Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налог на имущество юридических лиц



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Налог на имущество юридических лиц 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Целью введения налога на имущество является:

- обеспечение бюджетов регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов;

- создание стимулов освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для предприятий и организаций.

Плательщиками налога на имущество выступают все предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами, а также филиалы указанных юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

От уплаты налога освобожден только узкий круг юридических лиц: бюджетные учреждения и организации, религиозные объединения и организации, предприятия и организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов ЦБ РФ и его учреждения, инвестиционные фонды.

Объектом является имущество в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия. В качестве объекта налогообложения принимается совокупность основных средств, материальных запасов, затрат и нематериальных активов. Выведены по сравнению с 1993 г. из налогооблагаемой базы дебиторская задолженность, денежные средства и средства в расчетах предприятий.

Сумма налога исчисляется и вносится исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Конкретные ставки по налогу на имущество предприятий устанавливаются высшими законодательными органами республик в составе РФ. Краев и областей. При этом предельный размер налоговой ставки не должен базы превышать 2% налогооблагаемой базы.

Законом запрещено устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий.

Не облагается налогом имущество:

- бюджетных учреждений и организаций, органов государственной власти и управления, коллегии адвокатов, федеральной и других нотариальных палат;

- предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы;

- специализированных протезно-ортопедических предприятий;

- используемое только для нужд образования и культуры;

- религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;

- предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства (кроме гостиниц).

К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий, относятся:

- ведомственное жилье;

- объекты пожарной безопасности и охраны природы;

- земля;

- спутники связи;

- оборудование для производства, обработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Авансовые платежи по налогу на имущество не производятся. Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года вносит платежи в бюджеты своих регионов. В конце года производится окончательный перерасчет с бюджетом по данному налогу по годовому бухгалтерскому балансу..

Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности предприятия.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок.

 

          8. Прочие региональные налоги.

 

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства. В настоящее время предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, и индивидуальные предприниматели платят налоги либо в общеустановленном налоговом законодательном порядке, либо имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в действие в 1995 г.

Однако не все малые предприятия, относящиеся согласноФедеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства могут перейти на упрощенную систему, а только организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек при условии, что за отчетный год совокупный размер валовой выручки не превысил стотысячекратного минимального размера оплаты труда.

Принятая упрощенная система налогообложения малого бизнеса оказалась мало приспособленной к реальной экономической действительности.

Рассмотрим основные положения действующего Федерального закона Российской Федерации «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Данная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных государством налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Однако для организаций, применяющих эту систему, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Таким образом, нельзя сказать, что упрощенная система налогообложения действительно является упрощением.

Объектом обложения единым налогом устанавливается либо совокупный доход предприятия, либо валовая выручка (на усмотрение органов государственной власти субъекта Российской Федерации). Ставки единого налога: не более 20% с совокупного дохода ( 10% в федеральный бюджет) либо не более 10% суммы валовой выручки (3,33% в федеральный бюджет)). Конкретные ставки налога, а также пропорции распределения зачисления налоговых платежей между бюджетами устанавливаются решениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Официальным документов, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, выступает патент, выдаваемый сроком на один год налоговыми органами. Стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога решениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.

Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально. Уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Федерации в отношении один к двум.

Для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты подоходного налога уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. введен налог с продаж. Плательщиками этого налога являются все юридические лица и их обособленные подразделения, иностранные юридические лица и их обособленные подразделения, созданные на территории России, частные предприниматели без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) в РФ.

Объект налогообложения  - стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, кроме:

- ряда продуктов питания (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, масло растительное, маргарин, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания);

- детской одежды и обуви;

- лекарств, протезно-ортопедических изделий;

- жилищно-коммунальных услуг, а также ряда других товаров, работ и услуг первой необходимости по перечню, устанавливаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров.

Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 процентов.

Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую с оплате покупателю (заказчику).

 

9. Земельный налог.

 

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» земельный налог наряду с арендной платой и нормативной ценой земли является формой платы за ее использование.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального природопользования и освоения земель, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, поэтому земельный налог используется исключительно на цели финансирования мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия , и процентов за их использование, а также на инженерное и социальное обустройство территории.

Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельца и землепользователи, кроме арендаторов.

Объектом налогообложения являются находящиеся в собственности, пользовании или владении земельные участки.

Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Они устанавливаются раздельно для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Порядок уплаты земельного налога различен для юридических и физических лиц. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно ими. Ежегодно не позднее 1 июля они предоставляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога предоставляется в течение месяца с момента их приобретения. Расходы по уплате земельного налога относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, платежные извещения вручаются им ежегодно не позднее 1 августа.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно по каждому собственнику пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Аналогичным образом начисляется налог при общей собственности на земельный участок нескольких юридических лиц или граждан.

Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июля. Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Суммы земельного налога учитываются в доходах соответствующих бюджетов отдельной строкой.

 

 

10 . Налог на имущество физических лиц.

 

    Изменения, происходящие в отношениях собственности, способствуют значительной концентрации имущества и дальнейшему усилению имущественного неравенства граждан. Налоги на имущество позволяют более равномерно распределять налоговую ответственность собственников перед обществом, дополняя подоходное налогообложение физических лиц.

    Увеличение налоговых поступлений от имущественных налогов в бюджет определено Правительством РФ как перспективное направление развития системы налогообложения физических лиц. Реальное достижение поставленной цели произойдет с принятием второй части Налогового кодекса Российской Федерации.

Возрастание роли налогов на имущество - это проблема, которая не может быть решена сразу. Для ее решения необходимы разработка и реализация мер, включающих совершенствование механизма взимания налогов на имущество на основе изложенных в первой главе диссертации принципов налогообложения.

Исторически налоги на имущество являлись одними из первых видов налогов. Их содержание и назначение менялось в зависимости от социально-экономических условий развития общества, организации финансовой системы и других факторов, влияющих на реализацию целей и задач налоговой политики. Первоначально налоги на имущество были единственными видами налогов, практически выступая как налоги с доходов, из-за отсутствия последних в качестве объекта обложения.

По мере введения и развития подоходного налогообложения налоги на имущество отходили на второй план. Они рассматривались в качестве дополнения к подоходному налогу. При этом, имущество всегда выступало как один из наиболее надежных и устойчивых источников дохода.

Для целей настоящей лекции существенно определить особенности фискального, регулирующего и социального значения налогообложения имущества. Главным для этого вида налогов, безусловно, остается обеспечение финансовыми ресурсами бюджета. Регулирующая функция выражается в сокращении имущественной дифференциации, уменьшении непроизводительного накопления. Происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости между подоходным и поимущественным налогообложением физических лиц. Не устанавливая чрезмерно высокие прогрессивные ставки по подоходному налогу, чтобы не снизить жизненный уровень населения государство может уменьшить резко выраженное неравенство в уровне благосостояния отдельных групп населения, путем установления ежегодного налога на имущество с высокообеспеченных граждан.

Важной предпосылкой перспектив развития налогообложения имущества физических лиц является существование различий в происхождении доходов физических лиц. Здесь необходимо учитывать, что при подоходном обложении не принимается во внимание фундированность (надежность) источника налогообложения.

Другой предпосылкой, обуславливающей необходимость активного использования налогообложения имущества в переходный период развития экономики России, является сложившаяся практика ухода (иногда даже на вполне законных основаниях) от подоходного налогообложения. При этом необлагаемые налогом доходы материализуются в конкретных видах имущества. Это имущество может и должно стать объектом налога на имущество. Другими словами, уклонение от уплаты одного налога будет компенсироваться государству обязанностью уплатить другой.

Государство может использовать налоги с имущества по двум направлениям: с одной стороны, оно может облагать неиспользованное право владения, а, с другой - создавать налоговые льготы для лиц, которые от пассивного владения перешли к активной хозяйственной деятельности (путем освобождения от налога со строений вновь воздвигнутых построек), которая желательна для государства. При этих условиях налоги, устанавливаемые на имущество, будут являться средством, побуждающим собственника к активной хозяйственной эксплуатации своего имущества или делегированию права распоряжения и пользования более активным лицам.        

Инструментом реализации основных задач в области налоговой политики должен стать Налоговый кодекс РФ (вторая часть) - систематизированный законодательный акт, закладывающий правовой фундамент налоговых отношений и определяющий основы процесса налогообложения, конкретный порядок налогообложения по всем Федеральным налогам и сборам, а также принципы налогообложения по региональным и местным налогам и сборам.                                                    

В условиях разграничения полномочий в осуществлении налоговой политики Федеральных , региональных и местных властей именно имущественные налоги закрепляются как самостоятельные источники налоговых поступлений на местном уровне, создавая основу их финансовой самостоятельности и независимости. 

Мы излагаем позицию, о необходимости повышения роль имущественного и земельного налогообложения (или же их единого объекта - недвижимости) как основного стабильного и постоянного источника формирования местных бюджетов. Хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что налогам на имущество, помимо фискальной, присуща и социальная роль (об этом говорилось в первой главе диссертации). Поэтому целесообразно более активно использовать и эту сторону имущественного налогообложения. Многие неотложные и перспективные меры по совершенствованию системы налогов выявляются при анализе современной практики и тенденций ее развития.                    

Наряду с ростом собственников имущества и привлеченных плательщиков к уплате имущественных налогов увеличиваются и суммы поступлений по данным  налогам. Однако, суммы, приходящиеся на одного налогоплательщика, в настоящее время довольно малы

Из данных таблицы 6 видно, что за последние годы увеличиваются суммы поступлений по налогам с имущества (как в статике, так и при его переходе) уплачиваемых гражданами России, причем, наибольший рост наблюдался в последние годы, когда суммы поступлений по налогу на имущество Физических лиц и по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения увеличились по сравнению с 1993 годом в 15,3 и 14, 3 раза соответственно. Однако, существенный рост поступлений вызван не столько увеличением количества плательщиков налогов (составляющий 1,4 и 2,5 раза), сколько повышением стоимости облагаемого имущества в результате применения повышающих коэффициентов, при исчислении налогов. Вышеназванные факторы привели к увеличению суммы налога, приходящейся на одного налогоплательщика. Если в 1993 году этот показатель по налогу на имущество Физических лиц составлял 200 рублей, то за 9 месяцев 1998 года он повысился до 4,4 тыс. рублей, т.е. возрос в 22 раза, а по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения - 20,7 тыс. рублей в 1993 году и 270 тыс. руб. (на 01.10.1998 г.), т.е. увеличился в 13 раз.                         

 

                                                      Таблица 6

 Динамика поступлений по имущественным налогам,                                

 уплачиваемых физическими лицами на территории РФ                              

 (составлена по сведениям ГНС РФ)

 

  1993 год

1994 год

1998 год

    Сумма Темп роста к 1993 году Сумма Темп роста к 1994 году
1. Поступило (млн.руб.): - по налогу на имущество физических лиц; - по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения   2103   791   32126   11285   15,3   14,3   76571   29702   2,4   2,4
2. Количество плательщиков, привлеченных к уплате (тыс. чел.): - налог на имущество; - налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения   12040,7   38,2   17069,4   95,0   1,4   2,5   17450,1   110,0   1,02   1,2
3. Сумма налога, приходящаяся на одного плательщика (тыс. руб.) по налогу: - с имущества физических лиц; - с имущества, передаваемого по наследству или дарению   0,2   20,7   1,9   118,8   9,5   270,0   4,4   270,0   2,3   2,3

 

Зная ставку налога на имущество физических лиц, равную 0, 1%, а также рассчитав сумму налога, приходящуюся на одного плательщика, нетрудно определить среднюю стоимость имущества, с которого взимается налог. По Российской Федерации этот показатель на 1 октября 1998 года составил 4400 тыс. рублей. Т.е. стоимость имущества, используемая для целей налогообложения на несколько порядков ниже действительной, реальной стоимости имущества. Поэтому можно сказать, что потенциальные возможности этого вида налогообложения еще не используются в полной мере, главная проблема заключается в приведении облагаемой стоимости имущества к действительной, при условии введения необлагаемого минимума по налогу на имущество.

Своевременным и перспективным для решения названной проблемы является распоряжение мэра г. Москвы «О нормативных актах по оценке недвижимости от 29 июля 1998 года № 644-РМ».1) Распоряжением введены временные правила оценочной практики профессиональных оценщиков недвижимости, расположенных в границах территории Москвы, а также положение официальной (государственной) аттестации и аккредитации профессиональных оценщиков недвижимости.

Далее нами будет уделено внимание таким основным функциональным элементам налога, как объект, налоговая база и ставки. 

    Безусловно, с экономической точки зрения, в объект обложения следовало бы включать как материальные, так и нематериальные активы (ценные бумаги, депозиты, вклады, права и т.д.). Однако, в России в современных условиях обложение этого вида имущества пока преждевременно. В настоящее время решается вопрос о налогообложении лишь доходов от указанного имущества. Это справедливо, поскольку фондовый рынок финансовым кризисом в августе 1998 года, практически разрушен и необходимо заинтересовать и привлечь свободные денежные средства населения в приобретении данного вида имущества. не подорвать их доверия к нему. К тому же предполагается, что аккумулированные ресурсы должны быть направлены на развитие материального производства, т.е. использованы производительно.              

При достаточно широком развитии данного сегмента рынка, наличии существенной дифференциации у владельцев количества акций, облигаций и т.п. собственности появится необходимость налогового регулирования этого вида имущества. Так, путем установления более льготного режима налогообложения (вплоть до полного освобождения от уплаты налога) вложенных в финансовые активы средств тех предприятий и отраслей, в которых заинтересовано государство, могут быть созданы условия для перелива капитала в желательном для общества направлении. С другой стороны, налогообложение акций, вкладов сверх определенного предела (необлагаемого минимума), будет «сдерживать» процесс их концентрации в одних руках , поскольку это связано с социальным расслоением общества, которое должно регулироваться государством.

________________

1)Финансовая газета (региональный выпуск) № 34, август 1998 г., с.13-15

 

Имущество, представленное в виде дорогостоящих изделий, имеющих историческую и культурную ценность (включая ценные картины и другие коллекции искусства), также экономически целесообразно подвергать обложению налогом на имущество, поскольку этот вид собственности, как правило, носит непроизводительный характер. Однако, осуществить налогообложение этого имущества практически довольно проблематично, так как именно указанное имущество может легко скрываться от налоговых органов, а следовательно, затруднен учет его владельцев. Хотя, в принципе, вполне реально включить этот вид имущества в будущем в объект обложения налогом на имущество (этот вопрос практически решен в развитых зарубежных странах), а сведения о таких собственниках могут поступать от страховых органов (поскольку, как правило, названное имущество застраховано), нотариальных контор (регистрирующих смену владельцев при совершении актов купли-продажи, наследовании, дарении) или же от самих плательщиков при условии введения декларативного способа уплаты налога.           

Оценка составляющих объекта налога на имущество должна производиться отдельно, в ее основу следует закладывать рыночную стоимость.              

Учитывая возможность использования имущества (причем, любой его части) в хозяйственном обороте, в т.ч. в залоговых операциях, налогообложению должно быть подвергнуто лишь то имущество, которым реально владеет собственник. То есть, если имущество имеет обязательства, заложено, то оно не должно подпадать под налогообложение этим налогом.          

Считаем, что налог должен взиматься лишь с крупных владельцев такого имущества, а следовательно, следует установить довольно высокий размер необлагаемого минимума, который будет предоставляться каждому члену семьи налогоплательщика и зависить от структуры потребления, уровня жизни населения.       

Поскольку налогом на имущество физических лиц облагаются объекты, приобретаемые из доходов, которые подвергались (или, по крайней мере, должны были быть подвергнуты) обложению, то и ставки следует устанавливать низкие. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой (они находятся в пределах от 0, 5% до 3%) и собственный опыт в годы НЭПа в нашей стране, когда налог взимался по прогрессивным ставкам от 0,3 % до 1,9 % стоимости имущества. Прогрессивность ставок объясняется тем, что в данном случае налог отвечает принципу обложения с учетом платежеспособности субъекта.            

Как отмечалось ранее, в литературе неоднократно поднимается вопрос об объединении налога со строений и земельного налога в единый налог на недвижимое имущество.       

Переход к рыночной экономике снимает ограничение прав на объекты собственности физических и юридических лиц. Правовое равенство названных категорий собственников закреплено Гражданским Кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1995 г. (ст. 213).              

Не отрицая, в принципе, тенденцию сближения налогообложения имущества физических и юридических лиц, надо отметить, что переход к единому налогу в разной степени отразится на размере платежей и механизме их исчисления у юридических и физических лиц. 

В соответствии с темой лекции далее рассматривам предпосылки и возможные социально-экономические последствия налога на недвижимость.

На объективные трудности построения механизма его взимания указывают многие экономисты. Так, например, Л.П.Павлова в своей статье «Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации» отмечает, что «...отработка механизма функционирования налога на недвижимость предполагает: создание кадастра земли, кадастра недвижимости, реестра собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью, создание системы юридического консультирования по вопросам оценки земли».1)

Объектом налогообложения являются любые земельные участки вместе с находящимися на них зданиями; сооружениями, коммуникациями и другими неподвижными приспособлениями или неподвижными объектами на (или в) этой земле Во-первых, следует сразу подчеркнуть, что до принятия Земельного кодекса вопрос о частной собственности на земельные ресурсы остается открытым. К тому же, учет и регистрация земельных ресурсов и строительных объектов осуществляется разными структурами.

Поэтому возникает проблема координации деятельности различных Федеральных ведомств и министерств для работ по налогообложению недвижимости. Помимо чисто организационных факторов, следует также учитывать и то, что предыдущая многолетняя практика поимущественного обложения использовала раздельные объекты: земельные площади и строения. Особого решения, по нашему мнению, следует придерживаться при налогообложении земель, имеющих сельскохозяйственное назначение. В основе земельного налога, на наш взгляд, должна лежать рентность земли, ее плодородные качества и выгодность местоположения. В основе налога со строений

 (в нынешнем названии - на имущество) - материальная стоимость объекта, тип и назначение использования.

Во-вторых, введение единого объекта - недвижимости возможно в том случае, если плательщики налога на имущество (со строений) и земельного налога совпадают. Однако, на практике это далеко не так. В настоящее время, например, в Московской области, налоговой инспекцией на 01.01.98 г. учтено 2137,2 тыс. граждан. имеющих в собственности строения и сооружения, а зарегистрировано плательщиков земельного налога 1346, 1 тыс. человек, т.е. собственников строений больше в 1,6 раза. Причем, это соотношение сильно колеблется внутри области по районам и городам. 

Причем, основное направление совершенствования заключается в определении рыночной стоимости земельных ресурсов и строений, помещений, сооружений, т.е. действительной, отвечающей реальности, поскольку она должна служить основой для определения налоговой базы по налогам. Однако пока механизмы оценки и ее сложившиеся размеры не позволяют выявлять реальную рыночную стоимость.

________________

1) «Финансы» № 1, 1998 год

Другим направлением изменения действующего механизма по налогу на имущество физических лиц является, по нашему мнению, существенное сокращение действующих льгот по налогу, т.е. осуществление равного подхода к собственникам имущества, независимо от отнесения к какой-либо категории. Следует учесть «печальный» опыт построения этого налога в годы нэпа. Эта мера необходима потому, что налоговые льготы, предоставляемые «заслуженным» лицам, инвалидам и т.д., как правило, не достигают целей, ради которых они вводились, являясь при этом питательной средой для всевозможных злоупотреблений. Более целесообразно предоставлять не льготы по уплате налогов на имущество, а целевые адресные субсидии тем же самым освобожденным ныне категориям лиц.      

При этом экономически оправдано введение необлагаемого минимума, а, следовательно, выведение из-под налогообложения имущества, служащего для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей (в жилье), исключив из налогообложения минимальную норму обеспеченности жильем.             

Возвращаясь к вопросу об едином налоге на недвижимость, хотелось бы отметить, что на Федеральном уровне следовало бы, установить необлагаемый минимум по налогу на имущество (со строений) в пределах социальных норм проживания, устанавливаемых соответствующими органами местного самоуправления исходя из принятого порядка необходимой жилой площади с учетом состава семьи. Предоставив право местным органам власти, исходя из их экономических условий, предоставлять дополнительные льготы, в пределах сумм, зачисляемых в соответствующие бюджеты. При введении необлагаемого минимума, на наш взгляд, следует учитывать семейное положение плательщиков, т.е. предоставлять льготы и членам семьи налогоплательщика (совместно проживающим). Поскольку экономически необоснованно облагать налогом семейных граждан, правомерно занимающих большую жилую площадь (чем однокомнатная квартира). При этих условиях потребуется освобождение в размере социальной нормы проживания и для находящихся на их иждивении детей и престарелых родителей.    

Следовательно, налог на имущество (даже пусть и не всей его совокупности, а только отдельной части), должен все больше и больше строиться на принципах личного обложения.

При анализе действующего механизма налогообложения строений, говорилось, о положительном влиянии возможности применения дифференцированного размера ставки. Но при этом отмечалось, что низкий размер, установленный в настоящее время, (да и, к тому же , при явно заниженной налоговой базе) приведет к тому, что будет использоваться максимальный предел. Этот вывод подтверждается на практике - всеми субъектами Федерации установлен налог со строений по максимуму - 0,1%. Мы считаем, что на Федеральном уровне следует повысить предельно допустимую ставку по налогу. Тем более это необходимо в современных условиях, пока нет рыночной оценки недвижимости. Когда основой для определения налогооблагаемой базы станет рыночная цена, тогда, при исчислении налога может быть использована только часть стоимости, находящаяся в определенном процентном отношении к реальной, рыночной. В зависимости от соотношения полной рыночной цены и ее части, принятой для налогообложения, будет определяться и ставка налога. Причем, устанавливать ее должны местные органы власти.

На наш взгляд, размер ставки может быть подвижным и зависим от:

 а) налоговой базы (т.е. чем более приближена она к реальной, тем меньше ставка налога; если же для целей налогообложения используется значительно заниженная по сравнению с действительной стоимость, то ставка может быть выше);

 б) потребностей местных органов власти в Финансовых ресурсах для проводимой ими социально-экономической политики. Местные органы власти могут понижать ставку с целью привлечения трудовых ресурсов, активизации строительной деятельности населения и т.д.         

Переход к использованию единого объекта налогообложения - недвижимости должен быть постепенным и последовательным. Во-первых, следует упорядочить оценку строений и земельных ресурсов на основе их действительной, рыночной стоимости. Во-вторых, разработать методику определения ставки по налогу: не может быть механического установления ее на основе нынешнего размера поступлений по двум налогам (земельного и на имущество (со строений).

Оценка недвижимости предполагает дифференцированный подход к оцениваемому объекту в зависимости от его существенных признаков. Классификация объектов недвижимости позволяет проанализировать состояние объекта исходя из его особенностей и подбирать методы оценки.                

Схема классификации объектов недвижимости приводится на рис.3. Эту классификацию можно и далее детализировать, так как существует множество признаков, по которым можно отличить один объект от другого. Поэтому следует ограничить классификацию объектов недвижимости, исходя из принципа разумной целесообразности.  

Цена объекта недвижимости в значительной степени зависит от возможностей его использования. Эти возможности определяются законодательством и планированием, посредством которого осуществляется управление городским хозяйством, исходя из цели использования земельных участков (под застройку, для сельского, лесного хозяйства).             


 

     
 

 


                   

 

 


Рис 3. Классификация объектов недвижимости

Для оценки объекта недвижимости важнейшим критерием является его качество (пахотная земля или участок под застройку). Если участок выбран под застройку, то определяется - какой вид строительства на нем разрешен. Качество строительного участка зависит от вида и объема строительных работ. Под видом застройки могут пониматься работы в «аграрно-структурированных сельских районах», в крупных промышленных центрах, в уплотненных центрах городов, пригородах, дачных поселках и т.д. Объем застройки показывает, какие объемы строительных работ могут быть проведены на данном земельном участке. Это может быть, например, небольшой дом на одну семью на относительно небольшом земельном



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Налог на имущество юридических лиц 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налог на имущество юридических лиц

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)