Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ



2015-11-07 1348 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации

По выполнению курсовых работ по ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров

МДК02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы Специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Ульяновск

Г

Одобрено методической комиссией отделения экономики, управления   Протокол № ______от _______ Председатель__________Л.В.Черняева   Составлена в соответствии с требованиями к содержанию ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Заместитель директора по учебной работе _______________________Ю.Ю.Бесова «___»__________20___г.  

Авторы - разработчики:

 

О.В.Рачковская, преподаватель ОГБОУ СПО УТПиТ высшей категории,

Хлебникова Е.А.преподаватель ОГБОУ СПО УТПиТ , 2015,-с.41

Пособие предназначено для обучающихся по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

В нём изложены цель, задачи, структура, порядок выполнения и оформления курсовой работы по МДК02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы .

Методические указания предназначены для практической помощи обучающимся при выполнении и подготовке к защите курсовой работы.

 

 

 

ОГБОУ СПО Ульяновский техникум питания и торговли, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения по курсовой работе

2.Характеристика структурных элементов курсовой работы

3.Методические рекомендации по оформлению текста курсовой работы

4. Критерии оценки курсовой работы

5. Список рекомендуемой литературы

Приложения

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы составлены в соответствии с требованиями ФГОС в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Целями курсовой работы являются:

- более глубокое овладение знаниями;

- формирование умений осуществлять поиск, обобщать, анализировать необходимую информацию;

- привитие интереса к исследовательской деятельности;

- формирование умений самостоятельной работы;

- овладение умениями последовательного обоснованного изложения своих мыслей;

- выработка умений анализировать сложные явления.

Выполнение курсовой работы направлено на приобретение обучающимися практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК):

Таблица 1.

Формируемые компетенции ВПД: организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров

Код Наименование результата обучения
ПК 2.1 Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности
ПК 2.2 Организовывать и проводить оценку качества товаров
ПК 2.3 Выполнять задание эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы
ОК -1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК - 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК -3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК -4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК -5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК -6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством , потребителями
ОК - 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК - 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК - 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК - 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей ).

При выполнении курсовой работы необходимо широко использовать теоретические знания и материалы практической деятельности местных торговых организаций и предприятий. Работы, выполненные только на основе литературных источников, возвращаются студентам на доработку.

Начальным этапом выполнения курсовой работы является выбор темы. Следующий этап в выполнении курсовой работы - составление плана. Обучающимся предлагается примерный план курсовой работы. Обучающийся может воспользоваться рекомендованным планом, может изменить, дополнить его или предложить план, составленный самостоятельно, который следует согласовать с руководителем курсовой работы.

Выбрав тему и составив план курсовой работы, обучающийся приступает к подбору литературы: изучает обязательный программный материал, дополнительную, новую литературу, ресурсы Интернет, учебные пособия в библиотеках и книжных магазинах города.

Изложение материала курсовой работы должно носить проблемный характер.

Кроме того, при написании курсовой работы следует активно использовать региональный компонент, привлекая для сравнения и анализа официальные материалы по вопросам развития торговли Ульяновской области.

Общими требованиями к курсовой работе являются:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- убедительность аргументов;

- краткость и четкость формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотность оформления.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна содержать следующие обязательные составные части:

1) Задание

2) Титульный лист

3) Оглавление

4) Введение

5) Основная часть (2 главы)

6) Заключение

7) Список использованных источников

8) Приложения (бланки документов)

Таблица 2. Структура и объём курсовой работы

Наименование разделов Объем в страницах
Введение 1-2
Теоретическая часть (1 глава) 10-12
Практическая часть (2 глава) 12-18
Заключение 1-2
Список использованных источников не менее 20 источников
Итого 30-35
Приложения в соответствии с темой

 

Во введении обучающийся обязательно должен обосновать актуальность избранной темы курсовой работы.Для этого следует показать суть проблемной ситуации, с которой сталкиваются торговые предприятия в условиях формирования рыночной экономики, из чего будет видна важность темы курсового исследования. При этом можно использовать региональный компонент, материалы периодической печати и научных дискуссий. Затем определяется цель работы с указанием конкретных взаимосвязанных задач, подлежащих решению в процессе выполнения курсовой работы. При этом можно использовать следующие фразы: «Цель курсовой работы состоит в обобщении теоретических вопросов… и разработке плановых показателей…, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- изучить теоретические и методические основы…

- определить факторы, влияющие на качество…

- изложить сущность методов …

- охарактеризовать методические подходы к обоснованию …

- разработать пути повышения качества … для конкретного торгового предприятия

- определить направления повышения эффективности…»

Таким образом, задачи курсовой работы обычно перечисляются (изучить …, описать…, установить…, выяснить… и т.д.).

Далее во введении формулируются объект и предмет исследования.Объектом исследования является конкретное предприятие, а предмет исследования определяется в названии темы курсовой работы.

Затем определяется информационная база курсового исследования,которая объединяет материалы предприятия, документы статистической отчетности. Следует грамотно перечислять наименования использованных документов.

Далее указываются использованныеобучающимся методы исследования. Например: «В процесс выполнения курсовой работы для решения поставленных вопросов применены различные приемы и методы исследований: монографический, логический, статистический, аналитический, расчетно-конструктивный, метод технико-экономических расчетов и т.д.».

Заключительным элементом введения может быть краткая характеристика структуры работы.Например: «Курсовая работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованных источников в количестве…, приложение в количестве….. Работа выполнена на … страницах печатного текста».

Курсовая работа должна содержать 2 главы, каждая из которых в свою очередь делится на параграфы.

Глава 1 работы носит общетеоретический характер и представляет собой обзор и оценку литературных источников по теме работы (законодательные и нормативные акты, официальные документы, монографии, статьи, учебные пособия). Следует делать обязательные ссылки на источник информации, указывая в конце цитаты в квадратных скобках номер источника литературы и той станицы, на которой содержится цитируемая фраза.

В литературном обзоре при изучении анализа состояния рынка конкретной группы товаров, прежде всего, обращают внимание на объемы продукции, выпускаемой отраслью за ряд лет, проблемы научно-технического развития, проблемы улучшения качества, развитие сырьевой базы отрасли, изменения в размещении ее предприятий.

 

Из требований к качеству товаров рассматриваются функциональные, эргономические (в том числе и гигиенические), эстетические, требования к надежности и другие. При этом студент, должен помнить, что изделия будут всегда отвечать всем требованиям лишь при наличии у них соответствующих потребительских свойств.

 

Анализ факторов, формирующих качество и конкурентоспособность товаров, нужно начинать с их перечисления, а затем и характеристики влияния каждого в отдельности (исходных материалов, конструирования, расходов на транспорт, ремонт, эксплуатацию и др.). О свойствах сырья и особенностях отдельных операций производства здесь можно говорить лишь с точки зрения их влияния на качество рассматриваемой группы товаров. Ответ нельзя подменять подробной характеристикой исходных материалов и технических операций производства.

 

Как известно, показателем качества является количественная характеристика свойства, учитываемая при оценке качества изделия.

 

В ответе на этот вопрос надо по действующим стандартам установить перечень показателей качества изучаемой группы товаров. Обратите внимание и выпишите в отдельные группы показатели безопасности потребления, учитываемые при обязательной сертификации продукции, и показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции. Раскрыть сущность каждого показателя качества и его значение при оценке качества и экспертизе изделий, а затем рассказать о методике определения характеризуемого показателя. Таким образом, здесь будет идти речь не только о показателях качества, но и об измерительных, экспертных, органолептических и социологических методах их оценки, разработке программ для ЭВМ, проведении комплексной экспертизы, товарной, ассортиментной, документальной.

 

Методы лабораторных (измерительных) испытаний товаров изложены в действующих стандартах или технических условиях на соответствующие виды продукции. Не переписывая стандарты, надо кратко описать сущность каждого метода определения показателей качества.

 

Экспертные методы широко применяют для оценки художественно-эстетических показателей качества товаров.

 

Сортность (годность, исправность) товаров определяется органолептическим методом в соответствии с действующей нормативной документацией. Изучив НД (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ и др. документы), необходимо указать принципы и системы сортировки данной группы товаров, дать классификацию и перечислить (в качестве примера) недопустимые и допустимые дефекты. Для тех товаров, которые на сорта не делятся (мебель, холодильники, радиоприемники), нужно рассмотреть порядок качественной приемки товаров в соответствии с действующими стандартами, инструкциями и положениями.

 

Глава 2 работы носит практический, проектный, расчетно-конструктивный характер. Практическая часть курсовой работы начинается с объектов исследования. Многие часто повторяющиеся сведения о характеризуемых образцах товаров (конструктивных узлах фотоаппаратуры, параметрах радиоаппаратуры, технике - экономических показателях электробытовых машин и т.д.) можно представить в таблицах. Основные данные о рассматриваемых образцах можно получить путем их личного изучения в торговом предприятии (магазине, складе). Кроме того, в этом плане многое может дать сопроводительная документация (руководство или инструкция по эксплуатации), отраслевые журналы и экспресс - информация.

Ответы по объектам исследования рассматриваемой группы товаров иллюстрируются фотографиями, рисунками, а при возможности натуральными образцами исходных материалов (кожи, тканей, трикотажа, древесины, лаков, красок, и т.д.).

 

Анализ качества товаров, прежде всего, может быть проведен по результатам анализа актов о приемке по качеству за последние два-три года, анализа имеющихся сертификатов.

 

В любом торговом предприятии (магазине, складе, базе), где проводится систематический контроль качества продукции, имеются акты приемки товаров по качеству (акты о ненадлежащем качестве продукции), анализ содержания которых позволяет сделать выводы о фактическом качестве продукции отдельных поставщиков-изготовителей. Результаты анализа актов приемки товаров по качеству лучше всего свести в таблицу, где указать:

 

а) наименование изделия;

 

б) изготовителя;

 

в) номер и дату документа;

 

г) количество поступившего по счету товара рассматриваемой группы

 

(число товарных единиц или сумму каждой разновидности);

 

д) количество проверенного товара;

 

е) процент проверенного товара к поступлению;

 

ж) количество товара, переведенного в пониженный сорт или брак;

 

з) процент товара, переведенного в пониженный сорт или брак к проверенному количеству);

 

и) причины перевода в пониженный сорт или брак (дефекты, неисправности и т.д.)

Все данные из актов, сведенные в таблицу, позволяют более наглядно представить общую картину о качестве товаров разных производителей, допускаемых ими нарушениях технологии производства, наиболее характерных для каждого из дефектов (неисправностях) продукции и причинах их возникновения и т.д.

Личная приемка товаров по качеству (в составе комиссии) производится в соответствии с действующей нормативной документацией (стандартами и техническими условиями). При оформлении результатов личной приемки товаров необходимо привести все фактические сведения о поступившей партии (номер и дату счета, наименование изготовителя, наименование товара, сорт и количество каждого вида изделий), перечислить все обнаруженные в изделиях дефекты, указать, где они допускаются (сделать ссылки на соответствующие параграфы или пункты стандартов) и в каком количестве изделий они обнаружены. В заключение качественной приемки подводят ее итоги: указывается количество изделий, соответствующих установленному на предприятии сорту, переведенных в пониженный сорт или брак.

В процессе выполнения работы обучающийся должен лично проверить качество продукции не менее трех поставщиков-изготовителей разными методами.

Процесс приемки товаров по качеству необходимо показать подробно на примере одной партии товаров (и на эту же партию составить акт разбраковки), а результаты приемки остальных партий товаров можно пред ставить в таблице, содержание которой примерно такое же, как и при анализе актов разбраковки за последние 2-3 года.

Анализ материалов личной приемки товаров по качеству позволяет выявить наиболее характерные дефекты (или неисправности ) продукции от дельных изготовителей, степень нарушения технологии производства на предприятиях.

Лабораторные (измерительные) методы оценки потребительских свойств товаров позволяют установить численные значения основных ( объективных ) показателей и сравнить их с нормами стандартов или технических условий. При этом можно выявить нарушения в качестве сырья, производства, транспортирования и хранения изделий.

Средние значения используемых показателей качества устанавливаются после испытания необходимого количества образцов, число которых регламентируется соответствующей нормативной документацией.

 

Результаты лабораторных испытаний должны иметь математико-статистическую обработку .

 

Определение показателей качества лабораторным методом позволяет не только проверить соответствие продукции (товара) требованиям стандартов, но и установить определенные связи и закономерности. Например, при исследовании хлопчатобумажных тканей можно проследить влияние раз личных пропиток на такие свойства тканей, как несминаемость, воздухо - и паропроницаемость и др.

 

Кроме этого, необходимо провести оценку конкурентоспособности и рассмотреть вопросы ее прогнозирования, а в некоторых случаях следует использовать программы для ЭВМ по оценке конкурентоспособности, сформулировать пути ее повышения.

 

Для отдельных товаров при оценке качества возможно использование методов социологического исследования (метод наблюдения, опроса, почтовый, интервьюирования, экспертной оценки).

 

У некоторых технически сложных товаров (электронных бытовых) определить показатели качества лабораторными (измерительными) методами не всегда представляется возможным, поэтому для этих товаров (радиоаппаратура, холодильники, стиральные машины и т.д.) вместо лабораторных испытаний проводится анализ материалов гарантийной мастерской. Цель такого анализа выявить наиболее распространенные и характерные неисправности (недостатки, присущие продукции отдельных заводов). Для многих групп непродовольственных товаров конкретная номенклатура потребительских свойств не установлена. Здесь студент может проявить свою самостоятельность. Для выявления номенклатуры потребительских свойств можно произвести опрос экспертов, связанных с производством, реализацией и эксплуатацией товаров изучаемой группы. Выявив номенклатуру потребительских свойств изучаемой группы товаров, можно приступить к их комплексной оценке экспертным методом.

 

В работе также необходимо изучить материалы по соблюдению Законов РФ «О защите прав потребителей», о роли сертификации и стандартизации в обеспечении качества, безопасности и конкурентоспособности потребительских организовать и провести экспертную оценку в полном объеме очень сложно, поэтому студент в процессе работы берет на себя функцию рабочей группы и единственного эксперта комиссии. Результаты такой оценки могут быть субъективными, но в данном случае важны не только конечные результаты оценки, но и умение студента логически обосновывать эти результаты.

 

При наличии отраслевых методик по комплексной экспертизе качества можно воспользоваться этими документами для выполнения завершающего этапа работы-оценки потребительских свойств, но при этом всегда надо помнить, что в них часто предусматривается оценка лишь некоторых потребительских свойств.

Во второй главе должны описываться результаты проведенного исследования и возможные направления повышения эффективности работы предприятия по исследуемой теме.

Именно разработка таких предложений и рекомендаций будет свидетельствовать о практической значимости курсовой работы.

Обязательным для курсовой работы является логическая взаимосвязь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

В заключении обучающийся должен показать, как выполнены те цели и задачи, которые поставлены перед курсовой работой во введении.

В заключении логически последовательно излагаются выводы и предложения, к которым пришел обучающийся в результате курсового исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.

Выводы и предложения пишутся в виде тезисов, по пунктам, и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному комплексному исследованию представленной темы, а также по всем предлагаемым направлением ее совершенствования в конкретном предприятии. Таким образом, в заключении формулируются краткие выводы по каждой из двух глав курсовой работы.

Библиографический список – это элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из частей курсовой работы и отражает самостоятельную творческую работу обучающегося.

Список использованных источников в курсовой работе необходимо приводить в алфавитном порядке. При этом по каждому источнику отражаются фамилия и инициалы автора, полный заголовок книги или статьи, место издания, наименование издательства, год издания и нумерации страниц.

Рекомендации по оформлению списка использованных источников.

В описание книги должны входить:

- фамилия и инициалы автора;

- полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, после двоеточия, в скобках и т.п.);

- после косой черты- данные о переводчике (если это перевод с иностранного языка) или о редакторе (если книга написана коллективом авторов);

- после тире - название города, в котором издана книга;

- после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило;

- после запятой - год издания;

- после точки и тире - количество страниц.

Например:

Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. Учебник. – М.: Дашков и К, 2009.

Список использованных источников должен составляться единообразно, нумерация делается сплошной от первого до последнего названия.

В курсовой работе обязательно должны быть приложения. Они содержат справочный, вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст.

 



2015-11-07 1348 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)