Право, общество, государство
Будучи бланкетными импульсиями, правовые эмоции не предопределяют сами по себе характера и направления поведения. В зависимости от содержания акционных представлений они могут служить импульсами к самым разнообразным поступкам, как социально полезным, так и социально вредным. Петражицкий же обращает внимание на способность правовой, императивно-атрибутивной психикиобъединять людей, содействовать ихвзаимопониманию и взаимодействию, т. е. выполнять коммуникативную функцию. Это вытекает непосредственно изатрибутивной составляющей права, которая «направлена» на социальную коммуникацию (если использовать современную терминологию). Действительно, атрибутивная сторона права «обращена» к Другому и предполагает его ответность, «ответственность», как ответственность носителя «императива», так как «притязать» в правовом смысле возможно только при наличии принципиальной исполнимости притязания через отношение с Другим. Атрибутивная природа сознания правового долга осознается, по Петражицкому, не как свободное по отношению к другим долженствование, а как такое долженствование, «по которому то, к чему мы обязаны, вместе с тем причитается другому как ему должное». Здесь имеет место «ответность» и «ответственность». Ощущение «должного» связывает одного субъекта с другим. Именно оно придает этому сознанию особую мотивационную силу, создает добавочное давление в пользу соответственного поведения, «отсутствующее в области нравственности, где того, к чему мы обязаны, мы не считаем причитающимся от нас другим» (с. 127). Атрибутивное сознание правового долга, а вместе с тем и права Другого, оказывает, по мысли ученого, более сильное давление на поведение, чем чисто императивное сознание нравственного долга. Социальный прогресс, по мнению Петражицкого, как раз и заключается в том, чтосоциально разумное и желательное поведение становится «эпидемическим», превращается вобщее социальное явление. Раздел X ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX i Огромную роль в этом социальном процессе Петражицкий отводил праву, которое способно укреплять социально желательные привычки и искоренять нежелательные. «Моторное действие императивно-атрибутивной эмоции имеет в этих случаях характер поощряющего и авторитетно санкционирующего побуждения к такому поведению, какое соответствует содержанию нашего права; соответствующее поведение представляется нам санкционированным высшим авторитетом атрибутивной нормы. И чем интенсивнее действие соответствующей эмоции, чем сильнее мистически-авторитетный характер атрибуции, чем "святее" и несомненнее представляется нам наше право, тем сильнее эта мотивация, тем бодрее, увереннее и решительнее наш образ действия» (с. 129). Правовая коммуникация, фактически описываемая Петражицким как единство активной и пассивной правовой мотивации, выступает в его теории необходимым фактором, без которого «социальный строй» вообще не мог бы существовать (с. 130). Атрибутивная сторона правовой психики объясняет, согласно Петражицкому, стремление права кединству, к упорядочиванию его психо-социального бытия. Ведь в массовом несовпадении соответствующих императивно-атрибутивных переживаний кроется «опасное взрывчатое вещество, психический источник разрушения, злобы и мести». Именно с этим связано «социально-культурное приспособление» в области права. Петражицкий признает наличие в правовом развитии любого социума общей тенденции к «единству, к тождеству и совпадению правовых мнений между сторонами» относительно «обязанностей— прав» (с. 148). Ученый называет эту коммуникативную тенденцию правауни-фикационной. Она проявляется в разных видах. 1. Как тенденция развитияединого шаблона норм. —Для единообразного понимания прав и обязанностей и возможности разрешения споров необходима выработка и признание единых общих правил. Наилучшим средством для этого является, по мнению Пет-ражицкого, позитивное право. Оно образуется через гетерономные нормативные факты, образующие общий шаблон норм, определяющих взаимные права и обязанности. Стремление к созданию подобных шаблонов присуще, по мнению ученого, правовой психике как таковой. 2. Как тенденцияточной определенности содержания и объема правовых представлений и понятий. — Петражицкий предъявляет ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА: Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ Глава 3 к тексту нормативных установлений требования ясности, недвусмысленности, конкретности. Только при таком условии можно избежать правовых конфликтов (т. е. разрыва правовой коммуникации, если пользоваться современной терминологией). В качестве примера «резиновой» нормы ученый приводит следующее изложение «закона»: «Служившие долгое время верой и правдой имеют право на получение от тех, которым они служили, единовременного вознаграждения достаточного размера или соответствующей пенсии» (с. 151). Подобного рода «нормы» недопустимы, поскольку не ведут к правовой коммуникации, как можно было бы сказать сегодня. 3. Как стремление права к достижениюконтролируемости и доказуемости релевантных фактов. — Для предупреждения разногласий и конфликтов представителей императивной и атрибутивной сторон в праве (т. е. для непрерывности правовой коммуникации) необходимо избегать таких фактов, наличие которых не поддается объективному контролю. Этим же объясняется огромная роль письменных документов, свидетельских показаний и иных доказательств, помогающих точно установить те или другие релевантные факты, имеющие отношение к определению прав и обязанностей. 4. Как унификация конкретных правоотношений через деятельностьсуда. — Петражицкий был убежден, что описанные им законы-тенденции вподавляющем большинстве случаев ведут к «унификации правовых мнений противостоящих сторон», к «совпадению приписываемых другой стороне обязанностей или прав с тем, что себе приписывает другая сторона, и наоборот» (т. е. к правовой коммуникации). Но такое положение дел не может быть абсолютным. Поэтому в случае возникновения спора необходимо обращение к третьему, незаинтересованному лицу с просьбой решить спор. Выработку такого третьего мнения Петражицкий называет судом (или процессом), а само третье мнение — судебным решением. Суд, в интерпретации Петражицкого, также является необходимым продуктом императивно-атрибутивной психики (с. 147-156). Таким образом, субъективность психических императивно-атрибутивных эмоций не мешает Петражицкомуфактически признавать социальную природу права, выражающуюся через подсознательное приспособление индивидуальных психических переживаний к потребностям общества. Вследствие подобного развития правовой психики возникает «прочная координированная система вызываемого правом социального поведения, прочный и точно определенный
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |