Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Композиция и рубрикация научного текста



2016-01-05 1462 Обсуждений (0)
Композиция и рубрикация научного текста 0.00 из 5.00 0 оценок




Научный стиль создал не только строгую систему жанров, но и строгие правила текстовой композиции. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все служит достижению конечной цели и прежде всего - композиция. При этом отбрасываются эмоциональность, многословие, многозначность, подтекст.

Красота научного текста – это изящество аргументации, простота и логичность построения.

Специфика подачи научной информации требует от автора системной организации материала, поэтому научным текстам свойственна четкая и подробная рубрикация – членение на логически самостоятельные составные части. Она (рубрикация) подчинена раскрытию темы и выделяет введение, основную часть(наименование которой обычно совпадает с названием самой работы) и заключение. В свою очередь, основная часть также подвергается рубрикации – делению текста на главы, параграфы, пункты и подпункты. Это значительно облегчает понимание текста, делает изложение материала более логичным.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац служит показателем перехода от одной мысли (темы) к другой.

Абзацное членение текста нередко сочетается с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения составных частей текста.

Возможные системы нумерации:

- использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

- использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей:

А… Б… В…

I… II… III…

1… 2… 3…

1)… 2)… 3)…

а)… б)… в)…

Принято порядковые номера частей указывать словами (часть первая), разделов – прописными буквами русского алфавита (раздел А), глав – римскими цифрами (глава I), параграфов – арабскими цифрами (§ 1).

В настоящее время в научной и технической литературе используется и чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей – из двух цифр и т.д. Например, научное произведение состоит из трех разделов: 1. 2. 3. Каждый раздел делится на главы: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4…

2.1, 2.2, 2.3, 2.4…

3.1, 3.2, 3.3, 3.4…

( первая цифра обозначает раздел, вторая – главу).

Глава делится на параграфы: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4…

1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4…

1.3.1, 1.3.2, 1.3.3, 1.3.4…

1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4…

(первая цифра обозначает раздел, вторая – главу, третья – параграф).

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и т.д. (или их сокращенные написания).

Выбор рубрикации зависит от содержания и жанра научного произведения, логики научного исследования, традиций, индивидуальной манеры автора и других причин.

Композиционно-смысловую структуру любого научного текста можно представить как план развернутого содержания. Он реализуется, как уже отмечалось, в разбивке текста на композиционные блоки: введение;основная (центральная) часть; заключение (выводы).

Перечисленные части дополняются списком использованной литературы, иногда приложениями и иллюстрациями (если иллюстрации вынесены за текст).

План развернутого содержания формально выражает развитие логики мысли.

Введение включает в себя формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей её решения. На фоне старого знания автор формулирует новое, что определяет дальнейшее восприятие адресатом содержания текста.

Основная часть предполагает раскрытие, детализацию, доказательство, аргументацию основных положений работы, выраженных во введении тезисно. Причем если в начальных разделах содержится информация обзорного характера, то в центральной части помещается главная информация, отвечающая требованиям новизны, полноты и достоверности. Освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение.

Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного, концептуального содержания работы, краткая формулировка главных выводов.

Поскольку то, что излагается в тексте, подчинено решению одной проблемы, самостоятельность и отдельность каждого композиционного элемента являются относительными: любой раздел научного текста выполняет свою задачу только в единстве с другими, так как связан с ними целой системой отношений (сопоставлений, противопоставлений, дополнений и т.п.).

В связи с этим основная идея и проблема научной работы, сформулированные во введении в общем виде, затем развертываются в основной части: опровергаются, доказываются, объясняются, уточняются и т.д. То есть речь идет о развернутых вариативных повторениях в основной части тех же мыслей, что впервые были высказаны во введении.

Второй этап повторения основных положений научного текста осуществляется в заключении, когда вновь на более высоком уровне (уровне синтеза научного знания) еще раз обобщенно повторяются основные концептуальные мысли, содержащиеся в работе, и делаются выводы.

Заглавие работы и оглавление можно рассматривать как план свернутого, сжатого содержания.

Заглавие – это высший уровень обобщения содержания текста. То, что в заглавии выражено в предельно краткой форме, в тексте раскрывается обстоятельно и подробно. Заголовок должен быть адекватным содержанию, логически полноценным (недвусмысленным и непротиворечивым) и, по возможности, кратким. Наиболее информативный заголовок – предельно лаконичный реферат содержания раздела, главы, параграфа.

В оглавлении научной работы кратко представлены все важнейшие смысловые компоненты содержания, основные темы, включающие все подтемы и микротемы данного текста.

 



2016-01-05 1462 Обсуждений (0)
Композиция и рубрикация научного текста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Композиция и рубрикация научного текста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)