Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы разработки взаимосвязанной



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Перспективы разработки взаимосвязанной 0.00 из 5.00 0 оценок




 системы налогов.

 

Концепция налогообложения должна строится не только в соответствии с сущностью налогов и принципами их взимания. Система налогообложения только тогда будет эффективной, когда она будет динамично развиваться адекватно происходящим социально-экономическим процессам в стране. Новому этапу развития экономики должна соответствовать налоговая система, учитывающая сегодняшний уровень социально-экономического развития.

Сложность преобразований в области налоговых отношений граждан связана с тем, что российская экономика сегодня пока не базируется на развитых рыночных отношениях. Она только идет по направлению к ним, постепенно избавляясь от наследия экономических отношений административно-командной системы хозяйствования. Отсюда наличие больших проблем в системном функционировании налогов и невозможность обеспечить их стабильность на приемлемый, достаточно большой срок.

Сказанное вовсе не означает, что налоговая система в России не должна реформироваться. Наоборот, в связи с быстрой сменой социально-экономической обстановки в стране неизбежен периодический пересмотр механизма взимания отдельных налогов. Например, только раз в год при утверждении госбюджета. Что касается принципов системного налогообложения, то они должны быть неизменными ориентирами для совершения налогообложения физических лиц.

Важным шагом в этом направлении является введение с 1 января 1999 года первой части нового Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ в нем устанавливаются принципы построения и функционирования налоговой системы страны, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, принципы взимания региональных и местных налогов, определяется правовое положение налогоплательщиков, налоговых и иных органов, осуществляющих налоговый контроль. Регулируются основные положения по определению объектов налогообложения и ведению их учета, исполнению налоговых обязательств и принятию мер, обеспечивающих их исполнение.

Таким образом, новый Налоговый кодекс должен стать всеобъемлющим документом, регламентирующим взаимоотношение государства и налогоплательщиков, в том числе и физических лиц. Важно отметить, что изменения общих принципов налогообложения, установленных новым кодексом, осуществляются в законодательном порядке, исключительно только путем принятия соответствующего федерального закона о внесении изменений.

Рассмотрим, насколько новый Налоговый кодекс соответствует изложенным ранее теоретическим представлениям о сущности и функциях налогов, а также общим принципам системного их взимания. Понятно, что в рамках данного диссертационного исследования анализироваться будут только проблемы налогообложения физических лиц.

Отсутствие у экономистов единства в понимании сущности и функций налогов, а также принципов системного их взимания приводит к разночтению в трактовке такого основного понятия, как налоговая система. Так, например, в фундаментальном труде Д.Г. Черника «Налоги» налоговая система РФ представлена «... совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны».1)

Таким образом в данной формулировке дается расширенное понятие налоговой системы за счет включения в нее сборов, пошлин и других платежей. Очевидно, необходимо иметь четкое разделение понятий налогов, сборов и других платежей.

Лаконична формулировка понятия налоговая система, данная Дробозиной Л.А.

 «Налоговая система - представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов».1)  В данной формулировке нет ссылки на плательщика. Кроме того, спорным представляется включение в формулировку принципов построения налогов. Данные принципы являются первичным понятием по отношению к налоговой системе.

Она формируется путем совокупности уже введенных на определенных принципах построения налогов.

Более пространная формулировка сущности налоговой системы Российской Федерации дается в статье 6 Налогового кодекса. «Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.». В данной формулировке нет ссылки на плательщика, а главное экономический смысл понятия налоговой системы подменяется детальным изложением механизма взимания налогов.

Система налогов с физических лиц действует на том же экономическом пространстве, где применяется налогообложение юридических лиц. Она является составной частью общей системы налогов государства. Соответственно цели и задачам диссертационного исследования, а также с учетом изложенного, нами предлагается следующая формулировка понятия налоговая система физических лиц.

Налоговая система физических лиц представляет собой составную часть совокупности налогов, установленных государством, а также форм и методов их взимания.

В налоговом кодексе нет ясности относительно существенного отличия налогов от сборов. Согласно Статьи 5 пункт 1 налогом признается обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в бюджет или бюджетные фонды. Сбором, согласно пункту 2 данной статьи кодекса, признается обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в бюджет, уплата которого является одним из условий совершения в отношении организации или физического лица действий, имеющих юридически значимые последствия. Таким образом, экономическое содержание сбора подменяется юридическими формулировками, которые не раскрывают экономической сути отличия налога от сбора, а говорят только о юридических последствиях их применения.

По нашему мнению, сборы - это обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государством. В этом их главное отличие от налогов, которые взимаются безвозмездно, без привязки к конкретным оказываемым государством услугам.

Действующее законодательство не делает различий между налогами и сборами. Правила, предусмотренные для исчисления, контроля и изъятия в бюджет налогов и связанных с ним правоотношений, распространяются на сборы и связанные с ними правоотношения. В результате уровень налогообложения граждан может быть существенно искажен.

Налоговая система Российской Федерации построена по опыту налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой. В унитарных, т.е. единых государствах налоговая система, как правило, включает два звена: государственные налоги и местные налоги. В федеративных государствах налоговая система состоит обычно из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги, налоги, закрепленные за бюджетом субъектов Федерации и местные налоги.

Россия является федеральным государством, поэтому основы построения налоговой системы, ее структура и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов включают:

*  федеральные налоги и сборы;

*  региональные налоги и сборы, налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург);

*  местные налоги.

В действующую систему налогов с физических лиц входят: на федеральном уровне подоходный налог с физических лиц, налог с владельцев транспортных средств, налог на наследование или дарение; к местным налогам с физических лиц относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, местные лицензионные сборы, целевые сборы с граждан на содержание милиции, на благоустройство территорий, курортный сбор, на нужды образования и другие цели.

Механизмы установления и взимания перечисленных налогов различны. Они определяются элементами налогообложения. Наиболее существенные из них это категория налогоплательщика, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок начисления, сроки уплаты налога, налоговая льгота. В дальнейшем изложении подробно будут рассмотрены все элементы налогообложения применительно к наиболее крупным налогам с юридических и физических лиц.

Важным концептуальным условием построения эффективной налоговой системы является требование ее адекватного соответствия динамично меняющемуся уровню социально-экономического развития общества.

Рассмотрение проблем разработки взаимосвязанной системы налогов начнем с характеристики социально-экономического положения налогоплательщиков. Динамика валового внутреннего продукта, индексов физического объема промышленного производства, сельского хозяйства, ввода в действие жилых домов свидетельствует, что экономика России продолжает стагнировать. Соответственно экономическому положению страны изменяются и показатели социального положения населения.

Резко изменилось социально-экономическое положение населения в августе 1998 года. В результате финансового кризиса денежные накопления россиян в банковских вкладах, ценных бумагах и в наличных деньгах к началу сентября 1998 года снизились до 300,2 млрд. рублей против 305,1 млрд. рублей в начале августа. За месяц их снижение составило 5 млрд. рублей, или 1,6 %.По данным Госкомстата банковские вклады за август уменьшились со 161,1 млрд. рублей до 150,9 млрд. рублей и составили 50,3 % всех накоплений.1)

И еще одно социально-экономическое явление. В России достаточно высока степень поляризации общества по уровню доходов. При этом проявляется ярко выраженная тенденция к расслоению общества. В таблице 1 приводятся статистические данные о распределении населения Российской Федерации по размеру среднедушевого денежного дохода в 1996-1998 годах.


 

                                                                    Таблица 1



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Перспективы разработки взаимосвязанной 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы разработки взаимосвязанной

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)