Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее экономическое пространство



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Общее экономическое пространство 0.00 из 5.00 0 оценок




В "дорожной карте" по этому пространству детально прописываются "Общие вопросы торгового и экономического сотрудничества"; затрагиваются аспекты государственных закупок; "права интеллектуальной собственности"; конкуренция; инвестиции. Также освещаются и проблемы отдельных отраслей: "Политика в области предпринимательства и экономический диалог"; "Межрегиональное и приграничное сотрудничество"; "Финансовые услуги", "Бухгалтерская отчетность, аудит и статистика"; "Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, санитарные и фитосанитарные меры"; "Содействие торговле и таможня"; "Сети: телекоммуникации и транспорт"; энергетика; космос; окружающая среда. “Общей целью ОЭП является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС”. Предполагается, что ОЭП будет способствовать расширению возможностей экономических операторов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний, укреплять сотрудничество в сфере энергетики, транспорта, сельского хозяйства и охране окружающей среды. Одним из главных принципов общего экономического пространства являются четыре свободы движения - товаров, услуг, капитала и людей. По сути, это единый внутренний рынок. Кроме этого, это единая юридическая база, которая обеспечивает и регулирует четыре свободы движения, а также координация некоторых направлений экономической политики, таких как антиинфляционная политика, политика конкуренции, некоторые аспекты социального обеспечения.

Формирование такого пространства между Россией и ЕС, по самым приблизительным расчетам, потребует не менее 10-15 лет, посколь­ку России для этого нужно создать стабильную, эффективную и доста­точно конкурентоспособную рыночную экономику. Россия на сегодняш­ний день находится в самом начале этого процесса. Европейский Союз также не будет готов раньше этого срока создать единое экономическое пространство с Россией, так как ему предстоит решение сложнейших внутренних проблем после вступления новых членов, которые должны стать органичной частью единого внутреннего рынка, вступить в Эконо­мический и Валютный Союз, а это усложняется перспективами нового расширения ЕС на юго-восток.

Важным фактором является отношение новых чле­нов ЕС к созданию общего европейского пространства, сводящее­ся, как показывает пример Литвы, главным образом к сотрудни­честву с Россией на базе «старого» СПС, действие которого, по их мнению, должно быть автоматически продлено в 2007 г. Очевидно, что сегодня речь может идти не столько о концепции общего европейского экономического пространства с Россией, сколько о концепции и программе действий, рассчитанной на начальный период движения в сторону общего европейского экономического пространства. Эта программа действий предусматривает:

- содействие развитию торговли и инвестиций;

- создание более благоприятных условий для деятельности экономических операторов - европейских, действующих в России и российских, которые начинают активно действовать на внутрен­нем рынке ЕС;

- сближение законодательства (на основе норм ВТО и с учетом законодательства ЕС) в области развития торговли и инвестиций, создания благоприятных условий для деятельности экономических операторов.

Европейский Союз готов помогать России в проведении экономических реформ, особенно путем предоставления финансовой и технической поддержки через программу ТАСИС, которая с 2004 г. называется Программа сотрудничества ЕС и России (см. Приложение 5). Она содействуют использованию в странах СНГ западноевропейского know-how в различных секторах рыночной экономики и управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Решение об учреждении системы технического содействия СССР было принято в Брюсселе в 1990г. После распада СССР были приняты и введены последующие индикативные программы содействия России на 1992, 1993-1995 и 1996-1999гг. соответственно. За период 1991-1998гг. на реализацию более 2000 проектов в рамках этих программ было выделено 1200 млн. ЭКЮ[69]. В декабре 1999г. Совет Европы одобрил новую программу ТАСИС на 2004-2006 гг. с утвержденным бюджетом 122 млн. евро.

Опыт хозяйственного сотрудничества России и ЕС за последние годы сформировался в определенном направлении и представляет собой четыре основных сферы - это энергетика, транспорт, телекоммуникации и инженерные технологии, устранение барьеров и искусственных ограничений в торговле, что, собственно, соответствует геоэкономической стратегии России (см. Главу 2).

Проблема, однако,  в том, что из Европы мы получаем высокотехнологичную продукцию с добавленной стоимостью – станки и оборудование, а в структуре нашего экспорта пока преобладают газ, нефть, энергоносители, сталь, химикаты, удобрения и крайне мало машиностроения, высоких технологий. При этом в ближайшие 20 лет зависимость европейских стран от импорта энергии (а это не только газ, нефть, уголь, но и электроэнергия, нефтепродукты, нефтехимикаты и ядерное топливо) возрастет на 50%, в то же время наш экспорт энергии согласно варианту российской энергетической стратегии до 2020 г. может быть существенно увеличен. Успех энергодиалога зависит от решения спорных вопросов, таких как отмена существующего в ЕС лимита на ввоз топлива из одного зарубежного источника, нормализация режима экспорта российского ядерного топлива в ЕС, который до сих пор квотируется. Однако официальный энергодиалог до недавнего времени ограничивался лишь осуществлением проектов энергосбережения в Архангельской и Астраханской областях да организацией совместного Центра энергетических технологий Россия - ЕС в Москве и Санкт-Петербурге, новый же этап ознаменовался решением о строительстве Североевропейского газопровода (см. Приложение 2).

