Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальные виды крестов 7 страница



2015-12-07 433 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




В советских республиках Средней Азии (до 1927—1931 гг.), а также в гербе Азербайджана в начале 20-х годов короткое время (1919— 1922 гг.) использовалась эмблема полумесяца с небольшой пятиконечной звездочкой, позднее (в период с 1927 по 1931 г.) снятая как символ религиозный, чуждый всему идеологическому содержанию и смыслу советской эмблематики.

106. ПОРТРЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Портретными изображениями называются портреты (обычно — профильные или силуэтные) известных исторических лиц (государственных деятелей, полководцев, ученых, писателей, деятелей искусства), воспроизведение которых допускается лишь на знаменах и знаках отличия, а также на деньгах (монетах) почтовых марках. Портретные изображения никогда не расценивались как эмблемы, не являются эмблемами и в силу этого не могут применяться как эмблемы на флагах и гербах. Одна из формально-геральдических причин, препятствующая причислению портретных изображений к разряду эмблем, состоит в том, что они не могут быть канонизированы, ибо должны и могут неизменно сохранять индивидуальность своего воспроизведения, то есть одно и то же лицо может быть в принципе передано различным по своей форме портретным изображением в разных странах, в разное

время и в разных знаках отличия. Это значит, что при воспроизведении того или иного портрета на знамени или на знаках отличия законодатель (художник, страна, организация) имеет право варьировать: поворот портретного изображения (в профиль — влево или вправо, анфас, в три четверти); возраст портретируемого (а отсюда и его прическу, наличие или отсутствие очков, усов, бороды и т.п.), но так, чтобы изображаемое лицо оставалось узнаваемым всеми; атрибуты и аксессуары (в том числе головные уборы, одежду, орнамент обрамления, сопутствующие эмблемы).

Все это вместе взятое резко отличает портретные изображения не только от символов и эмблем, но и от буквенных и цифровых изображений, ограниченно допустимых в гербах и не имеющих права вариации. Портретные изображения выдающихся государственных деятелей, основателей того или иного государства могут использоваться на знаменах [например, на территориальных (республиканском, городском знамени) и особенно на знаменах организаций — в первую очередь воинских частей и соединений]. Все остальные портретные изображения допускаются лишь на знаках отличия — орденах и медалях. Самое обычное применение портретные изображения находят на медалях как юбилейных, так и профессиональных, особенно лауреатских, основанных в честь того или иного ученого, писателя, артиста (например, медали Ломоносова, Генриха Гейне, Гёте и др.). На орденах же применяются изображения государственных и исторических деятелей, а татке военных, в честь которых установлен орден. Как пример орденов, использующих портретные изображения как основной изобразительный признак, можно привести ордена К. Маркса, В. И. Ленина, Г. Димитрова, К. Готвальда, Хо Ши Мина, ордена в честь полководцев Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Шарнхорста, Яна Жижки, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и др.

С геральдической точки зрения портретные изображения являются частным (индивидуальным) случаем применения атрибутивного (пояснительного, т. е. второстепенного) изображения, что теоретически приходит в противоречие с их фактическим местом и значением в таких конкретных знаках, как ордена. Портретные изображения стали применяться в эмблематике в основном лишь в самое новейшее время, в XX веке, причем в социалистических странах, что исторически базировалось вообще на почитании портретных изображений в Азии и странах Восточной Европы (иконы) в противоположность западноевропейской традиции, основанной на почитании символических изображений. В принципе портретные изображения снижают идейно-символическое значение любого знака, а потому их следует по возможности избегать, употребляя лишь в совершенно исключительных исторических случаях как раритет на орденах. В то же время на знаках меньшего ранга — медалях — портретные изображения допустимы и даже неизбежны, так как освящены традицией и вполне соответствуют рангу этих знаков.

107. ПОСТРОЙКИ как вид символического изображения на гербах встречаются уже со времен средневековья. Чаще всего это стена, зубцы стен, башня и ворота при въезде в замок, крепость, а также церкви. Они символизируют такие абстрактные понятия, как «неприступность» и «суверенитет», а также часто подчеркивают сам факт владения тем или иным рыцарем определенным крепостным сооружением или говорят об успешном штурме им вражеской крепости.

В новое и новейшее время изображение построек используют как знак суверенитета на монетах, медалях и других памятных знаках. При этом изображаются обычно характерные для данной страны архитектурные памятники, широко известные во всем мире и в силу своей уникальности символизирующие ту или иную страну. Таковы Эйфелева башня для Франции, Бранденбургские ворота для ГДР, Спасская башня Кремля для СССР, дворец далай-ламы в Лхасе для Тибета, дворец Ангкорват для Камбоджи, здание Колизея в Риме для Италии, башня Биг Бен в Лондоне для Англии и ряд других (см. Символы национальные).

В последнее время постройки как эмблематические фигуры проникли и на гербы государств, причем нередко они являются даже центральной гербовой фигурой. Однако, как правило, что это за постройки и что они означают, знают лишь граждане данной страны, тем более что в ряде случаев на гербах изображается лишь схематизированный или стилизованно-обобщенный силуэт того или иного исторического здания. В настоящее время постройки в качестве главной гербовой эмблемы встречаются у следующих стран.

Афганистан. Схематическое изображение алтарного помещения в виде места из трех ступеней в мечети. Означает признание народным государством легальной деятельности религиозных организаций, их участия в выборных органах страны и в ее общественно-политической жизни.

Гана. Изображение трехбашенной крепости в гербе — это дворец Кристиансборг в Аккре, построенный датчанами в 1657—1659 годах на тогдашнем Золотом берегу и ныне являющийся резиденцией президента Ганы. Самое древнее и самое красивое здание страны.

Гондурас. Ступенчатая пирамида с входными воротами — это один из памятников древней культуры народа майя, населявшего Гондурас в древности.

Камбоджа. Стилизованно-схематизированное изображение пяти башен на гербе и флаге Камбоджи — это дворец Ангкорват, созданный в XII веке, древнейший памятник архитектуры кхмерского народа, ныне объявленный всенародным достоянием и охраняемый государством, а также включенный в число выдающихся памятников мировой культуры, находящихся под эгидой ЮНЕСКО. Символизирует вечность и независимость кхмерского народа и государства.

Китай. В центре герба стилизованное и схематизированное изображение главного приемного помещения бывшего

императорского дворца — Тай Ху-тиен, расположенного при входе в Запретный императорский город (Гугун) в центре Пекина. Мали. В центре герба стилизованное изображение президентского дворца на холме Кулуба, в 3 км от столицы республики Мали — Бамако; дворец выполнен в стиле мавританской архитектуры.

Сан-Марино. На гербе изображены три башни, увенчанные страусовыми перьями. Они отражают тот факт, что гора Титано, на которой расположена Республика Сан-Марино, имеет три наивысшие точки, каждая из которых увенчивается своей особой башней. Это, таким образом, зримый символ независимости Сан-Марино.

Тувалу. На гербе этой океанической республики изображено прямоугольное здание без окон. Это — помещение для сбора общинного совета, а ныне — парламента, состоящего из 14 депутатов, расположенное на атолле Фунафути, — единственное общественное здание в республике, символ ее выхода из состояния колониальной зависимости.

На государственных гербах Корейской Народно-Демократической Республики и Социалистической Республики Румынии изображены постройки, не имеющие определенного имени, это не дворцы, а гидроэлектростанция в Корее и нефтяная вышка в Румынии. Обе они имеют одно значение — символизируют главное и наиболее характерное направление в энергетическом хозяйстве и в экономике этих стран.

108. РАДУГА с древнейших времен считается у ряда народов Западной Европы (кельтов, германцев, скандинавов) отражением божества света, или отражением Солнца. Одна из древнейших эмблем «небесного огня умиротворения» в противоположность «карающему небесному огню» (молнии). Поскольку свет считался эквивалентом истины, то в средние века радугу трактовали и как отражение божественной истины. В скандинавской мифологии радугу — Бифрёст — рассматривали как мост на небо, в жилище богов (Асгард), а также как отражение света, в котором обитают боги.

В геральдике радуга изображалась либо тремя, либо пятью цветными полукружиями. В первом случае она состояла из красного, желтого (золотого), синего цветов, во втором — из красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового.

Красный цвет трактовался в радуге как погасший гнев божий, желтый — как щедрость божья, зеленый — как милость божья, надежда на божественное великодушие, синий цвет отражал ниспосланное на землю умиротворение, безопасность от сил природы, фиолетовый (пурпурный) выражал божественное величие.

В XIX веке и особенно в XX веке употребляют и натуральное изображение радуги — все семь цветов спектра.

Хотя символическое значение радуги со времен язычества практически не менялось как отражение Солнца и света небес,

оно тем не менее сильно варьировалось в истолковании смысла того, что означает этот свет. В конце XIX—начале XX века радуга трактовалась в эмблематике как символ счастья и как эмблема радости, счастливого завершения какого-либо начинания, благополучного исхода. Такая трактовка радуги непосредственно связана с ее появлением в природе: после грозы, ненастья, в сопровождении яркого солнца, света, при полном покое, умиротворении природы.

В религиозной символике радуга нередко рассматривалась как временно ставший видимым путь на небо, как небесный мост, кстати, тоже по аналогии с языческой, скандинавской мифологией, что также не только не меняло, но и подтверждало ее всеобщую трактовку как символа счастья или дороги к счастью. Именно в этом значении эмблема радуги была помещена на знамени Томаса Мюнцера в 1525 году.

Сама форма радуги (а она считалась круглой, так как другая ее половина якобы погружена в океан) подчеркивала, что этот символ обладает божественным совершенством. Поэтому мотив радуги часто используется в национальных орнаментах, где она передается несколькими концентрическими окружностями, вписанными одна в другую.

Однако, будучи древним, языческим и простонародным символом западноевропейских народов, радуга слабо использовалась в геральдике после XV века, а в государственную эмблематику и вообще не «допускалась», если не считать включения ее как эмблемы в начале XIX века в гербы латиноамериканских малых государств: Сальвадора, Гондураса, Никарагуа. Некоторые латиноамериканские страны фактически также имеют «зашифрованное» изображение радуги, поскольку употребляют в своих гербах геральдическое сочетание трех цветов радуги: красного, желтого, синего. Так, Куба имеет в своем гербе красный диск солнца с желтым ободком и желтыми лучами на фоне синего неба, а Колумбия имеет национальный флаг этих же трех (радужных) цветов.

Попытка ввести радугу как одну из эмблем советского крестьянства в 1918—1920 годах, долженствующую символизировать «вольный труд на вольном воздухе», оказалась искусственной, интеллигентски надуманной (художник Сергей Герасимов) и не была принята в народе. Радуга и эмблематически, и символически была продуктом мифических представлений западноевропейского мира и в нашей стране, у нашего народа не получила распространения ни в прошлом, ни в наше время. Наоборот, именно народная популярность в Западной Европе этого древнего символа и эмблемы дала идею историку Пьеру де Кубертэну «разложить» радугу на пять отдельных колец и превратить ее в таком «преобразованном» виде в олимпийскую эмблему.

109 РЕЛИКВИЯ (лат. reliquia — остатки, оставшееся). В странах, где государственной религией было католичество,

реликвиями или, точнее, священными реликвиями (reliquia sacra) стали называть прах канонизированных папой святых, которые якобы творили чудесные исцеления. В православной церкви такой прах, останки носили и носят название мощей. Таким образом, слово «реликвия» на русском языке означает «мощи» и в силу этого в XVIII—XIX веках практически не употреблялось в бытовом языке как явно католическое. В интеллигентской же среде конца XIX—начала XX века получила распространение тенденция в пику официальной церкви употреблять слово «реликвия» для обозначения чего-либо дорогого, памятного по воспоминаниям, например какой-либо вещи, оставшейся в наследство и ценной лично для данного лица как дар любимого человека, а не своей конкретной ценностью. В таких случаях говорили: «Ах, это моя реликвия!» Тем самым подчеркивались сугубо личное значение и личная оценка данного предмета реликвией, поскольку она была «памятным остатком» лишь дли данного человека.

Термин «реликвия» неприменим для обозначения эмблем, символов, гербов и т.п. ни при каких условиях, независимо от того, каковы размеры или материал этих предметов (металл, дерево, ткань, камень, керамика и т. д.), место их расположения (частное жилище, общественное здание, государственное учреждение) и их предназначение (собрание произведений искусств, музей, государственное особое хранилище, массовые манифестации или празднества).

110. РОГ ИЗОБИЛИЯ— распространенная в международной геральдике эмблема довольства, изобилия, экономических успехов и экономического процветания. Изображение рога изобилия и вся соединенная с ним символика имеют античное происхождение, связаны с греческой мифологией, а именно с мифом о нимфе Амалфее, вскормившей своим молоком Зевса, когда тот был еще ребенком. У Амалфеи была коза, рог которой был волшебным: он имел свойство производить все, что пожелает его обладатель. Как атрибут рог изобилия вначале широко распространился в самой Греции, где его стали придавать не только изображениям Амалфеи как его законной владелице, но и другим божествам, и в первую очередь Гее — богине Земли как подательнице урожая; Фортуне — как богине счастья и подательнице того, что человек пожелает; Плутосу — как богу богатства и др.

Таким образом, уже в античное время рог изобилия получал при всей определенности этой эмблемы-атрибута весьма разнообразные нюансы. Так, например, в эпоху эллинизма и широкого развития средиземноморской торговли он становится также одним из атрибутов Гермеса (Меркурия) как бога торговли, ибо в ней в это время уже видят один из главных источников процветания.

Как ярко выраженный «общечеловеческий», нейтральный,

неполитический символ рог изобилия был принят и в средневековой эмблематике, хотя и исключительно бюргерской, но уже с XVI века после эпохи Реформации стал входить и в дворянские гербы вначале в Западной Европе, а затем с XVIII века я в России. Особенно широко и разнообразно стала использоваться эта эмблема после Французской буржуазной революции как чуть ли не основная эмблема буржуазного общества, в особенности в республиканских странах. Именно в это время в начале XIX века рог изобилия появляется в качестве основной государственной эмблемы ряда латиноамериканских республик, причем в двух формах: в форме рога, из которого текут широким потоком монеты (олицетворяющие золото и вызывающие ассоциации о сказочном Эльдорадо), и в форме традиционной, когда из рога вываливаются плоды и цветы — олицетворение земного плодородия. Рог изобилия имеют в своих гербах Перу, Панама (золотой рог изобилия), Колумбия (два рога изобилия, оба его вида), Гондурас (два рога изобилия, но оба изображающие плодородие земли).

Идеологическая «нейтральность» эмблемы рога изобилия привела к тому, что эта эмблема часто использовалась и в советской эмблематике первых лет революции и даже предлагалась в качестве одной из советских государственных эмблем, поскольку она могла символизировать одну из главных целей, стоявших перед советским народом, — добиться экономического укрепления страны, создать изобилие для трудящихся масс.

Однако именно традиционная каноничность этой эмблемы, ее повсеместное и всевременное применение послужили основным мотивом, по которому она не могла быть введена в число государственных социалистических эмблем, ибо была слишком традиционной для всего старого мира, слишком была привычна, в то время как перед социалистическими эмблемами ставилась задача быть непременно новыми, вызывать новые ассоциации, будоражить воображение новыми, до тех пор непривычными формами, вызывать новые мысли, быть провозвестником новых, социалистических идей.

111. РОЖОК — эмблема почтовой службы, принятая с XVI века во всех европейских странах, когда граф Турн-и-Таксис учредил первую регулярную международную почтовую линию в Европе между Веной и Брюсселем в 1516 году. Рожок был в то время и вплоть до середины XIX века постоянным атрибутом почтальонов на дилижансах, трубивших при своем приближении к населенным пунктам в специальный почтовый рожок. Как эмблема почты используется до сих пор (1989 г.) в большинстве стран, особенно во всех европейских (кроме СССР), на знаках почтовой оплаты (марках, маркированных конвертах, штемпелях и т.д.).

В государственной геральдике практически не применяется.

Единственный случай — рожок на гербе Лихтенштейна, который по форме отличается несколько от стилизованного, международно принятого почтового рожка и имеет натуральный вид, что позволяет его рассматривать как охотничий рожок или пастуший альпийский рожок, служащий указанием на укромное альпийское положение этого княжества. В настоящее время эмблема рожка употребляется исключительно в почтовом ведомстве.

112. РОЗА — цветок, который с эпохи раннего средневековья занимает видное место в литературе, искусстве и эмблематике различных народов Востока и Европы. Родиной розы считаются Северный Иран и примыкающая к нему южная часть Туркмении, где растет прародительница всех роз — салор-гёль (см. Гёль). Ассирия, Вавилон и Древний Египет не знали розы. Она была занесена в Малую Азию, Средиземноморье и в Европу (прежде всего — на Балканы) во время греко-персидских войн и затем быстро распространилась во всем тогдашнем Старом Свете, стала культивироваться, разводиться для декоративных целей. Уже Гомер, Вергилий, Гораций, то есть крупнейшие античные поэты, воспевали розу как королеву цветов. И по-древнегречески она называлась «бродон» — искаженное армянское «цветок», что указывает косвенно, какие садовники и торговцы в основном «продвигали» розу с Востока в страны Европы (из «бродон» затем в разных языках, и прежде всего в латинском, образовались «родон», «родзон», «розон», «розан» и «розен»; позднее неверно производили название розы от близкого по созвучию греческого слова «бротос» — окровавленный, забывая, что не все розы красные).

Как яркий, пышный цветок, сочетающий красоту с приятнейшим запахом, роза быстро заняла видное место в религиозных ритуалах, в торжественных случаях и в не меньшей степени в косметике и в медицине. В поэзии и мифологии были созданы (заново) легенды о розе. Роза была посвящена Афродите (Венере), стала одним из ее атрибутов (позднее, при возникновении христианства, роза перешла «по наследству» как атрибут к деве Марии), а также атрибутом Эроса, Граций, муз и Флоры; был создан поздний миф, что роза произошла якобы из капли крови Венеры. Еще до возникновения христианства роза стала эмблемой весны, красоты, любви, а розовый бутон — символом девственности, и, наоборот, завядшая, осыпающаяся роза — символом кратковременности житейских благ. В эпоху эллинизма и заката Римской империи роза все чаще стала символизировать роскошь и изнеженность, и именно с этого времени идут выражения «спать на розах», а также вбросать розы «ногам победителей».

В то же время зарождавшееся и набиравшее силу в Римской империи христианство стало находить символичным наличие

у роз шипов и особенно использовало этот факт в своей пропаганде («нет розы без шипов») как «божественное» доказательство неизбежной кары за грехи, неизбежной связи между «сладкой» и «горькой» жизнью.

Римские христиане ввели поэтому обычай украшать розами могилы умерших, то есть воздавать им после смерти почести, которых они были лишены при жизни. Отсюда и пошел праздник «розалий» как праздник поминовения умерших в католической церкви, приходившийся как раз на начало бурного цветения роз (в условиях Италии), то есть примерно на середину мая.

Вначале отцы католической церкви боролись против подобных суеверий, но затем решили всецело приме нить розу как символ и эмблему для собственных целей, поняв, что из борьбы с таким притягательным цветком ничего не выйдет. Роза была объявлена символом чистоты и райской святости, посвящена исключительно деве Марии (Богородице), а ее алый цвет (в отличие о г красного и пурпурного, ставших регальными) был признан исключительным символом крови Христа (начиная особенно с XII—XIII вв.). Троица (начало июня) была объявлена в Испании, Италии и Южной Франции «розовым воскресеньем», а в более северных странах (Бельгии, Голландии, Южной Германии и Австрии) праздник «розалий» был передвинут на конец июня — начало июля и связан с Петровым днем: «розы рая», которые якобы разбрасывал святой Петр, приглашая в рай праведников.

Вот почему розы постоянно изображались на религиозных картинах как некая эмблема святости, а простой люд в католических странах верил в то, что розой можно отпугнуть самого дьявола или демона, и жены рыцарей дарили розу уезжавшему в поход воину-мужу в знак святости и верности своей любви (а не мужчины, как это делают у нас). Розы специально возделывались в монастырских садах, благодаря чему их сорта улучшались. С XII века устанавливается и высший знак отличия, которым папы отмечают католических монархов за услуги церкви, — они дарят им золотую розу*.

На Востоке, где культ розы был древнее европейского, этот цветок, однако, не получил никакого религиозного истолкования и считался лишь эмблемой земной любви, иногда — платонической; культ этот разрабатывался к тому же не в народном фольклоре, а в придворной восточной поэзии, в основном занятой темой розы и соловья как синтеза трех видов приятного ощущения: цвета, запаха и звука. Кстати, именно на этой восточной философии основана современная цветомузыка. Ничто, так сказать, не ново под луной...

 

*Это отличие Ватикан сохранил до сих пор. Короли Франции были еще в средние века трижды удостоены знака «Золотая роза» и потому приобрели право на титул «христианнейших». Термин «золотая раза» зарезервирован за наградой Ватикана.

В Россию роза до конца XVIII века не проникала ни как растение, ни как символ по двум очень веским причинам: во-первых, в силу русских суровых природных условий, а во-вторых, уже как сложившийся католический символ она не допускалась русской православной церковью. Лишь после наполеоновских войн под влиянием западной романтической литературы мотив розы начинает время от времени появляться в дворянской поэзии. Народному же русскому фольклору роза совершенно неизвестна.

То, что роза на Западе была постепенно превращена в весьма распространенную и полную важного значения эмблему официальной идеологии, отразилось и позднее, после утраты католической церковью своего безраздельного влияния, в том, что роза в протестантских государствах, и прежде всего в Германии, продолжала сохранять свое влияние и значение, но уже в качестве знака тайных обществ или вообще в виде знака таинства. Немецкое выражение «Unter der Rosen» («под розой») означало «сохранять что-либо в тайне». Так, например, если изображение розы помещали на стену над столом, то это означало, что беседа приглашенных на обед не должна разглашаться. В Оружейной палате Кремля: имеются серебряные кубки, подаренные немецкими послами царям в XVI—XVII веках, на которых выбита надпись: «Что бы мы здесь ни говорили, должно остаться под розой»*, что являлось как бы обязательством посла и пославшего его государя сохранять содержание внешнеполитических переговоров в глубокой тайне.

Не удивительно после всего этого, что роза проникла и в классическую геральдику — ее изображение было стилизовано и канонизировано, хотя допускались и небольшие вариация, особенно в цвете и частично в форме (так, например, в России в XVIII—XIX вв. в гербах употребляли не геральдическую, а натуральную розу)**. Роза могла быть в геральдике золотого, серебряного, красного, белого и даже синего цветов. Она употреблялась и в гербах обычных дворян, и в гербах владетельных особ, крупных монархических династий.

Так, красная роза была эмблемой династии Ланкастеров (1399 — 1461 гг.), а белая роза — эмблемой враждовавшей с ней династии Йорков (1461— 1485 гг.). Поэтому борьбу этих двух династий часто называют войной Алой и Белой розы. Когда наследник Ланкастеров (Генрих VII) женился на наследнице Йорков (дочери Эдуарда IV), создавшаяся таким образом династия Тюдоров (1485— 1603 гг.) приняла в качестве своей эмблемы красно-белую розу, которую обычно в Англии называют розой Тюдоров.

 

* «Was wir all hier thun kosen — das bleibe unter der Rosen».

** В гербе баронессы Евдокии фон Климентовой за воспитание трех царских детей — три натуральные розы, олицетворяющие, таким образом, этих детей как конкретных живых, здоровых (отменно сохранивших здоровье) существ, а не отвлеченные понятия. Форма, следовательно, полностью отражала содержание.

Вообще же превращение розы в английскую эмблему произошло после крестовых походов и активного участия в них английского короля Ричарда Львиное Сердце и еще больше укрепилось в результате того, что папы дважды дарили золотую розу английским королям. В настоящее время роза (с красными лепестками и белыми тычинками) — полуофициальная эмблема Англии (бэдж). Английскую розу, а также репейник (Шотландия) и нарцисс (Уэльс) можно встретить в современном государственном гербе Канады (под ногами щитодержателей), указывающем тем самым, кто заложил основу канадского государства.

Вместе с тем розу как эмблему используют ныне и другие страны, и общественные (международные) организации. Так, например, роза (ярко-пунцовая, темно-красная) — неофициальная эмблема Болгарии, славящейся на весь мир своими казанлыкскими розами и по праву пользующейся этой эмблемой как первый в мире поставщик розового масла. Желтая роза всегда была признаком, связанным с Китаем, поэтому ее часто называют в Европе чайной розой, то есть китайской розой. В настоящее время желтая роза — официальная эмблема столицы КНР Пекина. Девять белых роз — в гербе Финляндии. Алая роза (ярко-карминового, а не красного цвета) — официальная эмблема Социалистического интернационала и партий, входящих в него. Она изображается натуральной и по форме, и по цвету, причем так, как она растет, с частью ветки. Отдельные социалистические партии варьируют эту эмблему: меняют число листьев на ветке, ее размеры и иногда число видимых лепестков. Шведская социал-демократическая партия изображает свою эмблему розы алым контуром, вписанным в прямоугольник (см. рис.).

Учитывая вышеизложенную историю эмблемы розы, ее многовековое использование как католической эмблемы, а в наше время — как международной эмблемы Социнтерна и входящих в него национальных партий, а также употребление розы как неофициальной народной эмблемы в ряде - стран, имеющих на то либо историческое, либо географическое основание, представляется весьма странным, что в конце ноября 1986 года конгресс США вынес постановление считать розу эмблемой США, хотя, казалось бы, к Америке роза не имеет никакого касательства — не только исторического, по даже и ботанического: среди американской флоры роза не встречается, она была завезена в Новый Свет менее чем 200 лет назад.

113. РУКА. Как эмблема изображение руки существовало с незапамятных времен. Ее можно найти на петроглифах (наскальных изображениях) доисторических эпох (каменного века) у многих народов, начиная с Северной Африки и Испании и кончая Восточной Сибирью. Рука, руки, выточенные из дерева,

изваянные в камне, в виде кулака или раскрытой ладони, а иногда и со сжатыми плотно пальцами встречаются и в искусстве, и в религии многих первобытных народов.

Однако символическое значение эмблемы руки на протяжении истории менялось. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс показал, что рождение человека и человеческого общества было связано с решительным и важным историческим шагом, резко отделившим человека от всего остального животною мира. Этот шаг произошел тогда, когда рука человека стала свободной, когда с помощью руки человек стал строить жилище и защищаться. «Рука, — подчеркивал Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг», — является не только органом труда, она также и его продукт. Только благодаря труду... человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини».

Понимание «волшебной силы» руки всегда было в той или иной степени свойственно людям. Археологи находят ныне изображения руки или сжатого кулака на украшениях и бытовых предметах самых разных эпох. Мы до сих пор в повседневном языке, а подчас и как официальное понятие употребляем выражение «золотые руки», когда желаем особо отличить какое-либо мастерство, хотя прекрасно понимаем, что такое обозначение условно, ибо когда речь идет о большом мастерстве, то дело, конечно, не только в руках, но и в уме, опыте, профессиональных знаниях и таланте. Тем не менее именно эмблема руки для выражения различных понятий получила широкое распространение у разных народов, как европейских, так и азиатских, и африканских.



2015-12-07 433 Обсуждений (0)
Национальные виды крестов 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальные виды крестов 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)