Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Страны народной демократии в условиях НТР




В послевоенный период ряд европейских и азиатских стран, наряду с СССР, образовали так называемый социалистический лагерь. В него вошли страны, не занимающие передовых рубежей по уровню своего развития) Венгрия, Румыния, Китай и др.), перенесшие страшные разрушения в годы Второй мировой войны (СССР, Польша, ГДР), игравшие несущественную роль в мировом хозяйстве (страны Восточной Европы), ранее экономически почти не связанные. Позднее к этому лагерю присоединились Куба (1959), Вьетнам, Камбоджа, Лаос (1975), экономика которых была развита еще слабее. Достижение более высокого уровня требовало времени, крупных капиталовложений. Решение задачи осложнялось гонкой вооружений, изолированием от международной системы хозяйствования, ошибками политического руководства, идеологическим противостоянием.

В этих странах в 40-е годы произошли коренные изменения: была национализирована крупная собственность на средства производства (сначала тех предприятий, чьи владельцы запятнали себя сотрудничеством с фашистами или эмигрировали); были проведены общедемократические преобразования (восстановлены или вновь созданы демократические органы власти). В 1947-49 гг. начались «социалистические» реформы в сельском хозяйстве (коллективизация). По сути, здесь выстраивалась та же модель социализма, что была построена в СССР в 20-30-е годы. Правда, были некоторые особенности: сохранилась мелкая, иногда средняя промышленность в частных руках, создание колхозов не привело к полной ликвидации крестьянского индивидуального хозяйства (в Польше 30% крестьян так и не стали колхозниками); наряду с коммунистическими партиями в ряде стран сохранялись и другие политические партии, правда, они «признавали» ведущую роль коммунистов.

Этот процесс был сложным, и он был вызван не только политикой СССР, направленной на насаждение социализма. Социалистический путь определялся и поддержкой народа, который в годы войны увидел в коммунистах последовательных сторонников демократии и борьбы с фашизмом. Высоким был авторитет СССР, сыгравшего решающую роль в разгроме фашизма и освобождении народов Европы. Советский Союз в послевоенные годы оказал значительную помощь этим странам в преодолении разрухи, голода 1945/46 гг.

 

В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в рамках которого происходило становление нового международного разделения труда. Формирование экономически обоснованной, рационально организованной системы экономических связей мешала сталинская концепция «суверенитета», понимаемого как автаркия (замкнутость, самодостаточность). Первоначально каждая из стран пыталась создать у себя замкнутую экономическую систему, не считаясь ни с наличием сырья, ни энергоресурсов, ни кадров, ни традиций. В Восточной Европе строились металлургические предприятия и машиностроительные комплексы, работавшие на привозимом из СССР сырье и топливе, и поставляющие продукцию в СССР. такое производство не могло быть взаимовыгодным, или даже односторонне выгодным СССР. Оно было взаимоневыгодным.

Очень медленно от обмена готовыми продуктами страны СЭВ перешли к координации народнохозяйственных планов, осуществлению совместных проектов (начало 60-х гг.), а затем к социалистической экономической интеграции (70-е гг.). Однако время было упущено: к середине 80-х гг. уровень международного разделения труда в Западной Европе оказался на порядок выше, чем в Восточной. Ранее принятые экономически нецелесообразные решения тормозили развитие экономики восточноевропейских стран. В итоге сложилась парадоксальная ситуация. Выпуск промышленной продукции в странах содружества за 1950-1985 гг. вырос в 15 раз (в развитых капиталистических странах – в 4 раза), к середине 80-х гг. на их долю приходилось 1/3 мирового промышленного производства, 1/4 - мировой выработки электроэнергии и добычи нефти, более трети выплавки стали, 1/4 часть мирового национального дохода. В 1960 г. разрыв по уровню дохода на душу населения в европейских странах – членах СЭВ составил 1: 3,2; то к концу 70-х гг. – 1: 1,4. Осуществлялись специальные программы содействия экономическому развитию таких стран, как Куба, МНР, Камбоджа и др.

То есть, по тем показателям, которые в 30-е годы считались определяющими, страны социализма стали занимать передовые рубежи, изменилась структура их экономики, был сделан серьезный задел для развития. Но вместе с тем по уровню жизни, ее продолжительности, по степени обеспеченности населения товарами народного потребления страны-члены СЭВ и ОВД отставали. Это стало одним из «оснований» в потрясениях конца 80-х гг. Главная причина этого видится как раз в том, что прежняя модель развития, делающая упор на тяжелую промышленность и субсидирующая по остаточному принципу отрасли, работавшие непосредственно на человека, безнадежно устарела.

В середине 70-х гг. страны социализма вступили в период стагнации, замедление темпов экономического развития сказалось и на них. Если в 1971-75 гг. среднегодовой рост промышленного производства составил на душу населения в странах СЭВ 1,4, а национального дохода – 5,7%, то в 1976-80 гг. – 4,4 и 4,2% соответственно; в 1980-84 гг. – 3,3 и 3,3%. в ряде стран участились экономические и политические конфликты и кризисы.

Смерть Сталина, устранение Берии привели к глубокому кризису в СССР и в других социалистических странах. В июне 1953 г. прошли рабочие выступления в Чехословакии, Берлине. Была разрушена система контроля над странами народной демократии, осуществляемая ведомством Берии, ослабло давление извне. Правящие партии открыто заговорили о суверенитете своих стран. В этих условиях были предприняты меры по совершенствованию структур взаимодействия, СССР отказался от репараций (ГДР, Венгрия, Болгария).

