Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационное построение современной налоговой системы.



2019-12-29 282 Обсуждений (0)
Организационное построение современной налоговой системы. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий и граждан с государством в условиях перехо­да к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необ­ходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являю­щихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного произ­водства Налоговые методы регулирования финансово-экономиче­ских отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими эконо­мическими рычагами создают необходимые предпосылки для фор­мирования и функционирования единого целостного рынка

Налоги исторически возникли с разделением общества на антагонистические классы и появле­нием государства

Учение о налогах составная часть финансовой науки, изу­чающей производственные отношения людей в их единстве и взаимодействии с производительными силами и надстройками Налоги, участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфиче­ской формой производственных отношений

В процессе формирования налоговой системы в России была осуществлена замена налога с оборота, налога с продаж на НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды Расширился круг обязательных платежей предприятий. С 1 января 1992 г в России стала действовать новая налоговая система, общие принципы построения которой определяет Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Россий­ской Федерации" от 27 декабря 1991 г. Закон устанавливает пере­чень идущих в бюджетную систему страны налогов, сборов, по­шлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Объектами налогообложения стали прибыль (доходы), стои­мость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресур­сами, имущество юридических и физических лиц, передача иму­щества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др

В соответствии со ст. 2 Закона "Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации" "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном поряд­ке, образует налоговую систему".

Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с измене­ниями, предусмотренными в проекте налогового кодекса:

1. федеральные (на уровне России);

2. региональные (на уровне регионального органа государст­венной власти);

3. местные (на уровне органа местного самоуправления).

Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеральное устройство.

> Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объ­екты налогообложения, плательщики федеральных налогов, на­логовые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во вне­бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Далее приводится перечень федеральных налогов, взимае­мых с предприятий и бюджеты их зачисления1.

•   Налог на прибыль (ФБ, РБ, МБ)

•   Акцизы на отдельные группы и виды товаров (ФБ, РБ, МБ).

•   Налог на добавленную стоимость (ФБ, РБ, МБ)

•   Таможенная пошлина (ФБ)

•   Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ФБ, РБ,МБ)

•   Акцизы на минеральное сырье (ФБ)

•   Налог на пользование недрами (ФВ, РБ, МБ)

•   Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ)

•   Налог на доходы от капитала (ФБ)

•   Подоходный налог (РБ, МБ)

•   Социальный налог (ВБФ РФ)

•   Налог на пользование объектами животного мира (ФБ, РБ, МБ)

•   Водный налог (ФБ, РБ, МБ)

•   Экологический налог (ФБ, РБ, МБ)

•   Налог на приобретение иностранных денежных знаков (ФБ, РБ, МБ)

•   Налог на использование государственной символики РФ (ФБ, РБ, МБ)

•   Федеральные лицензионные сборы (ФБ)

> Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законе дательными актами РФ и взимаются на всей территории При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установ­лено законодательными актами РФ

Далее приводится перечень региональных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачислений.

• Налог на имущество предприятии (РБ, МБ)

• Лесной налог (РБ)

• Транспортный налог (ДФ)

• Региональные лицензионные сборы (РБ)

• Налог на использование региональный символики (РБ)

> Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязательны только два - земельный налог, налог на рекламу

Они устанавливаются законодательными актами РФ В част- ности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федера­ции "О плате за землю"

Перечень местных налогов, взимаемых с предприятий, при­водится ниже

• Земельный налог (ФБ, РБ, МБ)

• Налог с розничных продаж (МБ)

• Налог на рекламу (МБ)

• Гостиничный налог (МБ)

• Курортный сбор (МБ).

• Местные лицензионные сборы (МБ)

• Налог на использование местной символики (МБ)

К организационным принципам действующей российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осу­ществляется ее построение и структурное взаимодействие Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловли­вают основные направления ее развития и управления

Данные принципы закреплены преимущественно в Консти­туции России и в Законе об основах налоговой системы.

В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы

1. принцип единства;

2. принцип подвижности (пластичности),

3. принцип стабильности,

4. принцип множественности налогов,

5. принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

>" Принцип единства налоговой системы. Единство налого­вой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации, согласно которой Правительство Российской Феде­рации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

> Принцип подвижности. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть опера­тивно изменены в сторону уменьшения или увеличения налого­вого бремени в соответствии с объективными нуждами и воз­можностями государства.

