Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Переход к капиталистическому хозяйству в Голландии, Англии и других странах Европы



2016-01-05 1367 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Переход к капиталистическому хозяйству в Голландии, Англии и других странах Европы 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрев совокупность факторов зарождения капитализма, перейдите к анализу этих процессов на примере конкретных государств.

С конца XV в. начался процесс быстрого формирования капиталистических отношений в Голландии – одной из наиболее развитых провинций Нидерландов. Отметьте и прокомментируйте важнейшие причины ее экономического подъема:

1. Географические условия и расположение на пересечении мировых торговых путей.

2. Слабое распространение крепостного права и раннее развитие капитализма.

3. Нидерландская буржуазная революция (1566–1579), которая освободила страну от господства испанской короны и создала условия для дальнейшего развития капитализма.

4. Наличие крупнейшего в Европе флота.

5. Колониальная экспансия Голландии, позволившая ускорить накопление капитала.

Охарактеризуйте основные отрасли голландской экономики: сукноделие, шерстяная промышленность, внешняя торговля, банковская сфера, морские перевозки, судостроение, рыболовство.

Подчеркните, что в первой половине XVIII в. Голландия стала проигрывать экономическое соперничество Англии. Причинами потери лидерства стали:

1. Приоритет торгового капитала над промышленным.

2. Слабая промышленная база, сохранение цеховой системы.

3. Утрата многих колониальных владений в результате войн.

4. Материальные потери из-за агрессивности французского абсолютизма.

Место мирового лидера заняла Англия. Перечислите и разъясните основные предпосылки экономического подъема этой страны:

1. Раннее разложение феодализма, уничтожение крепостного права.

2. Великие географические открытия и перемещение мировых торговых путей из Средиземноморья в Атлантику.

3. Обширные колониальные владения.

4. Работорговля.

5. Рост спроса на шерсть в Европе и подъем суконно-шерстяного производства.

6. Буржуазная революция (1640–1660), утвердившая капиталистические порядки в Англии.

Проанализируйте ход аграрного переворота, расскажите о его социальных последствиях. Следует назвать и подчеркнуть значение изобретений, активно использовавшихся в английском производстве. Обратите внимание на смысл Навигационного акта 1651 г., согласно которому внешнеторговые перевозки могли осуществляться только на английских кораблях или судах той страны, откуда импортировался товар. Выясните, против кого он был направлен, когда дополнялся и какую роль сыграл в развитии внешней торговли.

Далее рассмотрите особенности генезиса капитализма во Франции. Здесь экономическое развитие было замедленным. В сельском хозяйстве господствовало наследственное крестьянское земельное держание – цензива. За держание наделов крестьяне облагались значительными налогами и повинностями. Но массовой экспроприации крестьянства не было. В то же время привилегированное дворянство владело крупными участками земли – доменами. Выясните, участвовало ли французское дворянство в предпринимательской деятельности.

Разберитесь в особенностях мануфактурного производства Франции, которое развивалось, как правило, по инициативе государства, а не буржуазии, субсидировалось за счет налогов. Определите, куда вкладывала капиталы французская буржуазия.

Затем раскройте сущность политики меркантилизма, которая была направлена на увеличение государственных доходов путем достижения положительного торгового баланса. Внедрялся принцип: «дешевле купить, дороже продать». Поощрялось развитие французской промышленности, сокращение ввоза продукции иностранного производства и увеличение вывоза отечественных промышленных изделий.

В конце XVII – начале XVIII в. во Франции наблюдался экономический упадок. Проанализируйте его основные причины:

1. Сокращение численности населения в результате регулярных неурожаев.

2. Непосильное налоговое бремя.

3. Постоянная социальная напряженность в стране.

4. Административно-полицейская политическая система.

5. Экспансионистская внешняя политика.

Поясните, какую роль в ускорении развития капитализма во Франции сыграл крах государственного банка в 1720 г., как изменилась структура народного хозяйства.

Анализируя развитие германских земель, подчеркните, что после некоторого экономического оживления начала XVI в. был отмечен длительный спад. Германия оставалось раздробленной, состояла из множества феодальных государств. Великие географические открытия неблагоприятно сказались на экономическом развитии Германии – немецкая торговля пришла в упадок. В западной и южной Германии сохранялись пережитки крепостничества, в восточной части оно превратилось в господствующий способ производства. Разъясните значение термина «второе издание крепостничества». Вспомните, владельцев каких хозяйств называли юнкерами.

Оцените экономические потери германских земель в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648). Объясните, почему политика меркантилизма оказалась для Германии неэффективной.

Разберитесь в причинах медленного развития капиталистических форм в промышленности Германии (господство крепостничества и отсутствие достаточного числа наемных рабочих, консервация цеховой системы, конкуренция со стороны Англии, Голландии и Франции, медленное формирование буржуазии, недостаток средств у зажиточных горожан).

Подводя итог изучению материала, назовите общие и особенные черты перехода к капитализму в европейских странах.

 



2016-01-05 1367 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Переход к капиталистическому хозяйству в Голландии, Англии и других странах Европы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Переход к капиталистическому хозяйству в Голландии, Англии и других странах Европы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)