Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социалистическое движение в начале XX века.



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Социалистическое движение в начале XX века. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социалистическая литература и антивоенная пропаганда в 1900 – 1905 годах

Основным методом пропагандистской деятельности социалистов, особенно после принятия «Закона об охране общественного порядка», когда организовывать митинги и демонстрации стало на порядок сложнее, была публицистика.

Первым крупным трудом, посвященным рабочему движению Японии, стала книга Ёкояма Гэнноскэ «Низшие слои в Японии» (日本の下層社会 – «нихон-но касо: сякай»), увидевшая свет в 1899 году. В ней автор рассматривал не только условия жизни и труда городских рабочих, но и крестьян-арендаторов. В том же году вышли две книги, дававшие обзор западных социалистических движений: «Социализм» (社会主義 – «сякайсюги») Мураи Томоёси и «Современный социализм» (近世社会主義 – «кинсэй сякайсюги») Фукуи Дзюдзо.

Следующим крупным исследованием рабочего движения Японии, но уже 90-х годо XIX века стала совместная работа Катаяма Сэн и Нисикава Кодзиро «Рабочее движение в Японии» (日本の労働運動 – «нихон-но ро:до: ундо:»). В том же году вышла книга последнего «Социалистические партии» (社会党 – «сякайто»), в которой уже были рассмотрены и идеи марксизма. Тогда же вышла в свет и первая книга Котоку Дэндзиро, которая тут же принесла ему известность – «Империализм – чудовище ХХ века» (二十世紀の怪物帝国主義 – «нидзю: сэйки-но кайбуцу – тэйкокусюги»).

1903 год считается наивысшей точкой расцвета социалистической литературы Японии. Вышли сразу две монументальные монографии Катаяма Сэн – «Мой социализм» (わが社会主義 – «вага сякайсюги») и «Муниципальный социализм» (都市社会主義 – «тоси сякайсюги»). Но гораздо более важной была одна из центральных работ во всей социалистической литературе Японии книга Котоку Дэндзиро «Сущность социализма» (社会主義神髄 – «сякайсюги синдзуй»), которая вышла в том же году. Это было первым произведением, полностью посвящённым марксистскому учению, при этом написанное опираясь почти целиком на первоисточники К. Маркса и Ф. Энгельса, причём не только на такие труды как «Капитал» и «Развитие социализма от утопии к науке», но и на «Манифест Коммунистической партии».[31]

В периодической печати тоже шла активная агитационная и пропагандистская деятельность. В октябре 1903 года Котоку Дэндзиро окончательно порвал с газетой «Ёродзу Тёхо», что очень сильно ударило по её репутации, как одного из самых распространённых левых органов печати. Как уже говорилось, суть его конфликта с главным редактором газеты Куроива Руйко заключалась в резко антимилитаристической позиции Котоку, в то время как большинство автором, работавших в газете, смотрели на войну, как на неизбежный процесс, который необходим во имя мира. Они же и выступили инициаторами проведения «шестяркой социалистических гэнро» целого ряда митингов и лекториев.

Уже в конце года Котоку было организовано «Общество простого народа» (平民社 – «хэйминся») и одновременно начато создание еженедельника «Хэймин симбун» (平民新聞), ставшей потом одним из центральных органов социалистической печати. В первом же её номере была опубликована декларация, во многом (частности, в провозглашении очень высоких, но совершенно не конкретных, идеалов) повторявшая манифест социалистической партии 1901 года.[32]

Газета была создана в условиях всё усиливающегося процесса милитаризации, за два с половиной месяца до начала русско-японской войны и с самых первых выпусков была в большой степени посвящена антивоенному движению и пропаганде. В своей критике шовинизма Котоку и его соратник, разделявший его взгляды ещё со времён совместной работы в «Ёродзу Тёхо», Сакаи Тосихико, не боялись выступать против даже таких непоколебимых, казалось бы, японских культурных традиций, как идеология бусидо. Нисколько не ослабла антимилитаристическая пропаганда газеты и после начала войны. [33]

Но и роль еженедельника в пропаганде социалистических идей не стоит недооценивать. Во многом этому способствовала публикация в нём статей таких деятелей, как Абэ Исоо, Киносита Наоэ и Катаяма Сэн.

Третьей заслугой «Хэймин симбун» было способствование укреплению международных пролетарских и социалистических связей. Печатались статьи об отношении II Интернационала (и в особенности, Социал-демократической партии Германии) к русско-японской войне, давались обзоры их заседаний и выступлений. [34] С другой стороны, активно выражалась взаимная солидарность с антивоенно настроенным русским пролетариатом, о чём свидетельствует обмен приветственными письмам с меньшевистской «Искрой», или, например опубликование обращений В. И. Ленина и других видных российских деятелей и распространение их и другой литературы социалистической направленности среди русских военнопленных.[35]

Однако наиболее значимыми публикациями газеты относятся рассказ-дневник Катаяма Сэн об Амстердамском конгрессе II Интернационала, на котором ему удалось побывать, и, конечно же, первый перевод «Манифеста Коммунистической партии», сделанного Котоку Сюсуй, который, несомненно, являлся знаковым произведением. [36]

Журнал «Рабочий мир», который с 1902 года назывался «Социализм» (社会主義 – «сякайсюги»), в свою очередь, продолжал быть центральным органом печати членов «Социалистической ассоциации», в котором печатались статьи о рабочем вопросе и профсоюзном движении с одной стороны, и теоретические исследования социализма (всё больше марксистского толка) – с другой.

Также, в апреле 1903 года начал выходить «Журнал гипотез» (仮定雑誌 – «катэй дзасси»). В нём опубликовали некоторые свои статьи Катаяма Сэн, Нисикава Кодзиро, Котоку Сюсуй (псевдоним, под которым уже тогда печатался Котоку Дэндзиро). Но журнал с самого начала определился не как популяризатор идей Маркса, публикую как Л. Толстого и П. Кропоткина, так и западного утопического социализма, например Беллами. Впоследствии, именно он станет центральным печатным органом деятелей, перешедших на сторону анархизма.

В целом, первые годы ХХ века можно смело назвать пиком развития пропагандистской деятельности и распространения социалистических идей в Японии рассматриваемого в данной работе периода. 

  

 

Японские социалисты и VI (Амстердамский) конгресс II Интернационала

Первой попыткой налаживания реальных связей с международным социалистическим движением в лице II Интернационала была предпринята, как уже отмечалось, в 1900 году, когда, «Социалистическая ассоциация» приняла решение отправить Мураи Томоёси делегатом от Японии на Парижский конгресс, что не было осуществлено ввиду финансовых трудностей. Однако, письмо, посланное туда Катаяма Сэн от имени всего социалистического движения Японии, имело довольно тёплый отклик и он был принят в Международное социалистическое бюро (МСБ) представителем от страны восходящего солнца. 

Вторым шагом по налаживанию таких связей было участие Густава Экштейна в работе первого общеяпонского съезда социалистов, о котором тоже уже говорилось выше. На нём так же и была сформулирована резолюция о делегировании Катаяма Сэн, как самого известного в мире представителя японского социалистического движения, на Амстердамский конгресс II Интернационала. Эта резолюция была в 1903 году подтверждена «Социалистической ассоциацией».

В конце того же года Катаяма Сэн уже отправился в Амсетрдам, но сначала побывал с агитационной поездкой среди японских эмигрантов в крупнейших промышленных городах США: Ванкувере, Чикаго, Сиэтле, Портленде, Сан-Франзиско, Лос-Анджелесе, Хьюстоне. Она была довольно успешной, и при его участии в Чикаго была даже создана социалистическая партия японцев этого города.[37]

В августе 1904 года он уже прибыл в Амстердам, где и принял участие в своём первом съезде Международного социалистического бюро, посвящённого организационным вопросам, связанным с предстоящим конгрессом.

И уже в первый его день произошло одно из самых ярких событий в проявлении международной солидарности трудящихся за всю историю международного социалистического движения. Когда председательствовавший делегат Голландии Ван Коль во вступительной речи приветствовал делегатов из самых отдалённых уголков Земли, которые не смотря ни на что объединены одной целью, идеями и ведут общую со всем остальным миром борьбу с одним и тем же врагом, особо отметил он пролетариев Японии и России, которые смогли не поддаться шовинистским настроениям и несмотря на то, что между их государствами идёт кровопролитнейшая война, ничуть не разорвать связей между собой, а напротив, ещё сильнее укрепив своё взаимодействие в борьбе перед лицом общего врага – капитализма.[38] В этот момент Катаяма и Плеханов, представлявшие эти страны, встали и демонстративно обменялись крепкими рукопожатиями, что вызвало бурные продолжительные аплодисменты делегатов конгресса, которые стали ещё более восторженными, когда Ван Коль взял их руки в свои. Когда они уже собирались садиться, делегаты продолжили аплодировать с новой силой и Катаяма Сэн снова обменялся рукопожатием с Плехановым. Это не могло не оказать огромное впечатление не только на представителей всего социалистического движения, но и на всё мировое сообщество: это событие обсуждалось во всех центральных органах европейской и японской печати.[39]

Затем с приветственной речью выступил сам Катаяма Сэн. В ней он большое внимание уделил решимости борьбы организованной части рабочего класса Японии и месте японских социалистов в международном социалистическом сообществе и их решимости к борьбе. Так же он выразил особую симпатию русским социал-демократам, борющимся идущим рука об руку с японскими и Плеханову, как их представителю. Тот выступил с ответной речью.[40]

В последующие дни Катаяма Сэн поддержал выдвинутую французскими делегатами, но согласованную с ним, резолюцию протии русско-японской войны. Также, он поддержал Бебеля и его соратников, выступавших против вхождения социалистов в буржуазные правительства, мотивировав это тем, что и в Японии левое крыло социалистического движения резко противостоит правому. Наконец, он был одним из подписавших совместное заявление протеста в связи с выступлением секретаря МСБ Анселя, советовавшим представителям стран со слишком слабо развитой политической жизнью отказаться от подачи голоса по вопросу социалистической политике.[41] В конечном итоге, Катаяма вновь вошёл в Международное социалистическое бюро, как представитель от японских социалистов, что говорит о том, что его активная деятельность не осталась незамеченной.

Это так же оказало большое влияние на социалистическое движение в самой Японии, когда его представители осознали себя частью международного сообщества и начали ещё активнее вести агитационную деятельность. Это вызывало всё большую тревогу властей, и в ноябре 1904 года они запретили «Социалистическую ассоциацию».

 

 



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Социалистическое движение в начале XX века. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социалистическое движение в начале XX века.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)