> Принцип стабильности. Согласно принципу стабильно­сти, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке

Ø Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Ø Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое эконо- мическое пространство России предопределяет политику Рос­сийского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В наиболее полном виде система принципов налогообложения представлена в схеме 7.   

Наибольший налоговый пресс на деятельность предприятии оказывают налоги, составляющие по прогнозным доходам феде­рального бюджета в 1999 г

• НДС 46% всех налоговых поступлений в бюджет,

• акцизы — 25,6%,

• налог на прибыль — 15,7%,

• налог на доходы от государственных ценных бумаг 5,1%,

• экспортно-импортные пошлины 8,8%

При этом все налоговые доходы федерального бюджета дос­тигают 83,5%1

Кроме налогов, направляемых в бюджет, предприятия должны начислять и перечислять страховые взносы и платежи во внебюд­жетные фонды

Все перечисленные налоги и взносы как основные инстру­менты формирования рыночной экономики еще не реализовали в достаточной степени свои потенциальные возможности

При наличии в налоговой системе страны практически всех видов на­логов, используемых зарубежными странами, налоговая система не в состоянии обеспечить достаточный уровень доходов государст­ва, о чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит

Кроме того, система налогообложения предприятий не создает у последних заинтересованности в повышении эффективности про­изводства, качества продукции, решении производственных задач на более высокой технической основе. Наконец, сущест­вующий уровень налогообложения крайне отрицательно влияет на развитие экономики страны, способствует спаду производства, усилению инфляции и снижению уровня жизни населения.

В настоящее время происходит важный процесс переосмыс­ления налоговой политики. Наряду с локальными поправками в налоговое законодательство, вызванными необходимостью срочно решать больные вопросы, в Минфине РФ подготавлива­ются и стратегические решения, рассчитанные на длительную перспективу.

Новый подход к налоговой политике предполагает продол­жение налоговой реформы, начатой в 1992 г. Речь идет не о полной замене или кардинальной ломке существующей системы. Предполагается процесс эволюционный, но быстротечный.

Девиз, под которым будет продолжаться налоговая реформа, в Минфине РФ сформулировали так: «Государство готово пойти на снижение налогов в обмен на ужесточение налоговой дисциплины».

Все параметры нового налогового режима уже обусловлены и заложены в проект Налогового кодекса РФ, подготовленного по заказу Минфина РФ и принятого в первом чтении Государственной Думой. Остановимся на некоторых положениях.

Налоговый кодекс РФ должен систематизировать законода­тельство и унифицировать его понятийный аппарат, что во мно­гом снизит конфликтность налоговых отношений и обеспечит до­полнительные удобства для налогоплательщиков благодаря от­мене сотен нормативных актов. Налоговый кодекс установит процедурные и процессуальные нормы, без которых любые дек­ларации прав и обязанностей останутся всего лишь декларация­ми. Процедуры нужны прежде всего для того, чтобы опреде­лить правила проведения проверок, выставления требований об уплате налогов, приостановления сроков исполнения требова­ний на период обжалования, применения репрессивных мер (списание средств с банковских счетов, обращение взыскания на имущество, арест имущества, изъятие документов). Кодекс устанавливает также порядок обжалования действий налоговых органов и рассмотрения дел о нарушениях.

Будут пересмотрены составы налоговых нарушений, штрафы за эти нарушения. По-новому будут решаться вопросы предос­тавления отсрочек по уплате налогов, а также возврата излишне уплаченных или неправомерно взысканных налогов.

Для налогообложения следует четко определить такие важ­нейшие понятия, как экономическая деятельность, товары (ра­боты, услуги) и их реализация, место реализации и рыночная цена, доходы и их источники, правила, в соответствии с кото­рыми доходы признаются российскими или полученными за пределами страны, и др.

С принятием Налогового кодекса (вторя часть) можно реально связывать надежды на изменение налогового климата в сторону "потепле­ния", снятие многих препятствий развитию производства, что сегодня выражается в отношении российских и иностранных инвесторов к оценкам возможностей и рисков нормально рабо­тать и получать прибыль в России.

Налоговая система включает различные виды налогов. В ос­нову их классификации положены разные признаки (схема 2).

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания класси­фикации налогов:

1. по способу взимания налогов;

2. по субъекту-налогоплательщику;

3. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

4. по порядку введения налога;

5. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

6. по целевой направленности введения налога.

> По способу взимания налогов. Прямые налоги устанавли­ваются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обло­жения). В данном случае связь между плательщиком (потреби­телем) и государством опосредована через объект обложения.

> По субъекту-налогоплательщику. К данному виду нало­гов относятся:

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользовате­лей

автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.). Данная разновидность не случайно на­звана "налоги с предприятий и организаций", а не "налоги с юридических лиц". Это вызвано тем, что некоторые организа­ции выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представи­тельства, обособленные структурные подразделения.

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

Ø По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги. Этот вид налогообложения включает:

Федеральные (общегосударственные) налоги Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогооб­ложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законо­дательством России и являются едиными на всей ее террито­рии. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на прибыль с предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие ис­точниками образования дорожных фондов; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке насле­дования и дарения; сбор за использование наименований "Рос­сия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний

Региональные налоги (налоги республик в составе Россий­ской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных нало­гов является то, что конкретные размеры ставок, определение объ­ектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления нало­гов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации республик в составе Российской Федерации или решениями органов государ­ственной власти краев, областей, автономной области, автоном­ных округов Региональными являются следующие налоги- налог на имущество предприятий; налог на лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимае­мый с юридических лиц

Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соот­ветствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог; регистрацион­ный сбор с физических лиц, занимающихся предприниматель­ской деятельностью, курортный сбор; сбор за право торговли; це­левые сборы на содержание милиции, на благоустройство терри­торий, на нужды образования и др ; налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей; сбор с владельцев собак; лицензион­ный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицен­зионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранс­порта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах.

Ø По порядку введения налога. По порядку введения налога можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

 Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. К общеобязательным налогам относятся все федеральные налоги, также налог на имущество предприятий, налог на лесной доход, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Факультативные налоги предусмотрены основами налого­вой системы, однако непосредственно вводиться они могут зако­нодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взима­ние этих налогов на той или иной территории компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относят­ся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключением тех, которые являются общеобязательными.

> По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж. В соответствии с бюджетной системой России налого­вые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на осно­вании чего налоговые платежи можно подразделить на закреп­ленные и регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закреп­ленных налогов выделяют налоги, которые поступают в феде­ральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты раз­личных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога, налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы от­числений но таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты авто­номных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации

> По целевой направленности введения налога. В соответст­вии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специаль­ные) налоги вводятся для финансирования конкретного направ­ления затрат государства, например сбор на нужды образова­тельных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые , сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и 1 другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей соз­дается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья

Элементы налога. Каждый налог содержит следующие элементы субъект, объект, источник, единицу обложения, нало­говую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы

Субъект налога, или налогоплательщик, - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязан­ность уплачивать налог

Объект налога — предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары) Часто название налога вытекает из объекта Например, земельный налог, подоходный налог

Источник налога доход субъекта (заработная плата, при­быль, процент), из которого оплачивается налог По неко­торым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают

Единица обложения - единица измерения объекта (по по­доходному налогу денежная единица страны, по земельному налогу гектар, акр)

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта

• Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.) Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в опре­деленных долях объекта обложения Установленные в сотых долях объекта ставки носят название и подразделяются на про­порциональные и прогрессивные

Способы взимания налога. В налоговой практике суще­ствуют три способа взимания налогов:

1. кадастровый,

2. изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника),

3. изъятие налога после получения дохода (владельцем по дек­ларации)

Первый способ предполагает использование кадастра

Кадастр это реестр, содержащий перечень типичных объ­ектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним при­знакам Он устанавливает среднюю доходность объекта обложе­ния К внешним признакам относятся, например, при земель­ном налоге размер участка, количество скола и др.

Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источ­ника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридиче­ского лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается подоходный пало) с заработной платы

Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декла­рации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах

Полная классификация налогов представлена в схеме 2.

 



2019-12-29 282 Обсуждений (0)
Организационное построение современной налоговой системы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационное построение современной налоговой системы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)