Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Распределение по полу отношения к полезности



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Распределение по полу отношения к полезности 0.00 из 5.00 0 оценок




Информации, полученной на ярмарке вакансий

Вариант ответа III группа, мужчины   II группа, Мужчины   III группа, Женщины II группа, женщины
Да 53 73 82 43
Скорее, да 47 27 12 29
Нет 0 0 6 28

 

Наиболее полезной проведенную ярмарку признали женщины с третьей группой инвалидности (82% абсолютно и 12% относительно положительных ответов), но в целом, по мнению респондентов, мужчинам ярмарка дала больше информации, чем женщинам: от них отрицательных ответов вообще не было получено (табл. 25).

 

Итак, в области профессиональной реабилитации инвалидов важно, по возможности, учитывать следующее:

· Инвалиды (особенно третьей и второй групп) невзирая на медико-социальные проблемы хотели бы реализовать своё право на труд.

· Профессиональная реабилитация инвалидов должна строиться на основе конкретных индивидуальных обстоятельств, потребностей и возможностей каждого из них.

· Задачами профессиональной реабилитации инвалида, осуществляемой при посредстве государственной службы занятости, должны быть: повышение экономических возможностей инвалида, появление новой дополнительной структуры социальных взаимосвязей.

· Предлагаемая (в большинстве случаев) индивидуальная (надомная) работа не в состоянии удовлетворить потребность инвалидов в профессиональном и человеческом общении, обеспечить им дополнительную психологическую и эмоциональную поддержку коллектива.

· Многие проблемы трудоустройства, называемые инвалидами г. Красноярска, («недостаток профессиональных навыков, опыта», «неуверенность в себе», «отсутствие вакансий для инвалидов» и т.п.) могут быть решены с помощью государственной службы занятости.

· Уровень финансовых притязаний инвалидов (в отличие от других групп безработных) является достаточно низким (в среднем 1500 рублей для второй группы и 1650 для третьей группы; при этом почти половина инвалидов, ищущих работу, согласна работать менее, чем за 1000 рублей в месяц). Сумма желаемой зарплаты соответствует зарплатам большинства вакансий, предлагаемых службой занятости, что повышает конкурентноспособность инвалидов, улучшает их шансы «в борьбе» за работодателя.

· Уровень образования инвалидов, желающих трудоустроиться, на сегодняшний день является достаточно высоким, что позволяет им устраиваться на рабочие места, более соответствующие их ограниченным физическим возможностям. Профориентация, обучение и переобучение инвалидов – необходимая часть их профессиональной, социальной или, по крайней мере, личностной реабилитации.

· Профессиональная реабилитация инвалидов с последующим трудоустройством выгодна и для государства, так как средства, вложенные в обучение и трудоустройство инвалидов, будут возвращаться в виде налоговых поступлений. Кроме того, чем меньше людей, недовольных своей жизнью, тем ниже в обществе социальная напряженность.

 

Список литературы

 

1. Актуальные проблемы инвалидности. М., 1995.

2. Архангельский В. и др. Жизненный уровень инвалидов в Москве // Мониторинг общественного мнения / ВЦИОМ. 1999. № 1/39.

3. Герций Ю., Дановский С. Ярмарки вакансий: сравнительные результаты //Человек и труд. 2000. № 10. С. 44-45.

4. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. М., 1999.

5. Котляр А.Э., Кочеткова М.А. Новое в практике подбора рабочих мест инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. № 2.

6. Смирнов С., Николаенко Е. Экономика трудовой реабилитации инвалидов: опыт предприятий ВОИ // Человек и труд. 1998. № 12.

7. Тарасова Г.В. Инвалидность в населении Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1996. № 3.

 

 

Е.А. Броцман *

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЖЕНЩИН, ОТБЫВШИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Многие вопросы, касающиеся ресоциализации женщин, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, носят проблемный характер. Прежде всего, на современном этапе реализация основных конституционных прав для данной категории женщин становится практически невозможной в силу ряда обстоятельств. Одним из таких обстоятельств, наверное основным, является сам факт применения к женщине такой меры наказания, как лишение свободы и её нахождение в местах заключения, в связи с чем ей присваивается определённый социально-правовой статус. Этот статус определяет дальнейшую судьбу женщины и судьбу её детей. Не секрет, что многим женщинам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, так и не удаётся адаптироваться к жестким условиям жизни на свободе, не удаётся восстановить утраченные социально полезные связи. Причисление женщин, осужденных к лишению свободы и отбывших наказание, как и осужденных в целом, к категории социально не защищённых граждан, автоматически ставит вопрос о необходимости оказания данной категории лиц своевременной профессиональной помощи, которая ложится на плечи работников социальных служб. Сегодня общепризнанно, что социальным работникам принадлежит важная роль в исправлении осужденных и возвращении их в общество.

Отбывание уголовного наказания как наиболее серьёзной по своим последствиям меры государственного принуждения неизбежно связано с прекращением специфического правового положения осужденного и отбывающего наказание, а также с восстановлением социального статуса, который он имел до осуждения.

Наиболее сложен этот процесс применительно к освобождённым из мест лишения свободы, поскольку практически перед каждым освобождаемым встаёт череда вопросов, на которые не только он сам, но и компетентные органы не всегда могут дать необходимый ответ. Среди них, прежде всего, вопросы о том, где будет жить и работать осужденный, на чью помощь и поддержку (моральную и материальную) он может рассчитывать. Поэтому, осознавая значимость проблемы ресоциализации отбывших уголовное наказание, представляется правомерным рассматривать её преимущественно как ресоциализацию лиц, отбывших лишение свободы, что обусловливается резким отличием этого уголовного наказания от иных, отбывание которых не связано с полным отрывом гражданина от обычного и естественного человеческого общежития и длительным нахождением в весьма специфической среде лиц, совершивших преступления.Ресоциализация, понимаемая как «восстановление гражданином связей с обществом, налаживание прерванных позитивных связей и контактов» [6], употребляется и в значении социальной адаптации, смягчающей вхождение в социальные круги, приспосабливающей к изменившимся условиям жизни.

Данная проблема обостряется в отношении женщин, как особо уязвимой и слабо защищённой в социальном плане категории. Анализ современных социально-экономических процессов, условий жизни женщины позволяет сделать вывод о том, что причины преступности среди них определяются, прежде всего, существенным ослаблением главных социальных институтов и, в первую очередь, семьи, ростом количества женщин среди безработных, ростом таких явлений, как наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество и попрошайничество среди женщин.

Идя вынужденно на изоляцию виновной женщины, государство должно быть заинтересовано в такой организации процесса отбывания наказания, чтобы после освобождения женщина смогла бы нормализовать свою жизнь, смогла реализовать свои основные конституционные права.

В обществе и прежде немало говорили о необходимости создания условий для социальной реабилитации лиц, освобождённых из мест лишения свободы. Однако уголовный закон карал их не только за совершённое деяние, но и после освобождения. Приговор суда не только устанавливал начало срока наказания за преступление, но также являлся основанием для лишения осужденных жилья после шести месяцев нахождения в местах заключения, прекращения выплаты и оформления пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий в связи с рождением ребёнка, временной нетрудоспособности, погребением умершего, незачёта времени работы в местах лишения свободы в общий трудовой стаж. Получалось, что двойное, а то и тройное наказание за совершённое преступление определяло не только изоляцию преступника от общества, но и лишало других социальных прав.

Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, её объёма и характера. Труд и его оценка обществом предопределяет различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения. Это находит своё отражение и в делении пенсий на два вида: трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные пенсии, назначаемые престарелым и нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию, с целью предоставить им минимальный источник средств к существованию [3].

Лишение пенсионера в период нахождения его в заключении трудовой пенсии путём приостановления её выплаты является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.

Приостановление выплаты трудовой пенсии лишает осужденного пенсионера возможности получить ту её часть, которая превышает расходы по его содержанию в исправительном учреждении, и приобретает характер дополнительного наказания. Кроме того, оно ограничивает и права иждивенца пенсионера.

16 октября 1995 года Конституционный Суд РФ постановил признать положение статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Итак, впервые Уголовно-исполнительный кодекс РФ закрепил правило, согласно которому осужденные к лишению свободы, привлечённые к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Эти положения имеют исключительно важное значение для успешной ресоциализации данных лиц после освобождения.

Более того, пенсии и пособия выплачиваются не только осужденным, которые их получали до своего ареста, но и тем, у кого право на их получение возникло во время отбывания наказания в виде лишения свободы (наступил пенсионный возраст, утрачена трудоспособность и т.п.). Администрация исправительного учреждения подготавливает на таких лиц соответствующие документы и направляет их в органы социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения, которые и осуществляют выплаты пенсий путём перечисления на лицевые счета осужденных.

Однако остаётся неясным вопрос – следует ли осужденным выплачивать пособия по временной нетрудоспособности, а женщинам – пособия по случаю рождения ребёнка и ухода за ним до достижения последним полутора лет. Дело в том, что неработающие по болезни осужденные и осужденные кормящие матери на период освобождения от работы питание получают не только бесплатно, но и по повышенным нормам. В связи с этим, думается, должен быть принят нормативный правовой акт, определяющий порядок государственного социального страхования осужденных.

Одной из причин, препятствующих оформлению пенсий осужденным в исправительных учреждениях, в частности в женской исправительной колонии № 22 Главного управления исполнения наказаний по Красноярскому краю, а также препятствующих успешному устройству женщин после освобождения, является отсутствие паспорта. Это одна из главных проблем учреждения, поскольку многие осужденные женщины их давно утратили, а в паспортном столе отказываются делать исключение для осужденных, объясняя задержки банальным дефицитом «корочек». Теперь паспорта выдают с 14 лет, и на всех этих «корочек» не хватает. В связи с чем в ИК-22 при оформлении документов на получение паспорта предпочтение отдаётся пенсионерам (по старости, инвалидности и т.п.) для получения ими пенсий в исправительном учреждении.

Отбывание лишения свободы подразделяется на различные этапы, одним из которых является подготовка к освобождению. Период, непосредственно предшествующий освобождению, характеризуется тем, что с особой остротой стоит вопрос о путях и перспективах нормализации жизни.

Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными все заключенные должны иметь возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою семейную жизнь и найти работу после освобождения. Правила признают, что процесс подготовки к освобождению и возвращению в общество начинается с первого дня отбывания наказания и что общество обязано заботиться о человеке и после его освобождения из мест лишения свободы [5].

Многообразие меняющейся с освобождением жизненной ситуации сложно очертить и предвидеть заранее, однако для каждой освобождающейся в той или иной мере важным является трудовое и бытовое устройство, психологическая и правовая подготовка. Перечисленное, как представляется, следует признать наиболее значимыми элементами подготовки к освобождению в целях достижения успешной ресоциализации.

В самом общем виде трудовое и бытовое устройство означает, что вне зависимости от характера совершённого преступления, длительности нахождения в местах лишения свободы, возраста, пола, семейного положения, каждый освобождаемый должен определиться с жильём и получить работу. В случаях, когда эти жизненно важные вопросы решаются лишь частично или вообще не решаются, о благополучном исходе периода адаптации, даже несмотря на успешно проведённую психологическую и правовую подготовку, говорить вряд ли возможно.

Термин трудовое и бытовое устройство в литературе по уголовно-исполнительному праву используется широко. При очевидной связи данных элементов подготовки осужденных женщин к освобождению из мест лишения свободы, каждый из них имеет своё содержание, что предполагает их раздельный анализ. Трудовое устройство понимается однозначно – как обеспечение работой. Бытовое же устройство имеет не только более сложное содержание, своего рода многоаспектность, но и, по мнению А. С. Михлина и А. Т. Потёмкиной, является главенствующим. Объясняется это тем, что важнейшая составная часть бытового устройства освобождённых - это обеспечение жильём. Не имея жилья освобождаемый не может прописаться, и, как следствие, не может быть принят на работу. Но только к решению жилищного вопроса бытовое устройство не сводится. Не случайно в литературе сформировался термин бытовое, а не жилищное устройство [4]. Существует и другая точка зрения, высказанная В. М. Трубниковым, согласно которой проблемы трудоустройства являются центральными в осуществлении социальной адаптации освобождённых от отбывания наказания. Аргументируется это тем, что труд создаёт систему общественно полезных связей, формирует личность [9]. Но, думается, было бы целесообразным не делить названные элементы социальной адаптации на главные и второстепенные, поскольку они равнозначны и неразрешённость одних проблем препятствует успешному разрешению других. Трудовое и бытовое устройство в равной степени считаются основными условиями возвращения бывших осужденных граждан к нормальной жизни в условиях свободы.

Из анализа обзора о состоянии работы по подготовке, трудовому и бытовому устройству лиц, освобождённых из ИК-22 за 1997-1998 гг., следует, что при общем сокращении на 90 человек числа освободившихся женщин (с 344 в 1997 году до 254 в 1998 году), число нуждающихся в трудовом и бытовом устройстве сократилось на 110 человек (с 344 в 1997 году до 234 женщин в 1998 году). Таким образом, число нуждающихся в трудовом и бытовом устройстве в 1997 году составило 100% от общего количества освобождающихся по окончании срока наказания в отчётном периоде, а в 1998 году – 92%, то есть сокращение числа нуждающихся составило 8%.

Общее количество освобождённых женщин, которым была оказана помощь, составило 233 человека в 1997 году (67,7%), в 1998 году – 115 человек (49,1%), то есть сократилось на 18,6%. Количество лиц, не получивших помощи из нуждавшихся в трудовом и бытовом устройстве, составило в 1997 году 32,3%, а в 1998 году– 26,4%.

Об актуальности проблемы занятости освобожденных женщин свидетельствует высокий процент не работавших среди повторно осужденных. Из 40 опрошенных нами женщин, повторно отбывающих наказание в виде лишения свободы, 60% не работали на момент совершения последнего преступления.

Трудоустройством осужденных в настоящее время занимаются центры занятости населения - органы Федеральной государственной службы занятости населения. Статья 13 Федерального Закона «О занятости населения» от 19 апреля 1991 года относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социальной защитой. В свою очередь, освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости. В остальных вопросах, касающихся трудоустройства через службу занятости, бывшие осужденные наделены теми же правами и обязанностями, что и другие категории граждан, ищущих работу.

С переходом к рыночным отношениям положение с трудоустройством бывших осужденных более усугубилось. Предприятия получили право самостоятельно решать все производственные вопросы, в том числе и подбора кадров. Руководство предприятий зачастую не желает принимать на работу ранее судимых женщин не только из-за многочисленных сокращений, уголовного прошлого лиц, отбывших наказание, но и в связи с их невысокой квалификацией, что сегодня в условиях безработицы (в целом по России доля женщин среди зарегистрированных Федеральной службой занятости безработных составляет около 60%, большинство которых с высшим и средне-специальным образованием), является значительным препятствием в трудоустройстве. Данные проведённого нами опроса 40 осужденных женщин, повторно отбывающих наказание, показали, что профессию на момент освобождения от предыдущего наказания имели 85% опрошенных женщин. Из них основная масса опрошенных (76,5%) имели рабочую специальность, 23,5% - работники умственного труда.

В вопросах, касающихся трудоустройства женщин, которые освобождались из мест лишения свободы, необходимо решение законным путем проблем материальной заинтересованности и экономического стимулирования государственных и частных предприятий, учреждений за приём на работу данной категории женщин, с одновременным установлением меры ответственности за необоснованный отказ в приёме на работу для государственных предприятий и учреждений. Также было бы целесообразно ввести квотирование рабочих мест на некоторых предприятиях специально для бывших осужденных.

Проведённое нами исследование показало, что трудности при трудоустройстве испытывало 40% опрошенных женщин. Трудности отмечались такого характера: 62,5% не смогли трудоустроиться из-за предвзятого отношения кадровиков к лицам с судимостью, их просто не брали на работу; 12,5% не трудоустроились из-за сокращения на предприятиях; 12,5% не успели трудоустроиться из-за волокиты с пропиской, 6,5% - из-за отсутствия документов.

По данным Департамента Федеральной службы занятости населения по Красноярскому краю за 1998 год, в поисках работы в Городской центр занятости обратилось 1287 осужденных, из них 137 женщин. Трудоустроено было 347 осужденных, из них женщины составили 11,2%. Таким образом, количество трудоустроенных из числа обратившихся женщин в 1998 году составило 21,1%.

Что касается жилищного устройства женщин, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, то в 1995 году Конституционный Суд установил, что временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. Таким образом, норма ст.60 Жилищного кодекса РФ об утрате права на жилье лицами, осужденными к лишению свободы, признана неконституционной и не действует. Это даёт освобождённым основание требовать восстановления утраченного права на жильё в его реальном виде. Но остаётся целый ряд жизненных коллизий, когда договор жиларенды с упомянутым лицом всё-таки должен быть вынужденно расторгнут, например, при оставлении ни кем не занятой, кроме него, квартиры, несвоевременном внесении квартплаты, некоторых обстоятельствах распада семьи. Вот почему нужно нормативно установить для таких лиц льготный порядок предоставления жилья по прежнему месту жительства и по установленным нормам.

Данные проведённого нами исследования показали, что среди женщин, повторно отбывающих наказание, с трудностями при оформлении прописки столкнулись 27,5% опрошенных женщин. Среди трудностей выделялись: отказ в инстанциях – 45,4%, отсутствие документов – 27,3%, отсутствие жилья – 18,2%.

Как один из вариантов решения вопросов прописки бывших осужденных можно использовать опыт Управления внутренних дел Тамбовской области, начальник которого дал указание прописывать освободившихся из мест лишения свободы по юридическому адресу районного отделения милиции, к которому они были прикреплены [2].

Согласно уголовно-исполнительному законодательству, если освобождаемые женщины в силу пенсионного возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет органам социальной защиты представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых (интернаты). К представлению прилагается письменная просьба самих осужденных.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключёнными закреплено, что «заключённым следует давать возможность общаться через регулярные промежутки времени и под должным надзором с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений» [5]. Данное правило преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных, которые создают прочную основу их ресоциализации. Однако на практике выяснилось, что реализация принципа дифференциации исполнения, отбывания наказания оказывается не в интересах осужденных женщин, последняя утрачивает жизненно важные для неё связи, что, в свою очередь, затрудняет бытовое устройство женщин после освобождения.

В целях способствования адаптации освобождённых из мест лишения свободы к условиям жизни, а также из соображений гуманности уголовно-исполнительное законодательство предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи. Эта помощь предоставляется администрацией исправительного учреждения. Однако ввиду того, что освобождённые из мест лишения свободы женщины испытывают трудности при трудоустройстве в силу ряда причин (например, наличие судимости), а также не каждая освобождённая женщина может рассчитывать на поддержку со стороны семьи, родственников в решении вопросов трудового и бытового устройства, оказанной материальной помощи становится явно не достаточно для нормализации жизни на свободе даже на первое время.

Рассмотренные выше аспекты – решение жилищного вопроса, восстановление или нормализация семейных и родственных связей, а также материальная помощь – и составляют бытовое устройство женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы.

Особо следует оговорить, что вопросы бытового устройства как одного из обязательных условий успешной ресоциализации различно решаются у мужчин и женщин. Для женщин процесс адаптации более сложен, им тяжелее восстановить семейные и родственные связи, которые за время отбывания наказания у них распадаются чаще; одиноким женщинам труднее создать семью; на них сильнее влияет неустроенность быта. Женщины нуждаются в усиленной помощи в разрешении вопросов бытового устройства.

Сегодня включение осужденных женщин в правопослушную жизнь общества оставляет желать лучшего, а работа по социальной реабилитации находится не на должном уровне, о чём свидетельствует и высокий процент рецидивной преступности. Одна из причин этого – временное отсутствие в пенитенциарных учреждениях соответствующих специалистов. Поэтому подготовка социальных работников для колоний - необходимость, которая не раз обсуждалась, безусловно актуальна, но решение этого вопроса может растянуться на годы, поскольку лишь незначительное число вузов приняло на себя выполнение этой задачи. Однако было бы неверным утверждать, что социальной работы в пенитенциарной системе России нет. Большинство направлений деятельности, осуществляемой представителями администрации исправительных учреждений, ответственных за осуществление воспитательной работы, и есть социальная работа, просто она не обозначена как таковая. Думается, положительный опыт западных стран подсказывает необходимость ориентации российской уголовно-исполнительной системы на усиление социальной работы с осужденными, в частности с осужденными женщинами. В отличие от воспитательных колоний, где несовершеннолетним осужденным нужен именно воспитатель, в исправительных колониях взрослые осужденные нуждаются не столько в воспитании, сколько в оказании им социальной помощи, решении вопросов ресоциализации и социальной реабилитации.

Часто изменяющиеся условия жизни, специфика данной социально незащищённой категории женщин, а также проблемы, возникающие после их освобождения из мест лишения свободы, актуализируют необходимость создания специализированных центров социальной реабилитации для женщин, освобождённых из мест лишения свободы, ведающих их трудовым и бытовым устройством. Из анализа данных проведённого нами опроса, 85% осужденных женщин считают необходимым создание таких учреждений.

Многие страны имеют опыт оказания постпенитенциарной помощи освобождающимся из исправительных учреждений. Так, в Канаде организованы специальные ресоциализационные Центры – «гостиницы на полпути», которые представляют своеобразные общественные пункты для освобождённых осужденных. Эти пункты расположены в центре городов, и осужденные направляются туда до их освобождения. Пользуясь пунктом в качестве базы, они имеют возможность поиска работы, продолжения своего образования и развития позитивных      связей.

Ресоциализация женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы и нуждающихся в помощи, должна проходить преимущественно в русле «предоставления возможностей». Создание и функционирование подобных центров социальной реабилитации осужденных женщин помогло бы решить данной категории женщин часть проблем, возникших с их освобождением и, в свою очередь, сократить рост рецидивной преступности среди женщин. На наш взгляд, представляется целесообразным продумать вопрос об изыскании возможностей создания центров социальной реабилитации для лиц, нуждающихся в социальной помощи после освобождения, при каждой исправительной колонии, за пределами охраняемой зоны.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации лишь в общей форме закрепляет права лиц, освобождённых от наказания в виде лишения свободы, на определённые виды необходимой социальной помощи. Уголовно-исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено соответствующими федеральными законами (например, есть проект Закона Российской Федерации «О социальной адаптации освобождённых из мест лишения свободы»). Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается, прежде всего, отсутствием необходимых экономических условий. Также важно отметить, что законодательство не предусматривает отдельной регламентации вопросов трудового и бытового устройства осужденных женщин. Изложенное позволяет сделать вывод, что существующая система правового регулирования и сложившаяся практика трудового и бытового устройства женщин, освобождённых из мест заключения, как важных факторов их успешной ресоциализации, не обеспечивает полной реализации ими своих конституционных прав на труд, жильё, охрану здоровья, защиту интересов семьи. Очевидна необходимость создания чёткой нормативной базы, регламентировавшей эти основные вопросы.

Список литературы и нормативные документы

 

1. Болтков С. Социальной реабилитации отбывших наказание – новый импульс// Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 3.

2. Горяинов П. Чем встретит их свобода?// Преступление и наказание. 1998. № 8.

3. Долженкова Г. Пенсионное обеспечение осужденных// Преступление и наказание. 2000. № 5.

4. Михлин А. С., Потёмкина А. Т. Освобождение от наказания: права, обязанности, трудовое и бытовое устройство: Учебное пособие. Хабаровск,1989.

5. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными. Приняты 30 августа 1955 г.// Содержание под стражей: Сборник нормативных актов и документов. М., 1996.

6. Потёмкина А. Т. Ресоциализация отбывших уголовное наказание как социально-правовая проблема// Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание. М., 1992.

7. Пресс-служба ГУИН Минюста России по Красноярскому краю. Работают в одном направлении // Преступление и наказание. 2000. № 4.

8. Степанова И., Явчуновская Г. Профилактика женской преступности// Преступление и наказание. 2000. № 8.

9. Трубников В. М. Социальная адаптация и трудоустройство освобождённых от отбывания наказания// Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание. М., 1992.

 

Ф. Пеннингс*, Е.И. Петрова**

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО СТАРОСТИ

В НИДЕРЛАНДАХ

 

Система социального обеспечения в Нидерландах, весьма благополучной экономической державы мира, представляет, на наш взгляд, интерес для российского общества. Особого внимания заслуживают такие ее стороны, как массовый охват населения базовыми государственными пенсиями, правила определения их размеров, постоянное совершенствование системы пенсионного обеспечения в соответствии с изменениями экономической и демографической ситуации в стране.

Концепция социального обеспечения Нидерландов предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества. Достигается это совместными действиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице Министерства социальных дел и занятости [5].  Особое значение придается поддержанию баланса между затратами общества и каждого гражданина с тем, чтобы уровень социального обеспечения соотносился со средним заработком работающего населения. Сегодня голландцы ощущают себя достаточно защищенными людьми в социальном плане. Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения приходятся на выплату пенсий, в том числе пенсий по старости. Начиная с середины 1980-х годов, осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы, которая достаточно сложна и многослойна.

Политика пенсионного обеспечения по старости в Нидерландах имеет три следующие цели:

1) обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пенсию на уровне минимального размера как защиту от бедности при наступлении старости;

2) предоставление гарантированного дохода после завершения трудовой деятельности, размер которого обычно составляет определенную сумму, пропорционально сумме заработка, выплачиваемого непосредственно перед выходом на пенсию;

3) предоставить возможность каждому гражданину покупать различного рода услуги по социальному обеспечению, что достигается с помощью благоприятных условий налогообложения в случае добровольного страхования жизни и здоровья, в том числе от такого социального риска, как старость.

Три цели пенсионной политики в Нидерландах привели к образованию трех уровней в системе пенсионного обеспечения.

 Первый уровень - базовая пенсия по старости - предусматривает возможность выхода на пенсию в возрасте 65 лет для каждого жителя этой страны. Этот уровень пенсионного обеспечения является универсальным и призван предоставить гражданину выраженный в денежной форме социальный минимум, необходимый для жизни. Правила назначения базовых пенсий закреплены Всеобщим законом о пенсиях по старости (Algemene Ouderdomswet), принятым в 1957 году [1, с.65]. Человек имеет право на базовую пенсию при условии, если он был застрахован в возрасте от 15 до 65 лет (то есть в течение пятидесяти лет). Финансирование пенсий осуществляется Банком социального страхования за счет обязательных взносов из зарплаты работающих по найму либо из дохода лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.  Размер ежемесячной базовой пенсии зависит от минимальной заработной платы в стране, а также от семейного положения получателя. Например, в случае пенсионного обеспечения супружеской пары, он составляет 50% минимальной заработной платы, установленной в стране, для каждого супруга, а именно: 1.162. 27 NLG (527 ?). Для одиноко проживающих граждан размер пенсии увеличивается на 20 % и составляет, таким образом, 70% минимальной заработной платы в месяц или 1.684.70 NLG     (764 ?) [4, с.304]. Однако Всеобщий закон 1957 года предусматривает понижение указанных размеров базовой пенсии на 2% за каждый год, когда гражданин не был охвачен пенсионным страхованием. Следовательно, продолжительность периода страхования также влияет на размер пенсии по старости, назначаемой в рамках первого уровня пенсионной системы.

Заметим, что голландское законодательство не устанавливает дифференциацию возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от пола человека. Объясняется это применением принципа равенства мужчин и женщин в сфере социального обеспечения, закрепленного в директивах Европейского Союза, членом которого являются Нидерланды. Речь идет о Директиве Совета ЕС № 79/7 от 19 декабря 1978 года «О применении принципа равенства мужчин и женщин в сфере социальной защиты» и о Директиве Совета ЕС № 86/378 от 24 июля 1986 г. «О применении принципа равенства мужчин и женщин в профессиональных регламентах о социальном обеспечении» [2, с.245].

Второй уровень пенсионного обеспечения по возрасту предусматривает выплату дополнительных пенсий, которые подразделяются на две категории. Первая включает установленные законодательством специальные схемы пенсионного обеспечения государственных служащих и военнослужащих страны за счет специально созданного для этого фонда. Другая категория дополнительных пенсий устанавливается в рамках социального партнерства между работниками и работодателями отрасли, либо отдельного предприятия. В таком случае правила пенсионного обеспечения регулируются гражданским законодательством, законодательством о пенсиях и пенсионных фондах (например, Закон о пенсионных и сберегательных фондах 1954 года), а также коллективными соглашениями [3, с.4]. Роль государства при этом в основном ограничивается установлением общих положений, направленных на защиту работника. Например, Министерство социальных дел и занятости по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри определенной отрасли стать участником системы дополнительного пенсионного обеспечения, которая в таком случае будет носить обязательный характер. В настоящее время почти 90 % работающего населения страны охвачено такой системой пенсионного обеспечения [6, с



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Распределение по полу отношения к полезности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Распределение по полу отношения к полезности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)