Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начало проникновения социалистических идей в Японию



2020-03-17 237 Обсуждений (0)
Начало проникновения социалистических идей в Японию 0.00 из 5.00 0 оценок




Проникновение первых социалистических идей в Японию было тесно связано с так называемым движением «За свободу и народные права» (自由民権運動- «дзию: минкэн ундо:»), развернувшегося в стране вскоре после событий 1968 года. Несмотря на то, что это движение по своей сути было либеральным, оно было поддержано самыми широкими слоями буржуазии (в том числе и мелкой) и интеллигенции. Именно эта особенность и позволила первым социалистическим теориям, мелкобуржуазного, с марксистско-ленинской точки зрения, толка, проникнуть в Японию.

Социалистическое движение Японии 70-х – 80-х годов характеризовалось господством идей мелкобуржуазного и социалистического толка, влияние которых в Европе с распространением марксизма уже стремительно падало. К таким идеям относятся теории Т.Мора, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, П. Прудона, Ф. Лассаля, Л. Блана.[1] Эта отсталость была обусловлена объективными факторами, и прежде всего – степенью развития капитализма. Следует учитывать, что в Европе эти идеи возникали именно в тот период, когда пролетариат, промышленность и капиталистические отношения в целом находились на той же ступени развития, что и в Японии в этот исторический период. Этим же было и обусловлено то, что наибольшее влияние получили те идеи, которые выдвигали крестьян и их борьбу как авангард социальных преобразований общества, что также было характерно для начального периода распространения социализма в Японии.[2]

В социалистическом движении Японии последней трети XIX века можно выделить несколько основных течений. Первое – это утопический социализм мелкой буржуазии и деревни, выражавший протест против разорения этих слоёв в процессе капиталистического развития. Основным деятелем этого направления можно считать Таруи Токити (樽井藤吉), создавшего уравнительную теорию «Киндэнрон» (金殿論).[3] Второе течение – это так называемых «христианский социализм», сторонники которого концентрировались вокруг журнала «Рикуго дзасси» (六合雑誌 – «Всемирное обозрение»). Третье – это «государственный социализм», привезённый в Японию из Германии вместе со многими реформами, проводимыми по прусскому образцу. И четвёртое социалистическое течение, довольно сильно повлиявшее на японцев – это русское народничество.

Главным органом, освещавшим все эти четыре течения, стал журнал «Комумин-но том» (国民の友 – «Друг народа»), начавший выходить в 1887 году. Хотя он не последовательно не придерживался определённой позиции, а всего лишь знакомил читателей с социалистическими идеями самого разного толка, его влияние сложно недооценить. Вопросы, поднимавшиеся в нём, были чрезвычайно актуальны для простого японского народа, и поэтому находили в нём самый живой отклик. Из него же японцы и впервые узнали об идеях Карла Маркса.[4]

Таким образом, в 80-х годах XIX века в Японии начали возникать первые социалистические объединения кружки. Одной из первых крупных организаций подобного рода стала появившаяся в 1882 году «Восточная социальная (социалистическая) партия» (東洋社会党 – «то:ё: сякайто:»). Партия не ставила перед собой революционных целей и вообще имела довольно-таки расплывчатые принципы [5], однако сразу же после созыва была запрещена властями, а её руководитель Таруи Такити был приговорён к тюремному заключению.

Однако один за другим всё же стали возникать социалистические объединения, ставившие своей целью изучение социальных проблем, поиском образцов путей их решения и социалистических идей. Наиболее важной представляется «Сякай мондай кэнкюкай» (社会問題研究会 – “сякай мондай кэнкю:кай»), созданная в 1890 году. [6] Сакаи Юсабуро (堺勇三郎), являвшийся зарубежным корреспондентом журнала «Кокумин-но том», неофициально представлял именно это объединение на Брюссельском конгрессе Второго Интернационала в 1892 году.

Вторая половина 90-х годов также ознаменовалась появлением первых крупных профсоюзных объединений в стране – процесс, в который и влился по возвращении на родину Катаяма Сэн. Центральную роль в этом играла деятельность «Отважного общества рабочих» (職工義勇会 – «сёкко гиюкай»), созданного в 1897 году журналистом Такано Фусатаро (高野房太郎), что стало важнейшим шагом на пути объединения рабочего класса Японии. Программа этого общества была чётко изложена в «Обращении к товарищам рабочим» (職工諸君に様子 – «сёкко сёкун-ни ёсу»), с опубликования которого и началась его деятельность.[7] В нём говорилось о том, что самым действенным и мощным оружием в руках пролетариата в борьба за улучшение своего как финансового, так и политического положения являются профсоюзы, и всячески призывало к их созданию.

Однако, необходимо отметить, что руководитель «Отважного общества рабочих» и автор этой листовки, Такано Фусатаро, долгое время провёл в США и являлся сторонником тех идей легального, государственного социализма, которые в марксистской науке именуются тред-юнионизмом. Он отнюдь не призывал к радикальным, революционным действиям, отдавая предпочтение мирным, постепенным реформам.[8] Несмотря на это, необходимость создания единого профсоюзного центра была столь явной, что идеи этого движения нашли очень сильную поддержку среди всех тогдашних социалистов, даже тех из них, которые придерживались наиболее левых взглядов – таких, например, как и Катаяма Сэн. Он тоже, наряду с руководителями «Сёкко гиюкай», выступал на собрании, на котором ещё раз был подчёркнута необходимость создания единого центра содействия профсоюзов.

Вскоре было принято решение о создании такого центра путём реорганизации «Сёкко гиюкай» в «Общество содействия организации профсоюзов» (労働組合既成会 – «Ро:до: кумиай кисэйкай»), в состав которого вошли как старое руководство организации во главе с Такано Фусатаро, так и приверженцы более радикальных взглядов, такие как Катаяма Сэн и другие. Почти сразу же в новое общество вступили металлисты из Токио и Симабаси, а рабочие деревообрабатывающей промышленности и шахтёры. Целью общества была всесторонняя помощь в создании профсоюзов и других независимых рабочих объединений, поддержка уже созданных, а также пропаганда своих идей в среде рабочих.

Для этого в конце 1897 года им и был создан выходивший дважды в месяц журнал «Рабочий мир» (労働世界 – «родо сэкай»), главным редактором которого стал Катаяма Сэн (именно там он впервые ввёл колонку на английском языке, ставшую впоследствии традиционной для всех печатных органов социалистической направленности).[9] Совсем скоро этот журнал стал главным, общепризнанным органом рабочего движения Японии. Однако, будучи изначально лишь печатным органом «Общества содействия организации профсоюзов», «Ро:до: сэкай» стал со временем публиковать материалы всё более радикального характера. В середине следующего года в нём уже можно было встретить довольно-таки прямую и открытую пропаганду социалистических идей.

Также этой организацией проводились многочисленные митинги и демонстрации, организовывалось чтение лекций для рабочих прямо на заводах.

Практическим результатом всей этой деятельности стало создание при активной поддержке «Общества содействия организации рабочих» 1 декабря 1897 первого крупного объединения японских рабочих – союза металлистов. В состав его руководства были избраны как Катаяма Сэн, так и не отступавшийся от своих идей Такано Фусатаро. К тому же, в него вошли более тысячи рабочих, ранее состоявших в «Ро:до: кумиай кисэйкай».[10]

Следующим видным шагом Катаяма Сэн было создание весной 1897 года «Общества изучения социальных проблем» (社会問題研究会 – «сякай мондай кэнкю:кай»). Исключительная важность значения этой организации (просуществовавшей сравнительно недолго и не имевшей широкого влияния на массы) для настоящей работы состоит в том, что несмотря на то, что все его члены разделяли в той или иной мере социалистические идеи, именно во время его деятельности проявились первые существенные разногласия в лагере передовых деятелей социалистического движения Японии.

Ещё одной организацией, созданной в Токио под его руководством, стал так называемый «Кингсли-холл». Это было прежде всего не пропагандистское, а благотворительно-просветительское общество, в состав которого вошло множество иностранных миссионеров, благодаря заграничным связям которых и поддерживалась его деятельность. Однако разногласия между Катаяма Сэн и миссионерами всё усиливались и в конечном итоге он был вынужден порвать все связи и прекратить сотрудничество с ними.[11] Так, независимо от иностранной финансовой помощи, он создал при «Кингсли-холле» кружок по изучению социалистических учений, в котором сам и выступал с набиравшими всё большую популярность лекциями.

В 1898 году «Обществу содействия организации профсоюзов» удалось организовать впервые в Японии празднование Первого мая. Запланированная демонстрация была запрещена полицией, однако 800 членам общества во главе с Катаяма Сэн удалось собраться под предлогом торжества по случаю 30-летнего юбилея со дня перенесения столицы их Киото в Токио.

 Но первым реальным результатом деятельности «Общества содействия организации профсоюзов» в отношении рабочего вопроса в целом стало поднятие, а затем и активнейшее участие в кампании против проекта нового фабричного законодательства, выдвинутого Ито Хиробуми, который в итоге не был принят. 

18 октября было создано ещё одно, намного более крупный и организованный кружок ознакомления с социалистическими идеями: «Общество изучения социализма» (社会主義研究会 – «сякайсюги кэнкю:кай»), впоследствии переименованной в «Социалистическую ассоциацию» (社会主義協会 – «сякайсюги кё:кай»). В его состав вошли как Катаяма Сэн и его будущие соратники, такие как Каваками Киёси и Хираи Киндзо, так и ещё не заявивишй о себе Котоку Дэндзиро (Сюсуй) (幸徳秋水).[12] Общество изучало социалистическое учение как таковое, во всех его аспектах и направлениях: от утопического до анархистского, конечно же не оставляя без внимания и марксизм. В основном, деятельность общества сводилась к заседаниям, на которых члены выступали с различными докладами.

Как бы в противовес этому обществу, появлялись и другие кружки, значительного более правого толка. Примером таких объединений могут служить созданное в 1898 году профессорами Токийского императорского университета «Научное общество социальной политики» (社会政策学会 – «сякай сэйсаку гаккай») и издававшее журнал «Общество» (社会 – «сякай») «Исследовательское общество социологии» (社会学研究会 – «сякайгаку кэнкю:кай»).

Всё это проходило на фоне небывалого подъёма забастовочного движения. В 1898 году имели место от 43 трудовых конфликтов с участием около 6 тысяч человек (по официальным данным) до 58 конфликтов с участием почти 10 тысяч человек (по данным, собранным исследователем социалистического движения Японии Аоки Кодзи)[13]. Одним из самых мощных из них явилось выступление железнодорожников компании «Ниппон» на линии Токио – Аомори, которое длилось почти месяц при участии 400 машинистов и кочегаров. В итоге требования железнодорожников были удовлетворены, но власти запретили организацию, возглавившую забастовку. В ответ на это в апреле был создан уже полноценный союз железнодорожников. О его характере можно судить по тому, что уже к концу года количество его членов превысило тысячу человек, а в следующем был уже налажен выпуск целых двух его печатных органов. Тогда же было создано и третье крупное профсоюзное объединение, союз печатников (懇話会 – «конвакай»), которое, правда, просуществовало совсем не долго. [14]

Это было обусловлено тем, что несмотря на большие размеры союза (около 1 тысячи членов и филиалы во всех крупнейших городах страны), в нём наметилась чёткая дифференциация, образовались две группировки: социалистическая, возглавляемая Катаяма Сэн, и тред-юнионисткая, возглавляемая Такано Фусатаро, Симада Сабуро, а также членами «Научного общества социальной политики» во главе с Кувада Кумадзо. В результате усилившихся до предела трений союз в следующем году был распущен, и вместо него был создан новый союз печатников (活版工組合 – «каппанко кумиай»), в состав которого вошли лишь представители второй группировки.  

В этом же, 1899 году, продолжался процесс создания профсоюзных объединений. Сначала была создана лига кондукторов Токио, затем союзы штукатуров и поваров (тоже возглавленный Катаяма Сэн). В Иокогама был создан союз мебельщиков. Тогда же борьба схожих с вышеозначенными группировок разгорелась в союзе металлистов. Однако там верх удалось удержать Катаяма Сэн, после чего у курс организации стал значительно более чётким и определённым, что привело к значительному увеличению его размеров и влияния: тогда он считался наиболее продвинутым профсоюзом Японии.

 

 



2020-03-17 237 Обсуждений (0)
Начало проникновения социалистических идей в Японию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начало проникновения социалистических идей в Японию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)