Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговый контроль и налоговая ответственность.



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Налоговый контроль и налоговая ответственность. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Права и обязанности органов, осуществляющих налоговый контроль.

 

Органами, осуществляющими налоговый контроль в России признаются органы налоговой службы, таможенные органы, федеральные органы налоговой службы, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственных налогов и сборов.

Органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами. Эти контролирующие организации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах по налоговым правонарушениям и преступлениям и принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими контрольных налоговых проверках , а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Министерство по налогам и сборам РФ. в пределах своей компетенции издает в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты, обязательные для исполнения налогоплательщиками и соответствующими контролирующими правовыми органами, а также должностными лицами этих органов. Нормативные правовые акты Министерства по налогам и сборам подлежат согласованию с финансовыми органами. Они подлежат регистрации и должны быть опубликованы. Незарегистрированный нормативный акт, подлежащий в установленном порядке регистрации, признается недействующим и применению не подлежит.

Нормативными правовыми актами предусмотрены следующие права налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль и должностных лиц этих органов:

1) получать от налогоплательщика необходимые для правильного исчисления и уплаты налогов документы (их копии) и иную информацию, касающиеся экономической деятельности налогоплательщика и объектов налогообложения.

Настоящее положение распространяется на иные органы, осуществляющие налоговый контроль;

2) доступа должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию (в помещение) налогоплательщика или иного обязательного или иного обязанного лица и осмотра используемых для осуществления экономической деятельности территорий (помещений) налогоплательщика или иного обязанного лица либо осмотра объектов налогообложения;

3) осуществлять проверку соответствия остатков товарно-материальных ценностей, кассовой наличности и другого имущества данным учета объектов налогообложения на величину выявленной не оприходованной в установленном порядке денежной наличности, а также рыночной стоимости иного не отраженного в учете имущества. При этом не оприходованная в установленном порядке денежная наличность, а также стоимость иного не отраженного в учете имущества, за исключением основных средств и нематериальных активов, рассматриваются как острый (заниженный) доход;

4) изымать при проведении налоговой проверки и при осуществлении производства по делу о нарушении налогового законодательства установлены документы налогоплательщика и иные предметы, могущие служить вещественным доказательством по делу о нарушении налогового законодательства, в случаях, когда есть достаточные основания предполагать, что эти документы или предметы будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены;

5) Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и их представителей, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию, относящиеся к налогоплательщикам, в связи с проведением налоговых проверок;

6) При наличии достаточных оснований не принимать во внимание в целях налогообложения формальную сторону сделки;

7) Возбуждать хозяйства о лишении (отзыве) или приостановлении действия выданных организациям и физическим лицам лицензий на осуществление определенных видов деятельности;

8) Предъявлять в суде или арбитражном суде иски:

а) о приостановлении начала ликвидации или реорганизации организации для проведения налоговой проверки этой организации;

б) о признании недействительной ликвидации организации и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

в) о ликвидации организации на основании признания регистрации организации недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям федерального законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случая;

г) о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством;

9) бесплатно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, кредитных и иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами предусмотрен иной порядок предоставления такой информации;

10) проверять у физических лиц и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать этих лиц в совершении нарушения налогового законодательства;

11) бесплатно использовать возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения нарушений налогового законодательства и совершивших налоговые правонарушения лиц, а также для розыска лиц, скрывающихся от дознания, следствия суда.

12) принимать меры о взимании налога при наличии соответствующей задолженности, числящейся более 3 месяцев, организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством дочерними (зависимыми) обществами (предприятиями), с основных обществ, когда на счета основных обществ поступает выручка за реализуемую продукцию дочерни (зависимых) обществ (предприятий) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 

Обязанности налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль и должностных лиц этих органов также строго регламентированы.

Органы, осуществляющие налоговый контроль, обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с федеральными законами;

2) соблюдать налоговую тайну и правила хранения информации о налогоплательщиках;

3) бесплатно информировать налогоплательщиков по их запросам (за исключением соответствующей обязанности федеральных органов налоговой полиции) о действующих налогах, порядке и сроках их уплаты, правах и обязанностях налогоплательщиков и о соответствующих актах налогового законодательства в пределах своей компетенции;

4) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение этих требований в пределах своей компетенции;

5) корректно и внимательно относится к налогоплательщикам, иным участникам налоговых правоотношений и их представителям;

6) передавать (вручать) физическому лицу, организации или его представителю свои решения (сообщения) в установленные актом налогового законодательства сроки лично (под расписку) либо иным свидетельствующем о дате получения этого решения (сообщения) или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства физического лица или месту нахождения (месту управления) организации.

Кроме того, налоговые органы в пределах своей компетенции обязаны проводить налоговые проверки, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях, принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства.

Для осуществления своих функций и реализации прав и обязанностей налоговым органам необходимо:

1) вести учет налогоплательщиков и имущества, являющегося объектом налогообложения;

2) обеспечивать налогоплательщиков соответственно бланками налоговых или таможенных деклараций;

3) предъявлять требования об уплате налогов, а в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения - применять в установленном порядке меры по обеспечению исполнения этих требований об уплате налогов, а также меры ответственности за налоговые правонарушения;

4) предъявлять в суде иски о применении налоговых санкций за совершенные налоговые правонарушения;

5) осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных налогоплательщиками, налоговыми агентами или иными обязанными лицами сумм налогов, возврат излишне взысканных налоговыми органами сумм налогов, пеней, штрафов и начисленных процентов;

6) вести учет сумм налогов, поступивших в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, и составлять отчетность, по формам учета и отчетности

Законодательство определяет формы ответственности за нарушения порядка уплаты и перечисления налогов. Ответственность за налоговые нарушения по своей правовой природе является административной. Соответственно налоговое правонарушение можно рассматривать как разновидность административного правонарушения. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность. За налоговые правонарушения могут привлекаться организации, а также физические лица. Отдельно ....... нарушения налогового законодательства, допущенные при удержании налогов налоговыми агентами.

Основные группы правонарушений, ответственность за которые также дифференцируется следующие:

§ Действия налогоплательщиков, препятствующие осуществлению налогового контроля;

§ Действия налогоплательщиков, нарушающих порядок уплаты налогов;

§ Нарушения требований налогового законодательства, со стороны банков.

Наиболее часто налоговые правонарушения связаны с нарушением порядка постановки предприятий и организаций на налоговый учет, перерегистрация имущества организаций, нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке, непредоставление декларации, грубое нарушение правил учета доходов и расходов.

Наиболее сложными являются нарушения, связанные с проблемами декларирования доходов и имущественных приобретений.

 Декларирование доходов и имущественных приобретений

В современной мировой налоговой практике используются две системы построения подоходного налога. При так называемой “глобальной” системе налог взимается с совокупного дохода независимо от источника поступления. “Шедулярная” система предусматривает предварительное деление дохода по источникам его происхождения (заработная плата, рента, дивиденды, процент и др.), затем каждый из видов дохода облагается по соответствующей ставке налога.           

Законодательство Российской Федерации не предусматривает деления доходов на фундированные (пассивные) и нефундированные (активные), т.е. на доходы от имущества, и доходы от производственной деятельности; доходы, полученные из разных источников (совокупный доход), облагаются налогом по единым ставкам. Применяется “глобальная” или иначе - синтезированная система налогообложения.                                                             

До 1992 г. в Российской Федерации существовала зависимость ставки налогов на доходы от их источников. Различалось получение доходов от следующих источников:. за выполнение трудовых обязанностей, - по одним ставкам; за работу по совместительству - по другим, авторские вознаграждения - по третьим и т.п. Следовательно, действовала шедулярная система, хотя она официально так не называлась. Начиная с 1 января 1992 г. вступил в действие закон РСФСР “0 подоходном налоге с физических лиц”, который внес существенные изменения в порядок определения подоходного налога, уплачиваемого гражданами. Исчисление налога стало производиться по единой шкале ставок от суммы годового дохода, независимо от его источников.                                            

Шедулярная система обладает рядом положительных черт. Она упрощает учет доходов и исчисление с них налогов, не требует от работников налоговых служб высокой квалификации (но  требует большой их численности). Шедулярная система уменьшает возможность сокрытия доходов и сводит к минимуму вмешательство налоговых органов в личную жизнь налогоплательщика. Шедулярную систему используют государства, пытающиеся внедрить идеи “социальной справедливости” в налогообложении, так как при этом каждый вид дохода облагается дифференцировано.1)

Но все же более прогрессивной является “глобальная” система налогообложения. При ней налог с доходов  плательщика исчисляют и удерживают лица, производящие выплату дохода субъекту налогообложения (уплата налога у источника выплаты дохода) .

Вместе с тем, плательщик обязан представлять декларацию о совокупном годовом доходе (полученном из разных источников) за отчетный период.                                                        

Во многих странах, придерживавшихся принципа конфиденциальности источников доходов граждан и в связи с этим, использовавших исключительно уплату налога по декларации (например, Франция), сейчас наблюдаются изменения в прежних взглядах; они переходят к смешанному порядку исчисления и уплаты налога (у источника и по декларации), которая диктуется необходимостью ужесточения мер борьбы с уклонениями от уплаты налога.                                

В ряде стран существует некумулятивная и кумулятивная система исчисления налога у источника дохода. Первая система считается наиболее  простой, предусматривающая обложение каждой выплаты без учета доходов, полученных из этого же источника ранее.

При данной системе можно не вести сложного учета доходов налогоплательщика субъектами - источниками выплат, что создает значительные неудобства налогоплательщику, так как по результатам года требует сложного расчета дохода, в результате которого может возникнуть необходимость доплаты крупной суммы. Такая система, по нашему мнению, не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет.                                                          

Многими странами было отдано предпочтение кумулятивной системе, где исчисление налога происходит нарастающим итогом. Задача этого метода - определение суммы дохода, полученного на конкретную дату года и удержание налога именно с этой суммы. Такой метод применяется и в Российской Федерации. Бухгалтерия предприятия - источника выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат конкретному налогоплательщику с начала года. С общей суммы дохода с учетом скидок, рассчитанных нарастающим итогом, исчисляют налог.

Сумму начисленного налога уменьшают на сумму налога, удержанного с этого дохода ранее.

 

_____________

1) Куфакова Н.А. Финансовое право развивающихся стран. М.:Юрид.лит.,1998, с.34-39

 

Таким образом, налогоплательщик, получающий доход только из одного источника, к концу года освобожден от обязанности пересчета дохода и дополнительных платежей налога. Однако этот порядок требует точного учета источников выплат доходов работников и удержанных налогов.                                                             

Отношение российских экономистов к использованию декларированного метода определения годового дохода характеризуется разными точками зрения. Одни полагают, что это наиболее прогрессивный и справедливый метод. Другие считают - метод хорош тем, что при исчислении налога на момент предоставления декларации сумма дохода, учтенная в декларации, и сумма налога не требуют учета инфляционного индекса, поэтому одобряют декларирование. Третьи напротив считают, что неучет инфляционного индекса при исчислении совокупного налога с годового дохода предполагает резкое сокращение поступлений в бюджет государства.                  

Поскольку экономика Российской Федерации идет по рыночному пути, то не отбрасывая мировой опыт западных стран, оправдавший правомерность декларированного метода учета доходов налогоплательщиков, переход к данному методу оправдан, но, на наш взгляд, требует большей адаптации к российским условиям.

При командно-административной системе управления экономикой человек имел право зарабатывать деньги, как правило, только по одному месту работы, а совместительство допускалось по разрешению. В таких условиях было оправдано, что удержание налога с их доходов происходило также по основному месту работы по одной ставке, а по совместительству - той же или другой в зависимости от характера дохода. Физические лица не затруднялись подсчетом и пересчетом своих доходов, зная о том, что положенный процент подоходного налога с них посчитает бухгалтерия. Трудностей у финансовых органов было меньше.                                                  

В период перехода страны к рынку, изменились экономические условия, естественно, изменились и методы взимания подоходного налога с физических лиц. Они стали приближаться к рыночным условиям. Предоставленная возможность физическим лицам иметь разные источники доходов, усложняет ведение контроля и учета их налоговыми органами. Поэтому несмотря на то, что сам по себе метод декларирования прогрессивен, для повышения его эффективности необходимо принять во внимание еще один фактор, присущий нашей стране, который можно назвать социально-экономическим или психологическим.            

Учитывать психологический фактор при составлении декларации о доходах и налоговых деклараций физическими лицами необходимо. Так как общество инерционно, привыкло не вести строгий учет даже из двух своих прежних доходов, то что можно говорить об учете нынешних доходов физическими лицами из нескольких источников. Одним словом, декларирование доходов, не применявшееся в нашей практике раньше, ставит граждан в новые отношения с налоговыми органами, что стало неприятной неожиданностью для налогоплательщиков. Ведение учета своих доходов и произведенных затрат, а также документальное подтверждение сделанных расходов - все это является новым в быту у населения. Для поднятия налоговой культуры населения необходимо не резкое разрушение старых подходов и внезапное внедрение новых методов, а более эластичный подход к психологической подготовке физических лиц, посредством телевидения, прессы, радио, т.е. через средства массовой информации.                                             

Нам представляется, что у населения, психологически не освоившегося в происходящих переменах в экономике в целом, скоростное внедрение метода декларирования доходов вызвало некоторый шок, не подкрепленный психологической подготовленностью.                                                            

Поэтому было бы целесообразно каждой налоговой инспекции проводить по месту жительства физических лиц в течение всего года специальные консультации по подготовке населения к учету своих доходов и расходов, поднятию налоговой культуры населения. Только таким образом создадутся не внешние формальные налоговые отношения между физическим лицом и налоговым органом, а реальные взаимосвязи, что поможет разрешить многие проблемы и принятие законодательно грамотных решений по вопросам налогообложения граждан.

По данным службы внутренних органов США, на ознакомление с налоговыми правилами, заполнение и отправку по почте наиболее распространенной формы декларации налогоплательщиков в среднем тратится 6 часов, заполнение сложных форм отчетности о доходах от фермерского хозяйства отнимает более 16 часов.                              

В связи со сложностью подсчета сумм налоговых платежей отдельные организации специализируются на оказании финансовых услуг и налоговом обслуживании. Такие фирмы разрабатывают и продают компьютерные программы, с помощью которых налогоплательщик может изучить налоговое законодательство, выбрать оптимальную форму расчета, учесть все льготы и т.п., оказывают непосредственную помощь в составлении декларации, осуществляют электронный перевод налогов и т.п. Но наличие таких организаций не освобождает налоговые органы от обязанности оказывать консультационные и сервисные услуги налогоплательщикам: предоставлять нормативные и методические документы, проводить лекции, семинары, консультации и т.п. Иначе получается парадоксальная ситуация, когда наиболее дисциплинированные налогоплательщики, желающие знать круг своих обязанностей и четко их выполнять, не смогут это сделать без дополнительных материальных затрат (сюда входит оплата консультационных услуг фирм, приобретение очень дорогой на сегодня литературы и т.д.}. Фактически налоговое бремя увеличивается на сумму расходов, понесенных плательщиком в связи с уплатой налогов.                                     

Представление декларации налогоплательщиком только до 1 апреля следующего года, на наш взгляд, не содействует воспитанию у физических лиц дисциплинированности подачи декларации. Поэтому было бы целесообразнее, в целях психологического воспитания  и приучения физических лиц к заполнению и ведению учета своих доходов и совершенных расходов, установить срок представления деклараций не один раз в год, а 2 раза, например, в апреле и в октябре.

    Некоторые экономисты предлагают ввести декларирование приобретений , связывая выдвигаемую идею с недополучением средств в доход бюджета, что увеличивает его дефицит, а это в свою очередь дестабилизирует экономику. Сложившаяся отечественная практика налогового контроля показывает, что налоговые органы ежегодно в ходе проверки доначисляют немалые средства в доход бюджета, поэтому необходимость налогового контроля со стороны государства очевидна.                                                               

Физические лица во всех странах мира считаются самыми изощренными из всех неплательщиков налогов. В России контроль за их доходами, за редким исключением, исчерпывается тем, что физическое лицо обязано подать декларацию о своих доходах. А если декларация не будет подана, у источника выплат не будет удержан подоходный налог, не будет сообщено в государственную налоговую инспекцию по месту постоянного проживания этого налогоплательщика о сумме выплачиваемых ему доходов, как тогда выявить этого неплательщика налогов? В данном случае, выявить недобросовестных налогоплательщиков возможно только через сопоставление приобретений налогоплательщика с доходами, показанными в декларации о доходах. Для этого необходимо декларировать имущественное приобретение налогоплательщиками, разделить территории, подотчетные государственной налоговой инспекции, на участки для контроля за имущественными приобретениями, а также закрепить за каждым участком государственного налогового инспектора.                                        

Мировая практика показывает, что на пути к богатству, особенно в начале этого пути, большинство предпринимателей старается не платить налоги любой ценой, нарушая при этом налоговое законодательство, и только потом, становясь заметными через свое богатство, они считают для себя необходимым легализовать хотя бы часть своих доходов. Государство не может мириться с таким положением вещей, оно должно сделать все, чтобы неуплата налогов стала хлопотным и дорогостоящим удовольствием.

Учитывая сказанное, декларированию должны подлежать: 1) земля, находящаяся в частной собственности с правом продажи, 2) строения, 3)помещения и 4) транспортные средства. Что касается драгоценностей, антиквариата и других предметов роскоши, то их, как правило, приобретают после вышеназванного имущества. Более того, чаще всего покупка их нигде не фиксируется и не оформляется, поэтому в спорном вопросе владелец всегда может отказаться от прав на них, заявить, что это случайная находка, и доказать обратное, за редким исключением, будет делом практически невозможным. Кроме того, названные предметы являются “мертвым сокровищем”, т.е. не участвуют в обороте.                                                                     

Мы согласны в некоторой степени с предлагаемым декларированием приобретений, но есть ряд негативных причин и возражений по данному предложению. Декларирование ведет к увеличению и без того огромного и сложного потока документооборота. Задача именно и заключается в том, как с наименьшими затратами и документами сделать декларацию совокупного дохода физических лиц более простой и доступной для разного репрезентативного уровня налогоплательщика, чтобы начиная с малограмотного и заканчивая академиком составление деклараций не приводило к большим трудозатратам и экономило время у физических лиц, с одной стороны, и сокращало документооборот у налоговых работников - с другой. Пока не налажена электронная и информационная сети, было бы целесообразным ввести такой метод декларирования приобретений, только на предметы и товары, которые приобретены в больших количествах, с целью продажи или перепродажи (а не для личного пользования).                                                       

Для избежания массового утаивания доходов, приносящего ущерб бюджету, необходимо было на первых этапах наладить электронную и информационную системы так, чтобы образовалась единая электронная сеть, начиная с маленького магазинчика и ларька поселка, заканчивая банковской системой центрального города. Когда будет существовать единая компьютерная сеть, введение данных о налогоплательщиках в компьютер многократно облегчит работу налогового инспектора.                              

Автор считает необходимым обратиться к пониманию правовой природы и содержания декларации в публикациях прошлого и настоящего времени.                                                                            

 В 32 томе Энциклопедического словаря Братьев Гранат А.Свирщевский отмечает, что подоходное обложение требует выяснения чистых доходов плательщика, освобождения от обложения минимума средств существования, вычета долгов и учета социального положения плательщика. Выделены два способа оценки доходов: посредством обязательных показаний (так называемых деклараций) плательщиков о величине доходов и через функционирование особых комиссий, состоящих частично из выбранных плательщиком лиц, частично из налоговых работников. В декларации возможны как случайные ошибки, так и намеренно ложные показания. Но, по мнению автора, сочетание декларации с последующей ее проверкой и использование карательных мер против обмана и утаек позволяет достигнуть в оценке доходов удовлетворительных итогов.                                   

В Большой Советской Энциклопедии (21-м томе 1931 г.) налоговая декларация определяется как заявление плательщика налоговым органам о подлежащем обложению доходе или имуществе. Указывается, что она должна содержать основные сведения для установления размеров обложения: размер дохода, стоимость имущества, число семьи и т.п. Правильность сведений обеспечивается контролем финорганов, штрафами и наказаниями. Отмечено, что налоговая декларация получила широкое применение только со второй половины ХIХ века в связи с распространением подоходного обложения. Подчеркивается, что плательщик, не зная, какими сведениями о его доходах располагает налоговый орган, вынужден был под угрозой обвинения в укрывательстве доходов сообщать больше того, что обычно тому известно.     

В финансово-кредитном словаре под редакцией В.Ф.Гарбузова (II том, 1986 г.) находим, что налоговая декларация определена как заявление плательщика о полученных им доходах и распространяющихся на него льготах. На основе налоговой декларации и действующих ставок финорганы определяют величину налога.

И, наконец, в соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть первая) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика на бланке установленной формы о полученных доходах, сделках со взаимозависимыми лицами, налоговых льготах и исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация предоставляется в орган налоговой службы по месту учета налогоплательщика с указанием его идентификационного номера.

Итак, в разных источниках, изданных в разное время, мы обнаружили различные определения налоговой декларации. Вопреки существенной разнице в них можно выделить следующие основные базовые понятия: 1) налоговая декларация - это заявление установленной формы, подаваемое налогоплательщиками в финансовый (налоговый) орган в установленный срок; 2) заявление содержит сведения, нужные для определения налоговых обязательств плательщика ( о нем, о членах семьи, о доходах, имуществе, наследстве, о разных льготах и т.п.); 3) сведения, указанные в заявлении, могут быть проверены финансовым органом; 4) за просрочку подачи заявления и ложные сведения плательщик может быть привлечен к разным видам ответственности; 5) проверка и ответственность побуждают плательщика к указанию в заявлении точных сведений; 6) возникнув в связи с распространением подоходного обложения, налоговая декларация стала применяться и для обложения имущества, наследства, для взимания таможенной пошлины и промыслового налога.                               

Учитывая прогрессивность налогообложения доходов физических лиц, налогоплательщик, получая от разных источников доходы, старается скрыть их часть. Мировая практика доказала, что огромное количество льгот, предоставляемое законом, и высокие процентные ставки приводят к уклонению налогоплательщиков от закона. Напрашивается, естественно, вопрос, являющийся на сегодняшний день очень актуальным, а как подготовить закон, чтобы не происходило подобных случаев. На наш взгляд, эту проблему до конца разрешить не удастся, так как чем больше принимается строгих административных или экономических мер, тем больше способов находят налогоплательщики ухода и уклонения от закона.                    

На первых порах психологического привыкания налогоплательщиков к декларированному методу уплаты налогов в качестве стимулирования к полному декларированию доходов, мы предлагаем следующие меры. Целесообразно чтобы доходы по основному месту работы облагались по одной шкале, а доходы физических лиц от других видов работ облагались по шкале налогообложения на порядок выше. В качестве примера могут быть рассмотрены ставки: для первого дохода - 12 %, а остальных - 20 %, по которым налог будет взиматься у источника. Но вторая ставка - авансовая, сознательно завышена. Для совокупного декларированного дохода применяется основная ставка (12 %) . Получатель дохода будет заинтересован представить декларацию, чтобы получить назад временную переплату. Но возврата может и не получиться, если при большом втором доходе возникает прогрессия налога. Для определения этого тем не менее необходимо заполнение налоговой декларации.                                                              

Интересным является такой момент, что одна и та же сумма годового дохода может быть получена лицами за разное время. Один гражданин может получить данную сумму, работая в течение года, а другой ту же сумму может заработать за более короткий срок. Естественно, что годовой доход этих лиц, равный в количественном выражении, очевидно, не означает равенства плательщиков в социальном плане. Поэтому законодательство ряда стран предусматривает, что к доходам, полученным плательщиком в течение времени, меньшего, чем налоговый год, применяется не маргинальная ставка, предусмотренная для данной суммы, а ставка, рассчитанная особым образом.                                                                  

Первоначально рассчитывают годовой эквивалент полученного дохода. Например, если доход, полученный за 8 месяцев, составляет 1000 единиц, то годовой эквивалент равен 1500 единицам: (1000 : 8) х 12 = 1500. Затем определяют среднюю ставку, по которой облагается расчетный доход. Если предположить, что доход до 1000 единиц облагается по ставке 10 %, а свыше - по ставке 20 %, то средняя ставка, равная отношению суммы налога к полученному доходу, составит 13,33 %:

    (1000 х 10) + (500 х 20)

    ------------------------------ х 100 = 13,33 %

                     1500

По этой ставке и будет обложен полученный доход. Налог составит 133,3 единицы, а не 100, если бы применяли соответствующую маргинальную ставку (10 %).

Российским, законодательством такая система не предусмотрена. На наш взгляд, было бы целесообразно применить такого рода среднюю ставку к доходам, полученным в разное время в течение календарного года. Это отвечает принципу равномерности и справедливости налогообложения.                           

В законодательстве Российской Федерации о подоходном налоге предусмотрено, что объектом налогообложения является доход, полученный в календарном году, т.е. по общему правилу при учете дохода применяется кассовый метод.

    Однако в некоторых ситуациях не всегда доход, полученный в конкретном налоговом периоде, создан трудом, осуществленным именно в этом периоде. Продолжительная по времени работа может принести результат лишь однажды. Поэтому налоговое законодательство предусматривает возможность деления дохода на количество лет, в течение которых выполнялась работа. Такую возможность законодательство России предоставляет авторам произведений литературы и искусства. При наличии договора на создание произведения полученный за его создание гонорар может быть распределен по желанию автора на количество лет договора.                                              

При этом, полученный плательщиком в данном налоговом периоде доход может быть связан не только с прошедшими периодами, но и с будущими. Это верно, например, в отношении авансовых платежей за работы и услуги, затраты по которым будут произведены позднее. Если не связать доход с затратами, то показатели доходности данного предпринимателя будут искажены: в одном налоговом периоде (когда получен аванс) будет максимальный доход, а значит, и налог, а в другом периоде (когда произведены затраты) - убыток. Следовательно, необходимо связать доходы и расходы во времени.               

Доход, полученный плательщиком в отчетном периоде, но связанный с работами, которые будут осуществляться в течение длительного времени, должен квалифицироваться как доход будущих периодов и включаться в доход тех лет, когда будут произведены расходы, непосредственно связанные с данным доходом. Но законодательство России такой возможности плательщикам не предоставляет, что, безусловно, является большим недостатком. Вероятно, такое положение можно объяснить тем, что предпринимательская деятельность граждан в России ассоциировалась ранее, да и еще теперь, с мелким производством, не связанным с реализацией долгосрочных программ. Развитие предпринимательской деятельности граждан неизбежно обострит проблему учета доходов будущих периодов и потребует ее решения.                                             

При этом действует принцип самостоятельного определения размера налога плательщиком, декларирующим свои доходы. При подаче декларации налоговые органы проверяют правильность ее заполнения и расчеты суммы налога, затем уведомляют о необходимости доплаты налога или о его возмещении из бюджета.                                              

При недостаточной компьютеризации этот процесс довольно трудоемкий. Так, в РФ в последние дни срока подачи деклараций в налоговых инспекциях на местах все работники заняты исключительно работой с физическими лицами, подающими декларации.                             

Другим недостатком данного метода является то, что проверка достоверности данных деклараций проводится выборочно, что создает большие возможности для уклонения от налогообложения.                              

Данная система сбора налога существенно увеличивает изд



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Налоговый контроль и налоговая ответственность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговый контроль и налоговая ответственность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)