Официального диалога по транспорту стороны пока не ведут, но эта сеть уже обретает свои контуры пока в основном усилиями самой России. По нашей территории проходят или замыкаются на нее так называемые «панъевропейские транспортные коридоры» (см. Геоэкномическую стратегию РФ), эксплуатируются системы магистральных газонефтепроводов, которые являются козырной картой для резкого экономического рывка. Примеры взаимодействия в сфере телекоммуникаций и ИТ - создание независимой общеевропейской глобальной навигационной системы на базе программ «Галилео» (ЕС) и «Глонасс» (Россия), а также системы космического мониторинга поверхности Европы, что дает основу для функционирования нового поколения средств мобильной связи. Однако это пока не тот масштаб, на который рассчитывают российские производители. С базой советского и российского научного потенциала в этих областях мы могли бы, объединив наши усилия и совместные инвестиции, выйти на лидерские позиции. Однако такая перспектива вполне возможна, но через 4-6 лет (подробнее см. далее Общее пространство науки и образования).

Вместе с тем, несмотря на отдаленность перспективы создания общего экономического пространства, уже сегодня есть положительные тенденции в отношениях России и ЕС, объективно способствующие этому процессу.

Во-первых, это углубление внешнеэкономических связей между Россией и ЕС. Товарооборот между Россией и Евросоюзом достиг в 2004 г. 125 млрд. долл. Весьма показательно, что доля торговли с партнерами по СНГ составляет около 20 процентов внешней торговли России, тогда как доля ЕС уже близка к 60 процентам (см. Приложение 2). На долю ЕС приходится более 50% российского внеш­неторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Россия возглавляет список стран - поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов, а среди покупателей европейской продукции -  шестом месте (импорт из ЕС в Россию в 2004 г. - 34 млрд. долл.). Несмотря на то, что российский экспорт в Европу по-прежнему имеет сырьевую направленность (только 2-3% приходится на про­дукцию высокой степени переработки), которая лишь усиливается с ростом цен на сырье, благодаря экономическому рос­ту последних лет импорт в Россию растет опережающим темпом. Положительной тенденцией в структуре импорта является устойчиво высокая доля - до 40 процентов - машин и оборудования, ввозимого из стран ЕС. Это объективно способствует перевооружению российской промышленно­сти и созданию рабочих мест в новых секторах российской экономики. С другой стороны, озабоченность вызывают такие факты, как наличие антидемпинговых процедур (их сегодня со стороны ЕС - 14), противоречивое отношение Брюсселя к рыночному статусу российской экономики, признанному таковым ЕС в 2001 году, пассивность европейской стороны в ре­шении проблем торговли ядерными материалами и др.

Во-вторых, в настоящее время складываются благоприятные условия для сотрудничества в энергетической сфере: в связи со значительными потребностями Европы в энергоносителях (по данным МЭИ они через 15 лет возрастут до 50%) и возможностями России их поставлять. Расширение поставок главным образом ориентируется на строительство СЕГ (см. Приложение 2). Российская сторона ориентирована на развитие транс­портной инфраструктуры для нефтедобычи, готова в определенных гра­ницах к участию прямых иностранных инвестиций из Европы в энерге­тику, уже принято решение об участии некоторых иностранных фирм в добыче газа в РФ, достигнуты договоренности в сфере ТЭК российских и зарубежных компаний, а российские компании примут участие в распределении газа и электроэнергии за рубежом (саммит октябрь 2005 г.). И здесь можно ожидать не только роста физических объемов, но и сдвига в сторону переработки сырьевых ресурсов и экспансии россий­ских транснациональных компаний не только на восточноевропейский, но и на европейский рынок в целом.

В-третьих, Россия сегодня - пусть и не самый большой, но быст­ро растущий рынок, что увеличивает его значение для тех транснацио­нальных компаний, которые хотят присутствовать глобально. Это важный фактор для поощрения конкуренции и инвестиций на российском рынке. По прямым ежегодным инвестициям из Европы Германия занимает первое место (2-3 млрд. дол.), затем идут Франция, Англия и Швеция. Вступление России в ВТО в связи с этим представляется чрезвычайно важным, поскольку оно создаст общую правовую среду, единые правила игры как для российских компаний, так и для иностранных участников на российском рынке.

Многие совершенно справедли­во рассматривают процесс присоединения России к ВТО как процесс сближения по существу России и Европейского Со­юза. Это объясняется тем, что правила, принятые в ВТО, в большой степени совпадают с правилами, которые приняты на европейском рынке. Соглашение о сотрудничестве было подписано в 1994г. в июне, когда завершался Уругвайский раунд, поэтому там практически ничего про ВТО нет. В нем есть ссылки на некоторые положения ГАТТ, однако по рынкам услуг нет ссылок вообще, поскольку договорён­ности Уругвайского раунда ещё не вступили в действие. Поэтому этот документ юридически никак не связан с ВТО и сейчас Россия должна заниматься вопросом вступления отдельно. ВТО - это универсальная организация, которая позволяет создать единую универсальную торгово-политическую базу для отношений со всеми странами. Нормативы ВТО внесут прагма­тизм и в наши отношения с СНГ, где провозглашались разные формы взаимоотношений, оказавшиеся фикциями (Таможенный союз, свободные зоны). И естественно, что российской экономике сейчас необходимы активные иностранные инвестиции, что при вступлении становится само собой разумеющимся вопросом. В то же время известно, что в ходе переговоров о вступлении России в ВТО возникает большое количество проблем, в том числе и в отноше­ниях с ЕС (разница во внутренних и экспортных ценах по сырьевым товарам, требования либерализации производства/распределения, банковского сектора, телекоммуникаций, сельскохозяйственного сектора, закона о конкуренции, правах собственности, допуск третьих сторон в качестве клиентов и экспортеров и т.д.). «Общий рынок» пытается занять выгодную для себя позицию, как и мы, поэтому процесс переговоров затягивается. Но с ЕС все же переговоры все-таки завершились в конце 2005 г.

В-четвертых, несмотря на отсутствие общей стратегии интеграции, де-факто происходит гармонизация российского экономического законодательства с европейским, которое является для России важней­шим ориентиром. В первую очередь это можно отнести к новому тамо­женному законодательству, которое будет постепенно легализовывать так называемые серые схемы сегодняшнего движения товаров на российскую территорию. В финансовой сфере российские банки и страховые компании постепенно переходят на международный стандарт финансовой отчетности. Для тех компаний, которые котируются на бир­жах российских компаний и банковской страховой сферы, стояла задача полного перехода на международные стандарты к концу 2005 г.

Механизмом диалога по этим вопросам является круглый стол промышленников России и Евросоюза (бизнес-саммит), созданный в 1997г. по инициативе саммита Россия-ЕС и проводимый в 2005 году уже седьмой раз (Лондон). Однако по итогам встреч, проведенных Российским союзом промышленников и предпринимателей с национальными делегациями бизнесменов из ведущих европейских стран - Франции, Британии, Германии, можно заключить, что основные усилия исходят от деловых кругов, а не официальных лиц.

К сожалению, при всех наших бесспорных успехах, сохраняется сырьевой характер российской экономики, экспортно-сы­рьевой характер экономического роста и колоссальный разрыв, дис­баланс в наших отношениях с Евросоюзом. По последним цифрам, доля ЕС для нас уже 60% внешней торговли, в то время как доля России всего лишь 4-6% для Европейского союза, не говоря об огромном дисбалансе ВВП, в том числе на душу населения. Россия в течение ряда лет адресо­вала Брюсселю просьбу распространить на нее деятельность Европейско­го инвестиционного фонда (ЕИБ), но и в этом ей было отказано вплоть до 2003г., когда Совет ЕС принял решение привлечь ЕИБ к финансирова­нию двух небольших проектов сооружения систем очистки сточных вод в Калининграде и Санкт-Петербурге. Иными словами, проблема экономического сопоставления России и Европейского союза не стала менее острой, а после рас­ширения ЕС ещё более обостряется.

Признавая нереальность создания общего экономического пространства между Россией и ЕС в ближайшем будущем, нужно констатировать, что растущая российская экономика и интегрируе­мая европейская экономика, безусловно, являются взаимодополня­ющими. В среднесрочной перспективе можно прогнозировать дальнейший рост их взаимодополняемости. Экспериментальным вариантом сближения на начальном этапе интеграции может стать Калининградская область, проблемы которой итак на сегодняшний момент является «камнем преткновения» в отношениях. Как «пилотный» регион Калининградская область может послужить примером развития интеграции в разных сферах, а особенно для создания ОЕЭП как пробного варианта на ограниченной территории. Вступление России в ВТО и гармонизация российского законодательства с европейским создадут принципиально новые условия для решения проблем, с которыми сталкиваются торговые партнеры.



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Общее экономическое пространство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее экономическое пространство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)