Социальная ответственность и этика маркетинга
Общественные и правительственные деятели и организации все чаще критикуют маркетинг в нанесении ущерба как отдельным потребителям, так и обществу в целом. Рассмотрим основные направления этой критики. Влияние маркетинга на отдельных потребителей: · установление чрезмерно высоких цен на товары/услуги из-за высоких издержек при организации сбытовой деятельности (использование посредников, рекламы, стимулирующих мероприятий) и чрезмерных наценок; · использование приемов введения в заблуждение при установлении цен и скидок, рекламе, манипуляциях с упаковкой (неполное заполнение, ложная или непонятная информация); · навязывание покупок с использованием “трюкового” и силового подходов, фиктивные продажи; · продажа недоброкачественных или опасных для здоровья товаров; · быстрая и частая модификация товаров (планирование быстрого морального износа) с целью стимулирования новых покупок: модная одежда, аудио- и видеотехника, компьютеры, бытовая электроника; · плохое обслуживание потребителей с низким уровнем платежеспособности: им предлагаются некачественные товары по завышенным ценам Влияние маркетинга на общество в целом: · создание искусственных потребностей, провоцирование избыточного интереса к материальным ценностям; производители стимулируют потребность в товарах с помощью рекламы; · чрезмерный выпуск товаров индивидуального пользования; производство таких товаров как автомобили возникают проблемы загрязнения воздуха, пробок и аварий на дорогах; · засорение культурной среды: чувства потребителей постоянно подвергаются испытанию рекламой; низкопробной и безнравственной кино- и видео продукцией, полиграфической продукцией; · сосредоточение большой политической власти в сфере бизнеса, коррупция, давление на СМИ; · ослабление конкуренции, за счет поглощения конкурентов, создании высоких барьеров для вхождения в рынок, демпинговых цен. Проблемы, порождаемые функционированием системы маркетинга, вызывают ответные действия граждан и общества в целом, направленные на регулирование маркетинга. Консъюмеризм – организованное движение граждан и государственных организаций, направленное на повышение прав и влияния покупателей в отношении продавцов товаров/услуг. Инвайронментализм – организованное движение граждан и государственных организаций, направленное на защиту и улучшение состояния окружающей среды В середине 80-х годов концепция маркетинга обогатилась за счет введения в хозяйственную деятельность системы экологических оценок.Появился “зеленый маркетинг”, особенностями которого являются: разработка экологически безопасных продуктов, подлежащих вторичной переработке (утилизации), разработка саморазлагающейся упаковки, введение средств защиты и контроля загрязнения окружающей среды; более эффективное использование энергии. Регулирование маркетинга деятельности на уровне государства проявляется в действующей законодательной системе. В разных странах действуют различные законы, имеющие отношение к маркетинговой деятельности. Основные блоки проблем, решение которых поставлено на юридическую основу: проблемы, связанные с товарами (изменение ассортимента, патентная защита, качество и безопасность, гарантии); упаковкой, ценообразованием; конкурентными отношениями, рекламой, взаимоотношениями с посредниками, организацией сбыта. Предпринимательская деятельность на международном рынке регулируется рядом международных кодексов. Эти кодексы, стандарты и нормы делового общения разработаны Международной Торговой Палатой (МТП) в Париже. Использование в международной практике кодексов в значительной мере повышает ответственность предпринимателей перед потребителями и обществом в целом, помогает преодолевать и устранять из коммерческой практики недобросовестные методы конкуренции. Международные кодексы МТП регулируют предпринимательскую деятельность в области добросовестной конкуренции, рекламы, стимулирования сбыта, маркетинговых и социальных исследований и т.д. Маркетинг достиг такой стадии своего развития, когда социальная ответственность и этика маркетинга стали решающими при удовлетворении требований потребителей. В основу взаимоотношений маркетинга и общества могут быть положены следующие 7 принципов: · принцип удовлетворения нужд и потребностей; § принцип выгодной сделки; § принцип экономической эффективности (создание и сохранение конкурентоспособной среды); § принцип свободы потребителя и производителя; § принцип истинного новаторства (инноваций); § принцип обучения и информирования потребителя; § принцип защиты потребителя и окружающей среды.
Задача менеджеров предприятий – постоянно ориентировать корпоративную культуру (ценности, нормы, этические принципы поведения) на новые ценности современной модели сообщества. Ф. Котлер: «Любая система нравственности базируется на представлениях о хорошей жизни и взаимозависимости собственного благополучия с благополучием других. Выработав для себя четкие принципы, руководитель будет в состоянии справиться с множеством запутанных проблем, возникающих в области маркетинга и в других сферах человеческих отношений».
ТЕМА 2
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1133)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |