этот факт хорошо иллюстрирует принципиальную разницу между самими понятиями «мирный атом» и «атомная война».

В конце 60 — начале 70-х годов эмблема «мирного атома» стала практически использоваться как довольно популярная эмблема советской эмблематики. С одной стороны, она стала непременной составной частью, одним из компонентов сложных эмблем различных научных обществ, институтов, учреждений, связанных с изучением проблем атомной физики и энергетики. С другой стороны, она используется как самостоятельная эмблема в советской городской геральдике, в гербах городов, так или иначе имеющих отношение к ядерной физике: Дубны, Протвино, Подольска, Пущино, Дзержинска и др. Эмблему атома начинают использовать и в современном орнаменте (например, в книжной графике). Сегодня ее можно увидеть на издательской марке «Атомиздата», на бортах и спасательных кругах атомоходов «Ленин»и «Арктика», на значке работника АЭС и даже на нарукавной повязке вахтера в Институте ядерной физики. Так из абстрактной, теоретической, научной сферы это изображение

вошло в нашу повседневную жизнь: вначале — научная модель, за тем — знак-символ, в конце концов — эмблема и эмблема в составе герба.

Обратите внимание на рисунки. В то время как научные модели атома невыразительны, бледны, чертежны, эмблема атома проста, элегантна, красива, выразительна и хорошо запоминается. В чем тут дело? А в том, что в эмблеме исчезло все лишнее, она лаконична. Кроме того, она стилизована и потому стала уже не чертежом и схемой, а рисунком. Обратите внимание на то, что линии эллипсов у эмблемы атома имеют утолщения на своих коротких, крутых отрезках, как будто в этом месте сильнее нажали пером. Это и есть стилизация, характерная именно для данной эмблемы — она становится как бы более «выпуклой».

Чтобы стать эмблемой, знаку атома пришлось не только пройти долгий путь отбора среди однородных по характеру моде лей, но и выдержать конкуренцию со стороны иных, не научных, а художественных представлений об эмблеме атома. Так, в 60х годах было предложено в качестве эмблемы Института ядерной физики изображение золотой латинской буквы (означающей уран) с красной точкой в центре (символизирую щей раскаленную плазму) и исходящими от нее четырьмя золотыми лучами (символ излучения, радиации). Точно так же для изображения атомной радиации неоднократно предлагалось со стороны художников нарисовать сноп лучей, исходящих из одной точки (это изображение принято, например, на войсковой эмблеме войск противоатомной защиты).

Однако все эти изображения либо многословны, либо прибегают к крайне редко допустимым в эмблематике элементам (буквенному изображению), либо не имеют характерного отношения именно к атомной тематике (сноп лучей может быть и эмблемой света) и потому требуют особого объяснения, в то время как эмблема должна быть узнаваема без комментариев.

По всем этим причинам все иные изображения в качестве эмблемы мирного атома не удержались, и к 80м годам официально осталось принятым то изображение, которое здесь описано. Вместе с тем появилась тенденция использовать символ атома не только как эмблему атомной мирной энергетики и науки, но и как эмблему научнотехнического прогресса вообще. Так, например, эту эмблему используют наряду с заголовком газета «Социалистическая индустрия», ряд научнотехнических обществ и т.д. Такое широкое, а зачастую и слишком расширительное использование символа атома, как эмблемы НТР вообще, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительно то, что эта новая эмблема становится широкоупотребительной и широкоизвестной большому кругу людей, что крайне важно для всякой эмблемы, которая должна быть популярной, чтобы жить своей общественной жизнью, выполнять свое общественное назначение. Но, с другой стороны, при слишком широком толковании любой эмблемы смазывается ее специфика и тем самым понижается ее свойство узнаваемости как

специального знака, трактуемого однозначно — как символ атома и эмблема атомных (ядерных) учреждений и производств. Если бы пчела не только означала трудолюбие, но и использовалась бы как олицетворение каких то других, связываемых с нею свойств, например считалась бы эмблемой ужаления, злости, сладости и т. д., то при виде эмблемы пчелы мы не всегда могли бы точно и однозначно расшифровать мысль художника, его замысел, не могли бы определить достоверно, с какой целью в данном случае изображена именно пчела. Тем самым основной признак эмблемы — выражение ею единственной идеи — искажался бы и смазывался, что привело бы в конце концов к отказу от использования данного изображения как эмблемы трудолюбия, ибо такая эмблема уже «не работала» бы как абсолютно однозначная.

