МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Тема № 1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2 ч.) ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Административное право — это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности. правовой институт А.п. — обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса. Отрасли российского права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, которые регулируются ее нормами. Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эта группа общественных отношений непосредственно связана с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно называется управленческой. Нормы административного права регулируютпредмет А.п. следующим образом: Во-первых, они устанавливают формы и методы государственного управления, а также способы обеспечения законности в государственном управлении. Во-вторых, регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами. В-третьих, определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления. И, в конечном итоге, регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах. Субъектами управленческих отношений могут быть все, кому нормы административного права предоставляют правомочия и на кого они возлагают определенные обязанности по поводу осуществления управленческих функций. Управленческие отношения многообразны. В зависимости от особенностей их участников управленческие отношения можно разделить на следующие: а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы); б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей); в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями; г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.); д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.); ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами. Из всего этого следует, что во всех названных видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной исполнительный орган. Без них управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, а также реализовывать государственную власть. Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения на две группы: а)внутренние (или внутриорганизационные, внутрисистемные, внутриаппаратные). Это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределениями обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления, и т. п.; объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).
МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Если предмет административного права позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования. Метод административного права — совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения. Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения. Предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Запреты — фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Иначе говоря, методы правового регулирования — это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся: 1)метод власти — подчинение, илиметод прямого распорядительства — отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому; 2) метод рекомендаций — рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления; 3)метод согласования — регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении; 4)метод равенства — субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора. Особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права: 1) для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны прямые средства распорядительного типа, т. е.предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне; 2) административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения (т. е. властеотношения). Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений включает в себя: 1. Установление определенного порядка действий. 2. Предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой, в условиях, определенных данной нормой. 3. Предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения. 4. Запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (693)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |