Происхождение социального неравенства и государства
XVIII век — век Просвещения, расцвета наук и искусств и всеобщего преклонения перед ними. Почему же, по мнению Руссо, возрождение наук и искусств способствовало не очищению нравов, как Думали многие, а напротив — их порче? Дело в том, что цивилизация извращает естественную простоту человека, пусть грубую, но зато искреннюю и честную, а науки и искусства оказываются лишь ширмой, за которой скрываются многочисленные пороки, порождаемые цивилизацией. «...Если бы житель каких-нибудь отдаленных стран попытался создать себе представление о европейских нравах, исходя из состояния наук в наших странах, из совершенства наших искусств, из благопристойности наших театральных представлений, 3 мягкости наших манер, из приветливости наших речей и из того, ак -чюди всякого возраста от утренней зари до заката солнца, казать бы, только и делают, что наперебой стараются перещеголять Раздел II/ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ друг друга в услужливости, — то у этого чужеземца сложилось бы о наших нравах представление как раз обратное тому, что они собой представляют в действительности».7 Сказанное характерно не только для Европы. Это происходит везде, где появляется цивилизованный человек — лицемерный и лживый, будьто Греция, Рим, Египет или Китай. Науки и искусства, с одной стороны, скрывают пороки, а с другой — ими же и порождаются. Так, «астрономия родилась из суеверий; красноречие — из честолюбия, ненависти, лести и лжи; геометрия — из скупости; физика — из праздного любопытства, — все они, даже сама мораль вмести с ними, — из человеческой гордыни» (с. 19). Они питают стремление к роскоши, праздности, вызывают потерю времени и т. д. В конечном счете Руссо смягчает свою позицию и заявляет, что право заниматься науками и искусствами следует предоставить немногим. Он очень высоко оценивает роль этих немногих в жизни обществ и разделяет идею о необходимости соединения власти и знания: «...пусть первоклассные ученые получат при дворе почетный кров; пусть они получат там единственную достойную их награду: возможность содействовать своим влиянием счастью народов, которые они научат мудрости; лишь тогда увидят люди, на что способны добродетель, наука и власть, возбуждаемые духом благородного соревнования и действующие в согласии на благо человеческому роду. Но до тех пор, пока с одной стороны будет только власть, а с другой — только знание и мудрость, ученые редко будут думать о великих вещах, государи будут совершать хорошие поступки еще реже, а народы будут все так же порочны, испорчены и несчастны» (с. 29). Таким образом, Руссо вовсе не отрицает пользу просвещения как такового. Для того чтобы определитьисточник происхомодения неравенства между людьми, Руссо предлагает исходить из гипотезыестественного состояния и соответственноестественного человека. Он полагает, что следует «выделить то, что врождено и что искусственно в теперешней природе человека, и вполне познать состояние, которое более не существует, которое быть может никогда не существовало, которое, вероятно, не будет никогда существовать и о котором нужно все же иметь правильное представление, чтобы как следует судить о нынешнем состоянии» (с. 41). Вся первая часть «Рассуждения
ЖАНЖАК РУССО происхождении и основаниях неравенства между людьми» и посвящена описанию естественного состояния человека таким, каким руссо его себе представлял. На первой стадии человек еще животное. «Я вижу, — пишет д .— утоляет оно свой голод под каким-нибудь дубом и жажду — из первого встретившегося ему ручья; как находит оно ложе свое под тем же деревом, что доставило ему пищу, — и вот уже удовлетворены все его потребности» (с. 47-48). В общем, это сильный и храбрый дикарь, не знающий болезней, с хорошо развитым зрением, слухом и обонянием; он еще зверь, поэтому ему не ведомы ни пороки, ни добродетели, он существо асоциальное, так как ни в чем и ни в ком не нуждается, все, что ему необходимо, — это «пища, самка и отдых», и все, чего он боится, — это «боль и голод» (с. 53). Но это животное — дикарь отличалось от всех прочих животных тем, что имело способность к самосовершенствованию и, совершенствуясь, оно становилось человеком и постепенно приобретало все свойственные человеку пороки. Тому, как это произошло, посвящена вторая часть «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Начинает ее Руссо сюжетом, ставшим впоследствии чрезвычайно знаменитым: «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: "Это мое!" и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: "Остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли — для всех, сама она — ничья!"» (с. 72). Таким образом, поворотным пунктом в истории человечества стало появлениечастной собственности. И, конечно, это cлyчилocь не в результате случайного обмана, как может показаться. Руссо полагает, что ко времени описанной им истории уже сложились объективные условия для появления частной собственности. Человеческий род множился, жизнь становилась все более сложной, человек постепенно начинает осознавать, в чем именно состоит его "лагополучие, и стремиться к нему. Когда же для удовлетворения "нтересов человека требовалась помощь других, то он старался по-•"учить ее, т. е. становилсяСоциальным существом. А раз так, то он стал способен отличать те редкие случаи, когда общие интересы зволяли ему рассчитывать на содействие ему подобных, и те случаи, Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ еще более редкие, когда соперничество заставляло его их остерегаться» (с. 74). Появляются и понятия о взаимных обязательствах и общий язык, меняется образ жизни — он становится оседлым, образуются семьи и семейные жилища, распределяются обязанности между мужчинами и женщинами и т. д. Люди сближаются между собой. Они «соединяются в разные стада и, наконец, образуют в каждой стране отдельный народ, объединенный нравами и обычаями не какими-нибудь уставами и законами, а одинаковым образом жизни, одинаковым питанием и общим влиянием климата» (с. 76). Общение делается все более и более тесным, люди присматриваются друг к другу, появляется любовь, а с ней и ревность, и «нежнейшей из страстей приносится в жертву человеческая кровь» (с. 77). Особое значение приобретает уважение со стороны других: «Тот, кто лучше всех пел или плясал, самый сильный, самый красивый, самый ловкий, самый красноречивый, становился наиболее уважаемым, — это и было первым шагом к неравенству и к пороку. Из этих первых предпочтений родились, с одной стороны, тщеславие и презрение, а с другой — стыд и зависть; и брожение, вызванное этою новой закваскою, дало в конце концов соединения, гибельные для счастья и невинности». Появляются понятия зла, обиды. «А так как каждый платил за презрение, ему оказанное, сообразно тому, насколько значительным он считал себя, то месть стала ужасною, а люди — кровожадными и жестокими» (с. 77). Руссо подчеркивает, что человек жесток не от природы, как думал Гоббс, а становится таким по мере отдаления от естественного состояния. Вместе с тем он полагает, что именно этот период, «лежащий как раз посредине между безразличием первоначального состояния и бурной деятельностью нашего, должен был быть эпохой самой счастливою и самой продолжительною», что «это состояние является настоящей юностью мира, и все его дальнейшее развитие представляет собою, по видимости, шаги к совершенствованию индивида, а на деле — к одряхлению рода» (с. 78). Начинается процессразделения труда, появляются ремесла («искусство добывания и обработки металлов») и земледелие. Неизбежным следствием последнего стал раздел земли и соответственно установление частной собственности на нее. Следствием же частной собственности на землю оказывается потребность в «уставах правосудия». Естественное неравенство людей усугубляется и делается более ощутимым. Наконец, появляются бедные и богатые, и вражда д7 _____ЖАНЖ.АК РУССО межДУ людьми достигает апогея. Вот тогда-то и начинается война между людьми. «Нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных; он только позорил себя, употребив во зло способности, делающие ему честь, и сам привел себя на край гибели» (с. 82). Разумеется, что убытки от войны терпели прежде всего богатые. И в голове одного из них родился коварный замысел — создать государство якобы для защиты всех и ради общей пользы. «Давайте объединимся, — сказал он им (Руссо воспроизводит речь хитрого богача. — И. К.), — чтобы оградить от угнетения слабых, сдержать честолюбивых и обеспечить каждому обладание тем, что ему принадлежит: давайте установим судебные уставы и мировые суды, с которыми все обязаны будут согласовываться, которые будут нелицеприятны и будут в некотором роде исправлять превратности судьбы, подчиняя в равной степени могущественного и слабого взаимным обязательствам. Словом, вместо того, чтобы обращать наши силы против себя самих, давайте соединим их в одну высшую власть, которая будет править нами, согласно мудрым законам, власть, которая будет оказывать покровительство и защиту всем членам ассоциации, отражать натиск общих врагов и поддерживать среди нас вечное согласие» (с. 83-84). Здесь Руссо достаточно точно изложилдоговор об образовании государства, разработанный в руслелиберальной традиции. Однако расценивает он договор не более как обман, как заговор богачей. На самом деле созданное таким образом государство никогда не защищало слабых, не сдерживало честолюбивых и уж, конечно, никогда не обеспечивало равенства перед законом и судом. Созданные законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда Установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую Узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету» (с. 84). Образование государства завершилось установлением магистратур, т. е. публичная власть была вручена отдельным лицам. Они Д°лжны были бы быть лишь служителями закона и стремиться общей пользе. На деле же все происходило наоборот: честолюбие Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕН^ магистратов неизбежно приводило к злоупотреблениям. Вскоре власть сделалась наследственной. «И таким образом, правители, став наследственными, привыкли рассматривать свою магистратуру как семейное имущество, а самих себя — как собственников Государства, которого они первоначально были лишь должностными лицами-называть сограждан своих своими рабами, причислять их, как скот к вещам, им принадлежащим, и называть самих себя богоравными и царями царей» (с. 92). Процесс происхождения неравенства состоит, таким образом из нескольких этапов все большего и большего закабаления людей. «Если мы проследим поступательное развитие неравенства во время этих разнообразных переворотов, — пишет Руссо, — то обнаружим, что установление Закона и права собственности было здесь первою ступенью, установление магистратуры — второю, третьего же и последнею было превращение власти, основанной на законах, во власть неограниченную» (с. 92). При этом существует еще четвертый вид неравенства — неравенство между частными лицами, т. е. между бедными и богатыми. И именно этот вид неравенства по сути дела является определяющим, и, более того, все эти виды неравенства «сводятся в конце концов к богатству, ибо оно самым непосредственным образом определяет благосостояние, его легче всего передавать и поэтому с его помощью можно легко купить все остальное» (с. 93-94). Так был достигнут последний предел неравенства. Здесь отдельные лица вновь становятся равными, «ибо они суть ничто...» (с. 95). Круг замкнулся. Человечество прошло путьот естественного равенства к равенству в рабстве, свойственному деспотическому государству. Однако Руссо отнюдь не анархист, не в государстве как таковом, и даже не в собственности как таковой, а в предрассудках и пороках, порождаемых неправильной организацией государства и неправильным распределением собственности, видит он вселенское зло. Он не призывает вернуться в первобытное состояние, как это показалось некоторым, в частности Вольтеру. Нет, Руссо подчеркивает необходимость и полезность государственной организации общества. И эта необходимость понималась людьми, поэтому-то обман и удался. Государство необходимо. Но какое? Посвящая «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» гражданам Женевской республики, Руссо описывает то государство, в котором хотел бы жить: «Я желал бы родиться в стране, где у суверена Гм»а7^.___ЖАНЖАК РУССО у народа могли бы быть только одни и те же интересы... Я хотел бы жить и умереть свободным... Я бы хотел, чтобы никто в Государстве не мог ставить себя выше Закона... Я попытался бы найти страну, где право законодательства принадлежало бы всем гражданам...» (с.32-33). Каким же образом должно быть организовано это государство, какова должна быть его конституция? Этой проблеме Руссо посвящает свой самый знаменитый трактат «Об общественном договоре, или принципы политического права», в котором сформулирована его политическая утопия. Политическая утопия Руссо убежден, что человек по природе своейсвободен и что его несвободное состояние есть некое извращение. «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах», — так звучит первая строка первой главы «Общественного договора» (с. 152). Это положение совершенно ненормальное, не могут люди, находясь в здравом уме, отказаться от своей свободы. По этому поводу он вступает в полемику с Гроцием, полагавшим, что народ может заключить любой договор, в том числе и договор о передаче себя в рабство. «Отказаться от своей свободы — это значит отречься от своего человеческого достоинства, — пишет Руссо, — от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается. Подобный отказ несовместим с природою человека; лишить человека свободы воли — это значит лишить его действия какой-либо нравственности. Наконец, бесполезно и противоречиво такое соглашение, когда, с одной стороны, выговаривается неограниченная власть, а с другой — безграничное повиновение» (с. 156). Разумеется, человека и даже целый народ можно лишить свободы си-яои, но этот факт не может породить обязанности подчиняться. Сила не порождает право. «Но что же это за право, — вопрошает Руссо, — второе исчезает, как только прекращается действие силы?.. Отсюда ьидно, что слово право ничего не прибавляет к силе. Оно здесь просто иичего не значит». Поэтому «сила не творит право», «люди обязаны повиноваться только властям законным» (с. 155). Каково жезаконное основание для повиновения и как, пови-Уясь, оставаться свободным? Вот вопрос вопросов. Надо, полагает Раздел HI ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМРнц Руссо, «найти такую форму ассоциации, которая защищает и отражает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается свободным, как и прежде» (с.160). Итак, проблема свободы переводится Руссо в контекст подчинения, а именно подчинения самому себе: свободен тот, кто руководствуется своей собственной волей. А что касается равенства, то оно означает некое равенство условий, соблюсти которое можно только в том случае, если все заключающие соглашение в равной степени отказываются от всех своих естественных прав. Поэтому суть договора об образовании ассоциации заключается в том, что происходит «полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины; ибо, во-первых, если каждый отдает себя всецело, то создаются условия, равные для всех; а раз условия равны для всех, то никто не заинтересован в том, чтобы делать их обременительными для других». Полнота отчуждения прав — обязательное условие, ибо, если кто-то сохранит какие-либо права, то естественное состояние будет продолжаться. «Наконец, каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя никому в отдельности, и так как нет ни одного члена ассоциации, в отношении которого остальные не приобретали бы тех же прав, которые они уступили ему по отношению к себе, то каждый приобретает эквивалент того, что теряет, и получает больше силы для сохранения того, что имеет» (с. 161). Таким образом, создается некое «условное коллективное Целое», имеющее «свое общее я, свою жизнь и волю». Строго говоря, собственно государство у Руссо представленосувереном — носителем общей воли и правительством — институтом, ее исполняющим. Договор об образовании «коллективного целого» естьдоговор об образовании суверена. Звучит он так: «Каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого» (с. 161). Понятие общей воли — основное во всей политической теории Руссо, оно имеет конституирующее значение. Но какой же смысл вкладывается в него? Общая воля — это не воля всех и даже не воля большинства, что, казалось бы, следует из смысла слов. Для Руссо это скорее некий объективно существующий интерес, который может осознаваться ЖАНЖАКРУССО всеми или большинством в каждом конкретном случае (чаще всего так и бывает), но может и не осознаваться, что, собственно говоря, на содержание общей воли не влияет. Пытаясь объяснить, что же представляет собой общая воля, Руссо проводит различие между обшей волей и волей всех. Последняя есть не более «чем изъявление частных воль». Для того чтобы из суммы противоречивых частных воль вывести значение общей воли, достаточно отбросить крайности. «Но отбросьте, — пишет он, — из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля» (с. 170). Конечно, Руссо не столь наивен, чтобы заменять политику арифметикой. Да и не в арифметике здесь дело, а в том, что индивид выступает у Руссо в двух ипостасях: как член суверена, т. е. как гражданин, представляющий наравне с другими общую волю, и как частное лицо, т. е. носитель частной воли, которая может и не совпадать с общей. Аналогично и народ в целом может выступать в качестве суверена и носителя общей воли и в качестве совокупности частных лиц, никакого отношения к осуществлению власти не имеющей; в данном случае люди являются не гражданами, но подданными, обязанными выполнять решения общей воли. В связи с этим, «поскольку каждый выступает в двояком качестве, решение, принятое всем народом, может иметь обязательную силу в области отношений всех подданных к суверену, но не может по противоположной причине наложить на суверена обязательства по отношению к себе самому... следовательно, если бы суверен предписал себе такой закон, от которого он не смог бы себя освободить, — это противоречило бы самой природе Политического организма» (с. 162). Получается, что суверен свободен от каких-либо обязательств по отношению к поданным, они же, напротив, по отношению к суверену имеют одни лишь обязанности. Причем именно такое положение идет всем на пользу, и даже более того, именно так обеспечивается свобода каждого индивида. Кажется, Руссо впадает в неразрешимое противоречие. Но это "б так. В русле своей логики он совершенно последователен. Ведь и "одданные, и граждане, образующие суверена, — это одни и те же чца, поэтому суверен не может иметь отдельного от них интереса и е может нанести вред кому-либо в отдельности, ибо это означало, чт0 он наносит вред самому себе. «Суверен, — утверждает Руссо, — уже оилу того, что он существует, является всегда тем, чем он должен Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ быть» (с. 163). Он действует всегда прямо, честно, справедливо и к общей пользе. Индивид, подчиняясь его решениям, делается действительно свободным, «ибо поступать лишь под воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты сам себе установил есть свобода» (с. 165). При этом обязанность подчиняться распространяется и на тех, кто остался в меньшинстве. Собственно, Локк, Монтескье и другие либералы думали также однако у Руссо совершенно другая аргументация и принципиально иные выводы. Интересы меньшинства для Руссо всегда ошибочны решения же большинства всегда правильны, вернее, ближе всего к истинному значению общей воли: «Чем ближе мнение к полному единодушию, тем явственнее господствует общая воля» (с. 230). Полное же единодушие необходимо только при заключении договора об образовании ассоциации, в остальных же случаях мнение большинства обязательно для меньшинства. Ведь обязательство подчиняться всем законам, принятым большинством голосов, — одно из условий договора, причем основополагающее. «Гражданин дает согласие на все законы, даже на те, которые принимаются вопреки его желанию, и даже на те, которые карают его, если он осмеливается нарушить какой-либо из них. Непременная воля всех членов Государства — это общая воля; это благодаря ей они, граждане, и свободны. Когда на собрании народа предлагают закон, то членов собрания спрашивают, собственно говоря, не о том, одобряют они это предложение или отвергают, а о том, сообразно оно или нет с общей волей, которая есть их воля. Каждый, подавая свой голос, высказывает свое мнение по этому вопросу, и путем подсчета голосов определяется изъявление общей воли. Если одерживает верх мнение, противное моему, то сие доказывает, что я ошибался и что то, что я считал общею волею, ею не было. Если бы мое частное мнение возобладало, то я сделал бы не то, чего хотел, вот тогда я не был бы свободен» (с. 231). Иначе говоря, оказавшийся в меньшинстве не просто должен по процедурным мотивам подчиниться принятому большинством решению, сохраняя при этом право продолжать отстаивать собственную точку зрения. Он обязан признать свои заблуждения и примкнуть к большинству, причем ради собственной пользы и свободы. Ибо, строго говоря, речь идет не о большинстве и меньшинстве, а об общей и частной воле, и только подчинившись первой, человек делается свободным. ЖАНЖАКРУССО Глав Отсюда становится понятной идея Руссо о «принуждении быть гвободным». Упорствующего в своих заблуждениях ради него самого следует заставить отказаться от них и признать правоту общей воли. «Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, — пишет Руссо, — то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, что его силою принудят быть свободным» (с. 164). Но не приведет ли это к ничем не прикрытой тирании? Руссо полагает, что ни в коем случае. Во-первых, общая воля всегда действует справедливо и в интересах всех, даже тех, кто этого не понимает; во-вторых, общая воля имеет объективные границы, определяемые общим интересом, поэтому все, что касается частных интересов, не