Рекомендуемые источники и исследования
Рекомендуемые источники и учебная литература к" всем разделам........................................................... ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ История политических и правовых учений (история учений о праве и государстве) — самостоятельная юридическая наука и важная составляющая полноценного юридического образования. Специфика данной науки заключается в том, что она изучает не само право и государство (политическую форму общества), а историю возникновения и развития теоретических знаний о праве и государстве. В этом смысле история политических и правовых учений является знанием о становлении знания и оказывается неразрывно связанной с философией, теорией, социологией права, представляя ихв исторической ретроспективе. История политических и правовых учений предстает как наука реконструирующая, интерпретирующая и актуализирующаяисторический опыт объяснения права и государства. В этом смысле история философии права, как называли эту научную дисциплину в дореволюционном российском правоведении, может быть рассмотрена как пространство научного диалога современных ученых, который опосредуется текстами мыслителей предшествующих эпох. Проявлением диалогичности истории политических и правовых учений как части современного социально-гуманитарного знания является постоянная актуализация различных аспектов наследия мыслителей прошлого, которые представляются важными для участников современного научного диалога. Историческое знание, в том числе история политической и правовой мысли, находится в постоянном становлении и развитии. Как отмечается в связи с этим в научной литературе, «...истории, написанной с "вневременной" или "надвре-менной" позиции, не существует, и с изменением настоящего изменится и определяемая им перспектива видения прошлого, так что потребуется новая, отвечающая новому настоящему трактовка истории», что и обусловливает «постоянное переписывание истории».' В данном учебном издании рассматриваются дветрадиции политической и правовой мысли — Запада и России, при этом русская философско-правовая мысль представлена в качестве равноправного участника диалога с мыслью западной. Этим объясняется то, что в учебнике освещаются политические и правовые идеи ' Ивин А. А. Аксиология. М., 2006. С. 273. Предисловие тех мыслителей, в творчестве которых нашли выражение наиболее характерные особенности соответствующих традиций политико-правового мышления: западной —рационалистической, связанной с наследием античной культуры, и русской — стремящейся к цельности «умозрения», в своих истоках связанной с восточно-христианской философией. В учебнике уделено также значительное внимание правовой мысли XX в., которая как на Западе, так и в России (до 1917г.) и «Русском Зарубежье», характеризуется стремлением преодолеть односторонность классических подходов к праву и рассмотреть право как многоаспектное, интегральное явление. Политико-правовые идеи мыслителей представлены в учебнике в виде развернутых очерков, как правило, структурированных по параграфам, название которых акцентирует внимание на ключевых проблемах, получивших обсуждение в творчестве того или иного философа или правоведа. Каждый раздел сопровождается списком основных источников и литературы, обратившись к которым читатель может углубить свои знания по заинтересовавшей его теме. Авторы выражают надежду, что данное учебное издание поможет студенту ориентироваться в основных традициях обсуждения «вечных» проблем теории и философии права и государства. ЧАСТЬ I ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ЗАПАДА Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ ВВЕДЕНИЕ Греческое слово «полис» и аналогичное ему латинское «сивитас» часто переводят как «государство» или, стараясь подчеркнуть специфику такого рода социальной организации, как «город-государство». Это не совсем точно и может ввести нас в заблуждение. Античное понятие «полис» имеет совершенно иной смысл, нежели мы сегодня привносим в понятие государства. Полис не являлся особым институтом управления, но был способом жизнедеятельности античного общества, формой его организации.Полис в понимании древних представлял собой самоуправляющуюся общину свободных и равных людей —гражданскую общину. Полисная организация окончательно сложилась в Греции к VI в. до н. э. после реформ Солона и Клисфена и послужила той средой, в которой зародилась политико-правовая мысль Древней Греции. Полисы принципиально отличались от государств Востока. Для последних была характерна деспотическая власть и ее патерналист-ское обоснование: деспот уподоблялся отцу, а подданные — детям. Полис же составляли не подданные, а граждане. А граждане, как потом сказал Аристотель, — это те, кто участвует в суде и народном собрании, т. е. те, кто наделен политическими правами и обязанностями и участвует наравне с другими в управлении полисом. Таким Введение образом, верховная власть принадлежала не отдельному лицу, а коллективу граждан. Как следствие этого, в Древней Греции сложилась особая политическая и правовая культура. Основные ее моменты сводятся к следующему. Общие вопросы решаются совместно, поэтому характер древнегреческого мышлениядиалогичен. Чрезвычайно важную роль играет риторика, при этом подчас политическое и ораторское искусство отождествляются. Площадь (агора) и спор (агон) — соответственно место и способ принятия решений. Сами же общие решения принимаются в формезакона (номос), который в свою очередь должен соответствоватьсправедливости (дикё). Полис — это высшая форма общения между людьми, а значит, соответствующим образом упорядоченная; полис и номос неразделимы ни в сознании, ни в практической жизни.Дике предполагает равновесие, гармонию полисной жизни, цель номоса та же. Реализуясь,номос приводит к благозаконию (эвномии), т. е. справедливому законосообразному порядку, который по сути своей тождественен самому полису. Номос утверждает правовое равенство между гражданами (изономию). Отсутствие закона (аномия) ведет к гибели полиса. Закон — это творение коллектива граждан ради общего блага. В связи с этим мораль и право не противопоставляются, как на Востоке, а напротив, исполнение закона рассматривается как моральный долг. Все сказанное характеризует сложившееся к VI в. до н. э. обыденное сознание греков, из которого произошла греческая философия морали, философия человека как полисного существа. Разумеется, это произошло не в одночасье. Рождение греческой философии обычно связывают с именами Фалеса из ионийского города Милета и его учеников Анаксимандра и Анаксимена (VII-VI вв. до н. э.). А само слово философия впервые употребил Пифагор в VI в. до н. э. Главным предметом размышлений первых греческих философов былаприрода (фюсис), а потому их называютнатурфилософами. Общим для них являлось убеждение в том, что чувственный мир обманчив, а чувственный опыт недостаточен для познания. Поэтому найти первоосновы, познать всеобщий закон бытия можно только с помощью разума. Таким образом, в основе греческой философии лежит не миф и не религиозная вера, норазум, познающий и объясняющий мир. Но все же переворот в греческой философии — переход от философии природы кфилософии человека — свершился только в V в. до н. э. благодарясофистам. ГЛАВА 1. СОФИСТЫ Софистика как философское течение V в. до н. э. объединяло преподавателей разнообразных знаний (мудрости). Они учили математике, физике, астрономии, как бы сегодня сказали, наукам естественным и точным и, конечно, наукам гуманитарным — этике, грамматике, политике, поэтике; риторика была особо популярным предметом. V в. до н. э. — периодрасцвета греческой демократии. В первую очередь это, разумеется, касается Афин времен Перикла. Афиняне упивались своей свободой, понимаемой чаще всего как возможность участвовать в управлении полисом и критиковать всех и вся. Спрос на соответствующие знания был огромен. Практика демократических полисов породила объективную потребность в учителях такого рода. Педагогическая деятельность стала профессией, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, преподавание, дающее заработок, стоит на первом месте, наука — на втором. Из этого следует, что знания не могут быть уделом единиц (мудрецов), как думал, например, Гераклит. Научиться и знать может любой человек. Софисты — интеллектуальные демократы. Знания они отождествляют с добродетелью {арете) и постоянно задаются вопросом: можно ли научить добродетели? Чтобы понять их ответ, необходимо вновь, как и в случае с термином «полис», отметить, что перевод «арете» как добродетели не совсем точен. «Арете» (это подчеркивают многие знатоки античной философии) для грека означало наличие неких способностей и умений, пригодных для той или иной деятельности, т. е. она имела практическое значение. Поэтому добродетели можно и нужно учить. История сохранила имена наиболее знаменитых софистов: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт — этостаршие софисты; Фрасимах, Калликл, Пол — младшие. Деление их на старших и младших традиционно и условно. Старших, как правило, относят к демократам, а младших — к противникам демократии. Точно восстановить взгляды софистов непросто, поскольку сохранились лишь отдельные фрагменты их работ, в основном известные из трудов Платона, Ксенофонта, Аристотеля, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. Первое место здесь занимают, конечно, диалоги Платона. Однако следует помнить, что Платон относился к софистам с предубеждением, и, наверное, не всегда был справедлив.
Но именно он — Платон — и свидетельствует о том, что влияние софистов было велико. Ведь спору с ними он посвятил немалую часть своих диалогов. К ним мы в основном и будем обращаться.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |