Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальные виды крестов 14 страница



2015-12-07 461 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 14 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




В современную геральдику во второй половине XX века введен еще один вид щита, который можно с полным правом назвать африканским. Он имеет ромбическую форму с заостренными нижним и верхним концами и со сглаженными овалами боковых сторон. Такая форма щита в гербах Ботсваны, Танзании, на флаге Свазиленда.

Некоторые страны используют щиты совершенно нетрадиционной, лишь им присущей формы: равносторонний треугольник (Никарагуа, Сальвадор); прямоугольник, высота которого почти вдвое меньше его ширины (Гаити); вытянутый вверх пятиугольник (Чехословакия); стреловидно-грибовидную форму (Саудовская Аравия); квадрат, заостренный книзу, как треугольник (Австралия), и т.д. Однако эти формы щита не получили никакого распространения, большинство стран использует традиционные, исторически и геральдически сложившиеся формы.

Советский Союз, большинство советских союзных республик и стран социалистического содружества используют круглый (восточный) щит, причем далеко не всегда в гербах этих стран само поле щита четко обозначено, отчего не всем становится ясно, что их щит круглый. Так, например, Государственный герб СССР вписывается в окружность, создает своими очертаниями полное впечатление круга, но границы, рамки этого поля абсолютно не фиксируются, не оконтуриваются, их не существует. Наоборот, гербы Армении и Грузии совершенно четко, ясно, определенно базируются на круглом щите, абрис которого особенно подчеркнут двумя-тремя концентрическими окружностями. Разница в характере границ щита (то ли они четкие, графически подчеркнутые или, наоборот, лишь «угадываемые») имеет существенное значение для определения цвета поля щита. Для большинства союзных республик цвет гербового поля фактически белый (БССР, ЭССР, ЛатвССР, ЛитССР, МССР, КиргССР, ТаджССР, АрмССР), но только в отношении герба Армении это можно сказать вполне определенно, ибо там поле щита четко обозначено. В отношении же остальных перечисленных республиканских гербов это можно утверждать лишь при сравнении их с аналогичными по структуре гербами Азербайджана, Казахстана, Туркмении, где границы щита хотя и не обозначены четкой графической линией, однако фактическое щитовое поле не оставлено белым, а окрашено соответственно в розовый (АзССР), красный (КССР) и бирюзовый (ТССР) цвет, то есть выдержано в национальных цветах народов этих республик. Две союзные республики — Российская и Украинская — имеют фигурные щиты. Это объясняется тем, что эти республики первыми в Союзе, еще в 1918—1919 годах, конституировались и утвердили свои гербы, которые были выполнены тогдашними художниками в духе господствовавших в европейской геральдике того времени «модных» веяний, когда фигурный немецкий щит считался наиболее «солидным». Однако после окончания гражданской войны и создания герба СССР на основе совершенно иных геральдических принципов остальные союзные республики, сформировавшиеся и вошедшие в Союз позднее, стали утверждать свои гербы, составленные по аналогии с гербом СССР, что было вполне естественно, а исторически и политически было и вполне правильно.

Вместе с тем гербы РСФСР и УССР, созданные ранее образования СССР, были оставлены в том виде, в каком они

были утверждены первоначально, и ни при каком новом пересмотре и дополнении республиканской конституции эти гербы не изменялись. Это вполне соответствовало геральдическим правилам, согласно которым ранее утвержденный герб, отражающий определенную эпоху, а тем более принятый в результате чрезвычайного исторического события (революции), не может быть изменен или пересмотрен на основе так называемого ретроактивного права, то есть согласно законодательному акту, принятому впоследствии. Более того, даже если в гербе, принятом в результате революции в момент основании совершенно нового государства, были допущены в силу особых, чрезвычайных исторических условий момента чисто технические геральдические неточности или даже ошибки, то эти отступления от правил должны быть бережно сохранены впоследствии как особый исторический памятник, с указанием на их причину и для отличения от других геральдических знаков этого государства. В соответствии с этими постулатами гербы РСФСР и УССР оставались неизменными долгие годы, в них сохраняются фигурные щиты, что резко отличает гербы этих республик от всех остальных и ясно указывает на время их создания*.

156. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ — фигуры, поддерживающие с обеих сторон щит с гербовым изображением. Эти фигуры произошли от реальных оруженосцев и слуг, носивших некогда щит и оружие рыцаря. Однако весьма рано вместо фигур воинов, великанов и т. п. в число щитодержателей стали вводить зверей и фантастические фигуры. Они должны были символизировать те в основном духовные силы, которые поддерживали или способствовали успеху герб о владельца. Поскольку щитодержатели не являются собственно гербовыми фигурами, а входят в число так называемых внешних украшений щита, то можно было бы предположить, что в наше время, в XX веке, когда личные и родовые гербы фактически прекратили свое существование, а сами по себе гербы упростились или имеют тенденцию к упрощению, и щитодержатели наряду с другими внешними украшениями гербов (короны, шлемы, мантии, бурелеты, намет, нашлемник, шнурки) также должны были бы отойти в прошлое.

Однако на практике этого не произошло. Наоборот, в гербах стран, созданных во второй половине XX века, щитодержатели как элемент государственных гербов получили как бы новую, активную жизнь, не только стали непременной составной частью гербов, но и в гораздо большей степени, чем в старой геральдике, превратились в выразителей определенных идей, перестав быть абсолютно второстепенной частью украшений.

 

* К сожалению, геральдический принцип неизменности был нарушен введением в гербы УССР в 1949 —1950 годах и РСФСР в 1978 году пятиконечной звезды.

Это было связано прежде всего с резким обновлением состава щитодержателей — в их число смело были введены реальные, современные естественные фигуры, задачей которых было рассказать полнее о стране-гербовладельце и показать ту фактическую основу, на которую желает опираться то или иное государство. Особенно наглядно эта тенденция проявилась в выборе щитодержателей у бывших колониальных стран — Танзании, Замбии, Новой Зеландии, Непала, а также (в несколько меньшей степени) у Ямайки, Фиджи, Суринама. Даже если принять во внимание ту значительную долю декларативности, с которой обычно связано употребление фигур в гербах, все же нельзя не заметить принципиально нового подхода к выбору щитодержателей у современных государств, желающих осуществлять новую, независимую политику.

Такие страны, как Австралия, Багамские Острова, Барбадос, Ботсвана, Доминика, Габон, Гренада, Гайана, Малави, Малайзия, Маврикий, Сент-Люсия, Соломоновы Острова, Сейшельские Острова, Сан-Томе и Принсипи, Сингапур, Сомали, Свазиленд, Тринидад и Тобаго, далеко не случайно вводят в число щитодержателей наиболее специфических представителей своей фауны, стремясь тем самым обратить международное внимание на свое национальное своеобразие.

Социалистические страны, независимо от того, в какой части света они находятся, в принципе не используют щитодержателей в своих гербах, исходя из следующих положений:

1) в гербе социалистического государства не может быть резкого деления на основные и второстепенные элементы — в нем любая введенная в него эмблема исторически и политически обусловлена и значительна;

2) герб социалистического государства не нуждается во внешнем украшательстве — его символы и эмблемы отражают классовую суть государства;

3) поскольку щитодержатели в основе своей произошли от оруженосцев (слуг), то введение этого элемента в герб социалистического государства, свергшего эксплуататорское общество, принципиально недопустимо.

Эти положения были в разное время и по разному поводу сформулированы в период 1918—1923 годов, когда разрабатывались советские государственные символы и когда были предложения включить в герб СССР в качестве щитодержателей аллегорические фигуры — рабочего и крестьянина или рабочего и красноармейца, которые должны были символизировать опору Советской власти.

Можно привести еще и четвертый, геральдическо-теоретический довод против использования щитодержателей в гербах социалистических стран. Дело в том, что введение в герб аллегорических фигур снижает уровень символического значения герба. В принципе точнее тот герб, который состоит из одних символов. Великая держава не может поступать в герботворчестве так, как малая. Ее герб должен быть максимально прост.

Показательно, что, например, в Венгрии, стране с весьма разработанными геральдическими традициями, в вопросе упрощения герба пошли так далеко, что отказались даже от всяких эмблем в нем, мотивировав это тем, что одни лишь национальные цвета достаточно полно отражают символические принципы ВНР и потому герб может полностью совпадать с флагом республики. Другое дело — соответствует ли это реальному положению и историческому моменту, переживаемому страной. Но это уже вопрос, решать который компетентны верховные законодательные органы страны.

157. ЭНИГМАТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. В геральдике так. называют изображения в гербе, которые загадочны, не понятны даже для гербоведов, не поддаются обычной расшифровке и ясны лишь самому гербов ладе льну или узкому кругу близких (родственных) ему лиц. Иногда даже энигматические изображения могут быть не ясны и для самого гербовладельца, поскольку то или иное изображение было установлено не им, а его предками и досталось ему в наследство без пояснений.

Как видно из вышеизложенного, энигматические изображения, как правило, могут существовать лишь в родовых и личных гербах, иногда в древних городских гербах, происхождение которых не было зафиксировано в документах. Но в государственных гербах такого рода изображения в принципе невозможны.

Происхождение энигматических изображений связано, во-первых, с личной волей первого гербов л а дельца, пожелавшего в силу каких-то конкретных причин иметь такое изображение (может быть, в качестве условного знака, пароля), либо в большинстве случаев является следствием бездумной и многократной перерисовки той или иной эмблемы без понимания ее значения, в результате чего совершается изобразительная ошибка. Как пример подобных ошибок и возникновения ложноэнигматических изображений можно привести герб графа Г. А. Милорадовича, серба по происхождению, одного из сановников и дипломатов Александра I, род которого происходил из Герцеговины и предки которого в 1711 году выехали по просьбе Петра I в Россию. Древний герб этого рода имел в качестве одной из эмблем рыцарский шлем XIII века с очень широким забралом и узкими прорезями и к тому же квадратной, а не закругленной формы. В результате многочисленных перерисовок русскими геральдистами этот шлем превратился в конце концов к началу XIX века во что-то похожее на часть двери, обитой железом с заклепками и с приклепанной к ней... массивной дверной ручкой или замком?! Почему дверная ручка оказалась на почетном месте в гербе и что она означает, ломало голову немало гербоведов, пока один из них (В. К. Лукомский в 1913 г.) не догадался

обратиться к самому раннему изображению герба Милорадовичей, где ясно просматривался шлем*.

Другим примером энигматического изображения, полученного в результате ошибки перерисовщиков и невысокой квалификации геральдистов-регистраторов, является изображение зверя на древней печати Пскова, так называемого «барса», как он именовался в геральдических документах с XV111 века. Современные историки, например профессор А. В. Арциховский, приняв наименование «барс» за чистую монету, глубокомысленно доказывали в ряде статей, что в Пскове барсов не водилось никогда и что в изображенном на печати звере «нельзя найти зоологических признаков барса», а потому-де печать не древняя, а поддельная. И хотя имелся документ (Титулярник 1672 г.), где ясно было сказано, что псковский герб изображает «бегущую рысь», все равно современные педанты, не находя в рисунке также и никаких «зоологических признаков рыси» и признавая изображение более похожим на собаку, объявляли древнюю псковскую печать неясной, непонятной и энигматической. В действительности же дело обстояло весьма просто: как доказал советский сфрагист и нумизмат Н. В. Энговатов (1934—1963 гг.), печати Пскова надо было просто добросовестно и компетентно проанализировать в хронологическом порядке. На первой же довольно неуклюжей печати-рисунке, изображающей непонятного зверя, можно было прочитать надпись: «Лютый зверь». Все историки прошли мимо этой надписи, потому что она не говорила того, что им хотелось узнать, — не указывала породу зверя. Но они упускали из виду, что в XIII веке термин «лютый зверь» в Северной Руси означал как раз породу — так называли только рысь. Средневековый художник, не сумев передать характерные признаки рыси на маленьком рисунке-печати, посчитал нужным пояснить, что же он имел в виду. Позднейшие же перерисовщики и в XVI, и в XVII, и в XVIII веках не обратили внимания на это указание и, делая неуклюжего зверя раз от разу все красивее, вместе с тем отбросили первоначальную пояснительную надпись и назвали его в конце концов в XVIII веке уже барсом. Так в результате цепи ошибок возникло мнимоэнигматическое изображение.

Вот почему в геральдике существует правило: чтобы установить истину, надо доискиваться, насколько возможно, До первоначальных причин, до первого или наиболее раннего по времени изображения и письменного источника.

Хотя в государственных гербах энигматические изображения в принципе не могут иметь места, однако в гербах новых, образованных во второй половине XX века государств, или государств, вышедших лишь недавно на широкую международную арену

 

* Этот герб изображен до сего времени на фасаде одного из зданий на улице Воровского в Москве, где до 1944 года помещалось посольство Тувинской Народной Республики, а до революции жили потомки Милорадовича.

(Бутан, Непал), встречаются порой такие эмблемы, символы и знаки, которые носят настолько сугубо национальный характер, что они не поддаются расшифровке с точки зрения международно известных норм классической геральдики. Вследствие этого такие знаки практически для других стран являются энигматическими.

К их числу следует, например, отнести изображения двух ступней ног под королевской короной на гербе Непала. Уже само положение этих отпечатков голых ног непосредственно под короной является энигматическим, поскольку такое сочетание с европейской точки зрения не только нелогично, но и шокирующе. Однако ступни ног можно трактовать как; эмблему «снежного человека», следы которого, как известно, впервые обнаружили в Непале, благодаря чему эта страна стала широко известной во всем мире. Но подобная эмблема может означать и нечто другое, во всяком случае, она пока уникальна, и потому ее изображение может считаться «временно энигматическим».

Частным видом энигматических изображений в гербах служат не только непонятные эмблемы и знаки, но также буквенные энигматические изображения и энигматические девизы. Последними считаются загадочные или странные изречения с невыясненным значением. Иногда и буквенные энигматические изображения являются буквенным (т. е. сокращенно обозначенным начальными буквами слов) девизом, и в таком случае обычно различают псевдоэнигматическое и истинно энигматическое буквенное изображение. К числу первых относятся такие, которые поддаются расшифровке, и даже более того — их расшифровка вполне известна, особенно официальным лицам, геральдистам, ученым, политикам и дипломатам, то есть тому кругу лиц, которые непосредственно сталкиваются с этим вопросом в своей работе.

К истинно энигматическим относятся лишь те буквенные изображения и девизы, которые совершенно не поддаются расшифровке даже учеными или по поводу которых высказываются различные точки зрения.

Так, к псевдоэнигматическим девизам с ХП века и до 1918 года принадлежал девиз Австрийской империи, а затем Австро-Венгрии, состоявший из последовательно расположенных в алфавитном порядке всех гласных букв латинского алфавита: А. Е. I. О. U.., что при расшифровке означало: «Austriae Est Imperare Orbi Universo!» («Австрии дано повелевать всем миром!»).

К истинно энигматическим можно отнести девиз в гербе герцогов Савойских — четыре латинские буквы F. Е. R. Т. Одни историки считают, что здесь зашифрованы слова «Frappez, entrez, rompez tout!» («Бейте, врывайтесь, сокрушайте все!»), исходя из известной тактики одного из полководцев Савойской династии — герцога Евгения Савойского, а другие полагают, что здесь зашифрованы вовсе не французские, а латинские слова «Fortitudо Ejus Rhodos Teniut!» («Смелость, показанная у Родоса, редкостна!»)

—в память осады острова Родос в 1315 году дружинами Альфреда V Великого.

Между тем и первая, и вторая версии расшифровки — всего лишь не более как остроумные догадки, причем исторически далеко не обоснованные, поскольку некоторые французские историки обнаружили, что буквы этого девиза встречались на надгробиях монархов Савойской династии еще до 1315 года, по крайней мере в двух случаях, из которых один датируется вполне достоверно. Истинность энигматизма этого буквенного девиза подчеркивает и то, что уже в XVII—XVIII веках его значения не помнили или не знали сами герцоги Савойские, а также пьемонтские и сардинские короли Савойской династии. Таким образом, этот девиз абсолютно энигматический, ибо он практически не поддается надежной расшифровке, и потому так и остается для всех до сих пор абсолютно загадочным.

158. ЭТУАЛЬ РУЖ — КРАСНАЯ ЗВЕЗДА (L'Etoile Ro uge) — эмблема Международного союза обществ защиты животных на войне (МСОЗЖВ). Его целью было в основном оказание помощи раненым лошадям кавалерийских частей, а также другим животным, используемым на войне или военизированными организациями (мулам горн о артиллерийских частей, служебным собакам погранстражи и полевой жандармерии, свиньям химразведки, голубям разведслужбы и связи). МСОЗЖВ был основан в Женеве в 1914 году, в самом начале войны. Существовал и во вторую мировую войну. Эмблемой МСОЗЖВ была принята «Этуаль руж» — шестиконечная красная звезда в белом поле.

Советский Союз никогда не входил в эту международную организацию. Ветеринарная служба РККА и Советской Армии, а также гражданская ветеринарная служба СССР имеют своей эмблемой синий крест.

159. ЮВЕЛЫ, то есть драгоценности. В геральдике они изображаются в виде кристаллов или в виде геометрических фигур многогранной формы, в оправе, то есть четко оконтуренными и с исходящими иногда от них лучами, с присущим им цветом: рубин — алый, аметист — пурпуровый, алмаз — черный, изумруд (смарагд) — зеленый, бирюза — голубой, топаз — желтый, сапфир — синий, жемчуг — серебряный (белый) и без излучения, а в виде шариков.

В современной государственной геральдике можно привести лишь те случаи изображения ювел, когда они включаются в соответствующую корону, что бывает, как правило, лишь у монархических государств, причем далеко не у всех. Так, ювелы изображены в гербах Андорры, Бельгии, Дании, Великобритании, Канады, Лихтенштейна, Люксембурга, Монако, Непала, Новой Зеландии, Нидерландов, Марокко, Сан-Марино, Швеции, но

они отсутствуют в гербах Иордании, Норвегии, Саудовской Аравии, Испании, Таиланда, Тонга, Ватикана — государств, несомненно, монархических, но по разным причинам обошедшихся в своей государственной геральдике без ювел, одним золотым цветом. Единственным республиканским государством, включившим ювелы как самостоятельный знак на... гербовую кайму по (3*12+4) 40 жемчужин с каждой стороны каймы щита (всего 80), является Коста-Рика, для которой эта эмблема играет роль фигуристо девиза, объясняющего название страны «Богатый берег».

160. ЯБЛОКО — в геральдике под этим термином чаще всего понимают державу, одну из государственных регалий (яблоко державное), а также гранат. С античных времен, особенно в эпоху эллинизма, яблоко, а точнее, гранат, фигурировавший под названием яблока у народов Европы, считался символом совершенства и эмблемой божественного дара на основе мифологических сведений — как плод, росший якобы в раю, и как пища богов. Отсюда именно такой плод признавался достойным быть наградой. Вот почему Парис вручил Афродите как самой прекрасной женщине именно яблоко (точнее — гранат), послужившее затем предметом спора трех богинь (яблоко раздора) (см. Малина). В действительности же символическое значение граната и яблока имеет более древнее, чем мифология, происхождение и коренится в том удивлении, которое испытывали древние перед внешним видом этих плодов. Шарообразная форма и обычно красный, красноватый или желтый, золотистый цвет хорошо отражали два понятия — совершенство (ибо форма шара — самая совершенная геометрическая форма) — и обладание (точнее — трудности обладания), ибо охватить шар рукой труднее, чем любое иное тело. В европейской и русской символике яблоко часто (в противоположность гранату, с которым связываются обладание и державность) заменяет понятие «плод» в общем виде. Яблоня (как дерево) служит одним из символов и эмблем оседлости, устроенности, достатка. В то же время яблоко в христианской (особенно православной) символике — эмблема соблазна, искушения, недозволенного (запретною) плода и деяния.

161. ЯКОРЬ — одна из древнейших эмблем человечества. Изображение якоря как знака надежды встречается уже за несколько веков до нашей эры в странах Средиземноморья. В эпоху средневековья якорь — признанная эмблема надежды и в этом качестве присутствует в родовых и личных гербах всех стран. В новое и новейшее время якорь все более превращается из эмблемы иносказательного смысла в эмблему, связанную с профессией моряков, мореплавателей, речников, судовладельцев, становится всемирным знаком портов и во второй половине

XIX века окончательно превращается в эмблему судоходства и морской торговли в целом, а также в эмблему военных моряков.

В силу этого якорь укрепился в основном в ведомственной эмблематике и особенно в городских гербах, а в государственной геральдике в настоящее время встречается крайне редко, даже у стран с богатой исторической традицией мореплавания. Так, например, якорь включен в герб ЮАР в качестве атрибута к аллегории судоходства и торговли (женская фигура, опирающаяся на большой якорь), Практически это почти единственный случай включения якоря как эмблемы в государственный герб современного государства.

В то же время якорь входит в кокарду военных и торговых моряков как признанная эмблема фактически во всех странах мира, а также в военно-морские орденские знаки, изображения на медалях и на военно-морской униформе.

Это наглядный пример того, что эмблемы довольно часто четко разделяются по принципу их применения в государственной геральдике и в эмблематике вообще, причем существует ряд эмблем, вроде якоря, которые никогда не «перешагивают» границ своего традиционного применения, оставаясь либо только государственными, либо только ведомственными.

162. ЯН-ИНЬ — наидревнейший символический знак народов Центральной Азии и Дальнего Востока (монголов, тибетцев, китайцев, тувинцев, корейцев), в котором воплощена древняя теория о двух силах, на которых строится мир. Инь — темное, земное, пассивное, женское, а Ян — светлое, небесное, активное, мужское начало.

Весь универсум, вся Вселенная покоится на взаимодействии (сотрудничестве) и борьбе и на смене этих двух начал, двух основополагающих принципов. Сам человек, его существо также состоит из двух элементов: Инь — это душа, тело, кровь, а Ян — интеллект. Инь изображается темно-синим, Ян — красным цветом.

В основе символики Ян-Инь лежат древнейшие космические культы светил — Солнца и Луны. Знак Ян-Инь обычно расползется в окружении триграмм, особенно в Корее и Китае. В Монголии и Тибете он слегка изменен (с «глазами») (см. Соёмбо).

В настоящее время символ Ян-Инь присутствует на флаге Южной Кореи, составляет ее герб.

163. ЯСТРЕБЫ. В современной политической символике, особенно с начала 60-х годов, термин «ястреб» или «ястребы» стал широко применяться для обозначения наиболее воинствующего, наиболее агрессивного крыла в американской политической жизни. «Ястребами» в 60—80-х годах называли крайне правых представителей администрации США, военного ведомства и конгресса, которые, не обращая внимания ни на общественное мнение,

ни на реально растущую угрозу ядерного конфликта, вели дело к максимальному обострению напряженности в мире, фактически провоцируя создание обстановки военного психоза и конфронтации.

Таким образом, термин «ястребы», сформулированный самими американскими журналистами и политиками, для самой широкой публики — как для тех, кто интересуется политикой, так и для тех, кто почти не разбирается в ней, — получил широкое распространение, понимание и признание во всем мире.

Выбор этого термина оказался удачен потому, что он не был случаен, а основывался на глубоком фактическом знании и оценке сути природы ястребов как хищных птиц. Из всего многообразия пернатых хищников (орлов, грифов, кондоров, сапсанов, сарычей, беркутов, соколов, каракаров, кречетов, кобчиков, скоп, луней и коршунов), по своей кровожадности и хищности ничуть не уступающих ястребам, последние, однако, занимают совершенно особое место, позволяющее характеризовать их как символ отрицательных свойств в противоположность другим хищникам, особенно орлиным и соколиным. Это может быть несколько неожиданно и не совпадает с русскими народными представлениями, например, в фольклоре, поэзии, в литературной классике, где в качестве зловещей и хищной фигуры всегда выступает коршун, а не ястреб.

В геральдике и в символике, особенно в научной и политической, любой символ, любая эмблема должны точно соответствовать своему смысловому значению, быть отражением и даже концентрированным выражением того, что данный предмет или существо представляют собой в жизни, в реальной природе.

Ястребы значительно отличаются от всех других пернатых хищников тем, что по характеру это ярко выраженные разбойники. Они не только крайне злобны, но и питаются только живыми, сильными и здоровыми животными, проявляя особую энергию в нападении на летящих, бегущих, плывущих и вообще движущихся и не подозревающих о нападении со стороны животных. Главная повадка ястребов — захватить свои жертвы из засады — неожиданно, врасплох, внезапно, на лету. При этом ястреб действует, что называется, очертя голову, безжалостно сбивая свою жертву. Этим, кстати, очень умно пользуются маленькие птички, чтобы уйти от ястреба и даже обмануть его: они не улетают от него по прямой, если уж заметят его, а начинают бешено кружиться вокруг ствола какого-нибудь дерева, и ястреб, который, бросаясь на добычу, забывает всякую осторожность, на чудовищной скорости врезается в дерево и расшибается наповал. Ястребам, следовательно, при всей их напористости, силе и скорости свойственна и безрассудность, как никаким другим хищным птицам. И это качество очень уж сближает их с их политическими тезками.

Но этого мало. Ястребы обнаруживают весь свой злодейский характер тем, что помимо взрослых животных безжалостно пожирают птенцов в гнездах, причем не щадят даже яиц, нанося

птичьему царству такой ущерб, какой не наносят ни одни другие, более сильные и более крупные хищники.

В то же время ястреб, как ни странно, труслив, причем не только по отношению к тем, кто крупнее и сильнее его. Достаточно ласточкам, обладающим большой скоростью лёта, собраться даже в небольшую, но дружную стаю, и они успешно могут преследовать ястреба, либо наводя на него ужас своими пронзительными криками, либо пикируя на него со всех сторон и мешая ему иногда охотиться на более крупную дичь. Это обстоятельство также учитывали сторонники мира, когда давали американским милитаристам прозвище ястребов.

Наконец, ястреб недаром символ кровожадности и безжалостности. Птенцы ястреба чрезвычайно прожорливы и требуют порой больше пищи, чем употребляют сами взрослые птицы — родители. Иногда, заждавшись улетевших за кормом отца и мать, более сильные птенцы в припадке голода убивают и тут же, в гнезде, пожирают своих более слабых братьев и сестер.

Таким образом, термин «ястреб» дает очень точную, очень глубокую, всеохватывающую характеристику тех свойств, той позиции, которую занимают в политической жизни США архиреакционные милитаристские круги, и того убийственно разлагающего влияния, которое оказывают политические «ястребы» на американское общество в целом.


 

 

 

1. Эмблема движения против апартеида (использован символ Ян-Инь)

2. Символ «ир-идегран»

2а. Эмблемы с использованием «атомного гриба» и «ир-идеграна»

1. Герб города Ричмонда (США)

2. Эмблема сторонников антиядерного движения за запрет ядерных испытаний

3. Эмблема организации «Врачи за мир, за предотвращение ядерной войны»

4. Эмблема движения «Бабушки за мир»

5. Эмблема движения, выступающего за полное уничтожение ядерных вооружений (Дания)

6. Эмблема антиядерного движения (ФРГ)

7. Эмблема съезда работников здравоохранения СССР (неудачное и неоправданное использование перевернутого символа «ир-идеграна» для обозначения понятия «медицина», для которого существует традиционный исторический символ) (см. Змея)

 

3. Арматюры

Верхний ряд: арматюры, принятые в русской армии в начале XIX века

Нижний ряд: арматюры, введенные в Советской Армии в 40—60-х годах



2015-12-07 461 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 14 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальные виды крестов 14 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)