Вот почему символ атома должен, строго говоря, использоваться лишь по прямому назначению — служить эмблемой мирных отраслей промышленности, связанных с атомной физикой. Для других же новых отраслей науки и возникающих на их базе новых производств, для обозначения всего нового и прогрессивного в технике следует искать свои, иные эмблемы. Какими они должны быть? Где их искать? Как их создавать? Где брать идеи для их графического оформления? На все эти вопросы отвечает, по существу, исторический опыт создания символа и эмблемы атома — из самой физики, Путем использования научных моделей и условных знаков (символов), создаваемых учеными.

В последние годы в советской эмблематике делались неоднократно попытки использовать символ атома как эмблему в городских и прочих территориальных гербах. Однако не всегда такие попытки были удачны. Чаще всего их результатом были бледные, невыразительные эмблемы, нуждавшиеся в пояснении. В чем причина этих неудач? Прежде всего в нарушении стилевого единства — этого первого обязательного условия составления всех гербов и сложных эмблем.

Примером может служить попытка создать современную эмблему Сибири.

По идее, вроде бы все правильно: Сибирь ныне — это не глухомань, а область, где разворачивается большая наука, где наука стремится прийти на помощь практике. В то же время Сибирь — это, конечно, обширные леса, тайга. Этот образ Сибири не только остается доныне, но и останется, пожалуй, навечно, если мы будем беречь этот край. И вот художник соединяет в гербе Сибири символ науки (атома) и, как ему кажется, эмблему тайги — дерево, располагая эти знаки один на фоне другого. Но герб «не работает». Бросается в глаза прежде всего разностильность, разновеликость, а отсюда элемент случайности в соединении этих эмблем: знак атома чуть ли не космический, не влезающий в поле герба, а дерево — натуральное и прямотаки одинокое, как былинка. Оно не вызывает ассоциации тайги, ее необозримости, мощи. А в целом весь герб, вся эта составная

эмблема не вызывает в сознании образа Сибири, ибо такое сочетание эмблем можно ныне отнести к какому угодно явлению. Стоит лишь вспомнить древний герб Сибири — два соболя и лук со стрелами, как мы поймем, в чем «ошибка» новопредложенного герба — у него нет своей определенной индивидуальности, которая бы не допускала, чтобы его спутали с каким-нибудь другим гербом. Следовательно, в гербе должно быть четкое, недвусмысленное указание на Сибирь. Нет сомнения, что эмблема старого герба — соболь, который и поныне водится только в Сибири, должен остаться и в современном гербе наряду, быть может, с символом атома. Другого рода добавление содержится в гербе Дубны, там стиль соблюден — все изображения линеино-символические: знак атома; линия, получаемая от приборов-самописцев (сейсмографа, осциллографа, кардиографа и т. п.), — все это говорит о городе науки, но отнюдь не о Дубне, ибо подобный герб подходит для любого иного города науки, причем не обязательно атомной. Набор эмблем, во-первых, перегружен, во-вторых, все они равновелики и одинаково расположены в полях герба — неизвестно, какая из них главная, что доминирует. Забыто, между прочим, и то, что Дубна — единственный в своем роде город, где ядерные проблемы решительно превалируют над всеми остальными, а потому, кроме эмблемы атома, в ее гербе излишни всякие иные эмблемы, но зато необходимо указать на особое географическое положение города — у слияния двух рек Волги и Дубны. Вместе это и придаст сугубо индивидуальные черты гербу.



2015-12-07 624 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОВЕТСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)