Методика проведения психолого-педагогического исследования
Вопросы для обсуждения: 1. Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования, вариативность его построения. 2. Этапы экспериментального психолого-педагогического исследования. 3. Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования. 4. Разработка методики проведения исследования. 5. Критерии оценки полученных данных, их качественный и математический анализ. 6. Формулирование практических рекомендаций.
Литература: Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. – М., 2001. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. Скалкова Я. Методология и методы педагогических исследований. – М., 1989. Семинар 5 Методы математической статистики В психолого-педагогическом исследовании Вопросы для обсуждения: 1. Проблема измерения психологических и педагогических явлений. 2. Основные понятия математической статистики. 3. Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании. Основные методы математической статистики. 4. Понятие корреляции в статистике, ее модификации в психологии и педагогике. 5. Способы представления результатов исследования. Литература: Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. – М., 2001. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. Семинар 6 Оформление результатов научного труда Вопросы для обсуждения: 1. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. 2. Интерпретация и апробация результатов психолого-педагогического исследования. 3. Характеристика основных видов представления результатов исследования. 4. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационных работ. Литература: Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.
Семинар 7 Исследование воспитательного процесса Вопросы для обсуждения: 1. Воспитанность как педагогическое понятие. 2. Критерии оценки воспитанности. 3. Изучение эффективности воспитательного процесса. 4. Методы и программа изучения личности воспитанника. Литература: Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика/опыт экспериментального исследовании – М.: Педагогика, 1981. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. – М., 1999. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1986. Справочники по психологической и педагогической диагностике. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. – М., 2000. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.
Семинар 8 Изучение малых групп различных видов Вопросы для обсуждения: 1. Программа изучения ученического коллектива. 2. Методы исследования коллектива. 3. Программа изучения семьи. 4. Методы изучения семейных отношений.
Литература: Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995. Справочники по психологической и педагогической диагностике. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. – М., 2000. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.
Семинар 9 Педагогическая и методологическая культура И мастерство исследователя Вопросы для обсуждения: 1. Профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя. 2. Педагогическое мастерство исследователя 3. Творчество и новаторство в работе педагога-исследователя. 4. Рефлексия педагога-исследователя в системе его научной и практической деятельности. 5. Научная добросовестность и этика, искусство общения и культура поведения педагога-исследователя. 6. Методологическая культура исследователя.
Литература: Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. – М., 2001. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.
Содержание лабораторных занятий Занятие 1. Освоение различных видов метода наблюдения: включенное, внешнее, стандартизированное, не стандартизированное и др.
Занятие 2. Разработка студентами программы наблюдения, опробование ее с последующим обсуждением результатов. Разработка студентами методики проведения эксперимента (с последующим проведением его в течение семестра). Занятие 3. Освоение метода опроса в виде беседы, интервью, анкетирования. Правила «эмпатического слушания». Разработка студентами содержания беседы, практическое осуществление процедуры беседы с последующим оформлением полученных результатов. Разработка студентами психолого-педагогической анкеты и инструкции к ее применению. Разработка содержания вопросов интервью.
Занятие 4. Организация и проведение студентами метода тестирования. Освоение проективных и психосемантических методик.
Занятие 5. Освоение методов анализа результатов деятельности, метода изучения педагогической документации, контент-анализа, изучения передового педагогического опыта.
Занятие 6. Овладение студентами умением выделять основные методологические характеристики: актуальность, проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки, практическое значение.
Занятие 7. Использование методов математической статистики для обработки данных психолого-педагогического исследования. Обсуждение результатов проведенного студентами экспериментального исследования.
Приложение 2
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (970)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |