Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути и методы позиционирования России на европейском континенте: геополитическая и геоэкономическая стратегии



2019-12-29 376 Обсуждений (0)
Пути и методы позиционирования России на европейском континенте: геополитическая и геоэкономическая стратегии 0.00 из 5.00 0 оценок




Современная политика России на европейском направлении основана на двух опорах. Первая из них – общая геополитическая стратегия РФ, нацеленная на сохранение своей социально-экономической и территориальной целостности, предотвращение дезинтеграционных тенденций в центр-периферийных отношениях, завоевание достойной позиции в системе международных отношений, устранение консервативных традиций и устремлений гегемонистического толка старой силовой парадигмы.

Учитывая начавшуюся во второй половине прошлого века переориентацию геополитических приоритетов от установок на территориальное проникновение к политическим, экономическим и культурным способам влияния, отнюдь не идеализируя систему международных отношений – и в настоящее время включающих в себя разнообразные факты агрессии и территориальной экспансии, можно сказать, что «теперь речь в первую очередь идет о политическом влиянии…» через достижение экономических целей[51]. Россия во главе с президентом В.В. Путиным делает акцент на геоэкономической и геокультурной формах своего позиционирования.

Второй опорой, таким образом, является геоэкономическая стратегия, предполагающая интенсификацию финансовых, торговых и иных экономических связей, которые стимулируют интеграцию в мировое сообщество. Геоэкономически ориентированные действия обладают существенным политическим резонансом на мировой арене. В частности, они компенсируют традиционный дефицит социального единства суверенных акторов на международной арене. Более того, геоэкономика становится средством, повышающим уровень доверия между государствами. Так или иначе, подобного рода тенденции трансформируют политические векторы развития отдельных государств в направлении усиления их совместной деятельности, сближения, повышения коллективной идентичности[52].

Не опасаясь упреков в разрушении прежнего образа страны, наш президент заявляет о своем стремлении интегрировать Россию в мир, где продолжают уверенно лидировать Запад и США. Новый образ России – это европейская страна, полноправный член западного международного сообщества. На данный момент важнее не борьба между тенденциями к многополярности или однополярности мира, а интернационализация и глобальная конкуренция за рынки, инвестиции и влияние. По этой причине главной угрозой является перспектива выпадения страны из формирующихся мировых порядков, экономическая и культурная изоляция России. Именно поэтому западные страны становятся для нас ключевыми партнерами в деле достижения стратегической стабильности и устойчивого развития.

Последнее наиболее важно в отношениях между Россией и ЕС как в первую очередь экономическим актором. Экономические вопросы занимают видное место и в отношениях России с другими партнерами. Но именно во внешнеполитической повестке дня ЕС они на порядок выше военных или чисто политических. И государство, и бизнес в России заинтересованы в поддержании дружественных отношений с Западом, который рассматривается ими как источник технологий и инвестиций, а также стабильный потребитель основного экспортного продукта России – природных энергоресурсов.

А теперь давайте рассмотрим обе стратегии более детально.

Общая геополитическая стратегия России

С точки зрения первой опоры национальные интересы России заключаются в обеспечении суверенитета, сохранении и удержании традиционных территорий, разрешении меж- и внутрирегиональных противоречий и связей как внутри страны, так и на межгосударственном уровне, развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными блоками, прежде всего с государствами СНГ, традиционными партнерами России[53].

Анализ тенденций изменения содержания угроз безопасности РФ на различных стратегических направлениях и внутри страны показывает, что наиболее реальными для России являются существующие и потенциальные очаги локальных конфликтов (в т.ч. и вооруженных) в приграничных районах. «Наши цели на международной арене предельно понятны – безопасность границ и создание благоприятных внешних условий для решения внутренних российских проблем».[54] Таким образом, анализ складывающейся ситуации можно провести по географическим направлениям.[55]

Северо-западное направление. В связи с ограничением доступа России к Черному и Балтийскому морям важное стратегическое значение имеет открытый выход через Баренцево море в Атлантический океан. Вместе с тем отсутствие законодательного закрепления наших арктических границ (а это около 40% РФ, где сосредоточены основные запасы природных ресурсов страны) продолжает вызывать особый интерес США и Норвегии, что приводит к проблемам разграничения зон в Баренцевом море и вокруг Шпицбергена, а также вопросам усиления военной активности НАТО в этом районе. С Финляндией усиливается дискуссия по «Карельской проблеме», о возвращении Выборга и прилегающих территорий Карельского перешейка. Также остается нерешенной конфликтная ситуация на почве ущемления прав русскоязычного населения в Эстонии и Латвии, а также в связи с нерешенностью территориальных проблем. Так, Эстония требует от России более 2000 км² территории – территорию Псково-Печерского монастыря, г. Изборск и Иван-город в Ленинградской области, а Латвия – часть Пыталовского района Псковской области.

