В ситуации публичного выступления
Бывает и так: речь построена правильно и грамотно, изобилует интересными фактами, яркими сравнениями, а слушатель равнодушен, безучастен. Что докладчик сделал не верно? Неписаное правило риторики гласит: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Успех выступления определяют следующие качества докладчика: артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность в результатах выступления. Немаловажное значение имеет внешний вид докладчика, а также виртуозное владение речевым аппаратом.
Человек, стоящий перед аудиторией, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуется при выборе одежды предпочесть деловой костюм традиционного покроя; внешний вид докладчика призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества, не должен отвлекать слушателей. В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами, его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным. Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты помогающие, а есть отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или за волосы, перебирать бумаги на столе и т.п. Также важно уметь владеть голосом. Если докладчик говорит невнятно, монотонно, тихо или слишком громко, шепелявит, то можно заранее сказать, что выступление слушателям не запомнится.
Каждый звук имеет четыре характеристики: высоту (высокий/низкий), силу (от шепота до крика), длительность (скорость произнесения), тембр (окрашенность). Высота и сила голоса будут меняться в зависимости от условий выступления, вида речи, состояния выступающего. Высокий тон быстро утомляет, низкий – заставляет слушать с напряжением. Нормальный темп речи (когда речь легко воспринимается) - около 120 слов в минуту. За чересчур быстрой речью трудно уследить, замедленная речь вынуждает слушателей заняться чем-то другим. Докладчик не должен забывать и о чистоте произношения, о дикции. Идеальная речь складывается из умения точно, четко и лаконично сформулировать свою мысль, из представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка, его норм и правил, умения безошибочно выбрать стиль и языковые средства в соответствии с целью высказывания, умения преодолеть барьеры, встающие на пути оратора, виртуозного владения речевым аппаратом. Вот некоторые рекомендации начинающему оратору: - выступайте только тогда, когда есть что сказать; - не начинайте речь сразу, сначала посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите : «Здравствуйте»; - читая речь по бумажке, делайте это так, будто говорите с собеседником; - не останавливайте взгляд на отдельных лицах: долгий, пристальный взгляд вызывает неприятное чувство; - говорите выразительно; - используйте весь словарный запас, исключив канцеляризмы, жаргонизмы, вульгаризмы; - активизируйте внимание слушателей; - держите паузу; - дополняйте слова мимикой и жестами (жесты должны быть строго дозированы, точны, а мимика доброжелательна); - меняйте темп речи и тон голоса – это выделяет отдельные слова, повышает уровень восприимчивости; - избегайте менторского тона; - старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а его конец запоминающимся; при необходимости концовка выступления может представлять собой резюме; - создавайте индивидуальный стиль, делайте свое выступление непохожим на другие.
При подготовке доклада достаточно часто используется метод коллективного творчества: одну и ту же тему могут готовить несколько студентов. Стратегия сотрудничества может быть разной. Достаточно часто используется метод докладчика и оппонента. В этом случае по одной и той же теме назначается основной докладчик и содокладчик, играющий роль оппонента. Основной докладчик выступает первым, содокладчик – вслед за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления. Можно подготовить два доклада на одну тему с учетом противоположных точек зрения и устроить дискуссию (например, по вопросу о роли заимствований в русском языке). После выступления докладчик и содокладчик (если он имеется) должны ответить на вопросы слушателей. На вопросы можно отвечать сразу, по мере поступления. Но для того чтобы ответы получились четкими и продуманными, лучше сначала записать вопросы в том порядке, в котором их задают, а затем, немного подумав, ответить сразу на все. Возможно, кому-то придется вести студенческую конференцию. Это очень не просто. Ведущий - организатор обсуждения - должен уметь представить план мероприятия, владеть языковыми средствами, используемыми для начала обсуждения, перехода к обсуждению следующей проблемы. Он должен уметь выяснить точку зрения на обсуждаемую проблему всех участников, стимулировать их к выражению своей позиции, уметь организовывать речевое дискуссионное общение (при этом цель ведущего – создать и поддерживать доброжелательную, конструктивную атмосферу, помочь спорящим избежать конфронтации, противостояния в их поисках истины; помочь прийти к согласию; найти компромиссное решение). Очень важно также правильно подвести итоги обсуждения. Подготовиться к этому могут помочь следующие речевые стандарты: Представление программы: - Дорогие друзья! Позвольте мне открыть … - Сегодня нам предстоит обсудить весьма актуальную и серьезную проблему, имеющую как теоретическое, так и практическое значение. - Позвольте мне наметить основные аспекты нашего сегодняшнего обсуждения … - В начале обсуждения (конференции) стоит сказать … (о чем) … - Тема достаточно традиционная, однако сегодня она вновь актуальна (вызывает постоянный интерес). - Если не возражаете, начну я.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (677)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |