С 2. Предмет юридической науки
Иеринг исходитиз органических представлений о праве. Право, пишет он, как и любой другой организм «может подвергнуться двойному исследованию — анатомическому и физиологическому; первое имеет своим предметом его составные части и их отношения друг к ДРУО^ т- е- его структуру, второе — его функции» (Дух... С. 22). Анатомическое строение, илиструктура, права существует объективно. Главное — правильно ее выразить, иными словами познать и сформулировать право. Процесс познания права идет двумя путями. С одной стороны, право выражается непосредственно народом, с другой — законодателем, «высказывающим и признающим право, уже существующее в форме нравственного или обычного права». Затем в дело вступают юридическая наука и практика (Дух... С. 23). Сначала мы как бы наблюдаем существующие правовые положения, т. е. то, что постоянно совершается, повторяется и воспринимается как должное (Дух... С. 23). Но это лишь внешняя сторона мира права. Здесь мало знания и много чувства. «Вы поняли, — пишет Иеринг, — самую ничтожную часть из того мира права, который вас окружает, большая часть его не попадается вам на глаза и живет только в вашем чувстве; вы состоите в правовых отношениях, их не зная, вы действуете по нормам, которых ни один из вас не высказал; правовые положения, о которых вы имеете понятие, представляют только отдельные отблески света, которые бросает в ваше сознание мир фактического права» (Дух... С. 25-26). Фактически существующее право должно быть сформулировано, т. е. выражено всловесной форме. Но словесная форма несовершенна, поэтому несовпадение фактического и сформулированного права неизбежно. Собственно говоря, это несовпадение и оправдывает существование юридической науки: «Чисто научные формулирования находятся постоянно в текучем состоянии, принимают ежедневно новые формы...» (Дух... С. 27). «Правовые положения» черпаются из конкретных «жизненных отношений», которые чрезвычайно разнообразны, но в то же время находятся во взаимосвязи.Задача науки —раскрыть их, иными словами, открыть объективно существующую систему права, понять ее логику и сформулировать понятия, например, понятия правовых Институтов, составляющих «скелет» права, понятия лиц, вещей, действий, прав и т. д. Наука должна перевести правовые положения в правовые Раздел IV_______________ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВГКч понятия, которыми она и оперирует. Так будет раскрыта логика права которая «есть некоторым образом цвет правовых положений, экст-' ракт из них; в одном верно схваченном понятии заключается, быть может, практическое содержание десяти прежних правовых положений» (Дух... С. 32). Таким образом, с «анатомической» стороны право представляет собойсистему понятий или догматическую логику. Вместе с тем право имеет смысл только тогда, когда оно действует. Поэтому«физиологическое» рассмотрение предполагает изучение функционирования правовой системы. Более того, особенности функционирования являются определяющими для всего организма. Понимание физиологии ведет к истинному пониманию анатомии. Практическая годность права лежит в его функциях. А «функция права состоит вообще только в его осуществлении. Что не реализуется, не есть право и наоборот, то, что отправляет функции, есть право, хотя бы оно и не было признано таковым (обычное право)». Итак, право должно быть осуществимо. Иеринг пишет оматериальной и формальной осуществимости права. В первом случае речь идет о соответствии содержания норм права реальным потребностям времени, во втором — о форме выражения права, которая обеспечивает «легкость и надежность применения абстрактного к конкретным частным случаям» (Дух... С. 42-43). Исследованию действия права, права в жизни, Иеринг и посвятил основные свои работы. Цель и интерес в праве Право действует тогда, когда люди ведут себя в соответствии с его предписаниями. Но что вынуждает их к этому? Наиболее эффективным средством воздействия на поведение человека является не внешняя сила, а внутренняя предрасположенность, когда право не препятствует, а способствует реализации личного интереса, т. е. достижению личной пользы и выгоды. Поэтомуличный эгоизм является побудительным мотивом человеческой деятельности. Но вместе тем, право призвано выражать и охранять не только личные, но и общественные интересы. «Пусть мир заинтересует эгоизм в осуществлении своих целей, и его содействие будет для мира обеспечено», — заявляет он. (Цель... С. 27). Дело в том, что, по мнению Иеринга, эгоизм выражается встремлении к целесообразной деятельности. Здесь важно понять, какова полезная цель и как можно РУДОЛЬФ ИЕРИНГ Гла*Ц ее достигнуть. Эгоизм «мелочный, близорукий имеет перед глазами только отдельную выгоду» и преследует ее за счет общих интересов. Истинный эгоизм предполагает совпадение индивидуального и всеобщего интересов. Примером такого совпадения для Иеринга является римский дух. Римлянин знает, «что его индивидуальное благо обусловлено благом государства, его эгоизм обнимает, следовательно, вместе с первым в то же время и государство. Он знает, что строгое соблюдение и исполнение законов соответствует всеобщему, следовательно, и его собственному интересу» (Дух... С. 278). Из такого духа и выросло римское право «как система дисциплинированного эгоизма». Благодаря идее объективной целесообразности римлянам «удалось перенести право из области души и чувства в область рассчитывающего разума, сделать из права независимый от влияний мимолетного субъективного нравственного взгляда внешний механизм», которым можно управлять, зная его конструкцию (Дух... С. 281). Итак,цель творит право. Как это происходит? Иеринг, развивая идеи, сложившиеся еще в античности, указывает на два закона, на основании которых происходят изменения в мире. В природе действует механический законпричинности. В соответствии с ним предшествующее событие определяет последующее. В социальном мире действует психологический закон причинности, закон человеческой воли. Иеринг называет егоцелевым законом. «Целевой закон гласит, — пишет он, — нет хотения, или, что то же, нет деяния без цели» (Цель... С. 2). Или — «цель является представлением о будущем, которое воля предполагает осуществить» (Цель... С. 6). Цели подразделяются наорганизованные и неорганизованные, индивидуальные и общественные. Неорганизованные цели (это, например, деятельность научного сообщества) не являются специальным предметом исследования, а организованные — союз, артель, товарищество, юридическое лицо, государство, которое «характеризуется обширным применением права» (Цель... С. 34-35),— представляют для юридической науки специальный интерес. Цели индивида — это цели личного, или эгоистического, самоподдержания, которое может быть физическим, экономическим и юридическим. Цели общества выражаются в деятельности государства. Физическое, экономическое и правовое самоподдержаниеин-ДИвида непосредственно взаимосвязаны. Одно из отличий человека от животного заключается в том, что свое физическое самоподдер-ание °н связывает не только с ближайшим моментом, но и с будущим.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |