Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Адреса в Интернет, использованные в работе



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Адреса в Интернет, использованные в работе 0.00 из 5.00 0 оценок




14. На принципах социального партнерства // http://dial34071.mtu-net.ru/misc/newsreg/99/03/28_724.htm

15. О проекте закона города Москвы "О социальном партнерстве" (постановление правительства Москвы от 29.05.97 N 404) // http://www.minstp.ru/docs/uri/97/77_1148.htm

16. О социальном партнерстве и взаимодействии органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, работодателей с профессиональными союзами (постановление Губернатора Ханты-Мансийского АО от 24.04.98 №166) // http://www.hmao.wsnet.ru/politics/Psoyuz/np_akt/post166.htm

17. Социальное партнерство и защита наемных рабочих // http://www.astu.astranet.ru/rus/astra/ECONOMY/pokaz/18.htm

18. Социальная политика // http://www.nns.ru/elects/documents/ ndrprog4.html

19. Вусейнов Р. Социальное партнерство. 1999 г. // http://www.trud.org/discussion/_vti_bin/shtml.exe/_disc2/00000007.htm

20. Щипанова Д., Лясникова Ю. Фактор стабильности – партнерство // http://www.mtrros.msk.ru/decode.htm

 

А.Н. Гончарова*

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОРТРЕТЕ

СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

 

Сегодня в условиях становления в Российской Федерации социальной работы как новой сферы профессиональной деятельности особенно актуально обсуждение вопроса о тех знаниях, навыках и умениях, личностных качествах, которыми должен обладать социальный работник. Вопрос этот в действительности достаточно непростой, как могло бы показаться на первый взгляд, от грамотного ответа на него зависит многое.

Четкое представление об идеале профессионального облика социального работника, с одной стороны, является важным условием профессионального самоопределения, становления и деятельности для конкретного специалиста по социальной работе. С другой стороны, без знания специфики профессии, что во многом находит выражение в профессиональном портрете, невозможно адекватно и качественно оценить уровень профессионализма и компетентности данного специалиста.

На наш взгляд, на сегодняшний день проблеме разработки профессионального портрета социального работника в теории уделяется недостаточно внимания, а предлагаемые решения во многом не удовлетворяют требованиям ситуации становления и развития социальной работы в России. Остановимся подробнее на традиционно предлагаемом в специальной литературе подходе к определению профессионального портрета социального работника [1;2;3;4;5 и др.].

В соответствии с общепринятым в научных кругах видением социальный работник должен обладать глубокими профессиональными знаниями в следующих областях: теории и истории социальной работы, психологии (общей, возрастной, личности, социальной, девиантного поведения, прикладной и др.), социологии (общей, девиантного поведения, права, брака, быта, политики и др.), права (общей теории, социального обеспечения, трудового, семейного, основ гражданского и гражданско-процессуального, уголовного и уголовно-процессуального, конституционного, административного, и др.), криминологии, педагогики (общей, социальной, коррекционной и др.), медико-социальных основ здоровья, философии, культурологии, этнологии и этнографии, социальной экологии, конфликтологии, религиоведения, возрастной физиологии, политологии, социального управления, геронтологии, основ психиатрии, менеджмента, экономики и прочих.  

Одновременно специалисту по социальной работе необходимо профессионально владеть умением убеждать, устанавливать отношения по схеме «человек-человек» с пониманием взаимоотношений в других сферах деятельности; компетентно разбираться в областях прямо или косвенно связанных со сферой социальной работы; быть способным организовать социально-значимую деятельность среди населения и обеспечить социально-правовую защиту клиенту; координировать деятельности различных государственных, общественных и иных организаций для оказания действенной помощи клиенту; уметь диагностировать проблемы клиента; определять характер требуемой психологической, юридической, социальной помощи; иметь навыки проведения психологического консультирования, коррекции и реабилитации, а также социологических исследований; быть способным устанавливать равнопартнерские отношения с клиентом, формировать у него новые социальные роли и менять стереотипы поведения; владеть культурой общения и ораторским мастерством, обладать фасилитативными и многими другими умениями и навыками.

В то же время к личностным качествам социального работника также предъявляются достаточно высокие требования. В частности, интересующий нас специалист должен быть ответственным, наблюдательным, прилежным, дисциплинированным, беспристрастным, добрым, совестливым, работоспособным; иметь чувство собственного достоинства и уметь уважать достоинства другого; сопереживать; быть социально адаптированным, эмоционально устойчивым и психически здоровым человеком, способным давать адекватную оценку своим и чужим действиям; быстро ориентироваться в ситуации; полно и правильно воспринимать человека; обладать значительным интеллектуальным потенциалом при высокой чувствительности, облегчающей ориентацию в эмоциональной сфере клиента; иметь организаторские способности, склонность к чувству вины, четкому осознанию границ своей компетентности; уметь самостоятельно принимать решения и действовать. Кроме того, о социальном работнике говорят, что он должен быть творческой личностью, обладающей определенными харизматическими и лидерскими данными, приятной внешностью.

Как мы видим, профессиональный портрет, предложенный вниманию, являет нам в высшей степени абстрагированный от действительности и собирательный образ социального работника, возможность воплощения которого в реальной жизни представляется фактом скорее исключительным, чем типичным. Вполне закономерным в этой связи будет поставить вопрос о той роли, которую играет портрет профессии в процессе становления сферы профессиональной деятельности социального работника в РФ. Найти ответ на данный вопрос с точки зрения практического использования достаточно трудно, единственно возможный вариант - это использование профессионального портрета указанной формы в качестве абсолютно совершенного образа, к достижению которого должен стремиться каждый социальный работник в процессе всей своей профессиональной деятельности.

 Более того, некоторую долю сомнений вызывает использование самого понятия «портрет» к данному собирательному и абстрактному образу, поскольку изначально в теории изобразительного искусства и литературы под портретом понималось максимально точное отображение или описание субъекта (человека, группы людей, народа и т.п.), в котором воссоздается его индивидуальный облик. Портрет, как произведение искусства, тем более ценен, чем выразительнее и ярче прописана в нем взаимосвязь характерных особенностей данного субъекта и окружающей его действительности.

Перенос понятия «портрет» из сферы изобразительного искусства и литературы в науку не повлек за собой существенных изменений в его содержании. Единственное, в научной теории предметом портретного описания является отображение конкретного направления профессиональной деятельности в ее специфических особенностях, нашедших свое выражение в требованиях к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам, субъектов ее осуществляющих.

На основании традиционно предлагаемого в специальной литературе описания социального работника достаточно сложно сделать вывод о специфике того конкретного направления профессиональной деятельности, которую призван осуществлять данный специалист; это описание дает нам, скорее, представление о специалисте «вообще», чем об определенном его типе. Соответственно, более правильным, с нашей точки зрения, будет назвать известное описание идеальным собирательным образом социального работника, чем его профессиональным портретом в полном смысле этого слова.

Создание профессионального портрета путем простого перечисления качеств, навыков, умений, знаний вне их взаимосвязи с конкретным направлением практической деятельности социального работника не представляется возможным, поскольку именно только учет указанного фактора позволяет наполнить данное понятие содержанием адекватным действительности, эффективно использовать его на практике.

Как уже неоднократно отмечалось, само понятие профессионального портрета социального работника имеет высокое практическое значение, в этой связи можно выделить две его основных функции: формирующую и оценивающую, которые реализуются как во внутреннем плане, определенном характеристиками субъекта профессиональной деятельности, так и во внешнем, касающемся показателей отношения к данному субъекту заинтересованных в нем сторон. Остановимся на этом подробнее.

Реализация во внутреннем плане формирующей функции профессионального портрета заключается в том, что, благодаря существованию в сознании какого-либо человека персонализированного образа профессии, задается соответствующим образом ориентированное направление развития его личности; или, другими словами, у человека появляется желание «быть похожим на…», что приводит к определенным изменениям в системе ценностей, образе мышления, мировоззрении, поведении, то есть к переменам в структуре личности. Однако одного желания быть носителем определенной профессии недостаточно. Появление данного желания служит лишь толчком (мотивом) для начала процесса целенаправленных изменений в личности и поведении субъекта. При этом сам процесс изменений только в том случае приведет к заданной цели, если желающий постоянно будет соотносить и корректировать свои результаты в соответствии с заданным образом (профессиональным портретом), что фактически и составляет содержание функции самооценки. Значит, существование профессионального портрета является необходимым и существенным условием, обеспечивающим протекание процесса профессионального самоопределения и самосовершенствования.

В свою очередь, реализация во внешнем плане формирующей функции заключается в том, что благодаря наличию профессионального портрета к субъекту профессиональной деятельности предъявляются содержательные и обоснованные требования относительно его знаний, навыков, умений, личностных качеств; в результате чего формируется как заказ на деятельность специалиста, так и возможные рамки деятельности по профессии. Показатели обоснованности и содержательности требований к субъекту профессиональной деятельности являют собой итог соотнесения и коррективы некоторых общих пожеланий на работу специалиста с его профессиональным портретом, или, если сказать другими словами, представляют результат оценки.

Содержание профессионального портрета не является постоянным, строго раз и навсегда заданным. Напротив, оно меняется как в зависимости от специфики описываемой в нем профессиональной деятельности, так и относительно этапов становления субъекта профессиональной деятельности, а именно в такой последовательности: 1 этап - выбор будущей профессии; 2 этап - профессиональное образование; 3 этап - профессиональная деятельность. Рассмотрим особенности содержания и роль профессионального портрета применительно к каждому из этапов.

Итак, впервые потребность в качественном профессиональном портрете появляется на стадии выбора абитуриентом будущей специальности, с одной стороны, и отбора среди желающих для обучения ей наиболее подходящих кандидатур, с другой.

Ответственный выбор молодым человеком будущей профессии невозможен без наличия у него определенных представлений о данном направлении деятельности. Более того, просматривается зависимость уровня обоснованности такого рода выбора от информированности о специфике будущей профессиональной деятельности в ее взаимосвязи с личностными особенностями выбирающего субъекта.

 Как правило, профессиональный портрет на этом этапе для молодежи представлен в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих видах: в виде популяризованного наглядного образа, часто представленного в сознании в качестве героя книг, фильмов и т.п.; и в виде общеизвестной статистической информации о данной профессии (о заработке, сферах деятельности, уровне востребованности данных специалистов и сложности вступительных испытаний в учебные заведения, занимающиеся их подготовкой, социальном престиже и т.д.).

Выбор абитуриентом будущей профессии и учебного заведения, осуществляющего по ней подготовку, происходит на основании таких субъективных критериев, как его личное желание и оценка собственных возможностей, в первую очередь, относительно вступительных испытаний, а затем и применительно к специфике будущей работы. 

Однако, как показывает практика, зачастую одного субъективного решения абитуриента недостаточно для успешного прохождения им обучения и осуществления в дальнейшем профессиональной деятельности. Необходима объективная оценка субъективных возможностей и уровня подготовленности абитуриента, которая и осуществляется специально создаваемой для этого приемной комиссией учебного заведения.

 Основанием объективной оценки со стороны приемной комиссии также служит профессиональный портрет, представленный, однако, несколько в иной форме, чем реально осознаваемый абитуриентом портрет профессии. В данном случае содержание профессионального портрета составляют требования к личностным качествам абитуриента, его предметным знаниям, социальным навыкам и умениям, которые в дальнейшем будут создавать основу для получения им необходимого уровня образования и компетентного осуществления профессиональных обязанностей на будущем месте работы. Причем предъявление самих требований к абитуриенту должно основываться не на личном мнении членов комиссии, а на специальном научном анализе эффективности как образовательного процесса в учебном заведении, так и практики профессиональной деятельности по определенному направлению, с целью выявления ее зависимости от конкретных личностных качеств, знаний, социальных навыков и умений. Результаты настоящего исследования должны быть положены в основание проведения вступительных испытаний.

По общему замыслу, в рамках вступительных испытаний решается задача максимального раскрытия абитуриента с точки зрения уровня его знаний, навыков, умений, личностных качеств, что традиционно выявляется через предметные экзамены, творческие конкурсы, собеседования, учет предыдущих достижений в профессионально значимых сферах (грамот, медалей, печатных материалов и т.п.).

Информация, полученная в результате прохождения абитуриентом вступительных испытаний, важна не только для приемной комиссии как основание для конкурсного отбора лучших и наиболее соответствующих требованиям претендентов, но и имеет определенную ценность для самих поступающих. Она заставляет абитуриента по-новому взглянуть на себя, соотнести свои возможности с предъявляемыми требованиями и еще раз обдумать сделанный выбор, а также задает и конкретизирует направление его дальнейшего личного роста. Именно при подготовке и прохождении вступительных испытаний абитуриент впервые не просто мечтает быть носителем определенной профессии, но и совершает конкретные действия, направленные на реализацию этого желания, в которых реализуются личностные качества, формируются и проверяются ценностные установки, совершенствуются предметные знания, расширяется мировоззрение, приобретается необходимый социальный опыт.

Следующий этап востребованности профессионального портрета - это время получения образования по специальности в учебном заведении. Однако и здесь содержание данного понятия не является однородным, можно выделить такие ипостаси существования профессионального портрета: статичную (постоянную) и динамичную (изменяющуюся). 

Профессиональный портрет в своей статичной ипостаси представляет постоянный, максимально точный и детальный по своему содержанию образ, нашедший, как уже неоднократно отмечалось, выражение в описании личностных качеств, специальных знаний, навыков и умений. Существование такого рода портрета обеспечивает, с одной стороны, течение образовательного процесса учебного заведения, задавая единство и направленность в его содержании и структуре адекватно требованиям той профессиональной деятельности, по которой ведется подготовка учащихся. С другой стороны, в нем как бы воплощен «образ» результата обучения профессии как для тех, кто учится, так и для тех, кто учит.

Другими словами, профессиональный портрет обеспечивает непосредственно ориентированное на профессию преподавание и изучение материала учебных курсов. Именно благодаря наличию детального и точного портрета профессии преподаватель получает четкое представление о том, специалиста какого рода деятельности он обучает, и в соответствии с этим в рамках своего предмета может определиться с содержанием, структурой информации, формой ее подачи, а также требованиями, предъявляемыми к студентам, и т.д. Кроме того, сам студент, имея представление о требованиях, предъявляемых к специалистам данной профессии, более предметно и направленно подходит к предлагаемой ему в образовательном процессе информации, занимается самообразованием и саморазвитием.

 В качестве общих условий профессионального становления можно назвать существование, с одной стороны, системы внешнего формализованного контроля данного процесса традиционно представленной экзаменами и зачетами, а с другой, системы обеспечения для будущих специалистов возможности опробовать приобретенные профессиональные навыки, умения, знания, личностные качества в рамках тренингов, производственных и иных практик.

 Получаемая таким образом информация позволяет учащимся отслеживать течение процесса их профессионального становления. Однако оценивание относительно портрета профессии, представленного в статичной форме, не представляется эффективным, поскольку любое отклонение от заданной им нормы может рассматриваться как неудача, и, тем самым, не только не способствовать, но и в значительной мере мешать развитию личности будущего специалиста. Возникает необходимость в профессиональных портретах, фиксирующих промежуточные уровни овладения профессией, посредством предъявления соответствующих им требований к знаниям, навыкам, умениям и личным качествам обучающегося субъекта.

Таким образом, профессиональный портрет в своей динамичной ипостаси являет нам последовательно изменяющийся образ профессии, который в каждый момент своего существования обеспечивает непрерывность и логику всего образовательного процесса, с одной стороны, путем поддержания в разных учебных курсах общего уровня требований к объему и сложности одновременно изучаемого в них материала; а с другой, посредством предъявления учащемуся в рамках данного этапа конкретных задач по освоению профессии.

 Нужно также отметить, что изменчивость в портрете профессии носит характер непрерывного процесса, направленного на все большую последовательную конкретизацию и усложнение образа, вплоть до полного отражения в нем всех деталей заданного направления профессиональной деятельности, нашедших свое выражение в требованиях к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам.

Процесс профессионального становления долог и труден, его протекание обеспечивается благодаря сложному взаимодействию двух форм существования портрета профессии, статичной и динамичной. Для каждого студента этот процесс носит индивидуальный характер.

Формирование будущего специалиста в определенной сфере профессиональной деятельности посредством получения соответствующего образования и самообразования, обязательно связано с изменениями в структуре его личности и поведении. Изменяется мировоззрение, интересы, ценностные установки, личностные качества, поведенческие нормы, а вместе с ними и само поведение субъекта.

Профессиональный портрет на стадии осуществления субъектом профессиональной деятельности играет не менее важную роль, чем на предыдущих стадиях, и должен максимально точно отражать специфику работы в ее зависимости от уровня профессиональной квалификации.

 В первую очередь, в этом заинтересован сам специалист, поскольку профессиональный портрет, чаще всего, находит свое непосредственное выражение в должностных обязанностях и тем самым определяет круг выполняемых данным специалистом работ, его формальный статус в иерархии и взаимоотношений со специалистами в других сферах.

 Во-вторых, профессиональный портрет задает критерии оценки и самооценки деятельности специалиста, как относительно принципа «плохой - хороший специалист», так и непосредственного уровня профессиональной квалификации, что является важным условием профессионального роста.

 В-третьих, формирование заказа на деятельность специалиста также невозможно без представления о специфике тех услуг, которые он оказывает. И, наконец, индивидуальность восприятия профессионального портрета во многом определяет характер самовыражения и самобытность конкретного специалиста в рамках его профессии.

Итак, профессиональный портрет является не только важным фактором профессиональной идентификации и самоопределения действующего субъекта, но и служит необходимым условием качества осуществляемой им профессиональной деятельности.  

После того, как мы несколько разобрались с самим понятием профессионального портрета, вновь обратим внимание на его практическое использование в такой новой для России сфере профессиональной деятельности, как социальная работа.

В настоящей статье уже отмечался факт, что тот собирательный и диффузный образ, традиционно называемый в специальной литературе по теории социальной работы понятием «профессиональный портрет социального работника», на самом деле таковым не является, поскольку не отражает специфики конкретного направления профессиональной деятельности социального работника. Отсутствие в интересующей нас сфере профессионального портрета, отвечающего всем необходимым требованиям, привело к появлению целого ряда проблем практического плана, назовем основные из них.

Как показало исследование, проведенное в 1997-1999 гг. среди абитуриентов, поступающих на специальность «социальная работа» в Красноярский государственный университет, подавляющее большинство (90%) делают свой выбор неосознанно, рассматривая свое участие в конкурсе как один из вариантов своеобразной страховки на случай неудачи при поступлении на юридический, психолого-педагогический, филологический и другие, как правило, гуманитарной направленности факультеты. Практически все (99%) абитуриенты рассматривают социальную работу как своеобразную смесь специальностей, наиболее распространенным вариантом (74%) является следующий: «социальный работник это наполовину юрист, наполовину психолог». Абитуриенты, относящиеся к социальной работе как к самостоятельной специальности, в 100% случаев не могут объяснить ее специфики.

Не менее безрадостная картина относительно представлений о будущем месте работы среди поступающих на специальность «социальная работа». Так, несмотря на то, что 87% абитуриентов все-таки указывают среди таковых учреждения и службы социальной защиты, однако работать в них собирается только 10% поступающих на учебу, из которых 4% рассматривают этот вариант трудоустройства как крайний, оставшиеся 90% надеются по окончании вуза устроиться по другой специальности, в частности юристами, психологами и т.п. Абитуриенты, связывающие свое будущее с работой по специальности «социальный работник», не имеют четкого представления об уровне дохода данного специалиста, а также о специфике трудовой деятельности.

Следует также констатировать в России ситуацию практически полного отсутствия наглядных образов специалистов в сфере социальной работы, нашедших свое отражение в популярных фильмах, книгах и т.д. Существует серьезный дефицит общей информации о специфике услуг, оказываемых специалистами в данной области; в большинстве своем социальный работник на сегодняшний день представлен в средствах массовой информации как специалист по оказанию патронажных услуг. 

Таким образом, отсутствие четкого представления о специфике и сферах профессиональной деятельности социального работника создает ситуацию, в которой осуществление осознанного выбора абитуриентом практически невозможно; что в дальнейшем служит причиной низкой мотивации студентов на освоение специальности социального работника в учебных заведениях, их нежелания связывать свою будущую карьеру с этим направлением профессиональной деятельности.

Исследование, проведенное среди студентов старших курсов КГУ, которые обучались по специальности «социальная работа» в 1997-1999 гг., также продемонстрировало отсутствие у них четкого представления о выбранной профессии. Ни один из студентов не смог четко разграничить сферы профессиональной деятельности социального работника и таких специалистов, как юрист, адвокат, психолог, педагог, социолог и др. В большинстве своем (97%) по-прежнему использовался вариант, когда социальный работник рассматривался как «полу-полу» смежных специальностей. Вопрос о преимуществах использования такого «полу» специалиста перед «полным» специалистом в заданной области неизменно ставил студента в тупик. Сторонники абсолютной профессиональной самобытности социального работника (3%), к сожалению, так и не смогли объяснить в чем она выражается.

 Неизменной проблемой для всех студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» (100%), явилось разграничение сфер ведения социальных работников и других специалистов на конкретных рабочих местах, определение самостоятельных методов работы. 

Хотя желание работать по специальности к окончанию обучения в целом резко возрастает (84% всех выпускников), однако оно носит условный характер. Так, все они после окончания вуза не отказались бы работать социальными работниками, если бы им платили достойную заработную плату, которая превышает существующую в 3-5 раз; 61% выпускников - в случае, если бы они имели хорошие перспективы профессионального роста и карьеры; желающих работать по специальности ради специальности не оказалось. Всех выпускников Красноярского государственного университета по специальности «социальная работа» (100%) не устраивает ситуация, в которой находится сфера социальной работы в нашей стране, и вызывает беспокойство возможность их будущего трудоустройства с дипломом социального работника, что в некотором смысле объясняет возросшее желание выпускников хорошо устроиться по специальности.

Описанная ситуация также является следствием отсутствия портрета профессии, позволяющего эффективно решать проблемы профессионального становления учащихся в рамках образовательного процесса учебного заведения.

К сожалению, нами пока не проведено исследование сфер профессиональной деятельности социального работника, что было бы достаточно показательно, однако уже сейчас, основываясь на знании существующей формы профессионального портрета интересующего нас специалиста, можно сделать ряд предположений. Во-первых, велика вероятность низкой осведомленности потенциальных работодателей о возможностях использования социального работника в решении существующих у них проблем, что создает ситуацию отсутствия заказа с их стороны на деятельность данного специалиста. Во-вторых, плохая информированность населения о всем спектре возможностей по оказанию профессиональной помощи социальным работником, по всей видимости, также имеет в своей основе проблему представленности на этом уровне адекватного профессионального портрета. В третьих, несформированность удовлетворяющего требованиям портрета профессии наверняка приводит к появлению трудностей профессиональной адаптации и самоопределения у молодых специалистов - социальных работников, создает сложности адекватной оценки качества их труда.

В этой связи отсутствие соответствующего требованиям портрета профессии на этапе осуществления профессиональной деятельности может стать причиной не только появления для социальных работников ряда проблем профессиональной востребованности, самоопределения, самовыражения и адекватной оценки качества выполняемой ими работы, но и тормозить развитие этой сферы профессиональной деятельности в нашем обществе.

 Во многом все обозначенные выше трудности не сформированности профессионального портрета социального работника, отвечающего требованиям практической деятельности, обусловлены проблемами становления как теории социальной работы, так и самой     практики.

 Даваемое на сегодняшний день в теории социальной работы определение понятия социальной работы носит противоречивый и диффузный характер, предлагаемые в нем существенные черты не позволяют реально провести разграничение социальной работы от других сфер профессиональной деятельности. Серьезные споры идут относительно выделения самостоятельных принципов, методов, функций, языка социальной работы как науки, учебной дисциплины и практики.

Говорить о сформировавшейся в России практике социальной работы также пока преждевременно, сегодня она переживает стадию своего становления. В частности, совсем недавно начата специальная подготовка социальных работников в учебных заведениях; введены в ряде учреждений ставки этих специалистов, а общество стало получать о них первое представление; пошел процесс выделения определенных направлений профессиональной деятельности в рамках специальности «социальная работа»; появились первые результаты специальных исследований в этой области.

Соответственно, решение проблемы адекватного действительности профессионального портрета социального работника невозможно в отрыве от решения общетеоретических и практических проблем. А это означает, что нам, в первую очередь, необходимо, как минимум, определиться с самим понятием «социальная работа» и направлениями практической деятельности, специфика каждого из которых должна быть отражена в самостоятельном профессиональном портрете. Ответы на поставленные выше вопросы должны быть найдены обязательно, пусть даже условно и формально. В противном случае разрыв в рамках социальной работы круга взаимосвязанных и взаимообуславливающих проблем теоретико-практического характера, а вместе с тем и решение проблемы профессионального портрета, не видится реальным.   

 

Список литературы

 

1. Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятецких А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа. М.,1992. Вып.2.

2. Данакин Н.С. Профессионограмма специалиста по социальной работе. М.,1994.

3. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалистов) // Российский журнал социальной работы. 1995. №1.

4. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.,1993.

5. Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа. М.,1992. Вып.2.

 

П.В. Столбов*

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

В ПОДГОТОВКЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

 

Социальная работа является многоплановым видом человеческой деятельности, охватывающим большинство сторон жизни личности и общества, в том числе и такую сторону, как спорт. Общепризнанно, что занятия спортом - это не только необходимое условие нормального гармоничного развития личности, но и средство отдыха и восстановления жизненной активности. Физиолог Павлов утверждал, что лучшим отдыхом является смена деятельности, так называемый «активный отдых», в том числе занятия спортом [6]. В данной работе делается попытка сравнить психофизические требования, предъявляемые в спорте и в социальной работе, и на основе этого сравнения осмыслить роль спортивной подготовки в процессе получения образования социальными работниками.

 В первую очередь рассмотрим психофизический портрет социального работника. Социальная помощь людям как профессия стала развиваться на Западе перед Второй мировой войной. Сегодня она представлена сетью профессиональных организаций с большим количеством служащих, солидным бюджетом и огромным охватом населения. Социальных работников называют «механиками, смазывающими межперсональные колеса общества».

А. Я. Варга дает расширенную схему профессиональной деятельности социального работника [2] (см. таблицу).

 

Таблица

Социальный работник Профессиональная деятельность Клиент
Характер, Личность, Мотивы Особенности восп-риятия и обработки информации, правильность принятия решения Личностно-характе-рологические особен-ности, характер проб-лемы

 

Каждый блок играет свою роль в обеспечении эффективности социальной работы. Сам социальный работник может быть более или менее эффективным или даже профессионально непригодным в зависимости от своей личности, характера и мотивов профессиональной деятельности. Собственно профессиональная деятельность может быть эффективной в зависимости от тонкости и быстроты обработки информации социальным работником, правильности принятия решения и выбора действия. Клиент, в зависимости от своих личностных особенностей и характера проблемы, может быть « легким» для работы и «трудным». Остановимся подробнее на характере и личности социального работника.

Психологическое здоровье социального работника - важное условие эффективности его работы, особенно потому, что он непрерывно общается с другими людьми. Психическое заболевание социального работника дорого обойдется тем многим, с кем он будет в контакте. Между тем, к сожалению, социальная работа, равно как психология и психиатрия, являются профессиями особенно привлекательными для психических больных.

Это не удивительно, поскольку собственные страдания и ощущение своей неадекватности заставляет этих людей искать информацию о болезнях и страдающих в надежде помочь себе самому, убедиться, что есть еще хуже и т. п. Нередко просто собственное душевное неблагополучие вызывает академический интерес к психической жизни.

Исследования Matarazzo, проведенные в 1979 г. [2], убеждают, что профессионально недопустимыми для социального работника являются эндогенный психоз и депрессия как эндогенная, так и невротическая. Легкость возникновения бреда, неспособность отвечать за свое поведение, контролировать эффект, стойкие эмоционально-волевые расстройства не позволят работать в данной сфере.

Второе существенное условие эффективности профессиональной деятельности - это степень интернальности. «Одной из важнейших социально-психологических характеристик личности является степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие чувства ответственности за происходящие с ним события» [4]. Это свойство личности оказывает регулирующее влияние на способ разрешения критических ситуаций, в особенности межличностного взаимодействия. По уровню субъективного контроля над значимыми ситуациями люди существенно различаются между собой. Возможны два полярных типа такой локализации: «экстернальный и интернальный» [2]. При первом типе человек считает, что происходящие с ним события есть результат действия внешних сил - случая, других людей и т. п., ответственность здесь минимальна. При втором - человек считает, что происходящее есть результат его собственной активности, тут, напротив, ответственность максимальна. Интерналы более самостоятельны, более личностно зрелые, хотя и менее комфортны. Очевидно, что человек с высокой степенью экстернальности не может быть хорошим социальным работником, так как он не берет на себя ответственность за свои действия, не считает, что он виноват в неуспехе и, наоборот, достоин своего успеха. Социальный работник с высокой степенью интерна



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Адреса в Интернет, использованные в работе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Адреса в Интернет, использованные в работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)