Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
И НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В качестве одного из способов снижения уровня рецидива и предупреждения возможности совершения новых преступлений в ряде стран применяется институт пробации, призванный, по мнению юристов и социологов, содействовать уменьшению рецидива среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не являющиеся особо тяжкими[9]. В разных источниках суть этого правового института понимается по разному.

В соответствии с определением комиссии по пробации при министерстве внутренних дел Великобритании под пробацией понимают передачу лица, совершившего преступление, без применения к нему лишения свободы, под надзор социального работника, являющегося должностным лицом судебного ведомства, на определенный срок, в течение которого в случае плохого поведения этого лица суд может принять о нем иное решение [4, с. 390].

В некоторых источниках пробация (англ. «probation») понимается как метод обращения с правонарушителем, признанным виновным в совершении преступления, при котором он не подвергается тюремному заключению, а остается на свободе под наблюдением на определенных условиях с отсрочкой исполнения приговора [12].

Другие авторы понимают пробацию как разновидность условного осуждения наряду с отсрочкой назначения и исполнения наказания, которое является видом наказания [2, с. 179].

    По мнению Н.Б.Хуторской, пробация рассматривается как приговор суда и как процесс исправления правонарушителя. В первом значении пробация – это отсрочка исполнения карательной санкции (обычно тюремного заключения) в отношении преступника с требованием его исправления и перевоспитания в условиях относительной свободы без изоляции от общества.

    Во втором значении – это процесс собирания данных о личности, имеющий целью помочь суду вынести приговор, соответствующий как характеру совершенного преступления, так и особенностям личности преступника, и в дальнейшем при вынесении решения о пробации определить условия надзора за правонарушителем, программу его исправления, а также практическую реализацию этой программы  [7, с.129-130].    

    По вопросу о том, является ли пробация видом наказания или какой-либо иной мерой государственного принуждения, в литературе высказываются различные мнения.

Н.Б. Хуторская на опыте работы служб МВД США доказывает, что пробация обладает всеми существенными признаками уголовного наказания[10].

1) Это мера государственного принуждения, которая получила законодательное закрепление.

2) Это мера государственного принуждения, которая применяется только судом.

3) Пробация - это мера государственного принуждения, получившая законодательное закрепление, которая применяется судом и выносится от имени государства.

4) Данная мера может применяться только к лицу, виновному в совершении преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

5) При назначении пробации проявляется отрицательная, с точки зрения морали и права, оценка обществом преступления и лица, его совершившего.

6) Пробация связана с причинением осужденному определенных лишений, которые он испытывает в связи с необходимостью соблюдения условий пробации, назначенных судом.

7) Пробация имеет определенные правовые последствия для осужденного - судимость, а также предусматривает возможность лишения свободы в случае невыполнения им предписанных судом требований.

 Другие же авторы, например, В.П. Шупилов, пишут о том, что назначение пробации связано с определенными неприятностями для преступника. Но если сопоставить их и последствия, например, лишение свободы, то можно сказать, что пробация позволяет избежать более суровой кары за совершение преступления, что дает повод рассматривать ее в качестве меры освобождения от наказания[11].

На наш взгляд, поводом для двойного толкования сути пробации является ее наполненность карательным содержанием. Как и в других странах, в Австрии назначение пробации осужденному служит мерой наказания. Однако в ст. 27а УК Австрии «Закон о помощи условно осужденным» («Bewahrungshilfegesetz») содержит условие, что пробационная поддержка может продолжаться на добровольной основе не свыше трех лет после истечения срока пробации, установленного при приостановлении приговора или условно-досрочном освобождении под честное слово, если осужденный просит такой помощи. И эта помощь должна финансироваться государством [11, с. 388].

 При этом устанавливается соотношение людей, получающих такую добровольную помощь, по сравнению с теми, кто получил срок пробации, установленный в судебном порядке. Например, у профессионального пробационного работника добровольных клиентов может быть не больше, чем 1 из 5. А у добровольного работника (волонтера) службы пробации не больше, чем 1 из 2.

В связи с этим и возникает неуверенность относительно однозначности толкования сути пробации. Поскольку ситуация возможности добровольного выбора осужденным одного из видов наказания является, по меньшей мере, странной.

     В основе пробации лежит условное осуждение. Но между этими двумя институтами существует принципиальное различие, выражающееся в том, что условное осуждение влечет за собой лишь факт судимости, не затрагивая права и обязанности сторон, пробация же накладывает на осужденного определенные обязанности, а суду дает право контролировать поведение осужденного.

           Процесс назначения и исполнения пробации включает несколько этапов [7, с.130].

1. Признание преступника виновным в совершении преступления и определение ему меры наказания, предусмотренной федеральным законодательством или законодательством данного штата.

2. Нахождение доводов в пользу вынесения решения о пробации.

3. Приостановление действия приговора на определенный период (обычно приговора о тюремном заключении).

4. Определение условий, ограничивающих свободу преступника, нарушение которых ведет к отмене пробации.

5. Надзор за его поведением в обществе в условиях относительной свободы, который включает проведение воспитательной работы.

Институт пробации существует уже более ста лет. Первой этот институт Актом о применении режима пробации к лицам, впервые совершившим преступления, от 8 августа 1887 года, ввела Англия. За последующие десять лет институт условного осуждения охватил почти всю Европу. Так, к 1897 году он был введен в действующие законодательства Бельгии, Франции, Норвегии, Португалии, Италии, Германии, в нескольких кантонах Швейцарии, а также предложен к введению законопроектами Швейцарского и Австрийского уложений [1; 5].

Первый шаг, сделанный в отношении начала практики пробации (состоящей из освобождения под залог «release on recognizances with sureties»), был предпринят в Бостоне в 1841 году.

История этого института сохранила имя инициатора, дату и место возникновения этой идеи [9, с. 11-12].

Однажды, в августе 1841 года, местный сапожник Джон Огастус посетил полицейский участок Бостона и решил заплатить залог за человека, считающегося обычным пьяницей. Ему разрешили это сделать и подзащитному было приказано появляться в участке 1 раз в 3 недели, в течение которых он должен продемонстрировать изменения к лучшему. Вместо обычного наказания: заключения в исправительный дом, судья постановил штраф в 1 цент и приказал правонарушителю оплатить расходы.

    Вдохновленный первым опытом, Огастус продолжал платить залог за правонарушителей и брать обязанность наблюдать и следить за их поведением в течение периода, предусмотренного судьей.

    Все последующие случаи, когда он брал кого-либо на поруки, касались взрослых людей, обвиняемых в пьянстве, причем только мужчин. Постепенно Огастус расширял сферу деятельности, включая в число опекаемых и женщин (первоначально также обычных пьяниц), а затем детей и людей, обвиняемых в различных преступлениях. После чего он расширил свою деятельность, включая работу в муниципальных участках. Огастус продолжал свою работу в течение 18 лет до своей смерти в 1859 году. За этот период он взял на поруки около 2 тыс. чел. и достиг очень высоких результатов.

    На протяжении своей работы в полицейских участках г. Бостона Джон Огастус развил несколько принципов, ставших позже характерными для пробации.

    Что касается отбора людей, которых он брал на поруки, то Джон прилагал свои усилия болшей частью к тем, для кого это было первое преступление и которые давали надежду на исправление. Он не брал ответственность за преступников просто по просьбе несчастного или без расследования их случая и скурпулезного изучения истории и характера каждого кандидата. Он должен был убедиться, что осужденные согласны быть объектом этой системы, принимая во внимание характер личности до совершения преступления, возраст и влияние, под которое человек вероятно, попал бы в будущем.

    Когда Огастус брал на поруки преступников, он старался отмечать их общее поведение и наблюдать за тем, чтобы они учились в школе или были обеспечены каким-либо занятием. Вдобавок к этому в большинстве случаев он предоставлял им жилье.

    Он также соглашался делать отчеты в полицейский участок, когда это было необходимо. К тому же во всех случаях он вел тщательную регистрацию.

    После смерти Джона Огастуса его дело продолжил Руфус Р. Кук, копелан графства и представитель бостонского детского общества поддержки, и другие основатели службы пробации, чья работа по большей части происходила на добровольной основе.

Эти люди выделяли существенные черты пробации: исследование подзащитного перед тем, как взять на поруки, развернутые отчеты, визиты домой. Однако расследования не были достаточно эффективными, периоды пробации были очень короткими (в начале всего несколько недель).

    Согласно закону 1869 года штат Массачусетс направил своих агентов в благотворительные учреждения штата для расследования испытательных сроков несовершеннолетних. Агенты штата, которым поручили исполнение этих новых мер, при помощи добровольных организаций осуществляли наблюдение за несовершеннолетними, к которым, согласно практике, был применен режим пробации.

    Законодательно пробация была впервые урегулирована в 1878 году, когда был издан закон, предусматривающий назначение платных офицеров пробации в полицейские участки Бостона. Существенным моментом было то, что основоположники пробации противопоставляли ее наказанию, указывая на возможность исправления таких осужденных без применения более строгой меры принуждения. Также важно, что система не ограничивала направления пробации какой-либо одной группой преступников (первичные преступники, молодые преступники) или особым видом преступлений.

    В соответствии с законом 1878 года глава Бостона назначил капитана Е.Х. Севиджа первым офицером пробации. В общем существовавшая ранее законная практика сохранилась неизменной. Единственным важным новшеством была официальная организация наблюдения в период пробации. Теперь срок пробации стал длиннее: от трех месяцев до одного года.

    Руководители уголовно-исполнительной системы Массачусетса вскоре показали, что они осознали важность новой организации, предусмотренной законом 1878 года. В их ежегодном отчете, опубликованном в 1880 году, члены Комиссии по делам тюрем сослались на эксперимент, проведенный в Бостоне, и рекомендовали эту практику для распространения в других городах.

    Вслед за законом 1878 года был принят закон 1880 года, которым право назначения офицеров пробации было распространено на все большие и малые города Массачусетса. Каждый полицейский участок и каждый городской суд должен был назначить офицера пробации, и система пробации была четко установлена юристами участков штата.

    В настоящее время в США службы пробации штатов, округов и городов находятся, как правило, в прямом подчинении судов первой инстанции, осуществляющих непосредственный контроль. Общий контороль за службами пробации возложен на отдел по пробации административной службы судов США, которым руководит Верховный Суд США [3, с. 31; 7, с.131-132].

Задачу пробации можно охарактеризовать как мобилизацию собственных усилий лица, совершившего преступление, повышение его чувства ответственности перед обществом [4, с.390]. В общем задачи службы пробации различны и подкреплены функциональными обязанностями сотрудников.

    Функции сотрудников службы пробации реализуются на двух стадиях: досудебной и послесудебной[12]. В первом случае социальные работники проводят социальное исследование личности, составляют социальный доклад и присутствуют на судебных заседаниях. На послесудебной стадии сотрудники службы осуществляют надзор и ресоциализацию, основанную на специальных программах и методиках.

    Цель сотрудников службы пробации при проведении социального исследования заключается в выявлении причин преступного поведения. Социальное исследование личности проходит четыре основных этапа[13].

    Первый этап заключается в установлении прежних судимостей или иных правонарушений, ранее совершенных подсудимым. Для этого используется информация, находящаяся в полиции и иных официальных органах.

    На втором этапе в ходе бесед с правонарушителем устанавливается его социальная характеристика, то есть его биография, условия жизни, способствовавшие формированию его как личности, финансовое положение. Источником информации служит здесь в первую очередь сам преступник.

    Третий этап представляет собой медицинское обследование правонарушителя, выяснение его физического и психического состояния.

    На четвертом этапе подвергаются проверке и уточняются сведения о правонарушителе, выясняется отношение к нему лиц, с которыми он жил и работал.

    В ходе бесед с подсудимым обычно выясняются следующие факты[14]:

- финансовое положение подсудимого;

- отношения, сложившиеся в семье (какова общая атмосфера, страхи, терпимость к аморальным поступкам, основные интересы семьи, привязанности членов семьи);

- интересы подсудимого;

- друзья;

- отношение к преступлению;

- интеллектуальная сфера (степень умственного развития, причины отставания в школе);

- состояние здоровья;

- формы проведения досуга.

    Проведение исследования занимает от трех до четырех недель. Еще неделя уходит на оценку полученных данных и составление доклада для суда. Начало осуществления исследовательских работ приходится на момент установления вины подсудимого. Сам подсудимый может быть ознакомлен с содержанием социального доклада.

    К социальному докладу предъявляются такие требования:

- он должен помочь суду в вынесении правильного приговора;

- должен впоследствии оказать помощь социальному работнику в его усилиях по ресоциализации преступника;

- должен служить источником информации для систематических научных исследований.

По мнению Н.Б. Хуторской [7, с. 88], можно говорить о двуединой цели послесудебной функции службы пробации, в которой тесно переплетаются задачи социального и правового характера, - с одной стороны, вернуть обществу законопослушного гражданина, а с другой – выполнить свою правоприменительную функцию.

В первое время основной функцией пробации был надзор в узком его понимании. В дальнейшем, под влиянием психоанализа, в ее содержание стали вкладывать социальный и терапевтический смысл, где надзор в его первоначальном «узком» смысле слова занимал лишь незначительную часть. В последующем стали подчеркивать именно социальную направленность этой деятельности.

В процессе надзора сотрудник пробации осуществляет социальное консультирование, с тем чтобы помочь осужденному понять и выполнить предписания суда, а также привлекает и использует возможности существующих социальных служб для оказания всесторонней помощи осужденному[15].

В «Правилах о пробации», принятых в 1949 году, перечислены обязанности английских сотрудников службы пробации на послесудебной стадии [5, с. 26-27]:

1. Составлять, сохранять и представлять при проверках специальную учетную карточку, содержащую характеристику каждого поднадзорного дела.

2. Находясь в тесном контакте с поднадзорным лицом, встречаясь с ним, обязывать его являться через определенный срок для отчета о своей деятельности, и время от времени, руководствуясь соображениями целесообразности, навещать его по месту жительства для контроля за поведением.

3. Следить за тем, чтобы поднадзорное лицо ясно понимало свои права и обязанности, вытекающие из решения о назначении пробации.

4. Обращаться от имени поднадзорного лица в государственные и частные фонды с просьбой об оказании финансовой помощи.

5. Гарантировать каждому поднадзорному лицу постоянную работу.

6. Составлять для комитета по пробации, а также по требованию суда, вынесшего решение о назначении режима пробации, письменный доклад об образе жизни и прогрессе в перевоспитании поднадзорного.

7. Извещать суды о всех допущенных осужденным нарушениях условий отбывания режима пробации.

8. Вносить в суд рекомендации об отмене или изменении определенных условий, содержащихся в решении о назначении режима пробации, в тех случаях, когда, по мнению сотрудника, в их дальнейшем выполнении нет более необходимости.

9. Извещать суд о всех переменах постоянного места жительства поднадзорного лица.

10. В случае помещения поднадзорного лица в пробационное заведение на срок свыше шести месяцев предоставлять суду через каждые шесть месяцев, считая со дня поступления лица в заведение, доклад о прогрессе в его перевоспитании.

11. Осуществлять надзор над определенной категорией лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, и выполнять определенные дополнительные функции: способствовать примирению супругов, ходатайствующих о разводе, надзор за лицами, которые получили отсрочку уплаты штрафа.

Помимо осуществления деятельности на до- и послесудебной стадиях социальные работники участвуют в оказании помощи осужденным после их освобождения, что является задачей голландской службы пробации1. Служба пытается обеспечить освобожденного в первую очередь материальной поддержкой, оказать помощь в предоставлении жилья, работы, услуг специалистов и т.п. [6, с.93].

    Можно выделить ряд принципов социальной работы по делу, в основе которых лежат принципы, сформулированные Ф. Байстак      [8, с.103] и Д. Дресслер [10, с.130]:

· Принцип добровольности заключается в том, что клиенту можно помочь, если только он хочет, чтобы ему помогли.

· Принцип информированности заключается в том, что клиент должен знать, какого рода помощь он может получить, и чего ему не следует ожидать от сотрудников службы.

· Принцип неосуждения проявляется в обращении с клиентом как с обычной личностью, поскольку осуждение своему поступку он уже получил вынесением приговора.

· Принцип самоопределения клиента выражается в предоставлении клиенту возможности собственного выбора и принятия собственных решений.

· Принцип доверия заключается в том, что поднадзорный должен верить, что социальный работник хочет понять его и помочь.

· Принцип конфиденциальности заключается в нераспространении сведений, не предназначенных для суда или полиции.

Н.Б. Хуторская предлагает несколько основных методов, сложившихся в практике социальных работников в США к середине XX в. [7, с.90-91]:

1. Манипулятивная техника, целью которой является создание благоприятных изменений в окружении поднадзорного. Имеется в виду изменение условий его жизни и быта – места работы, профессии, вида деятельности, жилищных условий, улучшение материального благосостояния и др., а также разрушение привычных антисоциальных связей, оказание содействия в улаживании семейных конфликтов или создании семьи и т.д.

2. Экзекутивная техника состоит в использовании возможностей различных общественных служб и фондов.

3. Техника по руководству или консультативная техника заключается в предоставлении консультаций и руководстве со стороны сотрудника службы пробации.

Опыт деятельности социальных работников показал эффективность бригадного метода работы, когда каждый из сотрудников службы пробации выполняет одну из функции, хотя такой подход и не способствует созданию доверительных, располагающих к общению отношений между пробантом и социальным работником.

 

Список литературы

1. Гогель С.А. О желательности и возможности введения в России института условного осуждения // Журнал министерства юстиции. 1897. №7.

2. Гуценко К.Ф. Уголовная юстиция США. М., 1979.

3. Крылов Б.С., Меркулов Г.С. Полиция и органы исполнения наказания в буржуазных странах. М., 1989.

4. Полянский Н.Н. Уголовное право и уголовный суд Англии. М.,1969.

5. Стручков Н.А., Шупилов В.П. Исполнение уголовного наказания в капиталистических странах. М., 1978. Вып. 2.

6. Так Петер Й.П. Система уголовного правосудия в Нидерландах в свете новой уголовной политики// Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. 1997. № 2.

7. Хуторская Н.Б. Институт пробации в США// Проблемы совершенствования исправительно-трудового законодательства и деятельности органов, исполняющих наказания. М., 1981.

8. Biestek F. The casework relationship, Chicago: Loyola University Press? 1957.

9. Carter Robert M., Wilkins Leslie T. Probation and parole. Selected Readings// John Wiley & SONS, INC. New York - London - Sydney - Toronto, 1996.

10. Dressler D. Practice and Theory of probation and рarole. New York, 1959.

11. Anton M. van Kalmthout, Peter J.P. Tak Sanctions-systems in the member-states of the council of Europe. Kluwer, 1995.

12. Webster's New International Dictionary. 1997.

 


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 

Броцман Екатерина Аркадьевна - старший лейтенант внутренней службы, инспектор по связям с общественностью пресс-службы Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции России по Красноярскому краю.

Гончарова Анна Николаевна - старший преподаватель кафедры теории и методики социальной работы КрасГУ.

Жижко Елена Валерьевна - кандидат социологических наук, заведующая кафедрой теории и методики социальной работы КрасГУ.

Зигмунт Ольга Александровна - ассистент кафедры теории и методики социальной работы КрасГУ.

Леонтьева Юлия Владимировна - ассистент кафедры теории и методики социальной работы КрасГУ.

Лосева Анна Валерьевна - заместитель председателя епархиального отдела по взаимодействию с органами здравоохранения и социальной защиты.

Петрова Елена Ивановна - кандидат юридических наук, заведующая кафедрой трудового и экологического права КрасГУ.

 Пеннингс Франс - профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Тилбургского университета (Нидерланды).

Рузанов Валерий Иванович - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методики социальной работы КрасГУ.

Отец Валерий Солдатов - священник, председатель епархиального отдела по взаимодействию с органами здравоохранения и социальной защиты.

Столбов Павел Владимирович - ассистент кафедры теории и методики социальной работы КрасГУ.

Чиганова Светлана Дмитриевна - кандидат юридических наук, заведующая отделением социальной работы юридического факультета КрасГУ.

 

 


* © В.И.Рузанов, 2000.

* А.Н.Гончарова, 2000.

[1] Говоря здесь и далее о техничности социальной работы, мы используем понятие «техника» как «техне» Мартина Хайдеггера.

 

[2] Понятие "полидисциплинарная ориентация" используется здесь в значении, определенном нами при рассмотрении первого традиционного подхода к построению теории социальной работы.

* © Е.В.Жижко, 2000.

** © С.Д.Чиганова, 2000.

* © А.Н.Гончарова, 2000.

* © П.В.Столбов, 2000.

* © В.Солдатов, 2000.

** © А.В. Лосева, 2000.

* © С.Д.Чиганова, 2000.

* © Е.В.Жижко, 2000.

[3] ВД – высокий доход (м – мужчины, ж – женщины); здесь и далее

СД –средний доход;

НД – низкий доход.

* © Ю.В.Леонтьева, 2000.

* © Е.В.Жижко, 2000.

[4] В качестве последнего варианта ответа на данный вопрос респондентам была предложена формулировка «другое», но они оказались единодушны в своём варианте ответа: «я не отказывался, мне отказали работодатели». Как видно из табл. 13, инвалидам второй группы работодатели отказывают почти в три раза чаще.

 

[5] Рейтинг проблем, мешающих трудоустройству, сделан по ответам респондентов третьей группы инвалидности.

[6] Суммируемые проценты выделены в табл. 18 курсивом.

[7] Для сравнения: Контент-анализ резюме (помещенных в Интернете) специалистов с высшим образованием, ищущих работу в г. Москве (проведенный автором статьи) показал, что женщины ищут работу не менее, чем за 300 долларов США в месяц, мужчины – за 500.

[8] Возможно, отчаявшись найти работодателя, который взял бы их на работу, они хотели бы стать сами для себя работодателями.

* © Е.А.Броцман, 2000.

* © Ф. Пенрингс, 2000.

** © Е.И. Петрова, 2000.

 

* © О.А. Зигмунт, 2000.

[9] Шупилов В.П. Институт пробации в уголовном праве Англии и США/ Дисс. …канд. Юрид. Наук. М., 1968. с.7.

[10] Хуторская Н.Б. Институт пробации в США: уголовно-правовые, криминологические и организационно-управленческие аспекты/ Дисс. …канд. Юрид. Наук. М., 1992. с.27.

[11] Шупилов В.П. Институт пробации в уголовном праве Англии и США/ Дисс. …канд. Юрид. Наук. М., 1968. с.28.

[12] Хуторская Н.Б. Институт пробации в США: уголовно-правовые, криминологические и организационно-управленческие аспекты/ Дисс. …канд. Юрид. Наук. М., 1992. с.172.

[13] Подробнее см.: Хуторская Н.Б. Институт пробации в США: уголовно-правовые, криминологические и организационно-управленческие аспекты/ Дисс. …канд. Юрид. Наук. М., 1992. с.77; Шупилов В.П. Институт пробации в уголовном праве Англии и США/ Дисс. …канд. Юрид. Наук. М.,1968. с.137.

[14] Шупилов В.П. Институт пробации в уголовном праве Англии и США/ Дисс. …канд. Юрид. Наук. М., 1968. с.138.

[15] Шупилов В.П. Институт пробации в уголовном праве Англии и США/ Дисс. …канд. Юрид. Наук. М., 1968. с.25.

1 В Нидерландах существует служба по контролю за условно осужденными (reclassering), которая возникла в 1823 году как частная инициатива Джона Хорварда. Первая служба пробации называлась «Нидерландское общество по подготовке осужденных» («Nederlands Genootschap tot Zedelijke Verbetering der Gevangenen»).

В настоящее время, с точки зрения закона, служба пробации в Нидерландах все еще является частной организацией, хотя она почти полностью финансируется Министерством юстиции.



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
И НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)