Западное направление. Потенциальными источниками возникновения кризисных ситуаций являются неурегулированность статуса Калининградской области с учетом притязаний Литвы, Польши и Германии, территориальные проблемы Литвы с Россией и Белоруссией и нарушение прав русскоязычного населения в Литве, конфликт в Приднестровье, а также возможные территориальные споры Польши с республикой Беларусь и Германией.

Юго-западное направление. Здесь опасность исходит прежде всего от нестабильности процессов разрешения территориальных, национально-этнических и конфессиональных споров на территории Турции (при поддержке США оказание влияния на Балканы, Кавказ, Ближний Восток; проблема провоза нефти через проливы Босфор и Дарданеллы), Северного Кавказа (мирное урегулирование в Чечне) и в республиках Закавказья (пронатовская позиция Грузии и Азербайджана; урегулирование конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, в чем особенно заинтересованы Вашингтон и Брюссель; защита интересов Армении), перераспределения сфер влияния в распределении нефти и газа Каспийского бассейна и выходов в Центральную Азию, разрешения ситуации с производством обогащенного урана в Иране, налаживание отношений с Украиной (разногласия по черноморскому флоту в Крыму, поставки энергоресурсов, энерготранзит в Европу через территорию Украины).

Центрально-азиатское направление. В настоящее время в Центральной Азии процесс политико-экономического объединения стран постсоветского пространства усиливается активизацией борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, распространением наркотиков и нелегальной миграцией, решением проблем совместного использования природных и техногенных ресурсов. «И, конечно, наши усилия, как и прежде, будут сконцентрированы на урегулировании региональных конфликтов, прежде всего на Ближнем Востоке и в Ираке, на стабилизации обстановки в Афганистане».[56]

Наличие такого набора своего рода противоречивых направлений связано с тем, что Россия своими отдельными частями и регионами встроена в разные политические миры: от «глобального сообщества» до «глубокого Юга», являющегося символом социального упадка и деградации. Тем самым общая геостратегия носит внутренне диверсифицированный характер, сочетая в себе различные установки, адаптирующие их к различным сегментам политической действительности. Иными словами, эти установки выступают формой политического компромисса, связывающего нашу страну с теми регионами мира, без взаимоотношений с которыми наше государство не способно полноценно функционировать и повышать свои политические статусы.

Геоэкономическая стратегия России

К задачам повышения геоэкономического позиционирования страны относятся вступление в ВТО на выгодных для России условиях, повышение конкурентоспособности на европейском рынке, а также последующее экономическое проникновение и закрепление на мировых рынках.

Первая задача выполнена к концу 2005 года больше чем на половину. Россия подписала с Евросоюзом протокол о присоединении к Всемирной торговой организации, теперь остается слово за США. Наконец-то обе стороны преодолели этот барьер, мешавший продвижению экономической интеграции России и ЕС. Сам факт подписания протокола, безусловно, позитивен, поскольку снимает один из основных взаимных раздражителей – разногласия по поводу условий вступления России в ВТО. Однако эксперты разошлись в оценке уступок, на которые Евросоюз вынудил пойти Москву, говоря о потерях для отдельных корпораций.

Чтобы повысить конкурентоспособность на европейском рынке, в условиях высокой вероятности сохранения экономического отставания России от постиндустриальных держав необходимо в первую очередь стимулировать развитие тех сфер и отраслей, которые в короткие сроки способны дать максимум эффективности. А это в первую очередь, как показывает практика, развитие сотрудничества в области транспорта, энергетики, торговли, культуры информационных и телекоммуникационных технологий. Как сказал президент в послании Федеральному Собранию в 2005 году: «Здесь необходима концентрация государственных ресурсов на расширении транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктур – включая создание трансконтинентальных коридоров»[57].

Так местоположение России как естественного моста между целыми континентами резко повышает значение транспортных путей сообщения, которые представляют исключительный потенциал в деле геоэкономического влияния и геополитического позиционирования страны. Важным фактором повышения конкурентоспособности России становится развитие трансконтинентальной транспортной инфраструктуры, поскольку через территорию Российской Федерации пролегает кратчайший, наиболее удобный и безопасный маршрут из Европы в Азию и АТР. Введение в строй новых каналов коммуникаций между Европой и Азией, Западом и Востоком, Севером и Югом принесет существенные экономические выгоды и укрепит позиции государства в регионе. В этом отношении сегодняшний подход к проблемам транзита, увязывающий его прежде всего с проблемами обеспечения национальной безопасности, нуждается в пересмотре. Создание новых и модернизация существующих железнодорожных магистралей, систем авианавигации и управления авиапотоками, строительство современных транзитных аэропортов, сохранение системы компенсационных выплат за беспосадочные перелеты по ключевому транссибирскому маршруту – важные шаги в этом направлении.

Транспортная структура представляет собой четыре вида транспорта: морской, авиационный, железнодорожный и трубопроводный. По мнению В.И. Якунина для России на данный момент стратегически важным является железнодорожный, представляющий собой совокупность магистральных транспортных коммуникаций (МТК)[58]. На второй Общеевропейской конференции по транспорту, состоявшейся под эгидой Евросоюза в 1994 г. на острове Крит, были определены девять МТК, связывающих Западную Европу и страны Азии. Три из них проходят по территории России. В их числе «Запад-Восток» (МТК № 2): Берлин-Варшава-Минск-Москва и далее на Японию и Корейский полуостров; «Север-Юг» (МТК № 9): Европа-Россия (с ответвлением Кавказ – Средняя Азия) – Каспийское море – Персидский залив – Индия.

По мнению Якунина, доказательством этого является тот факт, что объемы продаж в этой сфере сопоставимы с объемами экспорта нефти, газа и металлов. «Уже в 2007-2008 гг. транспортные услуги должны, таким образом, превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью национального экспорта»[59]. Модернизация транспортной системы в первую очередь дает толчок для роста экспорта российских товаров, дает возможность повысить конкурентоспособность отечественной экономики на внешних рынках, а также смягчить отрицательные последствия вступления в ВТО. Кроме того, появляется дополнительный стимул для прокладывания широкой сети телекоммуникаций, связывающих различные направления. Развитие транспортных сетей становится инструментом налаживания культурного сотрудничества между народами, туризма и формирования обширной зоны мировой геокультуры, интенсификации отношений на евразийском континенте.

«Без сомнения, сегодня именно энергетика является важнейшим ресурсом социально-экономического развития, прогресса и прямо влияет на благополучия жителей планеты»[60]. На сегодняшний день козырной картой российской экономики и внешней политики является энергетика. Наша страна занимает первое место в мире по экспорту газа и второе – нефти и нефтепродуктов. Европа в частности зависит от российских энергоносителей более чем на 40%, и по прогнозам экспертов эта величина в ближайшие 10 лет еще больше увеличится. Хоть Евросоюз и ищет новые ресурсные источники с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов, а также лишить Россию теоретической возможности использовать свои поставки в качестве инструмента политического влияния, тем не менее, вопросы энергетической безопасности заставляют мировое сообщество объединять свои усилия с Россией. Именно поэтому предложенная Россией идея глобальной энергетической безопасности на саммите Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге не оставляет сомнений в том, что Россия вносит свой существенный, весомый вклад в обеспечение глобальной и региональной энергетической безопасности.

Российские компании уже осуществляют проекты, имеющие стратегическое значение для реального укрепления глобальной энергетической безопасности (проекты разработки Штокмановского газового месторождения, строительство Северо-Европейского газопровода, прокладка нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану с ответвлением в Китайскую Народную Республику, инициатива создания международной сети центров по обогащению урана и др. – см. Приложение 2 «Энергодиалог»). Несомненно, что ориентация только на ресурсную сферу экономики не позволяет выбиться в лидеры мировой экономики. Однако она приносит огромные средства для будущего развития и дает время российским производителям подготовиться к выходу на европейский, а затем и на мировой уровень.

 

 

Итак, по итогам почти пятнадцатилетнего этапа взаимодействия Европейского Союза и России можно сделать вывод, что внешнеполитические стратегии России и ЕС претерпели существенные изменения. Если в начале 90-х гг. обе стороны не были сильно заинтересованы друг в друге и старались дистанцироваться друг от друга, то уже в начале третьего тысячелетия им было некуда деваться друг от друга. Все более открывающая границы глобализации и углубляющаяся интеграция Европы заставляли забывать о прошлых обидах и двигаться вперед с новыми целями. Причинами все большего потепления отношений и уделения большего внимания в стратегиях обеих сторон стали и уже упомянутые общемировые вызовы и угрозы безопасности. Одним из наиболее важнейших факторов смены геостратегических приоритетов стало расширение ЕС и тем самым приближение Союза к границам России, что самым непосредственным образом влияет на изменение геополитической и геоэкономической стратегий как по отношению к самому региону ЦВЕ, так и по отношению к Евросоюзу в целом. Объективная критическая оценка состояния дел в сфере экономического сотрудничества привела стороны к выводу о необходимости новых прагматических шагов - формированию общего европейского экономического и энергетического пространств, а в сфере политического – к формированию общих пространств внутренней и внешней безопасности.



2019-12-29 376 Обсуждений (0)
Пути и методы позиционирования России на европейском континенте: геополитическая и геоэкономическая стратегии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути и методы позиционирования России на европейском континенте: геополитическая и геоэкономическая стратегии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)