Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В ситуации публичного выступления



2016-01-05 677 Обсуждений (0)
В ситуации публичного выступления 0.00 из 5.00 0 оценок




Бывает и так: речь построена правильно и грамотно, изобилует интересными фактами, яркими сравнениями, а слушатель равнодушен, безучастен.

Что докладчик сделал не верно?

Неписаное правило риторики гласит: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит».

Успех выступления определяют следующие качества докладчика: артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность в результатах выступления. Немаловажное значение имеет внешний вид докладчика, а также виртуозное владение речевым аппаратом.

 

 

Человек, стоящий перед аудиторией, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуется при выборе одежды предпочесть деловой костюм традиционного покроя; внешний вид докладчика призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества, не должен отвлекать слушателей.

В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами, его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.

Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты помогающие, а есть отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или за волосы, перебирать бумаги на столе и т.п.

Также важно уметь владеть голосом. Если докладчик говорит невнятно, монотонно, тихо или слишком громко, шепелявит, то можно заранее сказать, что выступление слушателям не запомнится.

 

Характеристика голоса
Хороший голос Плохой голос
приятный, спокойный, доверительный, теплый, уверенный, дружеский, звучный, окрашенный интонацией резкий, хриплый, дрожащий, робкий, отрывистый, крикливый, тихий, бесцветный, монотонный, скучный.

 

Каждый звук имеет четыре характеристики: высоту (высокий/низкий), силу (от шепота до крика), длительность (скорость произнесения), тембр (окрашенность).

Высота и сила голоса будут меняться в зависимости от условий выступления, вида речи, состояния выступающего. Высокий тон быстро утомляет, низкий – заставляет слушать с напряжением.

Нормальный темп речи (когда речь легко воспринимается) - около 120 слов в минуту. За чересчур быстрой речью трудно уследить, замедленная речь вынуждает слушателей заняться чем-то другим.

Докладчик не должен забывать и о чистоте произношения, о дикции.

Идеальная речь складывается из умения точно, четко и лаконично сформулировать свою мысль, из представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка, его норм и правил, умения безошибочно выбрать стиль и языковые средства в соответствии с целью высказывания, умения преодолеть барьеры, встающие на пути оратора, виртуозного владения речевым аппаратом.

Вот некоторые рекомендации начинающему оратору:

- выступайте только тогда, когда есть что сказать;

- не начинайте речь сразу, сначала посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите : «Здравствуйте»;

- читая речь по бумажке, делайте это так, будто говорите с собеседником;

- не останавливайте взгляд на отдельных лицах: долгий, пристальный взгляд вызывает неприятное чувство;

- говорите выразительно;

- используйте весь словарный запас, исключив канцеляризмы, жаргонизмы, вульгаризмы;

- активизируйте внимание слушателей;

- держите паузу;

- дополняйте слова мимикой и жестами (жесты должны быть строго дозированы, точны, а мимика доброжелательна);

- меняйте темп речи и тон голоса – это выделяет отдельные слова, повышает уровень восприимчивости;

- избегайте менторского тона;

- старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а его конец запоминающимся; при необходимости концовка выступления может представлять собой резюме;

- создавайте индивидуальный стиль, делайте свое выступление непохожим на другие.

 

При подготовке доклада достаточно часто используется метод коллективного творчества: одну и ту же тему могут готовить несколько студентов. Стратегия сотрудничества может быть разной. Достаточно часто используется метод докладчика и оппонента. В этом случае по одной и той же теме назначается основной докладчик и содокладчик, играющий роль оппонента. Основной докладчик выступает первым, содокладчик – вслед за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления. Можно подготовить два доклада на одну тему с учетом противоположных точек зрения и устроить дискуссию (например, по вопросу о роли заимствований в русском языке).

После выступления докладчик и содокладчик (если он имеется) должны ответить на вопросы слушателей. На вопросы можно отвечать сразу, по мере поступления. Но для того чтобы ответы получились четкими и продуманными, лучше сначала записать вопросы в том порядке, в котором их задают, а затем, немного подумав, ответить сразу на все.

Возможно, кому-то придется вести студенческую конференцию. Это очень не просто. Ведущий - организатор обсуждения - должен уметь представить план мероприятия, владеть языковыми средствами, используемыми для начала обсуждения, перехода к обсуждению следующей проблемы. Он должен уметь выяснить точку зрения на обсуждаемую проблему всех участников, стимулировать их к выражению своей позиции, уметь организовывать речевое дискуссионное общение (при этом цель ведущего – создать и поддерживать доброжелательную, конструктивную атмосферу, помочь спорящим избежать конфронтации, противостояния в их поисках истины; помочь прийти к согласию; найти компромиссное решение). Очень важно также правильно подвести итоги обсуждения.

Подготовиться к этому могут помочь следующие речевые стандарты:

Представление программы:

- Дорогие друзья! Позвольте мне открыть …

- Сегодня нам предстоит обсудить весьма актуальную и серьезную проблему, имеющую как теоретическое, так и практическое значение.

- Позвольте мне наметить основные аспекты нашего сегодняшнего обсуждения …

- В начале обсуждения (конференции) стоит сказать … (о чем) …

- Тема достаточно традиционная, однако сегодня она вновь актуальна (вызывает постоянный интерес).

- Если не возражаете, начну я.



2016-01-05 677 Обсуждений (0)
В ситуации публичного выступления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В ситуации публичного выступления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (677)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)