Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее пространство в области свободы, безопасности и правосудия



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Общее пространство в области свободы, безопасности и правосудия 0.00 из 5.00 0 оценок




Общее пространство в области свободы, безопасности и правосудия включает направления сотрудничества, ориентированные на переход к свободному движению людей и обеспечение их прав на тер­ритории стран ЕС и России, вопросы применения Шенгенского визового режима и соглашения о реадмиссии, задачи и условия перехода к безвизовому режиму и свободному дви­жению людей, сотрудничество в борьбе с трансграничной преступностью, торговлей наркотиками, отмыванием денег, торговлей людьми, сотрудничество в области юстиции, свобода правосудия, верховенство пра­ва, внутренней безопасности. Сотрудничество также включает в себя содействие развитию пограничной и другой инфраструктуры, модернизацию таможенных и пограничных постов и повышение профессионального уровня их сотрудников. Отношения в этой сфере основаны на Плане действий против организованной преступности (2000), Совместном заявлении о борьбе с терроризмом (2002), резолюции 1373 (2001) СБ ООН, Соглашении о сотрудничестве между Европолом и Россией (2003).

Финансовые инструменты поддержки сотрудничества между ЕС и Россией в области ЮВД: Программа сотрудничества ЕС и России, Европейская инициатива в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ), программы ЕСНО (см. Приложения 5 и 6).

В рамках стратегического и оперативного сотрудничества в области юстиции внутренних дел (ЮВД) определены следующие встречи, предусмотренные Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС:

· Встречи между Тройкой ЕС по ЮВД и Россией с участием министров юстиции и внутренних дел страны- председателя ЕС, будущей страны-Председателя ЕС и Члена Европейской Комиссии по ЮВД (они и составляют «Тройку») и российских министров юстиции и внутренних дел.

· Подкомитет по антимонопольной политике, правам интеллектуальной собственности, сближению законодательства и борьбе с организованной преступностью, который встречается один-два раза в год на рабочем уровне.

· Ежегодные встречи координаторов правоохранительных органов стран-членов ЕС, Европейской Комиссии и российских координаторов, командированных и работающих в столицах ЕС, а также представителей правоохранительных органов обеих сторон.

ЕВРОПОЛ также приглашен к участию в заседаниях, на которых обсуждаются вопросы юстиции и внутрен­них дел.

Сотрудничество между представителями полицейских органов ведется на двустороннем уровне между Россией и отдельными странами-членами ЕС. На региональном уровне это сотрудничество особенно успешно развивается между странами Балтийского моря, которые создали Рабочую группу по борьбе с организованной преступностью в этом регионе. Опыт, приобретенный в результате этого сотрудничества, часто используется как модель для сотрудничества между ЕС и Россией в области ЮВД.

Борьба с отмыванием денег - ЕС приветствует прогресс, достигнутый в применении нового российского законодательства по борьбе с отмыванием денег, и создание при Министерстве финансов Комитета финансового мониторинга для борьбы с легализацией доходов от незаконной деятельности. Содействие ЕС включает поддержку в разработке эффективного законодательства по борьбе с отмыванием денег и оперативные меры.

Пограничное управление и пограничный контроль (включая таможенный контроль)на пунктах пересечения границы между Россией и настоящими и будущими странами-членами ЕС, а также между Россией и третьими странами. Сюда входит модернизация служб и оборудования на пограничных пунктах и повышение профессионального уровня сотрудников таможенных и пограничных служб. Цель состоит в обеспечении беспрепятственного пересечения границ на соответствующей правовой основе при одновременном обеспечении высокого уровня безопасности граждан.

Намеченный Москвой и Брюсселем процесс облегчения визового режима можно начать только после того, как вступят в силу договоры о границах с Латвией и Эстонией, которые российская Дума до сих пор не ратифицировала. Россия готова к подписанию договора по границе с Эстонией и Латвией, если они не будут сопровождаться требованиями территориального характера. Сегодня в XXI веке, когда одна страна предъявляет территориальные претензии другой и одновременно хочет ратифицировать договоры по границе, это полная бессмыслица. Если взять постановление Съезда народных депутатов 1989 г., в котором Съезд народных депутатов осуждает пакт Молотова – Риббентропа и считает его юридически несостоятельным, то получается, что он не отражал мнение советского народа, а являлся личным делом Сталина и Гитлера. Что касается оккупации прибалтийских территорий: в 1918 г. в результате Брестского мира состоялся сговор между Германией и Россией, и Россия передала часть своих территорий под контроль Германии, фактически с этого началась эстонская государственность, а в 1939 г. состоялся другой сговор между Россией и Германией, и Германия возвратила назад России эти территории. В 1939 г. они вошли в состав Советского Союза, значит, если в 39-м году прибалтийские страны вошли в состав Советского Союза, то в 45-м Советский Союз не мог их оккупировать, потому что они были его частью. Вопрос, связанный с урегулированием пограничной ситуации с Эстонией, касается оккупации и советских репрессий. Что касается других вопросов территориального характера, то такие вопросы есть с Латвией, которая поставила вопрос о передаче им Пыталовского района Псковской области, со ссылкой на договор 1920 г. Латвия готова подписать договор о границе, но в текст договора о границе хотят включить оговорку и ссылку на договор 20-го года, по которому Пыталовский район относится к территории Латвии. В результате распада Советского Союза Российская Федерация потеряла десятки тысяч своих исконных территорий. «И Россия не предлагает сейчас все делить сначала - вернуть Крым, Клайпеду, часть территории других республик бывшего Союза. Российская сторона призывает латышских политиков прекратить заниматься политической демагогией и перейти к конструктивной работе».[70]

Другая проблема с Прибалтикой – это пассажирский и грузовой транзит Калининградской области. На данный момент договоренности достигнуты, создана подкомиссия по развитию Калининграда, хотя проблема транзита, особенно грузового через Литву, все же сохраняется. Однако нынешний механизм калининградского транзита, будет действовать только до вступления Литвы в Шенген. Польша и Литва собираются в 2007 г. присоединиться к Шенгенскому соглашению. ЕС и зона Шенгена не совпадают. В Шенген не входят Великобритания и Ирландия, а также десять новых членов. Но туда входят две страны, не являющиеся членами ЕС, - Норвегия и Исландия, скоро к ним примкнет и Швейцария. В ЕС все третьи страны разделены на две категории - список «А» и список «Б». В списке «А» 43 страны, граждане которых могут свободно въезжать на территорию ЕС без виз. Россия же числится в списке «Б».

Для облегчения визового режима Евросоюз требует от России подписания договора о реадмиссии (взаимной выдаче незаконных мигрантов). В настоящее время у Евросоюза договоры о реадмиссии есть только со Шри-Ланкой, Гонконгом и Макао. Подписан договор с Албанией, но не ратифицирован. Однако КЕС приняла регламент, в соответствии с которым любые новые договоры по визовым вопросам с третьими странами должны включать в себя элементы реадмиссии. В документах саммитов Россия-ЕС зафиксировано, что нашей совместной целью является безвизовый режим. Иными словами, Россия хотела бы переместиться из списка «Б» в список «А». Это означало бы возможность безвизового въезда на срок до трех месяцев без права на работу и использования общественных фондов - пенсий, стипендий или бесплатного медобслуживания. Однако это цель долгосрочная, ибо нам самим много нужно сделать. Россия пока заключила этот договор только с Литвой - это была часть пакета договоренностей по Калининграду. Вот уже третий год и ни одного случая реадмиссии не было. С другими странами это сопряжено с большими сложностям, поскольку это требует от нас больших капитальных вложений для обустройства границы и большого объема дипломатической работы с нашими соседями по СНГ. Как выглядят наши границы на востоке, объяснять не надо, только с одним Казахстаном у нас граница больше тысячи километров. Россия ведет параллельно переговоры о реадмиссии с 28 странами. Наша позиция логична. Идя навстречу ЕС, мы готовы одновременно подписать соглашение об облегчении визового режима и соглашение о реадмиссии, но при условии, что соглашение о реадмиссии будет вступать в силу поэтапно. Сначала оно будет распространяться на граждан России и стран ЕС, а на граждан третьих стран - лишь после того, как с ними будут заключены соглашения о реадмиссии. Россия не должна превращаться в «пересыльный лагерь», платить за возврат людей, попадающих в Европу через наши транспортные коридоры и не являющихся российскими гражданами. Так что дело за политическим решением ЕС - все технические детали уже обговорены. Пока мы ведем переговоры об облегчении визового режима - это использование гибкости, предусмотренной Шенгенским соглашением. У нас уже есть соглашения об облегчении визового режима с Италией, Францией, Германией и Кипром. Соглашения предполагают фиксацию единых сроков, тарифов и облегченные процедуры оформления виз для журналистов, бизнесменов, студентов, участников спортивных соревнований, для тех, кто имеет там постоянно проживающих близких родственников, а также для лиц старше 65 и моложе 16 лет. Шенгенские правила допускают возможность заключения соглашений о безвизовом режиме для экипажей самолетов, поездных бригад, а также обладателей служебных и дипломатических паспортов. С российским диппаспортом можно ездить в некоторые новые члены ЕС, не вступившие в Шенген, кроме Мальты и прибалтийских стран. По итогам Лондонского саммита сообщается, что соглашение об упрощении визового режима и договор о реадмиссии будут подписаны до конца 2006 года.

В сентябре 2005 г. Евросоюз выработал принципы упрощения порядка выдачи транзитных виз гражданам стран, не входящих в ЕС. Суть предложений заключается в создании единого для ЕС списка документов, которые будут являться основанием для безвизового транзита по территории Шенгена или по территории новых стран Евросоюза из числа государств Центральной и Восточной Европы, которые пока не присоединились к Шенгенскому соглашению. Основой для свободного транзита по странам Европы должны стать виза или вид на жительство, выданные страной Шенгена, любой из стран, присоединившихся к ЕС в 2004 г., а также Швейцарией и Лихтенштейном, которые не входят ни в ЕС, ни в Шенген.

Первым шагом к беспрепятственному перемещению людей, товаров и грузов могло бы также стать практическое сотрудничество в целях гармонизации и совмещения транспортных систем России и Европы. Это прежде всего железнодорожные системы, о стандартизации которых говорится в СПС, однако, кроме как на уровне заявлений вопрос не решается. Много говорилось и о создании транссибирской магистрали, которую Европа собиралась финансировать, но пока это все прокламации. Возможно, переговоры в формате «1+25» сдвинут груз с мертвой точки.

На современном этапе сотрудничество России со странами ЕС в сфере борьбы с организованной преступностью происходит на основе двустороннего сотрудничества, а также в формате Интерпола и Лионской группы экспертов. Однако отсутствие европейского измерения на этом направлении, общего пространства внутренней безопасности снижает эффективность противодействия международной организованной преступ­ности. На сегодняшний день нет реальной концепции общего пространства внутренней безопасности, есть лишь список мер и действий, которые необходимы для сотрудничества в данной сфере, фактически повторяющие Хельсинкский план действий в борьбе с организованной преступностью.

Представляется, что подразумеваемое для этого общее правовое пространство должно быть основано на общих ценностях, а не только на общих интересах. Право­вое сотрудничество и сотрудничество в борьбе с организованной преступ­ностью невозможно, если в той или иной стране не выполняются законы, нет независимого суда и есть проблема коррумпированности правоохранительных органов. С этой точки зрения Россия находится в самом начале пути к участию в пространстве такого рода. В то же вре­мя необходимо четкое разделение ответственности между Россией и Евросоюзом за безопасность на этом пространстве, что требует высокой степени доверия между партнерами.

Среди активно обсуждаемых тем - угроза терроризма, вопросы кон­цептуального управления, проблемы распространения ракетных тех­нологий, противоракетная оборона театра военных действий, поиско­во-спасательные операции в мировом океане, сотрудничество в обла­сти управления воздушным пространством и в проведении военных учений. Для Европы главным вопросом является нестабильность по периферии региона, т.е. в первую очередь - неза­конная миграция, наркотрафик, энергетическая зависимость, и уже только после этого идут те вопросы, которые в американской полити­ке поставлены во главу угла. Список озабоченностей России, которые связаны с ее уязвимым положением, еще более длинный, но он больше похож на европейский, нежели на американский. Для нас периферийная нестабиль­ность, которая захлестывает нашу территорию, особенно на южных участках, - самая главная проблема. Это проблемы незаконной миг­рации и наркотрафика, который сейчас буквально затопил Сибирь и Дальний Восток, проблемы безопасности, связанные с прозрачно­стью и необустроенностью границ (западные и северо-западные границы, вопрос Калининграда и территориальной целостности РФ, южные и юго-восточные границы). Очевидно, что сегодня пока что правомернее и реалистичнее говорить о способности России и ЕС совместно контролировать угрозы так называемой мягкой безопасности - наркотрафик, нелегальную мигра­цию, торговлю людьми. Имен­но принцип противодействия «спросу и предложению» должен лежать в основе не только продвижения к обще­му пространству, но и в основе практического сотрудничества по проти­водействию преступности.

В планах Евросоюза по международному сотруд­ничеству в борьбе с терроризмом задействованы многие страны - араб­ские государства, Кения, Индонезия, США, но Россия пока не занимает постоянного места в этой области. В то же вре­мя в заявлениях лидеров ЕС говорится, что сотрудничество с Россией необходимо, и оно может строиться по образцу сотрудничества ЕС-США. Следует отметить, что такое сотрудничество должно основывать­ся на общем определении терроризма, согласованного списка террорис­тических организаций и двойного соглашения с Европолом об обмене ин­формацией.

Двойное соглашение между Европолом и Россией об обмене ин­формацией, заключенное в 2003 г., будет лишено практического смысла, если оно не будет дополнено соглашением об обмене личной информацией. Однако препятствием является не ратифицированная Россией Конвенция Совета Европы о защите личной информации при ее автоматической обработке.Очевидно, что России еще предстоит решить эти проблемы.



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Общее пространство в области свободы, безопасности и правосудия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее пространство в области свободы, безопасности и правосудия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)