Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В. Проблема соотношения сущности и природы права



2015-12-07 538 Обсуждений (0)
В. Проблема соотношения сущности и природы права 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность (содержание) права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая определяет его природу и назначение в обществе.

Содержание права –это служение права тем или иным общественным интересам.

Лившиц выделяет 2 основные теории:

1) право – это сила, средство преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка путем насилия и принуждения. Это осуществляется одной частью общества для подчинения другой (теория насилия и марксизма-ленинизма). Например, рабовладельческое, феодальное раннебуржуазное, социалистическое право имели классовый (сословный, кастовый) характер. Некоторые современные государства также имеют антидемократический режим.

2) Право обеспечивает порядок в обществе путем достижения социальных компромиссов (теория общественного договора, солидаризм Дюги). У Дюги существует общая норма, которая не является конкретным законом, но составляет основу законодательства. Пример права как соглашения – договор нормативного содержания. Путем соглашения создаются нормы международного права.

Сущность права- внутренние, присущие праву качества, признаки.

От сущности права следует отличать природу права. Природа праваесть то, из чего исходит правовая воля.

1.Теория естественного права, солидаризм и психологическая теория важнейшим элементом права считают правовые идеи, представления людей о праве. Правовые нормы и правовые отношения лишь отражают и реализуют эти идеи.

Содержание идеи различалось: 1) божественное начало; 2) объективный разум; 3) равенство; 4) справедливость.

Но получается, что в рабовладельческом, феодальном, раннебуржуазном, социалистическом государствах не было права, т.к. нельзя назвать справедливым существовавшее том право.

2.Нормативистская теория Кельзена. Суть:

1) право состоит из норм;

2) норма имеет свою иерархию, субординацию;

3) после образования государства государство в лице правительства, правителя, парламента творит право;

4) =» право нуждается в охране со стороны государства;

5) нормы права – это логические конструкции.

3.Юридический позитивизм Остина. Сущностью права является приказ власти, адресованный подчиненному под угрозой применения санкции.

Здесь выделяли 4 элемента в праве: 1) приказ; 2) санкция; 3) обязанность исполнения; 4) суверенная власть.

Остин объявлял право реально существующим фактом. Реальность праву придает государство, закрепляя нормы в письменных источниках.

4.Социологическая школа отдает первенство конкретным правоотношениям. Право следует искать не в норме, не в психике, а в реальной жизни, его формулируют судьи.

Нормы права, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права. Право не то, что задумано, и не то, записано, а то, что получилось в действительности.

По мнению Эрлиха, право – это живой порядок. Следует изучать прядок, существующий в общественных союзах. Право никогда целиком не содержится в тексте законов. Право, зафиксированное в законах, и право, складывающееся на практике, отличаются руг от друга. Живое право отличается от сухих иероглифов законов так же, как стремительный водный поток от застойного пруда. Законодатель только обнаруживает сложившиеся нормы права, а не создает право.

Роско Паунд обосновал социологическое понимание права так: 1) правопорядок; 2) совокупность норм; 3) правоприменительная деятельность. Фрэнк: право – это правоотношения + решения.

Президентская власть.

Президентская власть в соответствии с теорией разделения властей рассматривается как власть исполнительная. Однако это не верно, поскольку некоторые из полномочий президента, о чем будет сказано ниже, могут свидетельствовать о принадлежности президентской власти к иной ветви. Кроме этого следует отметить, что в современных условиях прослеживается тенденция к увеличению числа ветвей власти.

В государствах с республиканской формой правления главой является, как правило, единоличный президент. Из приблизительно 200 государств мира 150 возглавляются президентом.

Объем его правомочий в каждом конкретном государстве зависит от разновидности республиканской формы правления.

1) В парламентарной республики (Италия, ФРГ) президент обладает наименьшим объемом полномочий. Лишь по конституции в его руках находится исполнительная власть или ее элементы. Реально же свои конституционные полномочия он выполняет «по совету и согласию» правительства. Акты президента действуют только при условии их подписания премьер-министром (правило контросигнатуры). Т.о. министры не подчинены президенту и перед ним не ответственны.

2) В президентской республики (США, гос-ва Латинской Америки, Сирии) президент глава гос-ва, и глава исполнительной власти. Министры подчинены президенту, он назначает и смещает их. Прездент самостоятельно принимает решения. Согласия министров не требуется.

Особые условия связаны с теми президентскими республиками, где есть некоторые элементы парламентаризма. Речь идет о возможности парламента выразить недоверие правительству. Однако в этих случаях требуется инициатива до 25% всего кол-ва парламентариев, проголосовоать должно квалифицированное большинство. Это осложняется тем, что в парламенте или господствует партия президента, или политические партии разрознены, что сокращает численность оппозиции. Даже если недоверие правительству будет выражено, это не обязывает президента отправить правительство в отставку.

В последнее время в презденсткой республики исполнительная власть президента трансформировалась в исполнительно-распорядительную. Президент не просто исполняет законы, а ведет огромную административную работу.

3) В президентско-парламентских республиках (Россия, Франция, Финляндия) закрепляется значительная самостоятельность президента, связанная вместе с тем полномочиями парламента. Заметно стремление конституции поставить президента над ветвями власти, наделить его помимо исполнительно-распорядительными полномочиями нормотворческими; арбитражными полномочиями.

И в России, и во Франции президент обладает исполнительной властью, не смотря на то, что конституция не содержит таких полномочий.

В России назначение председателя правительства требует согласия Нижней палаты парламента. Остальных министров президент назначает сам. Он руководит силовыми министерствами. Председатель правительства раз в неделю является к президенту с докладами и получает от него поручения. Поручения содержатся и в указах; которые адресованы и другим органам власти.

Главная черта власти президента в президентско-парламентских республиках – выступление его в роли арбитра между ветвями власти. Президент в России в праве использовать согласительные процедуры для урегулирования разногласий между органами гос. власти федерации и органами гос. власти федерации. Здесь президент более активно, чем в президентской республике, участвует в законодательстве, т.к. его положение по конституции не ограничено ветвью исполнительной власти.

Значение президента в гос-ве определяется рядом предоставленных ему полномочий:

1) Президент представляет гос-во на международной арене (назначает дипломатических представителей, заключает международные договоры) и внутри страны (награждает гос. наградами, присваивает почетные звания, выступает с согласительными процедурами)

2) Обладает полномочиями в законодательной сфере (назначает дату выборов в парламент, в праве досрочно распустить парламент, подписывает законы, обладает правом вето…)

3)Формирует ряд высших органов гос-ва и назначает высших должностных лиц (назначает судей, представляет парламенту кандидатуры для утверждения на должность ген. прокурора в состав счетной палаты…)

4) Полномочия в сфере нормотворчества: издание нормативных и ненормативных актов. Они не должны противоречить законом.

5) Объявление чрезвычайного, военного, осадного положения

6) Выступление в качестве главнокомандующего

7) Принятие в гражданство, дача разрешения на выход из гражданства

8) Предоставление помилования осужденным преступникам, смягчение наказания.

Президент несет ответственность за умышленное нарушение конституции и законов, за гос. измену, за взяточничество и т.д. Для привлечения его к ответственности необходимо прежде всего отрешить его от должности.

В заключении следует сказать о том, что тенденцией последних лет является отделение президентской власти как особой разновидности гос. власти, выступление его как арбитра по отношению к другим ветвям власти. При этом возрастает разнообразие и складываются новые формы президентской власти.

 

32 в. КОНТРОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ //Чиркин

Зачатки контрольной власти можно проследить в деятельности омбудсменов, различных представителей «государева ока», в конституционном контроле, возникшем в XIX в. в США. Новый этап в развитии контрольной власти связан с деятельностью рабоче-крестьянской инспекции, народным контролем в социалистических странах. Серьезный скачок произошел после Второй мировой войны, когда появились такие органы контроля как народные защитники, счетные палаты и др.

Контрольная деятельность в той или иной форме присуща всякому государственному органу. Вышестоящий государственный орган всегда осуществляет контроль за нижестоящими органами. Но это не является его основной функцией.

Другое дело контрольная власть. Контроль – ее единственная функция. Сфера действия контрольной власти не ограничена.

1. Институты контрольной власти организационно обособлены от других ветвей власти. Это выразилось и в том, что главы конституций, посвященные контрольным органам, обособлены от глав о правосудии (не в Конституции РФ)

2. Специфическая черта контрольной власти заключается в том, что она имеет комплексный характер и осуществляется комплексом однопрофильных органов, объединенных одной целью.

Контрольная власть представлена высшими органами государства особого рода (в отличие от органов административного контроля).

3. Органы контрольной власти независимы в своей деятельности. Основной закон Намибии, например, прямо говорит, что омбудсмен независим и подчиняется только закону.

(Хотя органы конституционной власти не подчинены друг другу, они могут быть представлены в виде определенной системы).

4. Специфика деятельности органов конституционного контроля: они проверяют, изучают состояние дел, но не вправе вмешиваться в деятельность предприятий, учреждений. Они, как правило, сообщают результаты проверки иным государственным органам, которые наделены правом применять соответствующие меры к нарушителям.

Органы контроля вправе вызывать для дачи объяснений должностных лиц, вправе требовать от них предоставления любой информации. При этом принадлежность той или иной документации к составляющей служебную тайну, не будет приниматься во внимание (например, дело, приведшее к отставке президента Никсона в США).

Виды.Контроль может быть предварительным и последующим. Первый осуществляется до принятия и опубликования законов (осуществляется конституционными советами). Второй осуществляется общими судами или омбудсменами, счетными палатами, которые проверяют факты, уже имевшие место.

Контрольные органы принимают акты, носящие индивидуальный, конкретный характер. Их акты обращены к должностным лицам, к предприятиям, учреждениям, а иногда и к частным лицам (Намибия).



2015-12-07 538 Обсуждений (0)
В. Проблема соотношения сущности и природы права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В. Проблема соотношения сущности и природы права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)