 

Процессы перемен в странах имели общие черты и различия. Общим было стремление изменить экономические цели: уменьшить капиталовложения, чтобы повысить уровень жизни населения; преимущественное развитие легкой промышленности; ослабить давление на крестьян в ходе коллективизации. Началась политическая реабилитация.

Пытаясь придать более коллегиальный характер политическому руководству, были разделены высшие партийные и государственные посты. Происходило это в условиях острой политической борьбы. Трагические формы эта борьба приняла в Венгрии, где непримиримое столкновение двух лидеров - И. Надя и М. Ракоши - привело к трагическим последствиям. Политическая борьба в Китае привела к устранению просоветски настроенных руководителей.

Самым тяжелым «наследием» сталинской дипломатии были отношения с Югославией. Советское правительство в 1954 г. сняло тезис о «реставрации капитализма в Югославии», признало право Югославии на свой путь к социализму. Но это период нормальных отношений с СФРЮ был недолгим, в конце 50-х гг. отношения вновь ухудшились.

В Польше первыми признаками кризиса стали выступления рабочих в Познани в 1956 г., подавленные войсками. В Венгрии внутренний партийный раскол и неуверенная политика СССР в его отношении вылились в гражданское противостояние. При этом нужно учитывать, что ситуация в Венгрии совпала с международным Суэцким кризисом, поставившим мир на грань войны. Столкновение интересов великих держав в этом регионе не в малой степени повлияло на методы подавления венгерского восстания: события в Венгрии рассматривались в контексте борьбы двух систем за сферы влияния.

Из всех лидеров социалистических стран Ракоши был более других причастен к экспорту сталинизма. Он сохранил власть в борьбе с Имре Надем, сторонником «национального» социализма и политики неприсоединения. Летом 1956 г. Ракоши был смещен, Надь объявил о выходе Венгрии из ОВД. Выступление в Венгрии было оценено в СССР (также и в КНР, СФРЮ, ПНР) как антисоветское, антисоциалистическое и подавлено с помощью советских танков.

В конце 50-х гг. резко обострились отношения между Компартией Китая и КПСС, которые привели к напряженности и межгосударственных отношений. Дискуссия в КПК была вызвана решениями XX съезда КПСС о культе личности Сталина: здесь выявились как сторонники, так и противники десталинизации. В ходе внутрипартийной борьбы победу одержали сталинисты (Мао Цзе-дун). Поскольку и в СССР, и в КНР компартии были главным структурным элементом государства, разногласия партийные вылились на межгосударственный уровень. Дело дошло до прямых военных провокаций на границе (о. Даманский).

События середины 50-х гг. заставили советское руководство внести некоторые изменения в политику со странами народной демократии. В 1959 г. произошла перестройка СЭВ, началось многостороннее сотрудничество, была согласована новая система цен на основе международных.

Серьезной проблемой была диспропорция в развитии стран СЭВ. СССР был крупнее и сильнее других, но такие страны как Чехословакия или ГДР развивались быстрее, здесь выше был уровень жизни. Новое разделение труда поставило страну, богатую природными ресурсами в положение преимущественно экспортера сырья и импортера конечной продукции. Каждая из стран стремилась защищать, прежде всего, свои экономические интересы.

Чехословакия имела вековую традицию свободомыслия, демократической общественной жизни, выше, чем в других странах, был профессиональный и культурный уровень населения. В 1965 г. в стране началась реформа, которая предусматривала самостоятельность предприятий, основанную на принципах хозрасчета, создании органов самоуправления. Вокруг реформы разгорелись дискуссии, которые показали необходимость реформ в правящей партии на путях демократизации. Ситуация осложнилась тем, что консервативные силы в партии пользовались поддержкой первого секретаря партии А. Новотного. Сложившейся обстановкой пытались воспользоваться и противники социалистического пути страны. В январе 1968 г. произошла смена руководства ЧСР (А. Дубчек - Л. Свобода), была принята программа реформ. Это не означало окончания борьбы между противниками и сторонниками реформ. 21 августа 1968 г. СССР, Болгария, Польша, Венгрия и ГДР ввели войска на территорию Чехословакии. Была произведена новая смена руководства страны, принята Программа консолидации, которая фактически означала конец реформирования страны. Это привело к падению авторитета СССР, внутри самого советского государства возникла оппозиция. Но самое главное – надолго была законсервирована отжившая система управления обществом и государством.

События в ЧСР привели к формированию концепции «ограниченного суверенитета» (доктрина Брежнева), согласно которой ради спасения социализма допускалось военное вмешательство в дела других социалистических стран. В этих условиях возможность творчества, поиска была только у тех, кто имел слабые связи с СССР (Китай, Югославия). В частности, в 1978 г. на путь реформ встал Китай.

В 1980-1982 гг. претерпела серьезные изменения однопартийная модель власти в Польше, начался отход от административных методов управления народным хозяйством, разграничение партийных и государственных органов власти. Происходящие перемены оживили общественную жизнь других организаций. Возникшая на волне реформ по форме профсоюзная, а по существу политическая «Солидарность» начала борьбу за власть. Коммунисты Польши, инициировавшие реформы, были обвинены в сдерживании перемен, потеряли поддержку народа. Однако опыт реформ в странах народной демократии обогатил общественную практику современной демократии.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)