Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Естественное и позитивное право



2016-01-05 542 Обсуждений (0)
Естественное и позитивное право 0.00 из 5.00 0 оценок




Часто можно встретить утверждение, что именно софисты первы­ми противопоставилифюсис и номос как соответственно правоестест­венное и позитивное (в данном случае позитивное как установленное людьми). В действительности дело обстоит не так однозначно. Сам


Раздел! ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ

Протагор такого противопоставления не делал. Более того, понятие справедливости он связывал не с естественным правом (фюсис), а с установленными людьми законами. Как человек является мерой всех вещей, так и полис является критерием, мерой справедливости. Вот что говорит Сократ от имени Протагора: «.. .Мудрые и хорошие ора­торы делают так, чтобы не дурное, а достойное представлялось граж­данам справедливым, ведь что каждому городу представляется спра­ведливым и прекрасным, то для него и есть таково, пока он так считает» (Платон. Теэтет. 167с). Это означает, что люди сами уста­навливают для себя те порядки, которые считают справедливыми. Для граждан демократических полисов это не требовало особых доказательств. Поэтому справедливость заключается в подчинении существующим законам и в наказании тех, кто их преступает (Платон. Протагор. 326d-e). Иного Протагор и не мог утверждать. Он, как сказали бы сегодня, был «государственником».

Но все же идея различения естественного права и позитивного, т. е. права искусственного, созданного людьми, содержит в себе воз­можность противопоставления. В признании существования естест­венного права, не зависящего от воли людей, объективно заложен критический заряд: естественное право может выступать в качестве критерия права волеустановленного.

Таким образом, софисты, проводя различие между правом и законом, чаще подчеркивали роль человеческого, а не природного закона в осуществлении справедливости. Особенно это заметно, когда речь заходит о соотношении морали и политики.

Вызывающе циничными выглядят в платоновских диалогах софисты Калликл и Фрасимах, которые проповедуютимморализм в политике. Калликл говорит Сократу: «Большею частью они про­тиворечат друг другу, природа и обычай, и поэтому тот, кто стыдится и не решается говорить, что думает, неизбежно впадает в противо­речие. Ты это приметил и используешь, коварно играя словами: если с тобой говорят, имея в виду обычай, ты ставишь вопросы в согла­сии с природой, если собеседник рассуждает в согласии с природой, ты спрашиваешь, исходя из обычая... По природе все, что хуже, то и постыднее, безобразнее, например терпеть несправедливость, но по установившемуся обычаю безобразнее поступать несправедливо (до этого Сократ доказывал, что лучше терпеть несправедливость, чем творить ее. — И. К). ...Но, по-моему, законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды


Глава 1

СОФИСТЫ


 


устанавливают они законы, расточая и похвалы, и порицания. Ста­раясь запугать более сильных, тех, кто способен над ними возвы­ситься, страшась этого возвышения, они утверждают, что быть выше других постыдно и несправедливо, что в этом как раз и состоит не­справедливость — в стремлении подняться выше прочих. Сами же они по своей ничтожности охотно, я думаю, довольствовались бы долею, равною для всех.

Вот почему обычай объявляет несправедливым и постыдным стремление подняться над толпою, и это зовется у людей несправед­ливостью» (Платон. Горгий. 482е-483).

Собственно говоря, Калликл в споре с Сократом всего лишь описал современную им афинскую демократию. Законы принима­ются большинством голосов, во главу угла ставится принцип равен­ства граждан, а сами граждане с подозрением относятся к людям выдающимся, которые самим фактом своего существования нару­шают принцип равенства. Недаром даже вожди демократии, Перикл и Демосфен, подвергались остракизму и изгонялись из Афин. Оценка такой демократии у Калликла отрицательная. Править должны наи­лучшие, а наилучшие — это сильнейшие.

Сходные мысли высказывает и Фрасимах, участник диалога «Государство». «Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно сильнейшему», — говорит он (Платон. Государство. 338с). Правиль­ность данного положения не зависит от конкретной формы государ­ственного устройства. «Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия — демократические законы, тирания — тиранические, так же как и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных — это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости. Так вот и я говорю, почтеннейший Со­крат: во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. А ведь она — сила, вот и выходит, если кто правильно рассуждает, что справедливость — везде одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего» (Платон. Го­сударство. 338-339).

С точки зрения дальнейшего развития правовой мысли можно сказать, что Калликл, Фрасимах и их предшественник Протагор рас­суждают о справедливости формально-юридически: справедливость определяется действующими законами. Она отнюдь не нарушается тем, что люди, устанавливающие законы, следуют своей собственной


Раздел I



2016-01-05 542 Обсуждений (0)
Естественное и позитивное право 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Естественное и позитивное право

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)