ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Задачи занятия:1. Рассмотреть алгоритм управленческих действий в области воспитания. 2. Выявить уровни педагогического мастерства, от которых зависит долговременность определяемых целей воспитания. 3. Освежить в памяти методы педагогического исследования. В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студентыдолжны: знать- структуру управленческих действий и методы диагностики для выявления уровня воспитанности подопечных; уметь- применять на практике методы диагностики, определять на этой основе главные направления в воспитании и составлять план воспитательной работы. Управлениев учебно-воспитательном процессе можно представить следующим образом. Ставится воспитательная цель на конкретный календарный период, она уточняется, исходя из реальных характеристик воспитуемых. Разрабатывается алгоритм воспитательных задач, составляется план воспитательной деятельности, в котором предусматриваются организационные меры, средства и методы для решения каждой задачи. При решении каждой из них осуществляется контроль за успешностью этого процесса (получение «обратной связи» по терминологии теории управления), и вносятся, при необходимости, коррективы в методику или в содержание самой задачи. По выполнении плана анализируют степень достижения поставленной цели и приступают к планированию следующего цикла. Управление процессом воспитания учащихся включает в себя также организацию педагогом процесса их самовоспитания. Он помогает воспитанникам провести анализ своих действий, поступков и поведения, дать им самооценку и определить задачу, содержание и средства самовоспитания, а затем осуществляет координацию мер воспитательного воздействия с программой самовоспитания подопечных. Постановка целей воспитаниязависит от возраста, вида спорта, продолжительности занятий и спортивной квалификации занимающихся. Но главным и определяющим при выборе содержания цели воспитания служит уровень педагогического мастерства тренера, его способность оценить настоящее и заглянуть в будущее, определить, какими свойствами, качествами и системой отношений должны обладать воспитанники, и какое время для этого потребуется. Уровни педагогического мастерстваспортивного педагога: • Первый уровень - репродуктивный (минимальный). Тренер умеет показать двигательное действие и пересказать то, что он знает и как он знает, обычно без учета подготовленности воспитанников. • Второй уровень - адаптивный (низкий). Тренер умеет приспособить свои действия к возрасту, подготовленности и индивидуальным особенностям воспитанников, но у него отсутствует осознание перспективы. Его педагогическое видение не проникает далее двух-трех занятий. • Третий уровень - локально-моделирующий (средний). Здесь проявляется умение тренера конструировать преподавание на серию ближайших учебно-тренировочных занятий, предусматривая трудности, которые предстоит преодолеть. По способностям видеть педагогическую перспективу он может быть отнесен, по аналогии, к шахматистам младших разрядов. • Четвертый уровень - системно-моделирующий деятельность и поведение (высший). Педагог умеет конструировать учебно-воспитательный процесс в полном соответствии с учебной программой на продолжительный период времени (четверть, семестр, год и далее), воспитывая подопечных и побуждая их к самовоспитанию. Здесь, в отличие от А.А. Деркача и А.А. Исаева, мы объединили 4-й и 5-й уровни, считая, что осознание тренером необходимости воспитывать у обучаемых поведенческие свойства наступает значительно раньше и требует большей основательности, чем аналогичная деятельность школьных учителей-предметников. Диагностика воспитанностивключает в себя изучение степени сформированности взглядов, убеждений, личностных качеств, проявляющихся в деятельности и поведении воспитанников. Выяснение особенностей каждого воспитанника и группы в целом необходимо для конкретизации целей и задач воспитания. С целью изучения воспитанности используются все методыпедагогического исследования, имеющие диагностическиевозможности: педагогическое наблюдение, экспертные оценки и самооценки, изучение учебной документации, опросы устные и письменные (беседы, анкетирование), создание ситуа- ций свободного выбора действий, тестирование и т.д. Для получения сведений о межличностных отношениях в группе используется социометрия,которая дополняет выше указанные методы, давая информацию о внутригрупповых эмоционально-непосредственных связях. Планирование воспитательной работы.Для каждой намеченной воспитательной цели определяется время, необходимое для ее достижения, и намечается цепь задач, обеспечивающих ее осуществление. Например, поставлена цель: приучить к определенному виду поведения, время - 4 недели. Последовательность задач: сообщить необходимые знания оправиле поведения, на основе этого знания сформировать убеждение у большинства группы о соответствующем поведении, упражнять в условиях повышенной сложности - в процессе спортивной борьбы и вне привычных условий учебно-тренировочных занятий. К каждой задаче подбираются средства и методы ее решения, а иногда требуется предусмотреть особые формы организации занимающихся. Вопросы и задания: 1.Раскройте сущность и содержание управленческих действий в воспитательном процессе. 2. От чего зависит постановка целей воспитания? Проиллюстрируйте свой ответ примерами. 3. Охарактеризуйте уровни педагогического мастерства спортивного педагога. К какому уровню педагогического мастерства вы отнесете деятельность вашего тренера или учителя физической культуры, с работой которого вы хорошо знакомы? 4. Проанализируйте портреты учителей физической культуры (приложение № 3) и определите уровень их профессионального мастерства. 5. В чем смысл диагностики воспитанности? С помощью чего и как осуществляется диагностика воспитанности? 6. Охарактеризуйте показатели, по которым можно судить о степени воспитанности занимающихся. Определите показатели и критерии воспитанности для своей учебной группы. 7. Используя предложенные методики (приложение № 4), определите свой уровень нравственной воспитанности. Можно 2? ли по результатам данных методик судить о степени нравственной воспитанности личности? Почему? 8. Изучите степень проявления личностных качеств в группе занимающихся, на основе полученного результата сформулируйте общую и частные воспитательные задачи, определите пути их решения (форма выполнения задания представлена в приложении № 5) 9. Как составить план воспитательной работы? Покажите это на примере. Советы по подготовке к занятию: Вспомните из курса общей педагогики сущность, назначение и требования к применению методов педагогического исследования, имеющих диагностические возможности (педагогическое наблюдение, экспертные оценки и самооценки, изучение учебной документации, опросы устные и письменные (беседы, анкетирование) и др.). Осуществляя диагностику воспитанности личности занимающихся, следует помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, потому что поступок или действие, взятые вне связи с мотивами, их вызвавшими, не смогут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Изучая степень проявления личностных качеств в группе занимающихся (задание 8), предварительно ознакомьтесь с их характеристиками (приложение № 6). Литература для подготовки:основная - 3, 8, 12, 14, 25; дополнительная - 5, 7, 15,18, 22,27, 30, 45.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1296)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |