Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Содержательный компонент педагогической системы



2015-12-14 830 Обсуждений (0)
Тема: Содержательный компонент педагогической системы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Список рекомендуемой литературы:

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М. 1999.

Лебнев В.С. Содержание образования. – М. 1989

Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.1999

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: / под ред С. С. Смирнова. – М. – 2000

Педагогика/ под ред. П. И. Пидкасистого. – 2002

 

 

Задание №1заполните таблицу до чтения текста и после чтения, если вы согласны с утверждением то поставьте +, если не согласны -

Таблица «Верные и неверные утверждения»

 

Утверждения До чтения текста После чтения текста
Под содержанием образования понимаются знания умения навыки    
Существуют разные подходы к определению содержания образования    
Личностно – ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека    
Знаниево – ориентированное содержание образования способствует социализации личности.    
Знание – это отражение свойств вещей    
Идея развития целостной личности основная идея содержания образования    
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация.    

 

Задание №2 прочитайте текст, маркируя текст значками по мере чтения:

« v» - уже знаю,

« +» - новое,

« !» - думал иначе,

« ?» - не понял.

Процесс обучения предполагает реализацию содержания образования, которое выступает средством развития личности. Содержание образования определяется. как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. ( Педагогический словарь. – М. 1990). Понятие « Образование» было введено И.Г. Песталоцци ( 1746-1826). В конце 18 – начале 19 веков в психолого-педагогической литературе появились термины « формальное образование» и « материальное образование». На основе которых впоследствии сформировались два крупных направления в области содержания образования: материального и формального содержания образования. Сторонники теории материального образования,( дидактический материализм) считали, что цель образования состоит в передаче учащимися как можно большего объема знаний из различных областей наук. Эти убеждения разделяли: Я.А.Коменский, Г.Спенсер и др. Сторонники теории формального содержания образования ( ДЖ. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт и др.) считали, что источником знания служит разум, знания поражаются исключительно самостоятельностью ума человека. Они считали, что важнейшим является развитие способной личности к анализу и синтезу, а не овладение фактическими знаниями. Критиком формального и материального содержания образования выступал К.Д. Ушинский. Он считал, что необходимо не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, полезными для дальнейшей деятельности. В первой половине 20 века получила развитие теория дидактического утилитаризма, автором которой считают Дж.. Дьюи. Он считал, что образование должно быть научным. В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации образования. Данная теория направлена на на то как учить. Ее сторонники считают необходимым проводить анализ знаний и устанавливать межпредметные связи. Анализ различных подходов позволяет сделатьвывод, что при составлении содержания образования необходимо выделять познавательную, развивающую и воспитательную ценность. В последнее десятилетие под влияние идеи гуманизацииобразования, широко используется личностно- ориентированный подход к определению содержания образования, который опирается на удовлетворение образовательных, духовных, культурных, жизненных и др потребностей личности. Личностно- ориентированное содержание образование направлено на развитие природных особенностей человека( здоровья, способностей, чувств, действий…) Смена подходов к сущности содержания образования показывает, что содержание образования имеет исторический характер и определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Развитие целостной человеческой личности – определяет содержание современного образования. Понятие содержание образования включает ряд компонентов: · Когнитивный опыт личности · Опыт практической деятельности · Опыт творчества · Опыт отношений личности Основным компонентом содержания образования является когнитивный опыт личности, который включает в себя знания. Знания как основной элемент содержания образования являются отражением свойств вещей, предметов, в которых обобщен весь опыт практики людей за весь процесс социально- исторического развития. Содержание образования включают в себя следующие виды знания: · Основные понятия и термины · Факты повседневной действительности · Основные законы науки · Теории · Знания о способах научной деятельности, методах познания · Оценочные знания о нормах о отношениях. Также знания можно разделить на системные и систематизированные. Систематизированные знания - это определенным образом классифицированные знания ( например: стол, стул, кровать это мебель) Системные знания – это знания раскрывающие взаимосвязи между предметами и явлениями ( например: рыба живет в воде, поэтому покрыта чешуей) Но одних знаний не достаточно, необходимо усвоить опыт их применения. т.е умения и навыки, которые и составляют следующий компонент содержания образования – опыт практической деятельности. Внешние ( практические) и внутренние ( интеллектуальные) умения и навыки могут быть: · Общими ( сравнить, составить план, сделать вывод и др) · Специфическими ( постановка опытов, решение математических задач, примакивать кисточкой и др.) Т.о. практический компонент содержания образования составляет система общеинтеллектуальных и практических умений и навыков.   Следующий компонент опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску новых способов преобразования действительности: · Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию · Видение новой проблемы в знакомой ситуации · Видение новых функций · Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый · Нахождение новых способов решения · Построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.   Опыт отношения личности представляет собой систему мотивационно- ценностных установок и эмоционально- волевых отношений. « Пока человек, зная нормы поведения, ведет себя как принято, но делает это равнодушно, его нельзя считать воспитанным» ( С.А. Смирнов) Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей.   Одной из современных тенденций образования являетсястандартизация системы образования. Понятие стандарт происходит от английского слова и в переводе означает образец, норма. Под стандартизацией образования понимается установление единых требований к образовательной деятельности. Государственный образовательный стандарт ( ГОСТ) –это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания и максимум учебной нагрузки, обеспечивающий уровень подготовки выпускников образовательных учреждений. В нашей стране ГОСТ является основным нормативным документом, раскрывающим сущность закона « ОБ образовании» Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой. Образовательная программа – это документ, определяющий систему научных знаний, нравственно – этических идей и практических умений, которыми необходимо овладеть воспитаннику. В основе программ лежат научно – педагогические требования. Программы могут быть: · Типовыми ( утвержденные Министерством образования России и имеют рекомендательный характер) · Рабочими ( в которых раскрывается региональный компонент, данные программы утверждаются педагогическим советом учреждения) · Авторскими ( на основе ГОСТ, но содержат иную логику изложения, собственные точки зрения.) Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в области разработки программы и быть утверждены педагогическим советом учреждения.   В структуре учебной программы выделяют три элемента: 1. пояснительная записка, в которой определены основные задачи и цели создания программы, выделены концептуальные положения) 2. содержание программы, раскрытие содержания тем, знания и умения 3. методические указания, дидактические материалы и т.п.      

 

Задание № 2заполните таблицу «Верные и неверные утверждения», проанализируйте, как изменились ваши взгляды.

Задание №3запишите вопросы, которые будут способствовать усвоению содержания темы (подготовьтесь их задать сокурсникам)

«тонкие» (кто, что, как)

3. _______________________

4. ______________________

 

«толстые» (в чем различие, предположите, что если)

· _______________________

· _______________________

 

Задание №4составьте план-схему для опорного конспекта, выделяя основные структурные единицы изучения.

 

 

Содержание образования
 
 
ГОСТ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задание №5используя опорную схему, составьте опорный конспект в своей рабочей тетради по педагогике.

 

Задание №6 составьте синквейн (пятистишье) по теме.

Правило составления:

1. тема – 1 слово – существительное

2. описание темы – 2 слова - прилагательные

3. действие – 3 слова – глаголы

4. отношение автора к теме – 4 слова – фраза

5. резюме темы (эмоции, чувства)- 1 слово

 

 

________________

 

 

Персоналии

В.И. Логинова

Основная идея:

Основные труды:

Высказывание:

 

 



2015-12-14 830 Обсуждений (0)
Тема: Содержательный компонент педагогической системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Содержательный компонент педагогической системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (830)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)