Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Медико-тактическая характеристика железнодорожных катастроф




Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Лидирующее положение (25%) в числе основных причин ЧС на железнодорожном транспорте занимают сходы поездов с рельсов. Около 25% крушений и аварий на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происхо­дит на железнодорожных переездах. Характерной причиной таких ЧС служит нарушение правил пересечения переезда транспортными средствами. Нарушения в системе управления железнодорожным движением приводят к выезду состава на занятый путь и столкновению. Причиной этого может быть нарушение порядка маневренных работ на станционных путях.

Общие причины ЧС на железнодорожном транспорте:

• естественный физический износ технических средств;

• нарушение правил эксплуатации;

• усложнение технологий;

• увеличение численности, мощности и скорости транс­портных средств;

• рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов;



• несоблюдение населением правил личной безопасности.

Железнодорожный транспорт долгое время считался наи­более безопасным. Однако при более строгом анализе выясня­ется, что по показателям безопасности движения железнодо­рожный транспорт занимает 3-е место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельству­ют о значительном числе пострадавших и погибших в резуль­тате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. Ежегодно увеличивается число столкновений и сходов подвижного состава, загруженного опасными грузами, особенно АХОВ. Ущерб, наносимый такими ЧС, обычно очень велик, так как кроме ликвидации последствий собствен­но самой катастрофы приходится бороться еще и с вторичны­ми поражающими факторами. Причиной многих ЧС на желез­нодорожном транспорте являются взрывы и пожары.

Пожары, возникающие в пути следования пассажирских поездов, приносят значительный материальный ущерб. Боль­шую опасность таят в себе пожары в вагонах. Наиболее часто они возникают из-за неосторожного обращения с огнем обслу­живающего персонала и пассажиров. В 26% случаев причиной пожаров является неисправность электрооборудования, к тяж­ким последствиям приводят пожары, возникающие вследствие грубых нарушений правил пожарной безопасности. В боль­шинстве случаев (58%) загорания вагонов возникают в пути следования, на значительном удалении от водоисточников и пожарных частей. Время прибытия пожарных подразделений в отдельных случаях достигает 3 ч, а в среднем составляет около 20 мин. К этому времени пламя способно охватить весь вагон или полностью его уничтожить.

Наибольшая опасность в этом случае таится в наличии мощного источника зажигания, возникающего в результате появления в вагоне общей вспышки или воспламенения горю­чей жидкости, в блокировании коридора огнем или продукта­ми горения, в малой эффективности средств тушения и, нако­нец, в панике, возникшей среди пассажиров. Железнодорож­ные аварии иногда вызываются воздействием природных явле­ний (ураганы, снежные и пыльные бури, обвалы и оползни, наводнения, ливневые дожди, землетрясения). Они поврежда­ют пути, обрывают электрические провода, разрушают мосты и дамбы, ухудшают видимость. Все это создает серьезную угро­зу безопасности движения.

При ликвидации последствий таких инцидентов помимо организации медицинской помощи пострадавшим необходи­мо проведение комплекса природоохранных мер.

Более сложной задачей, стоящей перед здравоохранением отрасли, является создание и отработка системы оперативного реагирования для оказания необходимой медицинской помощи пострадавшим, особенно при крупномасштабных ЧС. Как показывает многолетний анализ, ни одно крушение или ава­рия на железных дорогах практически не имеет аналогов. По­этому руководителям и другим участникам ликвидации последствий ЧС обычно приходится принимать нестандарт­ные решения в каждом конкретном случае. Объективные сложности в работе медицинской службы связаны, главным образом, с многообразием специфических условий и факто­ров, влияющих как на масштабы последствий железнодорож­ных крушений и аварий, так и на характер и объем оказывае­мой медицинской помощи. Основными из них являются:

• значительный контингент пострадавших (нередко со смертельными исходами) среди железнодорожного персонала и пассажиров, находящихся в поездах, на пассажирских плат­формах и в зданиях вокзалов, а также населения прилегающих территорий;

• особенности структуры железнодорожного травматизма по локализации, характеру и тяжести;

• необходимость работы в условиях дефицита собственных сил и средств для оказания медицинской помощи своевремен­но и в должном объеме;

• необходимость оказания экстренной медицинской помо­щи в неблагоприятных местных географических и ландшафт­ных условиях (труднодоступная местность, на перегонах, вдали от населенных пунктов и мест дислокации медицинских учреждений) и в любое время суток и года, а также в условиях возможного химического и радиоактивного заражения местно­сти и объектов в результате аварийных ситуаций с химически­ми и радиоактивными опасными грузами.

Медицинская характеристика.

В структуре железнодорожно­го травматизма преобладают:

• множественные механические травмы различной локали­зации;

• закрытые черепно-мозговые травмы;

• комбинированные травмы;

• ожоги;

• отравления продуктами горения и другими токсичными веществами.

В зависимости от вида крушения и действия основного поражающего фактора в структуре санитарных потерь прео­бладают однотипные повреждения.

Выделяют следующие характерные механические повреждения.

Столкновение пассажирского подвижного состава - преи­мущественно закрытые черепно-мозговые травмы (до 50%), травмы верхних и нижних конечностей (до 30%), поверхност­ные тупые и рвано-ушибленные раны мягких тканей различ­ной локализации (до 20%). Удельный вес множественных и комбинированных травм (более 60%), а также травм с синдро­мом длительного сдавливания при невозможности быстрого высвобождения пораженных из-под деформированных кон­струкций локомотивов и вагонов.

Сход с рельсов пассажирских поездов- преимущественно поверхностные повреждения мягких тканей (до 60%) и череп­но-мозговые травмы (до 30%). При возгорании подвижного состава это может привести к резкому увеличению числа пострадавших с термическими (до 40%) и комбинированными (до 60%) поражениями.

Последствия взрывов- преимущественно скальпирован­ные, резаные и рвано-ушибленные раны мягких тканей, закры­тые черепно-мозговые травмы и ранения глаз. В большинстве случаев до 20 % общего числа пораженных нуждаются в оказа­нии экстренной медицинской помощи.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)