является объектом общей воли. Однако по этой же причине государство, являясь неким коллективным «я», обладает всей полнотой власти над своими членами. «Подобно тому, как природа наделяет каждого человека неограниченной властью над всеми членами его тела, общественное соглашение дает Политическому организму неограниченную власть над всеми его членами...» (с. 171). В связи с этим складывается нечто похожее на систему взаимных обязательств между сувереном и подданным: «Все то, чем гражданин может служить Государству, он должен сделать тотчас же, как только суверен этого потребует, но суверен со своей стороны не может налагать на подданных узы, бесполезные для общины; он не может даже желать этого, ибо как в силу закона разума, так и в силу закона естественного ничто не совершается без причины». Однако, как видно, со стороны суверена это обязательство имеет не юридическое, а метафизическое значение. Ведь из рассуждений Руссо следует лишь то, что любые узы, накладываемые сувереном на поддан-иых, необходимы и справедливы. Юридическое же значение имеет тот факт, что суверен властвует лишь одним способом — законодательствуя, т. е. он принимает решения общего характера, а не каса-ЮЩиecя кого-либо в частности; «подобно тому как частная воля не Может представлять волю общую, так и общая воля, в свою очередь, изменяет свою природу, если она направлена к частной цели, и не может, как общая, выносить решение ни в отношении какого-нибудь еловека, ни в отношении какого-нибудь факта». Иными словами, Решения суверена могут иметь только всеобщий характер. Таким разом, реализуется принцип равенства, «всякий акт суверенитета, •е- всякий подлинный акт общей воли, налагает обязательства на Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО времени всех граждан или дает преимущества всем в равной мере; так что суверен знает лишь Нацию как целое, и не различает ни одного из тех, кто ее составляет» (с. 172-173). Соответственно дается иопределение закона: «Когда весь народ выносит решение, касающееся всего народа, он рассматривает лишь самого себя, и если тогда образуется отношение, то это — отношение целого предмета, рассматриваемого с одной точки зрения к целому же предмету, рассматриваемому с другой точки зрения, — без какого-либо разделения этого целого. Тогда сущность того, о чем выносится решение, имеет общий характер, так же как и воля, выносящая это решение. Этот именно акт я и называю законом» (с. 177). Итак, по Руссо, люди как граждане творят законы для себя же, но уже в качестве подданных. Они же, образуя народ, являютсяносителем суверенитета, который по сути свой заключается вправе законодательствовать, и это право народ не может передать кому-либо. В связи с этим Руссо является решительным противником представительства. Посколькусуверенитет неотчуждаем, он не может быть представлен. Депутаты, полагает Руссо, могут быть не более чем уполномоченными народа и ничего не могут решать окончательно. «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон. Английский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов Парламента: как только они избраны, он ничто» (с. 222). Кроме того,суверенитет неделим, ибо при его разделении мы имеем уже не одну общую волю, а по меньшей мере две частные, не обладающие правом законодательствовать. Вместе с тем в решениях народа не всегда находит свое выражение общая воля. Во-первых, этому мешает наличие «частных ассоциаций», т. е. общественных организаций, которые отстаивают свой особый интерес (с. 170-171), и соответственно когда частные интересы при голосовании берут верх над общими, тогда вместо того, чтобы своим говорить: «выгодно Государству, он говорит: выгодно такому-то человеку или такой то партии, чтобы прошло то или иное мнение» (с. 229). Сказанное означает, что главное заключается не в способе голосования, хотя и это важно, а в том, соответствует или не соответствует решение объективно существующей общей воле. При этом принципиально важно отличать народ от толпы, которая не способна совершить ничего положительного. «Как может слепая толпа, которая часто не знает, чего она хочет, ибо она редко знает, что ей на ЖАНЖАК РУССО Глава пользу, сама совершить столь великое и столь трудное дело, как создание системы законов? Сам по себе народ всегда хочет блага, но сам он не всегда видит, в чем оно. Общая воля всегда направлена верно и прямо, но решение, которое ею руководит, не всегда бывает просвещенным» (с. 178). Однако Руссо не призывает к просвещению народов и правителей, как это делали многие его современники. Выход он видит в другом. Народ нуждается в поводыре — вЗаконодателе, человеке необыкновенных качеств. Каждый народ нуждается в человеке, способном предложить ему основные законы, конституцию государства, ибо сам народ создать ее не может. Ликург— вот образец Законодателя. Перед тем как дать законы своему народу, он отрекся от власти, и это принципиально важно для Руссо. Роль учредителя республики особая, она не имеет отношения к власти над людьми — это власть высшая: власть над законами. И эти две власти — власть над людьми и власть над законами — не могут находиться в одних и тех же руках. «Ибо если тот, кто повелевает людьми, не должен властвовать над законами, то и тот, кто властвует над законами, также не должен повелевать людьми. Иначе его законы, орудия его страстей, часто лишь увековечивали бы совершенные им несправедливости; он никогда немогбы избежать того, чтобы частные интересы не искажали святости его создания» (с. 180). Положение Законодателя весьма сложное. Он мудрец,он видит и понимает гораздо больше простого народа, которому не дано осознать грандиозность его замысла. Ведь «очень широкие планы и слишком далекие предметы равно ему (народу. — И. К.) недоступны». Насилие же Законодателю использовать не пристало, поэтому единственным средством убедить народ в правильности законов становится обращение к Богу. Точнее, как пишет Руссо, они (отцы наций, основатели Республик, Законодатели) наделяют «своею собственной мудростью богов» (с. 181). В подтверждение своей мысли он ссылается на Макиавелли. Ссылка вполне уместна. И у Макиавелли, и у Руссо религия становится средством политики. Но как бы ни был мудр законодатель, Успех не всегда гарантирован, ибо не все народы способны воспринять даруемые законы. Одни еще не созрели, другие уже развраще- ы- Примером народа, еще не вступившего в пору зрелости, служат Русские. Руссо поэтому отрицательно оценивает петровские рефор- ы. «Русские никогда не станут истинно цивилизованными, так как Раздел III ПСМИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО времени они подверглись цивилизации слишком рано. Петр обладал талантами подражательными, у него не было подлинного гения, того, что творит и создает все из ничего... Он понимал, что его народ был диким, но совершено не понял, что он еще не созрел для уставов гражданского общества. Он хотел сразу просветить и благоустроить свой народ, в то время как его надо было еще приучить к трудностям этого. Он хотел сначала создать немцев, англичан, когда надо было начать с того чтобы создавать русских» (с. 183). Впрочем, и на Европу Руссо смотрит весьма пессимистично. Лишь корсиканцы, по его мнению, — народ, способный воспринять правильные законы. Это народ, находящийся в периоде юности. Он, «будучи уже объединен в каком-либо союзе происхождением, выгодой или соглашением, вообще еще не знал на себе подлинного ярма законов»; у него «нет ни глубоко укоренившихся обычаев, ни глубоко укоренившихся предрассудков... Трудность создания законов определяется не столько тем, что нужно устанавливать, сколько тем, что нужно разрушать» (с. 177, 178). Вообще же, цель законодателя заключается не просто в том, чтобы дать законы, а в том, чтобы создать идеальное, с точки зрения Руссо, общество и государство. Причем здесь явно прослеживаются платоновские сюжеты. «Одним словом, нужно, — пишет Руссо, — чтобы он (Законодатель. — И. К.) отнял у человека его собственные силы и дал ему взамен другие, которые были бы для него чужими и которыми он не мог бы пользоваться без содействия других. Чем больше эти естественные силы иссякают и уничтожаются, а силы, вновь приобретенные, возрастают и укрепляются, тем более прочным и совершенным становится также и первоначальное устройство; так что если каждый гражданин ничего собой не представляет и ничего не может сделать без остальных, а сила, приобретенная целым, равна сумме естественных сил всех индивидуумов или превышает эту сумму, то можно сказать, что законы достигли той самой высокой степени совершенства, какая только им доступна» (с. 179-180). Итак,совершенное государство предполагает максимально возможноеединение граждан при господстве законов, выражающих общую волю. ЖАНЖАК РУССО
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (596)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |