СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕГО ПРИНЦИПЫ
Система административного права — это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм. Административно-правовой институт есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений. Нормы административного права, прежде всего, делятся на нормы Общей и Особенной частей. Нормы административного права группируются также по правовым институтам. Например, институты государственной службы, административной ответственности. Каждый такой правовой институт может включать в себя нормы и Общей, и Особенной части. В Общей части сгруппированы административно-правовые нормы по наиболее основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления. Схема Общей части административного права может быть представлена в следующем виде: 1. Нормы и институты, закрепляющие принципы государственного управления. 2. Нормы и институты, регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц). 3. Нормы, определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственного управления), а также иных субъектов управления. 4. Нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих. 5. Нормы, упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных объединений, их служащих и представителей. 6. Нормы, определяющие формы и методы государственного управления. 7. Нормы, обеспечивающие законность управления. Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в отдельных отраслях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. В свою очередь, она состоит из трех частей: 1. Управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, коммуникациями, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономической деятельностью). 2. Управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан). 3. Управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юстицией). Как видите, административное право действительно является одной из самых крупных и сложных отраслей российского права. Прежде всего это обусловлено ее предметом, широким кругом управленческих отношений.
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Под источниками административного права в юридическом смысле понимаются формы выражения административно-правовых норм, т. е. те акты, в которых они содержатся. Виды источников административного права: 1. Законы Российской Федерации: — Конституция Российской Федерации; — акты Федерального Собрания (федеральные конституционные законы; федеральные законы: Основы законодательства, кодексы и др.; декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания Российской Федерации). 2. Подзаконные федеральные акты: — указы, распоряжения ПрезидентаРФ; — постановления, распоряжения ПравительстваРФ; — приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов. 3. Законы субъектов федерации: — конституции, уставы субъектов федерации; — законы; 4. Подзаконные акты субъектов федерации: — указы, распоряжения Президентов (губернаторов); — постановления, распоряжения правительств субъектов федерации; — приказы, постановления министерств субъектов федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов федерации; Акты местного самоуправления. Международные акты. Наличие огромного количества административно-правовых норм обусловливает объективную необходимость их систематизации. В практической работе по систематизации источников административно-правовых норм сложились три основных направления: кодификация, инкорпорация и хронологические издания нормативных актов . Систематизация источников административного права кодификация Инкорпорация Хронологические издания Кодификация является важнейшей формой систематизации законодательства. Однако кодификация затруднена исключительной мобильностью административно-правовых норм и необычайно широким кругом общественных отношений, регулируемых этими нормами. Инкорпорация — объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам. В истории административного законодательства этот способ использовался нередко и приносил свои положительные результаты. Хронологические издания. Эта форма систематизации полезна тем, что можно проследить движение, развитие (дополнения, изменения) тех или иных форм, имеется возможность быстро отыскать интересующую норму.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |