Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее европейское пространство в сфере образования и культуры



2019-12-29 283 Обсуждений (0)
Общее европейское пространство в сфере образования и культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Четвертое пространство - это общее пространство в сфере образования, науки и культуры. Ничто не может быть важнее связей, которые существуют между людьми. Ещё отцы-основатели Европы говорили, что однажды, если придется перестраивать Европу, то нужно это делать на культурной основе. И когда речь идет о том, чтобы организовать этот «брак» между европейцами и русскими, мы не сможем создать этого без серьезных основ в области культуры, образования и науки. Это пространство важно как сочетание основ для других пространств.

Создание общего пространства в сфере образования на сегодняшний день является самой перспективной областью в отношениях России и ЕС. Практически единственной крупной ини­циативой, осуществленной на уровне ЕС в сфере образования, является программа ТЕМПУС, цель которой состоит в содействии сотрудничеству между университе­тами стран СНГ и ЕС. За 12 лет в ее рамках было выполнено более 300 совместных проектов в области университетского менеджмента и модернизации учебных планов и программ; общая сумма финансиро­вания составила около 90 млн. евро. Масштабы сотрудничества между российскими и европейскими университетами невозможно оценить из-за отсутствия регулярной информации. Во всяком случае, это не одна сотня университетов и других вузов России, Германии, Франции, Италии, Ве­ликобритании, Нидерландов, и других европейских стран.

Менее развито, но постепенно расширяется сотрудничество в облас­ти среднего образования, в том числе непосредственно между школами, гимназиями и другими общеобразовательными учреждениями. Более развито сотрудничество в сфере высшего образования. Здесь необходимо выделить участие России, формализованное в 2003 г., в Болонском процессе. В 1999 г. в Италии была принята Болонская декларация, в которой 33 европейские страны заявили о намерении создать к 2010 г. единую европейскую систему высшего образования. Сам процесс проходит под эгидой Совета Европы, но при активном содействии Евросоюза. Речь идет о важном шаге в направлении унификации ученых степеней, званий, стандартов образования. Происходит сближение образовательных систем, растет мобильность студентов и преподавателей, получает признание двуступенчатость образования, унифицируется также и система оценок успеваемости и др. Это формирует условия для получения студентами разностороннего, эффективного образования, для широкого обмена опытом преподавателей, позволяет будущим работодателям оценить возможности нового сотрудника вне зависимости от того, в какой стране и в каком университет он учился. В частности, формирование общего про­странства в области высшего образования идет достаточно интенсивно при содействии Европейской Комиссии. Для России один из важнейших вопросов на этом направлении - вопрос о взаимном признании дипломов, что является стимулом для гармонизации систем образования России и ЕС.

Сейчас Минобразования и науки ведет проект с Францией и Германией по сравнению, анализу и воссозданию системы доверия между инженерными образованиями. Франция и Германия как лидеры в системе инженерного образования озабочены тем, как сохранить особенности и сильные стороны и вписаться при этом в рамки Болонского процесса.

В 2006 г. будет создан Европейский институт (Колледж) в Москве на базе МГИМО (У) МИД РФ, для того чтобы в России лучше знали Евросоюз. Большое значение, выходящее за рамки собственно учебного процесса, будет иметь открытие европейского колледжа в России, поскольку образование является важной составляющей формирования общей системы ценностей, этических принципов и норм. Кроме того, это важный фактор в подго­товке общего рынка трудовых ресурсов.

Однако одного колледжа явно недостаточно для достижения поставленных целей. Речь должна идти о массовом обучении россиян – студентов, аспирантов и молодых специалистов – в европейских колледжах и университетах, создании специализированных курсов в России. Первый этап – привлечение соответствующей российской профессуры. Обучение и стажировка российских специалистов в специализированных учебных заведениях и учреждениях Европейского союза позволят им не только получить уникальные знания и опыт, почувствовать себя «в шкуре» европейского бюрократа, но и предоставят им возможность наладить личные связи с сотрудниками КЕС и других европейских органов.

Россия располагает значительным ноу-хау в области науки, но перед ней стоит много проблем. Европейский Союз считает, что Россия играет важную роль в международном научно-техническом сообществе. В то же время ЕС понимает, что все еще сохраняется сложная ситуация в отно­шении российских научно-исследовательских работ в связи с тем, что инвестиции в науку составляют сегодня лишь 40% от уровня 1990 года. Тем не менее, Россия обладает великолепным ноу-хау в таких научных дисциплинах, как теоретическая физика, физика плазмы, математика, нанотехнологии и нанонауки, авиация, ядерные исследования и некоторые области биологии. У России также есть мощные исследовательские организации, в том числе Российская академия наук, в состав которой входят около 450 научно-исследовательских институтов, и Российский фонд фундаментальных исследований - агентство по финансированию, созданное по западным моделям, а также 70 закрытых го­родов.

Сотрудничество в сфере науки между Россией и ЕС началось в 1992 г., когда, по решению Совета ЕС, была учреждена про­грамма сотрудничества ученых стран ЕС и СНГ – ИНТАС[72], и сегодня в него входят 33 члена и 12 стран-партнеров. Через два года в Москве был создан Международный центр по науке и технологии. В финансировании его деятельности приняли участие ЕС и некоторые вхо­дящие в него государства, а также США и Япония. Вклад Европейского Союза в бюджет МНТЦ составляет около 20 миллионов евро в год. Во второй половине 90-х гг. российские ученые начали участвовать в исследованиях и раз­работках, выполняемых в рамках 4-й и 5-й Рамочных программ научно-технического сотрудничества ЕС. В октябре 2000 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве России и ЕС в области науки и техноло­гии, действовавшее вплоть до 2003 г. При несомненной полез­ности этих инициатив, они были весьма ограниченными в своих масш­табах. Новое Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологии, подписанное в ноябре 2003 г., может дать старт более широкой и це­ленаправленной кооперации ученых России и стран ЕС. Оно предусмат­ривает сотрудничество в шести областях фундаментальной и прикладной науки, а также в научно-технической политике, в подготовке и повыше­нии мобильности научных кадров. Соглашение определяет основу для участия российских органи­заций в исследовательских про­граммах ЕС (кроме ядерных ис­следований) и предоставляет, в свою очередь, организациям ЕС доступ к подобным российским программам. Соглашение также содействует свободному доступу к исследовательским возможно­стям и общее использование этих возможностей, а также об­мену опытом между учеными. В частности, в нем предусмотрено более широкое участие российских ученых в проектах, выполняемых в рамках 6-й и 7-й Рамочных программ научно-технического сотрудничества ЕС. Два Соглашения, подписанных в Брюсселе в октябре 2001 года и касающихся сотрудничества в области ядерной безопасности и управляемого ядерного синтеза, вступили в силу в апреле 2002 года.

Содействие созданию Европейского исследовательского пространства (ЕИП) и достижению са­мых высоких результатов путем участия в 6-й Рамочной исследовательской программе Европейского Сообщества (2003-2006) является основной целью ЕС. Общий бюджет 6-й Рамочной программы[73] составляет 17,5 млрд. евро. Она нацелена на гражданские исследования по семи приоритетным тематикам: геномика и биотехнология для целей здравоохранения; технологии информационного общества; нанотехнологии и нанонаука; аэронавтика и космос; качество и безопасность продуктов питания; устойчивое развитие и глобальные изменения; граждане и управление в информационном обществе. Важными компонентами Рамочной программы также являются конкретные меры по поддержке международного сотрудничества, горизонтальные исследования в поддержку малых и средних предприятий, развитие людских ресурсов и мобильности (например, мероприятия по программе «Мария Кюри»). РП6 также обеспечивает основу для деятельности Совместного исследовательского центра Европейской Комиссии и для исследований в ядерной области, проводимых Европейским сообществом по атомной энергии (ЕВРАТОМОМ). В рамках РП6 на международное сотрудничество выделено 600 млн. евро и созданы более благоприятные условия для участия и финансирования организаций из России и Новых Независимых Государств. Примечательно, что для построения 7-й Рамочной программы предполагается создать первую в истории сотрудничества рабочую группу между ЕС и Россией, которая работает на согласовании приоритетов, что символизирует важность позиции России для ЕС по согласованию научных приоритетов.

До окончания 6-й Рамочной программы в 2006 году ИНТАС будет поддерживать исследовательские проекты, главным образом в области фундаментальных наук, информационную сеть для содействия интеграции научных сообществ ННГ в Европейское исследовательское пространство, предоставлять стипендии молодым ученым и способствовать распространению и внедрению результатов исследований. 6-я Рамочная исследовательская программа ЕС внесет свой вклад в бюджет ИНТАС в размере 70 миллионов евро.

Сотрудничество в области космоса. Двусторонний диалог по космосу между Европейским Союзом и Россией начался в 1998 году. В декабре 2001 года Европейская Комиссия, Европейское космическое агентство и Росавиакосмос подписали трехсторонний Совместный меморандум о «Новых возможностях российско-европейкого партнерства в области космоса». Мемо­рандум создал политическую основу для предстоящей работы и охватывает сотрудни­чество по проектам ГАЛИЛЕО/Глонасс, Гло­бальный мониторинг окружающей среды и безопасности (GMES), исследования в облас­ти пусковых установок, а также промышлен­ное сотрудничество и исследования в области космических транспортных систем.

Растущая необходимость в обеспечении безопасности вкупе с множеством возможностей, кото­рые предоставляет космос, привели к полному переосмыслению роли Европейского Союза в кос­мической области. В ноябре 2003 года Европейская Комиссия представила подготовленный сов­местно с Европейским космическим агентством основной политический доклад о политике ЕС в области космоса. В докладе говорится о необходимости дополнительного финансирования этой области и рекомендуется принять шаги к обеспечению независимого доступа для Европы к космо­су, содействию исследованию космоса, совершенствованию науки о космосе в Европе. В докладе также отмечается тот факт, что международное сотрудничество предоставляет хорошие возмож­ности для наращивания потенциала Европы в космических технологиях и их применении в со­трудничестве с США, Россией и новыми космическими державами. В полном соответствии с вышесказанным, в феврале 2004 года страны-члены Европейского кос­мического агентства выделили средства, необходимые для реализации сотрудничества с Россией в области космических пусковых установок (с ракетоносителями «Союз», управляемыми «Арианэспас» с 2006 года) и совместной деятельности по разработке новых пусковых установок.

Состояние сотрудничества в этой области следует оценивать с уче­том того, что оно активно развивается на основе прямых связей между университетами и другими научными центрами России и стран ЕС. Наи­более динамично оно продвигается в общественных и гуманитарных дисциплинах, медленнее - в естественных науках, хотя и здесь на уровне университетских и академических связей осуществляется множество ис­следований теоретического и экспериментального характера. Однако в целом, масштабы сотрудничества России и ЕС в области науки и техно­логии не соответствуют потенциалу Сторон. Что касается науки, то в гуманитарной сфере можно говорить о формировании общего пространства исследований в области знаний о че­ловеке и обществе. Есть и фундаментальные науки, где обмен научными открытиями фундаментального характера происходит открыто и интен­сивно. Но существуют обширные области прикладных исследований и раз­работок, имеющих коммерческий характер или связанных с военным потенциалом. Эти сферы тщательно охраняются странами - членами ЕС, которые рассматривают своих партнеров по интеграции как экономичес­ких конкурентов. Однако в 2005 г. Евросоюз начал запуск новой единой программы фундаментальных и прикладных исследований, которая, как предполагается, должна повысить глобальную конкурентоспособность Европы. Как утверждает министр образования и науки РФ Фурсенко А.А., Россия также будет подключена к его реализации. Реализовать этот проект предполагается путем создания сети центров совершенства науки, которые будут объединять сильные стороны каждой из стран, входящих в ЕС, тем самым, создавая эти «совершенства».

Ярким примером европейского сотрудничества является проект международной космической станции – ЦЕРН, это огромный коллайдер, где Россия является абсолютно полноправным партнером создания комплекса. Обсуждается проект создания совместно первого термоядерного реактора.

Что касается культуры, то в СПС упомянуты лишь три направления сотрудничества в области культуры: обмен информацией и опытом сохранения и охраны памятников и исторических мест; культурный обмен между учреждениями, деятелями искусств и другими лицами, рабо­тающими в области культуры; перевод литературных произведений. Совершенно очевидно, что его объем, представленный 85-й статьей, не отвечает масштабу фактического потенциала сторон и реальной практике взаимоотно­шений, которая идет главным образом по двусторонним каналам. Эти возможности для объединения ресурсов в общеевропейском измерении, подготовки совместных инициатив, например для ЮНЕСКО, существуют реально.

Меж­ду тем, реально в сфере культуры идет бурное развитие сотрудничества, что является, пожалуй, наиболее ярким свидетель­ством прогресса в отношениях между Россией и Западной Европой. Культурные связи развиваются почти исключительно в рамках двусторонних отношений между Россией и государствами-членами ЕС. Крушение «железного занавеса» произвело колоссальный эффект, выразив­шийся в восстановлении родственных и дружеских связей, развитии контактов и сотрудничества непосредственно между библиотеками, музеями, театрами и музыкальными коллективами, университетами и другими учебными центрами, творческими союзами и общественными организациями. Решающую роль в этом процессе играла инициатива «снизу». Вместе с тем, в большинстве стран ЕС активное содействие развитию сотрудничества с Россией в области образования и культуры оказывали правительства и зачастую местные власти. Между Россией и рядом государств-членов ЕС были заключены соглашения о культур­ном сотрудничестве. Нельзя не отметить также активную помощь в развитии культурного сотрудничества, систематически оказываемую посольствами большинства стран ЕС в России и российскими посоль­ствами в этих странах. Наконец, позитивную роль в развитии культур­ных и человеческих связей сыграло начавшееся развитие туризма. Все это, вместе взятое, способствовало взаимному ознакомлению народов, ко­торые надолго были изолированы друг от друга, созданию нового кли­мата отношений на уровне общества.

Туризм рассматривается как фактор экономического развития, но это еще и эффективный способ содействовать укреплению связей между людьми. К сожалению, пока в основном наши граждане путешествуют за границу, приток иностранных туристов к нам относительно невелик. Хотя помимо центрального региона, интересного с исторической точки зрения, туристические впечатления, как, например, путешествие на озеро Байкал, на вулканы Камчатки, или на полуостров Ямал на Крайнем Севере заинтересовали бы ориентированных на экологию европейцев куда больше, на одном только Байкале в качестве добровольцев работает около 35% европейских рабочих. Так например Украина с 1 января 2004г. на территории автономной республики Крым ввела безвизовый режим для ряда европейский стран и США. Почему бы России не воспользоваться подобной возможностью.

Основополагающей задачей нашего культурного обмена является предоставление возможности, в частности, молодым людям, познакомиться с культурой и освоить язык партнера, инициатив, исходящих от музеев и театров, ученых и деятелей искусства, в рамках партнерства между городами и личных контактов. Самыми активными в этом отношении являются Германия и Франция, проводя ряд мероприятий по всей России, открывая в регионах свои культурные центры, при этом они еще и лидеры по количеству привлеченных российских студентов по программам обмена.

Примерами культурного сотрудничества, которое является самым активным из всех остальных сфер, могут служить регулярно проходящие в Европе выставки, кинофестивали, выступления российского театра, концерты, открытие российских культурных центров и дней русской культуры. Традиционным становится объявление года какой-либо страны, так 2004 г. был объявлен годом Германии в России, что влечет за собой организацию мероприятий в течение всего года в обеих странах. А осенью 2005 г. в Бельгии прошел знаменитый фестиваль «Европалия-Россия-2005», этот фестиваль существует уже 20 лет и, как правило, целиком посвящается культуре одной из европейских стран, так что приглашение стать главным гостем в течение многих месяцев для российской стороны говорит о приоритетном значении культуры нашей страны для европейского сообщества.

Формирование общего социального пространства обусловлено про­цессом глобализации труда, который привел к единой системе социаль­ных ценностей. Де-факто Россия находится в европейском социальном пространстве. Тем не менее есть различия между российским социаль­ным пространством и социальным пространством ЕС, прежде всего в стандартах уровней и качества жизни - в доходах населения, в качестве труда и рабочей силы, в «ножницах» между потребностями в социальных услугах определенного уровня и реальным уровнем услуг. Сегодня можно констатировать ориентацию граждан России на европейский рынок труда. Исходя из этого, перед Россией встают зада­чи интеграции в европейское социальное пространство по качеству дохо­дов и рабочей силы, включая профессиональное обучение, развитию сфе­ры социального обслуживания, увеличению социальных гарантий необес­печенному населению.

В 2005 г. наконец-таки было принято решение о создании постоянного комитета в рамках четвертого пространства, состоящего из министров науки и образования и руководителей соответствующих ведомств.[74]

 

 

Однако, несмотря на то, что сотрудничество России и ЕС развивается пока довольно медленно, к окончанию 10-летнего срока действия СПС суммарный эффект от имеющегося взаимодействия должен быть значительным как с точки зрения достигнутых реальных результатов, так и сточки зрения накопленного опыта.

 

 



2019-12-29 283 Обсуждений (0)
Общее европейское пространство в сфере образования и культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее европейское пространство в сфере образования и культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)