Концепция частного права
Все внешние предметы могут находиться в чьем-либо владении и подразделяются на «мое» и «твое». Поэтому основной категорией частного права является «владение». Кант различаетфактическое и юридическое владение, что позволяет ему разрешить им же сформулированнуюантиномию частного права. Она звучит так: тезис — «возможно иметь нечто внешнее своим, хотя я и не владею им»; антитезис — «невозможно иметь нечто внешнее своим, если я не владею им» (6, 279). По мнению Канта, оба утверждения верны. Верны потому, что каждый предмет существует в феноменальном и ноуменальном мирах. В тезисе речь идет об эмпирическом, чувственном (феноменальном) владении, которое Кант называет держанием, в антитезисе — об умопостигаемом (ноуменальном) владении. Именно оно и является собственно правовым, «чисто правовым владением». Внешних предметовправового владения три: «I) (телесная) вещь вне меня; 2) произвол другого для определения действия (praestatio); 3) состояние другого в отношении ко мне...» (6, 270). Проще говоря, предметами являются вещи, действия и состояния. Соответственно частное право подразделяется на вещное, личное и лично-вещное. Кроме того, по способам приобретения прав — на акты одностороннего, двустороннего и всестороннего произвола (6,285). Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ Вещное право, или право собственности, представляющее собой не отношение человека к вещи, а отношения между людьми, возникает и существует только в обществе и означает обязанность всех воздерживаться от его нарушения. Право собственности в своем развитии прошло три этапа: 1) фактическое первоначальное завладе-ние, т. е. приобретение путем одностороннего акта — это эмпирическое владение, которое «может быть истолковано... лишь как владение в явлении»; 2) предварительное приобретение путем молчаливого признания со стороны других права первоначального зав-ладения, ведь «односторонняя воля не может возложить на других обязательство, которое они иначе не имели бы для себя»; 3) окончательное приобретение происходит в гражданском (государственном) состоянии (6, 289-290). Личное право — это право на действия других людей. Человек, как мы знаем, является целью сам по себе и не может быть собственностью кого-либо. Поэтому личное право ни первоначальным, ни производным (как право вещное) быть не может. Право на действия другого можно получить только в результате договора как свободного волеизъявления сторон.Договор определяется Кантом как «акт объединенного произвола двух лиц, посредством которого вообще свое одного переходит к другому...» (6, 298). Непосредственно путем заключения договора приобретается не внешняя вещь, а право на действия конкретного лица. Это право, пишет Кант, «исключительно личное, т. е. оно относится к определенному физическому лицу, и именно право воздействовать на его причинность (на его произвол) [с тем чтобы он] что-то для меня исполнил...». Сама же вещь приобретается через передачу обещанного по договору, поэтому «право, основанное на договоре, есть лишь личное право, и только через передачу становится вещным» (6, 301-302). Лично-вещное право — это семейное право, или право домашнего быта, как называет его Кант. По этому праву «мужчина приобретает женщину, чета приобретает детей, а семья — прислугу» (6, 304). На первый взгляд, Кант отстаивает принципы старой патриархальной семьи, но это далеко не так. Во-первых, брак является договором, и в этом смысле он порождает личное право. Одновременно браком порождается и вещное право: «...если один из супругов ушел от другого или отдался во владение третьего, другой вправе в любое время и беспрекословно вернуть его, словно вещь, в свое распоряжение». Причем, как следует из текста, этим правом обладают
оба супруга. Во-вторых, «по этим же причинам отношение между вступающими в брак— это отношение равенства владения...» (6, 305-306). Что касается детей, то они отнюдь не рассматриваются как собственность родителей. Да, они «могут быть даже против их собственной воли возвращены из владения любого другого [лица] во владения родителей» (6,310). Собственно говоря, на этом «вещное право» и заканчивается. Кроме того, оно длится только до совершеннолетия, когда дети выходят из-под опеки родителей. Слуги же поступают в распоряжение хозяина дома только по договору, причем каждая сторона может отказаться от обязательств по отношению к другой (6, 312). Итак,частное, илиестественное, право — это правонестатуарное и познается исключительно a priori. Однако окончательная гарантия «твоего» и «моего», т. е., по сути дела, норм естественного права, возможна только в гражданском состоянии и только при наличии публичного права. В естественном состоянии происходит как бы предварительное установление и определение «моего» и «твоего», гражданское же устройство «есть правовое состояние, благодаря которому каждому свое лишь гарантируется, но в сущности не устанавливается и не определяется» (6, 281). Дать такую гарантию может только, как пишет Кант, «коллективно всеобщая (совместная) и обладающая властью воля... Состояние же, когда действует всеобщее внешнее (т. е. публичное) сопровождающееся властью законодательство, — это и есть гражданское состояние. Следовательно, лишь в гражданском состоянии может быть внешнее твое и мое» (6, 280-281). И только в гражданском состоянии Уравнивающая справедливость, действующая в отношениях меж-ду людьми, дополняетсяраспределяющей справедливостью, без которой право не может получить своего завершения. Творит же распределяющую справедливость суд, причем на основании позитивного (публичного) закона. В этом смысле естественное состояние является неправовым, ибо в нем нет распределяющей справедливости. Вместе с тем Кант предполагает единство, вернее взаимодополняемость, частного и публичного права. Состояние публичного "рава, пишет Кант, «содержит столько же и те же самые взаимные обязательства людей, какие могут мыслиться в том состоянии (состоянии частного права); материя частного права одна и та же в обоих случаях. Следовательно, законы состояния публичного права касаются Раздел 1П ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ лишь правовой формы совместного бытия (конституции), в отношении которой эти законы необходимо должны мыслиться как публичные» (6, 338). Переход от естественного состояния и частного права к гражданскому состоянию и публичному праву рассматривается Кантом как закономерный и необходимый.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |