Некоторые показатели экономической интеграции стран Европы
Источник: Dorucci Е, Firpo S., Fratzscher M., Mongelh F.P. European Integration What Lessons for Other Regions? The Case of Latin America. European Central Bank // Working Paper. 2002. № 185. P. 13-15.
Приложение 2 «Энергетический диалог является важным аспектом сотрудничества, включая в себя поставки российских энергоносителей странам Центральной и Западной Европы, с параллельным привлечением инвестиций европейского капитала в развитие энергетического сектора России». Из выступления президента Российской Федерации В.В.Путина Рубеж тысячелетия ознаменовался ростом финансово-экономических рисков в мировом энергоснабжении. Возросшие риски обусловили повышенный интерес основных мировых потребителей энергоресурсов – ЕС, США, Японии, Китая – к России как к крупнейшему экспортёру энергетического сырья, в первую очередь нефти и газа. Эти основные партнёры России в сфере энергетики в ближайшее время могут стать конкурентами за право участвовать в развитии российского ТЭК, что в свою очередь побуждает их к налаживанию диалога с РФ в сфере энергетики. Первым такой диалог с Россией начал Евросоюз, основные цели которого обусловлены принятой в марте 2000г. т.н. Лиссабонской стратегией, предполагающей структурную перестройку топливно-энергетического баланса с учётом возможностей экономии углеводородов, обеспечения охраны окружающей среды и снижения технологических потерь на всех стадиях переработки нефти и газа. В этой связи перспективы угледобычи в странах ЕС малоблагоприятны. Снижение уровня добычи угля наблюдается в Великобритании, Германии, Франции, и др. странах. А т.к. страны ЕС (кроме Франции) являются ярыми противниками атомной энергетики, то в нынешнем столетии можно ожидать увеличение углеводородов в топливно-энергетическом балансе стран ЕС.
Одним из главных итогов саммита ЕС и России в Париже в октябре 2000 года стало решение о начале энергетического диалога с целью создания широкого и стабильного партнерства в этой области и повышения надежности энергетических поставок как в ЕС, так и в России. На саммитах ЕС-Россия в Брюсселе в октябре 2001 года и в Москве в мае 2002 года были определены важнейшие принципы практической реализации стратегического партнерства сторон, в том числе за счет усиления энергетического диалога. Цель диалогасостоит в развитии долгосрочного энергетического партнерства между ЕС и Россией в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Предметом диалога являются нефть и природный газ, сотрудничество по объединению электросетей ЕС и России и торговля ядерными материалами. Зачем нужен диалог? Россия была и остается надежным и важным поставщиком энергоносителей в страны Европейского Союза. В ЕС поступает 53% российского экспорта нефти, что составляет 16% объема всей потребляемой в ЕС нефти, и 62% российского природного газа - 20% общего объема потребления природного газа в ЕС. ЕС серьезно заинтересован в сохранении и повышении роли России как поставщика нефти и природного газа, а также в укреплении России как верного и надежного поставщика. Необходимо отметить тот факт, что никаких количественных ограничений на экспорт российского углеводородного сырья в ЕС не существует. Для устойчивого развития энергетического сектора России необходимы инвестиции Успех энергетического диалога требует создания условий для поощрения инвестиций и передачи технологий в энергетический сектор России, в том числе в производство, транспортировку и потребление. Масштаб инвестиций, необходимых для российской энергетики, огромен. В соответствии с Энергетической стратегией России на 2001-2020 годы требуется инвестировать около ? 450-600 миллиардов для модернизации производственных мощностей и поддержания запланированного ежегодного экономического роста на уровне 4-5%. Около ? 150 миллиардов из этой суммы требуется на период до 2010 года (ожидается, что 30% из них составят иностранные инвестиции). Для привлечения отечественных и европейских капиталовложений России необходимо обеспечить предсказуемость и прозрачность делового и инвестиционного климата. Диалог в целях поддержки стратегических реформ Двусторонний диалог участников, которые в равной степени выиграют от его успеха, ведется с прицелом на средне- и долгосрочную перспективу. ЕС главным образом заинтересован в долгосрочных и надежных энергетических поставках. Важно достичь договоренности по ряду взаимовыгодных обязательств, которые бы содействовали сотрудничеству сторон, и определить конкретные шаги в целях скорейшего улучшения инвестиционного климата и осуществления инициатив, поддерживаемых ЕС в энергетическом секторе России. России важно привлечь инвестиции для расширения экспорта нефти и газа, восстановления и модернизации энергетической инфраструктуры, а также для использования знаний и передачи технологий как средств усиления экономического роста. «Переменными величинами» являются качество, определение сроков и реализация стратегических реформ, реструктуризация естественных монополий, либерализация тарифов на энергию, доступ к энергосетям, защита инвестиций, вопросы транзита и т.д. Как ведется диалог? Российскую сторону на переговорах в рамках двустороннего диалога возглавляет министр промышленности и энергетики Российской Федерации Виктор Христенко, европейскую - генеральный директор Европейской Комиссии Франсуа Ламуре, в ведение которого входят вопросы транспорта и энергетики. Диалог осуществляется через структуры, установленные Соглашением о партнерстве и сотрудничестве. На первоначальном, исследовательском этапе диалога ЕС и России было сформировано четыре экспертных группы для изучения ключевых областей, представляющих взаимный интерес: · Энергетическая стратегия и энергетический баланс. · Инвестиции. · Передача технологий и энергетическая инфраструктура. · Энергетическая эффективность и экология. Предварительные результаты работы в рамках диалога Основываясь на результатах исследовательского этапа диалога, достигнута договоренность о составлении технико-экономических обоснований инфраструктурных проектов, представляющих взаимный интерес: · Освоение Штокмановского месторождения природного газа. · Строительство Североевропейского трансбалтийского газового трубопровода (СЕГ). · Объединение газопровода «Ямал-Европа». · Объединение нефтяного трубопровода «Адрия-Дружба». · Объединение электросетей ЕС и России. В рамках диалога ведется работа по созданию региональной спутниковой системы предотвращения аварий в нефтегазовой инфраструктуре. Более того, российские и европейские эксперты начали работу над объединением электросетей ЕС и России. В ноябре 2002 года в Москве состоялось официальное открытие Энергетического технологического центра ЕС-Россия, созданного в целях более эффективной передачи технологий. Центр содействует передаче технологий, привлекая к процессу представителей частного сектора экономики, в частности малые и средние предприятия. Договор к Энергетической хартии: важность ратификации Договор к Энергетической хартии был подписан в декабре 1994 года и вступил в силу в апреле 1998 года. На сегодняшний день к Договору присоединилась 51 страна Европы и Азии. Россия подписала Договор в 1994 году. Договор является многосторонним, юридически обязательным инструментом межправительственного сотрудничества в энергетическом секторе, основанном на принципах рыночной экономики, взаимного содействия и отсутствия дискриминации. СЕГ В структуре энергопотребления стран ЕС наиболее быстрыми темпами растёт потребление газа, что связано не только с удобством его использования и транспортировки, но и относительно невысокими капитальными затратами при создании генерирующих мощностей. Растущие потребности стран ЕС в газе в основном удовлетворяются поставками его из России, что составляет ок. 40% всего импортируемого в ЕС «голубого топлива». Неуклонно растущие импортные потребности стран ЕС в нефти и газе требуют масштабного расширения всей трубопроводной инфраструктуры. Взаимная заинтересованность Евросоюза и России в расширении сети магистральных трубопроводов, подкреплённая совместными инвестиционными проектами, приносит хорошие результаты, и создаёт благоприятные перспективы для дальнейшего развития отношений. Так 8 сентября 2005г. в Берлине, в присутствии президента РФ В. Путина и федерального канцлера Германии Г.Шрёдера было подписано Соглашение о строительстве «газопровода века», трасса которого пройдёт через акваторию Балтийского моря, в обход восточноевропейских государств, отношения с которыми оставляют желать лучшего. Т.о. Россия совершит прорыв в Европу не только в энергетической, но и политической сферах. Общая стоимость Североевропейского газопровода (СЕГ) оценивается примерно в 5,7 млрд. долл., а экономическая выгода за первый год эксплуатации составит около 4 млрд. долл.[78] Новый маршрут позволяет экономить за счёт исключения транзитной составляющей[79]. Новый этап Новым этапом энергетического диалога не только между Россией и Евросоюзом, но и всем миром в целом должно стать построение системы глобальной энергетической безопасности, о создании которой договорились главы государств на саммите в Санкт-Петербурге в марте 2006 г.
Приложение 3
Экономические и торговые показатели по ЕС и России
Приложение 4 «Перечень озабоченностей России в связи с расширением ЕС» август 1999 года При вступлении стран ЦВЕ в ЕС Россия может столкнуться со следующими проблемами: 1. Переход стран-кандидатов с национальных таможенных тарифов на Единый внешний тариф ЕС может вызвать увеличение уровня таможенного обложения отдельных российских товаров. 2. Распространение на рынки стран-кандидатов квот и лицензирования ЕС в отношении российского импорта, который ранее там не ограничивался, и возможная не отмена их национальных квот. 3. Степень свободы транзита российских грузов через территории новых стран-членов и возможность сохранения национальных исключений из acquis communautaire. 4. Переход от безвизовых поездок россиян в страны-кандидаты на визовые правила Шенгена. 5. Отклонение экспортных и импортных товаропотоков стран-кандидатов от рынка России на единый внутренний рынок ЕС. 6. Переадресация на страны-кандидаты иностранных инвестиций, которые в иных условиях могли бы быть направлены в Россию. 7. Возможный спад использования странами-кандидатами внешнеэкономической инфраструктуры России. 8. Неопределенность конечного эффекта для России от включения стран-кандидатов в систему преференций ЕС и распространения на их рынки преференций ЕС для развивающихся стран по аналогичным товарам российского экспорта. 9. В рамках единой аграрной политики ЕС возникнет затруднение сбыта российских сельхозтоваров на рынках стран-кандидатов, а также удорожание для России аграрного импорта из этих стран. 10. Распространение на страны-кандидаты политики конкуренции и антидемпингового режима ЕС, и как следствие, неопределенность механизма распространения на эти страны действующих антидемпинговых процедур и признание соответствующих обязательств российских экспортеров. 11. Ослабление «зоны евро» из-за слабости экономики и финансов новых стран-членов ЕС, увеличение угрозы падений и колебаний по этой причине курса «евро». 12. Переход этих стран с ГОСТов и стандартов СЭВ на стандарты ЕС, затрудняющий экспорт сертифицируемой продукции РФ, особенно машиностроительной, химической и пищевой. 13. Неспособность правоохранительных и судебных систем стран-кандидатов эффективно участвовать в выполнении договоренностей Россия – ЕС по борьбе с оргпреступностью. 14. Замена в странах-кандидатах военной спецтехники из России на спецтехнику из стран ЕС и НАТО. 15. Русскоязычное население в странах-кандидатах может остаться после присоединения ущемленным в своих гражданских правах. 16. Распространение на страны-кандидаты лимитов ЕС по доле энергии импортируемой из России. 17. Проблемы жизнеобеспечения Калининградской области.
Приложение 5
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |