Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критика существующих форм государства и закономерности их кругооборота



2016-01-05 503 Обсуждений (0)
Критика существующих форм государства и закономерности их кругооборота 0.00 из 5.00 0 оценок




Платон полагал, что ни одно из существующих государств «не­достойно натуры философа» (Государство. 497Ь). Все они в большей или меньшей степени порочны. Он выделил четыре вида порочного государственного устройства. Тимократия — государственное уст­ройство, наиболее близкое к совершенному; затем, по мере извра­щения и отдаления от идеала, следуют олигархия, демократия и ти­рания. Каждому виду государственного устройства соответствует свой склад человеческой души. Пожалуй, Платон — первый ученый, который всерьез стал заниматься изучением политических нравов и доказал прямую связь между ними и формами государства.

Тимократия (власть честолюбцев) — строй, занимающий про­межуточное положение между аристократией и олигархией. «Там, — пишет Платон, — побоятся ставить мудрых людей на государствен­ные должности, потому что там уже нет простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться в сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще — скорее рожденных для войны, чем для мира; там будут в чести воен­ные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать» (Государство. 547е-548). Властвующие будут стремиться к богатству и удовольствиям. Однако это стремление еще будет считаться по­стыдным. Поэтому «удовольствиям они предаются втайне, убегая от закона, как дети от строгого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение ...» (Государство. 548Ь).


Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ

Тимократический человек — грубый воин. Он охотно слу­шает образованных людей, но сам образованием не отличается. Воен­ное искусство и военные подвиги он ценит выше всего, любит зани­маться охотой и гимнастикой. При этом он чрезвычайно властолюбив и честолюбив.

Постепенно стремление к богатству перестает считаться по­стыдным, в кладовых у частных лиц появляется все больше золота. Это и губит тимократию. На смену ей приходитолигархия. «Это строй, основанный на имущественном цензе; у власти там стоят бо­гатые, а бедняки не участвуют в правлении» (Государство. 550d). Стяжательство и нажива получают там одобрение. Богачи становятся самыми уважаемыми людьми. Только они допускаются к государ­ственным должностям. В этом состоит главный порок олигархии. Потому дорвавшиеся до власти не являются правителями в букваль­ном смысле этого слова. Они растратчики готового.Человек оли­гархический путает честь с богатством. Это человек стяжающий. Богатыми, как известно, все быть не могут: противостояние бедных и богатых — сущностная черта олигархии. Количество бедняков в олигархии стремительно увеличивается, что и предрешает судьбу олигархии. Бедняки одерживают победу. Часть богачей уничтожают, часть изгоняют, кого-то оставляют, уравнивая в правах. Имуществен­ный ценз отменяется, должности замещаются по жребию. Устанав­ливается демократия.

Демократия славна свободой. Однако, по мнению Платона, свобода в демократическом государстве тождественна своеволию и распущенности.Демократический человек — человек распущен­ный. Каждый имеет возможность делать то, что он хочет. Такая жизнь может показаться привлекательной. Этот строй, пишет Платон, не имеет должного управления, но он приятен и разнообразен. «При нем существует своеобразное равенство — уравнивающее равных и неравных» (Государство. 558Ь). Там каждый считает себя свобод­ным и равным с другими и живет так, как ему заблагорассудится. Многие позавидовали бы такой жизни. Но демократия порождает тиранию — самую скверную форму государственного устройства. Ненасытное стремление к богатству погубило олигархию, а стрем­ление к свободе — демократию. «Ведь чрезмерная свобода, по-ви­димому, и для отдельного человека, и для государства, оборачивает­ся не чем иным, как чрезвычайным рабством... Так вот, — заключает Платон устами Сократа, — тирания возникает, конечно, не из какого


Глава 3

ПЛАТОН

 


 


иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство» (Государство. 564).

Вот как это происходит. В демократическом государстве суще­ствует три разряда людей: трутни, богачи и народ. Трутни появля­ются еще при олигархии, но там они не в почете, при демократии же они занимают самые видные места, а богачей используют как свои соты. Народ — это те, кто трудится своими руками и не имеет бо­гатств. Таких большинство. Они влиятельны, когда соберутся вместе, но редко и неохотно делают это, хотя их ненависть к богачам столь же сильна, как и при олигархии. Этим и пользуется будущий тиран, трутень, который жалит богатых, выдавая себя за защитника наро­да. В благодарность народ восхваляет и возвеличивает его.Тиранпоявляется как ставленник народа. Тираном может стать не любой, а лишь в высшей степени подлец. «Подобного рода люди таковы и в частной жизни, еще прежде, чем станут у власти. С кем бы они ни вступали в общение, они требуют лести и полной готовности к услу­гам, а когда сами в чем-нибудь нуждаются, тогда так и льнут к чело­веку, без стеснения делая вид, будто с ним близки, но, чуть добьются своего, они опять с ним чужие... Значит, за всю свою жизнь они ни разу ни с кем не бывали друзьями; они вечно либо господствуют, либо находятся в рабстве: тираническая натура никогда не отведала ни свободы, ни подлинной дружбы» (Государство. 576).

Когда такой человек захватывает власть, ничего хорошего от него ждать не приходится. Поначалу он притворяется милостивым и кротким, делает различные благодеяния. Но все это ради сохране­ния власти. Ради нее он будет также постоянно затевать войны, что­бы народ испытывал нужду в предводителе, уничтожит тех, кто по­мог ему прийти к власти, и всех более или менее влиятельных лиц, смеющих высказывать свое неудовольствие происходящим. Нако­нец, он окажется один, вместе с толпой негодяев. Находясь в посто­янном страхе, он заведет многочисленную охрану, состоящую из рабов, которых он отнял у хозяев и дал им свободу. «Эти его спод­вижники будут им восхищаться, его общество составят эти новые граждане, тогда как люди порядочные будут ненавидеть и избегать его» (Государство. 568). Такова тирания.


Раздел! ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ



2016-01-05 503 Обсуждений (0)
Критика существующих форм государства и закономерности их кругооборота 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критика существующих форм государства и закономерности их кругооборота

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)