Общее пространство внешней безопасности
Общим пространством сотрудничества в области внешней безопасности, очевидно, будет сотрудничество в области внешней политики и безопасности. Имеющийся опыт позволяет сформулировать программу сотрудничества в этой области с большой полнотой, определив ее основные направления (ООН и общие проблемы формирования нового миропорядка; безопасность и сотрудничество в Европе; региональные конфликты и управление кризисами; миротворческие, спасательные и гуманитарные операции, борьба против международного терроризма), а также методы и механизмы. Пространство внешней безопасности обладает своей спецификой. Наше Соглашение о партнерстве и сотрудничестве заключалось в 1994 г., когда о ЕПБО (европейской политике безопасности и обороны), не шло и речи. И поэтому в СПС эта ниша сотрудничества отсутствует. Заполнить эту нишу мы стремимся уже несколько лет. Россию и ЕС связывает больше общих интересов в области внешней политики и безопасности. В частности, это стабилизация зоны вокруг «большой Европы», которая является сейчас источником нестабильности, предотвращение нераспространения ядерного оружия, противодействие терроризму, необходимые совместные действия по перестройке механизма управления международной безопасности, которая находится в стадии глубокого кризиса, противодействие односторонним силовым действиям любых государств на международной арене. Представляется, что будущее партнерства России и ЕС в общем пространстве внешней безопасности будет зависеть от двух факторов. Во-первых, от того, как процессы расширения и углубления европейской интеграции (в первую очередь институциональные преобразования в расширенном Европейском Союзе) повлияют на его жизнеспособность и эффективность как основного международного института Европы. И, во-вторых, от того, как будет развиваться сама Россия. Демократизация России - важнейшее условие для партнерства России и ЕС. Главной проблемой в формировании общего пространства внешней безопасности между Россией и ЕС является то, что общая внешняя политика и политика безопасности ЕС находятся пока в стадии формирования. Расширение ЕС, а также принятие новой Конституции еще больше усложняют эту задачу. Вместе с тем создание военного измерения ЕС - процесс объективный, обусловленный кризисом трансатлантических отношений и существующих институтов международной безопасности, углублением европейской интеграции, особенно в связи с принятием Конституции ЕС. На саммите ЕС в Хельсинки (декабрь 1999) была заложена основа нового военного измерения Европы, Европейской политики безопасности и обороны, после Маастрихтского договора и неудавшейся деятельности Западноевропейского Союза (Western European Union) создается новая система наряду с НАТО. Однако функции, выполняемые Европейским Союзом и НАТО, было решено разделить: эти структуры комплементарны, поэтому не существует никакого дублирования, а тем более соревнования между НАТО и Европейским Союзом в области обороны. Главная цель - улучшить способность Европейского Союза заниматься кризисами. Военные возможности являются здесь лишь составной частью способности союза реагировать на кризисы, в распоряжении имеются дипломатические, экономические и гражданские средства, которые на настоящий момент лучше, чем военные. НАТО остается для Европы уникальной организацией совместной обороны. Такие вопросы, как оборона территории и обеспечение безопасности, остаются в рамках НАТО, а не в рамках Европейского Союза. По соглашению в Петерсберге основными задачами союза являются операции по поддержанию мира и гуманитарные операции в чрезвычайных ситуациях, прекращение конфликтов между различными политическими силами или странами, но они не включают задачи участия в боевых действиях, в военных сражениях. Европейский Союз определил ключевую цель политики (саммит в Хельсинки): все государства-члены ЕС должны выделять и развертывать до 60 тысяч войск в течение 60 дней совместно с воздушными и морскими средствами, и сохранять такие силы в течение одного года там, где они нужны — в зоне операции. Но эти силы находятся не только в распоряжении Европейского Союза, они могут быть одновременно и в распоряжении Великобритании или НАТО, а средства НАТО, когда нужно, будут в распоряжении Европейского Союза. Дополнительно определен специальный порядок участия партнеров-не-членов, включая Россию, которые могут принимать участие, быть информированы о работе или даже присутствовать при чтении в Комитете докладчиков на такой же основе, как все основные члены. С Россией политический диалог развивается более интенсивно, чем с другими странами: проводятся как минимум два раза в год встречи на высшем уровне и регулярно встречи на уровне министров и политических директоров и экспертов, каждый месяц посол России в Брюсселе встречается с так называемой тройкой Комитета по политическим делам ЕС. Россия назначила своего представителя в военную структуру Европейского Союза. 15 рабочих групп ЕС встречаются с русскими партнерами два раза в год для обсуждения таких важных вопросов, как ситуация на Балканах, Южном Кавказе, Среднем Востоке, в Центральной Азии. [71] Согласно приведенной ранее метафоре о создании «сети» взаимоотношений, другие организации также вносят свой вклад в упомянутый процесс интеграции. Будучи самой представительной в регионе, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), также вносит свою лепту в укрепление общественной, экономической и военно-политической безопасности. Кроме того, она может предоставить платформу для объединения в то единое целое, о котором шла речь раньше, всех уровней, регионального и подрегионального. В Европе говорят, что в новой системе ОБСЕ предстоит играть основную роль за пределами Европы, а именно в Центральной Азии, на Балканах и в Кавказском регионе. До сих пор отношения между Россией и НАТО были более развиты, чем с ЕС, особенно в военной сфере. И НАТО, и РФ признают потенциальную военную значимость активного взаимодействия, особенно в рамках Совета Россия-НАТО (NRC), российские официальные лица предпринимают многочисленные шаги по увеличению своего присутствия в политических и военных структурах НАТО. В свою очередь явно недостаточными являются отношения между военными ЕС и военными стран-партнеров (в частности России) пока еще, в основном, ограничивающиеся одной двусторонней встречей в течение шестимесячного президентства ЕС. Значит, нужно укреплять такие отношения и с Союзом, особенно когда речь идет о совместном участии в военных операциях. Партнеры, в том числе и Российская Федерация, уже осознали настоятельную необходимость требовать от ЕС информации и поддержания постоянного диалога по наиболее важным вопросам военного развития. В данный момент обе организации НАТО и ЕС переживают период коренного изменения, и прежде всего, это касается военных концепций, их структур, сил и средств (Пражский саммит 2002). Таким образом, две крупные международные организации - НАТО и ЕС являются основными игроками на мировой арене в сфере военно-политических вопросов. Обе находятся в процессе военной трансформации, обе пытаются ответить на вызовы безопасности XXI века. Суммируя сказанное, можно предположить, что именно сейчас в пик развития мировой интеграции и глобальных процессов, когда практически все страны стоят перед лицом глобальных проблем и вызовом не национальной, а общемировой безопасности, именно этот критически важный треугольник отношений военных с военными (НАТО, ЕС и Россия) коллективными усилиями может помочь в создании новой надежной структуры Евро-Атлантической безопасности. НАТО и Россия уже активно взаимодействуют, совместные военные отношения НАТО-ЕС сейчас свободно развиваются, и, наконец, третья сторона треугольника - связь ЕС-Россия, которая для заинтересованного наблюдателя представляется недостаточно развитой и нуждается в срочном внимании обеих заинтересованных сторон, должны объединить усилия и стать новым вызовом в мировом военном сотрудничестве. Что же дает России этот «тройственный союз»? В соответствии с сегодняшними реалиями он нужен России по той причине, что без значительного укрепления своей обороны и расширения ее возможностей и без интеграции с развитыми демократическими странами мира Россия, во-первых, теряет возможность влиять на происходящие мировые процессы в военно-политической области, во-вторых, вступление в подобного рода коалиции для любого государства является одним из способов защиты собственных национальных интересов, в-третьих, может в дальнейшем будущем потерять тем или иным образом свою территорию за Уралом, поскольку территория эта пустеет, население оттуда уходит, ресурсы огромные, претендентов может быть очень много, и одна Россия эти территории не защитит. Проблемным для России является вопрос расширения НАТО в регионе ЦВЕ и приближения к российским рубежам и огромное превосходство НАТО Европы вместе с США по всем видам вооружений, особенно учитывая весьма равнодушное отношение Соединенных Штатов в последнее время к дальнейшим договорам и соглашениям по разоружению. Неясным остается и тот факт, что несмотря на все заявления и прокламации по поводу сотрудничества в сфере безопасности, военная мощь России и западных союзников в лице НАТО и ЕС на 70-80% соответственно направлена на потенциальную угрозу военного конфликта. Несомненно, совместимость ЕС и России в сфере безопасности будет зависеть в большой степени от направления ее внутренних преобразований, от степени выверенности и умелости политики Кремля в отношении субъектов Российской Федерации, множества этнических меньшинств и стран ближнего зарубежья. Именно поэтому, несмотря на все различия и трудности, и России и ЕС необходимо более тесное взаимодействие в сфере внешней безопасности. Несмотря на объективные сложности, существуют сильные стимулы для взаимодействия России и ЕС в сфере международной безопасности. Помимо противодействия общим внешним угрозам при сотрудничестве с Россией Европейский Союз может играть роль мирового экономического, а в будущем и военно-политического центра силы, не противостоящего США, но гораздо более независимого и имеющего собственный проект рационального мироустройства. Представляется, что формирование общего пространства внешней безопасности России и ЕС является отдаленной перспективой. Его строительство требует не только нового политического мышления и особой степени доверия, определенного временного задела, но и новой договорно-правовой базы между Россией и ЕС. Сегодня пока только можно говорить о программе конкретных совместных действий в области внешней политики и безопасности (к примеру, участие России в полицейской миссии Евросоюза в Боснии и Герцеговине или по линии российского МЧС в сфере гуманитарного разминирования, в сфере совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, природные катастрофы, техногенные и др.). Первое, что необходимо предпринять сейчас, - это реформирование ООН и создание новой системы безопасности, отвечающей постбиполярным реальностям. Второе - сотрудничество и теснейшее взаимодействие на пространстве Большого Ближнего Востока (неотъемлемой частью которого являются как Балканы, так и Кавказский регион), как в противодействии распространению ядерного оружия, так и в борьбе с терроризмом. Следовательно, в интересах России, НАТО и Евросоюза обеспечить более полную интеграцию России в развивающиеся международные структуры и институты.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |