Методологические основы
Психологической теории права Стремясь обосновать современную научную концепцию права, Петражицкий обращается к идеямпсихологии, которая на рубеже XIX-XX вв. переживала подъем. Одно из новейших ее направлений — экспериментальную психологию — молодой Петражицкий изучал в Германии по трудам В. Вундта. Итогом этой работы явилось убеждение в том, что существуют только два вида реальности:физическая и психическая. Право не может трактоваться как явление физическое, материальное. Право — это не чернила, которыми записан текст закона. Но если это признать,
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в
полагал Петражицкий, тогда не остается ничего иного, как признать и следующий вывод, а именно, чтоправо естьявление психическое Для того чтобы научно обосновать данный вывод, ученому потребовалось пересмотреть существующие психологические теории. Ученый опирался в своем исследовании на позитивистскую методологию, основанную на методахвнешнего наблюдения и внутреннего самонаблюдения, а также надедуктивном и индуктивномпознании. В результате своих исследований Петражицкий пришел к выводу о неудовлетворительности господствовавшего в то время деления психических явлений на три элемента:познание, чувства и волю. Ученый увидел в них лишьодносторонние переживания. Так, познавательные переживания (зрительные, вкусовые, слуховые и т. д.) и чувства мыслитель относил к односторонне пассивным элементам, а волю — к односторонне активным. Петражицкий же претендовал на открытие в психике людей ранее неизвестных феноменов: активно-пассивных, илидвусторонних переживаний. Такие переживания представляют собой, с одной стороны, своеобразные претерпевания, а с другой — «внутренние позывы, понукания». Моторные раздражения, вызывающие отталкивание, ученый называлрепуль-сиями, а раздражения, подталкивающие к определенным действиям, — импульсиями, илиаппульсиями. Такими аппульсивными эмоциями Петражицкий считал голод, жажду, половое возбуждение. Репульсии и аппульсии и составляли по учению мыслителя классэмоций.17 Наука о праве также должна быть построена, полагал правовед, на учении о двусторонних импульсиях, илиэмоциях, так как именно такие эмоции играют в жизни человека руководящую роль в приспособлении к условиям жизни, выступая в качествепобудителейк тем или инымдействиям, а все другие (односторонние) элементы играют здесь роль второстепенную. Петражицкий выделял два класса эмоций: специальные эмоции(акционые эмоции), такие как голод, жажда, влекущие специальные акции, т. е. вызываемые эмоциями системы телодвижений и других физиологических и психологических процессов, ибланкетные эмоции, не предопределяющие характера акций. Действия на основе акционных эмоций заранее предопределены. Например, жажда вызывает действия, направленные на ее утоление. Бланкетные (открытые) эмоции не предопределят характер вызываемых действии. 17 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 22. —Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА: Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ
Поэтому действие в данном случае оказывается связанным с сопутствующими данным эмоцияминтеллектуальными представлениями.Например, текст закона содержит такой интеллектуальный элемент (описание нормы), который может, при возникновении соответствующей эмоции, вызватьопределенные действия со стороны субъекта, которому он адресуется. Нетрудно заметить, что Петражицкий в своей теории заменяет понятие ценности понятием эмоции. Поскольку ценности «значат», они не обладают бытием, не существуют как реальность, а следовательно, исключаются мыслителем из научного анализа. Ученый писал: «Существование и действие в нашей психике непосредственных сочетаний акционных представлений и отвергающих или одобряющих соответствующее поведение репульсивных или аппульсивных эмоций проявляется, между прочим, в форме суждений, отвергающих или одобряющих соответствующее поведение, не как средство для известной цели, а само по себе, например, "ложь постыдна", "не следует лгать", "следует говорить правду" и т. п. Суждения, в основе которых лежат такие сочетания акционных представлений и репульсий или аппульсии, мы называем принципиальными практическими (т. е. определяющими поведение) суждениями, или, короче, нормативными суждениями, а их содержания — принципиальными правилами поведения, принципами поведения, илинормами (выделено мною. —А. П.). Соответствующие диспозиции, диспозитивные суждения мы называем принципиальными, практическими, или нормативными убеждениями» (с. 36). Понятие права Избранная методология предопределила и понимание самого права Петражицким. Право, по мысли ученого, это не государственные нормы (как полагали защитники правового этатизма), не фактические правовые отношения (позиция социологической школы), не нравственная идея (в естественно-правовом смысле), аявление индивидуальной психики — особыеэмоции. Эти эмоции обладаютдвусторонним характером: с одной стороны, они авторитетно(императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему какправо то, чего они требуют от нас. Такие эмоции Петражицкий называлимперативно-атрибутивными, Раздел X ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в в отличие отимперативных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения. Таким образом право конституируется Петражицким как внутреннеевзаимоотношение Я с Другим. Это отношение, возникающее через рациональное и эмоциональное восприятие и обусловливающее последующие действия, первично в правогенезе и имеет определяющее значение для конструирования права. Петражицкий пояснял свою исходную идею при помощи следующего примера: «Вообразим себе (воспроизведем) и сравним наше психическое состояние в следующих двух случаях: 1) Иван находится в таком положении, что мы считаем своею (нравственною) обязанностью оказать ему помощь, напр., дать взаймы или дать просто 10 рублей. 2) Мы уговорились с извозчиком Петром, что он повезет нас за город и за это получит 10 рублей. Теперь мы приехали, и я считаю себя обязанным уплатить условленную сумму, или, положим, Петр выиграл у меня в карты или дал мне взаймы 10 рублей, и потому я сознаю свою обязанность уплатить (или возвратить) ему эту сумму». В обоих случаях, отмечает Петражицкий, мы замечаем «авторитетный импульс» дать 10 рублей, замечаем связанность нашей воли нашими убеждениями, но наше психическое отношение к Ивану резко отличается от нашего отношения к Петру. Ивану мы ничего не должны, дать ему 10 рублей —дело нашей доброй воли. «Несмотря на связанность нашу по отношению к нашим собственным убеждениям, к нашей "совести", по отношению к Ивану мы считаем себя свободными, не связанными, и от него ожидаем признания этой свободы, признания нашей "доброй воли" дать или не дать, а, во всяком случае, не ожидаем противоположного отношения».18 Петражицкий подчеркивает, что в данном случае положительная сторона нашей обязанности не закреплена за Иваном, поэтому мы чувствуем по отношению к нему свободу, вплоть до возможного решения оказать помощь не ему, а кому-нибудь другому, более ее достойному, если мы увидим в этом необходимость. Совсем иное говорит нам наше сознание по отношению к Петру, который заработал 10 рублей. По отношению к нему, констатирует Петражицкий, мысвязаны, мы лишены свободы дать или не дать 8 Петражицкий Л. И. Очерки философии права. Вып. 1. СПб., 1900. С. 12-
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |